Профилактика травматизма.Правила оказания первой медицинской помощи на уроках физической культуры.
Тема: «Профилактика травматизма. Правила оказания первой помощи на уроках физической культуры».
СадковскаяИрина
Викторовна,
преподаватель физической культуры
МБОУ лицея №1 г.ВолжскогоВолгоградской области
Введение
Высокий уровень травматизма всегда вызывает тревогу, поэтому очень важно уметь предупредить травму, а урок физической культуры самый травм опасный урок в школе. Физическая культура в школе призвана повысить культуру здоровья учащегося, повлиять на оздоровление его стиля жизни и создать условия для более эффективного развития юного организма. Стоит обратить особое внимание на то, что стиль жизни ребенка формируется в семье. Для предупреждения травм учащихся, родителям необходимо знать состояние здоровья своего ребенка в день проведения урока, обеспечить его спортивной одеждой и обувью, которые соответствуют данному уроку физической культуры.
На занятиях физической культурой школьники входят в группу риска, которая подвержена травматизму, т.к. урок физкультуры отличается от других высокой двигательной активностью занимающихся, с использованием различного спортивного оборудования, инвентаря.
Задача учителя физкультуры развивать у детей опорно- двигательный аппарат, укреплять костно -мышечную систему, как наиболее подверженную в детском возрасте травматизму, обратить внимание родителей на систему семейного воспитания по созданию условий для укрепления физической подготовленности детей.
Большое влияние имеет отношение родителей к уроку физической культуры, это не достаточно серьезное отношение к предмету к сожалению, в наше время это встречается все чаще. Родители мало уделяют внимания для полноценного физического развития ребенка, его двигательной активности, соответственно в школу такой ребенок приходит менее подготовленным, физическое состояние ребенка очень слабое, а это уже высокий уровень того, что такой ребенок наиболее подвержен травматизму.
Целью данной работы является овладение преподавателей по физической культуре необходимыми знаниями, его подхода к уроку, умения эффективно и грамотно вести урок, принести максимум пользы для здоровья учащихся и свести к минимуму несчастные случаи и травматизм в учебном процессе.
Профилактика детского травматизма, умение вовремя оказывать первую помощь- одна из важнейших задач современного общества, которая должна быть достигнута, в первую очередь, соблюдением техники безопасности на занятиях физической культуры.
Причины травматизма
Анализ научно-методической литературы позволил выделить следующие причины травматизма на уроках физической культуры:
-организационные недостатки при проведении занятий и соревнований. Нарушение инструкций и положений о проведении уроков физкультуры, соревнований.
-сдвоенные уроки (когда два класса разных возрастных групп занимаются в одном зале одновременно)
-несоответствие уровня физического развития и двигательной подготовленности;
-использование плохо сформированных умений и навыков в качестве средств развития физических способностей, что ведет к отвлечению внимания, учащихся от техники выполнения двигательного действия и, как следствие, к нарушению точности воспроизведения пространственных и временных параметров двигательного действия;
-невыполнение правил функциональной подготовки организма перед выполнением физических упражнений (например, перед значительными нагрузками не проведена разминка или разминка была слишком интенсивной. Что вызвало преждевременное утомление учащихся);
-отсутствие у учителя умений и навыков в применении страховки при обучении школьников двигательным действиям;
-некачественный спортивный инвентарь;
-неправильная организация и методика проведения учебных занятий;
-неблагоприятные метеорологические условия, нарушение правил содержания мест занятий;
-нарушение правил врачебного контроля.
Следовательно, причинами травм и несчастных случаев является нарушение правил, обязательных при проведении занятий по физической культуре в учебном заведении. Анализ причин травм свидетельствует о том, что большинство из них можно было предупредить.
Предупреждение травматизма при занятиях физической культурой.
Учитель физической культуры или лицо, проводящее занятие по физическому воспитанию несут прямую ответственность за охрану жизни и здоровья учащихся.
На администрацию школ возлагается ответственность за исправность спортивного инвентаря и оборудования, соответствие санитарно-гигиенических условий требованиям, предъявляемым к месту проведения занятий.
На медицинский персонал возлагается ответственность за проведение в установленном порядке лечебно-профилактических мероприятий, содействующих сохранению здоровья учащихся, а также осуществления санитарного надзора за местами и условиями проведения учебно-воспитательного процесса по физической культуре.
Работа по профилактике травматизма и несчастных случаев, а также грамотное оказание первой помощи при травмах на занятиях физической культурой является одной из важнейших задач преподавателей, тренеров, администрации, медицинских работников. К сожалению, не все и не всегда проводят эту работу регулярно и последовательно. Множество нарушений организационного, методического, санитарно-гигиенического характера приводит к травмам.
