Урок по информатике Тема Форматы графических файлов
Тема: Обработка графической информации. Форматы графических файлов
Цель:
дать понятие формата графического изображения, ознакомить учащихся с основными форматами графических изображений, их назначением и особенностями;
развивать внимание, память, логическое мышление;
воспитывать бережное отношение к имуществу школы, своему здоровью, соблюдение правил поведения в компьютерном классе.
Тип урока: Усвоение новых знаний, умений, навыков.
Ход урока
Организационный момент. (2мин.)
Подготовка к уроку, повторение правил поведения в компьютерном классе.
Актуализация опорных знаний (7 мин.)
Ответьте на вопрос:
Что такое компьютерная графика?;
Каким образом могут быть получены цифровые графические объекты?;
Перечислите основные сферы применения компьютерной графики?;
Вызываю к доске учащегося для проверки решения задачи , которая была задана на дом;
Мотивация учебной деятельности. Объявление темы урока (2 мин)
Из предыдущих уроках мы уже знаем что графика бывает векторной и растровой. Узнали о сферах применения компьютерной графики. Но существуют еще и разные способы представления графических файлов. Эти способы мы сегодня и рассмотрим на уроке. Поэтому тема урока – Форматы графических файлов.
Изучение нового материала (10 мин.)
Формат графического файла — это способ представления графических данных на внешнем носителе. Различают растровые и векторные форматы графических файлов, среди которых, в свою очередь, выделяют универсальные графические форматы и собственные (оригинальные) форматы графических приложений.
Универсальные графические форматы «понимаются» всеми приложениями, работающими с растровой (векторной) графикой.
Универсальным растровым графическим форматом является формат ВМР. Графические файлы в этом формате имеют большой информационный объём, так как в них на хранение информации о цвете каждого пикселя отводится 24 бита.
В рисунках, сохранённых в универсальном растровом формате GIF, можно использовать только 256 разных цветов. Такая палитра подходит для простых иллюстраций и пиктограмм. Графические файлы этого формата имеют небольшой информационный объём. Это особенно важно для графики, используемой во Всемирной паутине, пользователям которой желательно, чтобы запрошенная ими информация появилась на экране как можно быстрее.
Универсальный растровый формат JPEG разработан специально для эффективного хранения изображений фотографического качества. Современные компьютеры обеспечивают воспроизведение более 16 миллионов цветов, большинство из которых человеческим глазом просто неразличимы. Формат JPEG позволяет отбросить «избыточное» для человеческого восприятия разнообразие цветов соседних пикселей. Часть исходной информации при этом теряется, но это обеспечивает уменьшение информационного объёма (сжатие) графического файла. Пользователю предоставляется возможность самому определять степень сжатия файла. Если сохраняемое изображение — фотография, которую предполагается распечатать на листе большого формата, то потери информации нежелательны. Если же этот фотоснимок будет размещён на Web-странице, то его можно смело сжимать в десятки раз: оставшейся информации будет достаточно для воспроизведения изображения на экране монитора.
К универсальным векторным графическим форматам относится формат WMF, используемый для хранения коллекции картинок.
С собственными форматами вы познакомитесь непосредственно в процессе работы с графическими приложениями. Они обеспечивают наилучшее соотношение качества изображения и информационного объёма файла, но поддерживаются (т. е. распознаются и воспроизводятся) только самим создающим файл приложением.
Физкультминутка ( 2 мин.)
Поднять руки вверх, затем нагнуться к полу, Выпрямится, повторить упражнение 3 раза.
Поднять руки вверх и нагнуться влево, а потом в право. Повторить 3 раза;
Закрыть плотно глаза и медленно открыть. Выполнить 5 раз;
Поморгать глазами;
Закрыть глаза и нарисовать окружность глазами сначала по часовой стрелки, а затем против. Выполнить 5 раз.
Выполнить такое же упражнение, только рисовать нужно прямоугольник, ромб.
Хорошо поморгать глазами.
Практическая часть урока. Решение задач (15 мин.)
Задача 1. Для кодирования одного пикселя используется 3 байта. Фотографию размером 2048 х1536 пикселей сохранили в виде несжатого файла. Определите размер получившегося файла.
i=3
K = 2048 * 1536
Решение
I = K * iI = ?I = 2048 * 1536 • 3 Для упрощения вычислений представим каждое число в вид:
= 2 • 210 • 1,5 • 210 • 3 = 9 • 220 байтов. Переведем байты в Кбайты, а затем в Мбайты= 9 * 220 / 210/ 210 = 9*20 = 9 Мбайт
Ответ: 9 Мб.
Задача 2. Несжатое растровое изображение размером 128 х 128 пикселей занимает 2 Кб памяти. Каково максимально возможное число цветов в палитре изображения?
Решение.
К = 128*128
І = 2 Кб. І = К * і отсюда
і = І / К
N = 2i
N - ?
і = 2 * 1024 *8 / (128- 128) = для упрощения вичислений представим числа в виде:
= 2 * 210 * 23/(27 * 27) = 21+10+3 /27+7 = 214/214 = 1 бит.
N = 21 = 2.
Ответ: 2 цвета — чёрный и белый.
Самостоятельно решить задачу №15 стр. 122
Рефлексия (2 мин.)
Что такое формат графического файла;
Какой формат вы бы использовали для размещения в интернете?
Сколько бит отводится для хранения информации о цвете в формате ВМР.
Подведение итогов и выставление оценок (3мин.)
Сегодня на уроке мы познакомились с разными форматами графических файлов, их назначениями. А так же, решая задачи, научились определять количество цветов и размер графического файла. Вы хорошо сегодня потрудились. Молодцы!
Домашнее задание:
Изучить параграф 3.2.4. Решить задачу № 5 - средний уровень, № 5 и № 14 - высокий уровень, стр. 121, 122.