Методическая разработка на тему: «Модель интегрированного урока английского языка и окружающего мира в 4 классе «All our yesterdays! Какими мы были вчера. Эмоции и чувства»
Методическая разработка на тему: «Модель интегрированного урока английского языка и окружающего мира в 4 классе «All our yesterdays! Какими мы были вчера. Эмоции и чувства»
Фазлиахметова Е.А., учитель английского языка
Дубошина Н.В., учитель начальных классов
муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №26 Тракторозаводского района Волгограда»
Практика проведения интегрированных уроков не нова, но в условиях обучения по ФГОС второго поколения, она становится особенно актуальной, потому как деятельностный характер урока соответствует современной образовательной концепции.
Технология интегрированного обучения поможет учителю решить проблему, когда ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на уроках других дисциплин. Успешное изучение школьниками одного предмета часто зависит от наличия у них определенных знаний и умений по другому предмету. В подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, а это и есть основание для интеграции.
Предметная система обучения в начальных классах, предполагает автономное рассмотрение отдельных сторон действительности и ориентирует учащихся на частное усвоение знаний в той или иной области, слабо связанных между собой. В то же время начальное образование могло бы явиться первой ступенью, обеспечивающей межпредметную интеграцию как базу для углубления и дальнейшего своего развития на следующих этапах средней школы. Мы посчитали целесообразным начать применять элементы данной технологии в практику.
По своей сути, учебный предмет «Английский язык» уже является интегрированным. Он весь пронизан межпредметными связями и предлагает учащимся знания из многих областей науки, искусства, культуры и повседневной жизни.
Учебный процесс, построенный на межпредметной интегративной основе, способствует решению еще одной важной педагогической задачи - повышению уровня личностного развития учащихся. Межпредметная интеграция способна придать личностный смысл одним областям знаний за счет удовлетворения интересов учащихся в других областях знаний.
Одним из самых существенных результатов интегрированных уроков является единство в формировании у школьников ценностей, изучаемых в разных предметах: язык и речь, культура, взаимоотношения людей, физическое и нравственное здоровье.
Мы предлагаем рассмотреть возможности интеграции предмета «Английский язык» с предметом «Окружающий мир» на примере урока по теме «All our yesterdays! Какими мы были вчера. Эмоции и чувства» в 4-ом классе.
Интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором (в нашем случае – это английский язык) и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины (в нашем уроке – это окружающий мир).
Поводом для межпредметной интеграции послужило то, что мы обнаружили дублирование одного и того же материала в учебных программах и учебниках (в данном уроке – эмоции, чувства, их проявление). Урок построен на учебном материале УМК "Английский в фокусе" Быковой Н. И. и др. для 4 класса и учебника для 4 класса в 2-х частях «Окружающий мир» («Человек и человечество», часть 2) Вахрушева А.А. и др., в комплекте с рабочей тетрадью.
И английский язык, и окружающий мир в данном уроке являются средствами для достижения одной обобщенной цели – формирование у каждого ребенка умения различать и выражать эмоции и чувства и оформлять свои мысли в речевой форме на иностранном языке.
Цели данного интегрированного урока многоаспектны.
Образовательные:
реализация межпредметных связей;
различие таких понятий как «эмоции», «чувства», «настроение»;
формирование коммуникативных навыков и умений по теме урока;
активизация ранее изученных лексических единиц и грамматических структур;
Развивающие:
развитие способности к переключению мышления;
развитие умения управлять своими эмоциями;
развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
Воспитательные:
воспитание культуры проявления эмоций и чувств;
воспитание доброго, чуткого отношения друг к другу;
формирование потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в парах.
Содержанием данного урока являются: определения понятий «настроение», «чувства», «эмоции», лексические единицы по теме урока, грамматические структуры (глагол to be в Past Simple), учебные задания, умения к логическому изложению материала и к собственным высказываниям на заданную тему, структурированию учебного материала, выделению главного из прочитанного текста.
Метапредметный характер урока прослеживается на тех его этапах, где нужно будет адекватно использовать речевые средства для построения монологического высказывания, извлекать информацию из прочитанного текста, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале и действовать по образцу.
Для того чтобы цель урока была ресурсно – обеспеченной, были отобраны следующие дидактические и технические средства: учебник, аудиоприложение к учебнику, раздаточный материал для индивидуальной работы (карточки с дифференцированными заданиями), плакат «My feelings», презентация, проектор, компьютер.
Для организации учебной деятельности учащихся выбраны следующие формы: индивидуальная, парная и фронтальная.
Урок начинается с приветствия на английском и русском языках. Эмоционально настроиться на работу учащимся помогает прием «Стихотворение». Учитель начальных классов просит сильного ученика прочитать со слайда стихотворение «Сколько чувств выражают лица» на русском языке.
На этапе мотивации перед учащимися на английском языке ставится проблемный вопрос и проводится беседа, подводящая к формулированию темы и целей урока.