Во избежание возможных травм необходимо выполнять следующие правила:
- к занятиям допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности на занятиях;
-при проведении занятий должно соблюдаться расписание учебных занятий, режимы занятий и отдыха;
-аптечка, укомплектованная всем необходимым находится в спортивном зале;
-перед началом занятий необходимо проверить готовность зала:
Убрать все посторонние и выступающие предметы;
Проверить чистоту пола;
Наличие освещения и вентиляции в зале;
Убедиться в исправности инвентаря;
Проветрить помещение;
Проверить температурный режим в зале;
-учащиеся должны быть в соответствующих занятию спортивной форме;
-проверить отсутствию часов, браслетов, украшений и других предметов для избегания травм;
-перед занятием напомнить о правилах безопасности на данном занятии и требовать их исполнения;
-научить учащихся вести дневник самоконтроля;
-проверить численность класса и заполнить журнал;
-начинать занятие с разминки, затем переходить к основной части;
-занятие должно быть организованно согласно плана-конспекта занятия4
-необходимо соблюдать порядок и дисциплину на занятии;
-в конце занятия провести упражнения на восстановление дыхания;
-учить учащихся правильному и безопасному выполнению упражнений;
-осуществлять страховку занимающихся в необходимых случаях;
-по медицинским показаниям знать физическую подготовленность и функциональные возможности учащихся;
-не оставлять детей без присмотра во время занятия;
-чередовать нагрузку и отдых во время занятия;
-вести контроль за физическими нагрузками и обучать детей самоконтролю;
-уметь визуально определять самочувствие по внешним признакам;
-при плохом самочувствии освободить учащегося от занятия;
-не допускать входа и выхода в зал без разрешения учителя до, во время занятия и после;
-требовать от учащихся прекращения выполнения упражнений по первому сигналу учителя;
-в процессе занятий и игр учащиеся обязаны соблюдать правила занятий и игр;
-избегать столкновений, толчков, ударов;
-при падении уметь сгруппироваться, выполнять приемы само страховки;
-при обнаружении обстоятельств, которые могут нести угрозу жизни здоровью, немедленно прекратить занятия и сообщить об этом администрации школы, а учащихся вывести в безопасное место;
-при получении учащимися травмы немедленно остановить занятие, оказать ему первую медицинскую помощь, пригласить медработника, сообщить о случившемся администрации школы и родителям;
Необходимо вовлекать в учебный процесс родителей, это играет не меньшую роль в предупреждении травматизма на уроках физической культуры. Проводить беседы на родительских собраниях на тему по предупреждению детского травматизма.
Правила оказания первой помощи на уроках физической культуры.
При занятиями физическими упражнениями у школьников могут возникать травмы, ушибы и другие функциональные нарушения. Важно уметь правильно и своевременно оказать первую помощь в таких случаях.
Первая помощь заключается в прекращении дальнейшего воздействия травмирующих факторов, проведении простейших лечебных мероприятий и в обеспечении скорейшей транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение, предупреждении опасных последствий травм, кровотечений, инфекций и шока.
Порядок действий в случае, если учащийся во время учебного процесса получил травму:
-оказать первую медицинскую помощь;
-доставить пострадавшего в лечебное учреждение;
-немедленно сообщить о несчастном случае руководителю учреждения (дежурному администратору) и родителям пострадавшего;
-при необходимости принять участие в расследовании несчастного случая.
При оказании первой помощи следует руководствоваться следующими принципами:
1.Действовать быстро, правильно и целесообразно.
2.Обдуманность, решительность и спокойствие (не допускать паники) .3.Определить вид и тяжесть травмы.
4.Способ обработки травмы, места повреждения.
5.Необходимые средства первой помощи в зависимости от данных возможностей и обстоятельств.
При оказании первой помощи необходимо установить:
1.Обстоятельства, при которых произошла травма.
2.Время возникновения травмы.
3.Место возникновения травмы. Обращение с пострадавшим.
Обращение с пострадавшим:
При оказании первой медицинской помощи необходимо уметь обращаться с пострадавшим, например, уметь правильно снять одежду-это важно при переломах, сильных кровотечениях, при потере сознания, пострадавшего необходимо правильно приподнять, а в случае необходимости перенести на другое место.
Приподнимать раненного следует осторожно, поддерживая снизу. Для этого может понадобится участие двух или трех человек.
При повреждении верхней конечности одежду сначала снимают со здоровой руки. Затем с поврежденной руки стягивают рукав, поддерживая при этом всю руку снизу. Подобным образом снимают с нижних конечностей брюки.
Если снять одежду с пострадавшего трудно, то ее распарывают по швам.
При кровотечениях в большинстве случаев достаточно просто разрезать одежду выше места кровотечения.
При ожогах, когда одежда прилипает, материю следует обрезать вокруг места ожога, ни в коем случае нельзя отрывать. Повязка накладывается поверх обожжённых участков.
Среди травм встречаются:
Кровотечения – если рана не глубокая, ее надо обработать перекисью водорода и настойкой йода, после чего перебинтовать или наложить пластырь. Если рана глубокая, то ее надо обработать перекисью водорода, положить тампон с перекисью ( для остановки кровотечения) и вызвать врача. Когда открывается кровотечение из носа, учащегося необходимо положить на скамейку или на маты (с приподнятой головой), заложить тампоны с перекисью водорода в носовые отверстия.