Затем в рамках предмета «Окружающий мир» проводится актуализация имеющихся знаний в форме фронтального опроса. Учащиеся вспоминают, что такое эмоции, чувства, настроение, в чём их сходство и различие, как они могут выражаться.
Далее следует этап проверки домашнего задания:
по окружающему миру - дифференцированные задания из упр.1Н (необходимый уровень для слабых учеников) на стр.8 и 1П (повышенный уровень для сильных учащихся) на стр.9 в рабочих тетрадях (учащиеся давали определения понятиям «эмоции», «чувства», «эмоции»);
по английскому языку - упр.3, 4 стр.39 в рабочих тетрадях (учащиеся учились составлять предложения, где были вчера люди по картинкам.)
Этап введения нового лексического материала по теме «Чувства и эмоции» в рамках учебного материала по английскому языку сопровождается компьютерной презентацией и работой с плакатом «My feelings».
Далее следует динамическая пауза, которая дает возможность ребятам снять уже накопившееся напряжение и усталость, и в тоже время она имеет обучающий потенциал. Учащиеся слушают песню из упр. 1 стр. 78 на английском языке и с помощью мимики и жестов изображают чувства и состояния, о которых поется в песне (аудирование сочетается с двигательной активностью).
Затем в рамках предмета «Окружающий мир» учащиеся обсуждают, как можно выражать свои эмоции и чувства, как это сделать, чтобы не обидеть и не задеть чувства других людей. Ребята читают материал в учебнике по окружающему миру на стр.18, затем выполняют упр.2 на стр.6 в рабочей тетради.
Далее учитель начальных классов организует игру «Покажи эмоции». Работа проводится в парах. Нужно задумать и изобразить эмоцию своему соседу по парте, тот в свою очередь должен догадаться, что это за эмоция. Затем ребята меняются ролями. Это задание способствует освоению положительного социального опыта.
Далее следует этап первичной проверки понимания и усвоения лексико-грамматического материала по английскому языку. Учитель английского языка организует игру «Get in the mood!» из упр.2 на стр.78. Учащимся по желанию предлагается так же изобразить какую-нибудь эмоцию, но уже всей аудитории. Учитель приглашает учащихся по одному к доске, и они изображают, какое чувство они испытывали вчера, а остальные учащиеся угадывают. Например:
Ученик 1 сердится.
Ученик 2: Were you angry yesterday?
Ученик 1: Yes, I was. И т. д.
На этом же этапе проводится словарная работа с использованием раздаточного материала. Предлагаются дифференцированные задания с учетом уровня подготовленности учащихся.
Задания базового уровня
Задание повышенного уровня
Ex.1 Перепиши слова, расставляя их по алфавиту.
Scared, bored, angry, hungry, tired, sad, happy.
Ex.2 Расшифруй слова и найди их перевод. Запиши ответы в таблицу.
1. diter ______________ a) голодный
2. nyhgur ____________ b) грустный
3. redob ______________c) злой
4. nygar ______________d) испуганный
5. das _______________ e) уставший
6. darsec _____________f) скучающий
1
2
3
4
5
6
Ex.3 Напиши подходящее прилагательное.
1. Denis was late. The teacher was angry.
The book wasn’t interesting and Ann was ________________.
2. The boy has no presents. He is _________________________.
3. The girl sees a big angry dog. She is ____________________.
4. I can’t do my homework now. I am _____________________.
5. Diana has breakfast at home. She isn’t ___________________ at school.
На этапе применения полученных знаний в новой ситуации по предмету «Английский язык» учащиеся выполняют упр.3 на стр.79 в учебнике. Они рассматривают картинки, читают тексты, вставляют пропущенные слова, соотносят картинки с текстами, находят лишнюю картинку. Учитель предлагает описать устно лишнюю картинку, используя в качестве образца текст из упр.3.
Далее учащиеся получают домашнее задание по английскому языку: в соответствующем листе (Portfolio Sheet) в рабочей тетради записать рассказ по картинке С, а в качестве образца использовать текст из упр.3 на стр.79. В тексте они должны указать, где они были, с кем, что делали и какие эмоции испытали.
По окружающему миру учащиеся должны повторить материал параграфа 4 «Переживания, испытанные временем» и попробовать составить свои правила проявления эмоций.
Итог урока проводится на рефлексивной основе. Учителя подводят итоги, спрашивают у ребят, что нового узнали на уроке, чему научились, что получилось хорошо и в чем были затруднения. Затем учащимся предлагается выбрать и раскрасить смайлик, который отражает уровень успешности работы на уроке.
В заключение хотелось бы отметить, что интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Межпредметная интеграция является эффективным средством обучения детей на основе более совершенных методов, приемов, форм и новых технологий. Это в свою очередь обеспечивает качественно новый уровень в решении задач образования, развития и воспитания школьника. Поэтому мы полагаем, что данная методическая разработка может применяться в практике других образовательных учреждений.