Причиной потертостей покрова тела могут быть неправильно подобранная одежда и обувь, а также неосторожное взаимодействие ученика со спортивным оборудованием (например, при лазании по канату). В этих случаях места потертости смазывают жирным кремом, а при необходимости накладывают повязки. Если неправильно подобранная обувь вызвала появление водяных мозолей, то их не коем случае нельзя вскрывать. Необходимо сделать повязку, сменить обувь.
Сведение отдельных мышечных групп вызывает сильные боли и ограничение в движениях. В этих случаях необходимо положить ученика на горизонтальную поверхность или посадить на скамейку, добиваясь такого положения тела, чтобы сведенная мышца была не нагружена.
После этого нужно массировать мышцы. Массаж представляет собой глубокое поглаживание участков тела в сторону крупных суставов( снизу вверх). Его проводят до тех пор, пока мышца не расслабится и не появится легкое покраснение кожи в месте массажа.
При надрывах мышц возникает острая боль, утрачивается способность выполнять движение. В этом случае область надрыва нужно охладить и выше места повреждения наложить повязку из эластичного бинта.
Ссадины обрабатывают перекисью водорода и затем смазывают 2%-ым раствором бриллиантовой зелени. Небольшие ссадины оставляют открытыми, большие закрывают асептическими наклейками или повязками.
При ушибах на теле появляется припухлость, изменение окраски кожи, боль, нарушение функции. В этом случае прежде всего необходимо создать покой поврежденному органу. Для уменьшения боли и кровоизлияния место ушиба охладить с помощью льда, хлорэтила или смоченным холодной водой полотенцем. При ушибах суставов наложить тугую, давящую повязку. При серьезных ушибах, особенно головы, пострадавшего необходимо отправить в больницу.
Растяжение связок чаще всего бывает в области коленного сустава и голеностопного, сопровождается болью и припухлостью; впоследствии образуется кровоподтек. К поврежденному месту прикладывают холодный компресс, затем накладывают тугую повязку.
При вывихах необходимо положить ученика на маты или на пол, провести местное холодовое обезболивание, наложить шину или туго перебинтовать эластичным бинтом. Вывихи смещение костей и переломы иногда сопровождаются болевыми шоками, вследствие чего иногда ученик может потерять сознание. В этих случаях необходимо взять ватный тампон с нашатырным спиртом и на расстоянии 3-4 см от носа сделать им маятникообразные движения до прихода ученика в сознание.
При переломах костей, явных закрытых переломах голени, верхних конечностей или даже при подозрении на них первая помощь сводится к наложению транспортных иммобилизационных шин из подручного материала с захватом двух суставов.
При переломе ключицы необходимо наложить кольца-лямки на плечевой сустав и связать их сзади или наложить восьмиобразную повязку, шину Дезо для фиксации и транспортировки пострадавшего к врачу.
При сотрясении мозга, которое сопровождается у школьников рвотой, головокружением, необходимо срочно вызвать врача или обеспечить транспортировку травмированного в больницу.
Заключение.
Учителя физкультуры, должны учитывать, физиологические особенности детского организма, при правильной организации техники безопасности и выполнении профилактических мер при занятиях физкультурой можно снизить число травм до минимума.
Не всегда причиной травматизма является компетентность преподавателя, многое зависит и от предоставленных для работы условий. Во многих школах учителя вынуждены проводить сдвоенные уроки ( В одном спортивном зале два класса), невозможность отследить сразу всех учащихся, подстраховать, вовремя обратить внимание на их самочувствие.
Это и состояние учебных помещений, оборудования, инвентаря. Ветхие полы, протечки, старый инвентарь.
Врачебное обслуживание во многих учебных заведениях в неудовлетворительном состоянии.
Недостаточное владение знаниями при оказании первой помощи.
Следовательно, на уменьшение травматизма повлияет улучшение условий работы, своевременный ремонт спортивных помещений, приобретение качественного инвентаря, хорошее врачебное обслуживание, участие родителей в учебном процессе, а также высокий уровень знаний и профессиональная подготовленность учителя.
Список использованной литературы:
Кисилев П.А., Кисилева С.Б. Настольная книга учителя физической культуры: подготовка школьников к олимпиадам (всероссийским, региональным, городским, районным, школьным). Методическое пособие /авт.сост.: Кисилев П.А., Кисилева С.Б.-М.: ГЛОБУС, 2008.- 320с.
Муравьев В.А., Созинова Н.А. Техника безопасности на уроках физической культуры./Муравьев В.А., Созинова Н.А. – М., 2001 – 96с
Лукьяненко В.П. Физическая культура: основа знаний: учебное пособие/В.П. Лукьяненко-М.: Советский спорт,2003
Кисилев П.А.,Кисилева С.Б. Справочник учителя физической культуры/авт.сост.П.А. Кисилев, С.Б. Кисилева.- Волгоград: Учитель, 2011.-251с
Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания 1-11 классов.- М.: Просвещение 2004г.