Урок по основам здоровья на тему Эмоции и чувства
Конспект урока по основам здоровья в 4 классе
Учитель: Малая А.В.
Тема: Эмоции и чувства.
Цель: формировать у учащихся представление об эмоциях и чувствах как условии, способствующему сохранению и укреплению здоровья других людей; учить различать виды эмоций, причины их возникновения и способы их выражения; показать связь между настроением, эмоциями и чувствами и отношениями с другими людьми; воспитывать дружеские отношения в коллективе; развивать мышление, память, речь учащихся.Оборудование: карточки для индивидуальной работы, «Словарь иностранных слов», «Словарики этической грамматики», таблица «Виды эмоций», «Кляксы», рабочие листы, тетради, микрофон, смайлики, «Добрики», чистые листочки. Ход урока:
Оргмомент.
Приветствие: - Давайте поздороваемся с вами немного необычно, но очень тепло и радостно. Давайте подарим друг другу улыбку: себе, соседу по парте, мне, гостям и всем одноклассникам.
- Чего вы ожидаете от урока?
- Давайте составим правила для успешной работы на уроке.
II. Актуализация опорных знаний.
- Наибольшее богатство в жизни человека – это здоровье. С давних времён в народных сказках, песнях, легендах, пословицах, поговорках народ воспевал и возвеличивал физическую силу, сильного и здорового человека.
- А из чего состоит здоровье, из каких составляющих? (Ответы детей заносятся в таблицу на доске)
Здоровье
Физическое психическое социальное духовное
Н-р: осанка , поведение, общение внутр.сост.души,
рост, вес, характер, семья, ответственность за кожа, мышцы, отношение друзья , себя, других,
внутр.органы, к людям школа, добрые поступки,
питание,зубы, настроение подражание, помощь, любовь,
закаливание, пример т.е.всё лучшее
болезни хорош. плохое в человеке
и т.д.
+ эмоции - эмоции
- Все составляющие связаны между собой, и все вместе дают человеку крепкое здоровье.
III. Мотивация
- Мы много говорили о физической и социальной составляющих здоровья. А сегодня мы начнём новый раздел: «Психическая и духовная составляющие здоровья».
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
Тема урока: Эмоции и чувства.
Цель: Мы узнаем, что такое эмоции и чувства, какими они бывают, как ими можно управлять.
IV. Новая тема.
- Человек не может не реагировать на то, что его окружает, что происходит вокруг. Всем хочется, чтобы дни проходили весело, интересно, успешно, радостно. Но иногда мы всё же раздражаемся, ссоримся, грустим. Всё это - наши эмоции, о которых мы сегодня поговорим.
1. Беседа по теме.
- Представьте, что к нам в класс сейчас придёт клоун из цирка. Как вы его встретите? Посмотрите друг на друга. Вы рады, вы улыбаетесь. Этот герой вызывает у вас радостные эмоции.
- Попробуйте показать радость (на карточках).
- Как ,по-вашему, выглядят рот, глаза радостного, весёлого, улыбающегося человека? ( Лучшую карточку выставить на доску).
2. - Сейчас к нам на космическом корабле прилетит слон.
- Что вы видите на лицах одноклассников? (Удивление)
- Нарисуйте лицо удивлённого человека.
3. - Вспомните лицо плачущего, расстроенного человека, покажите его на
третьей карточке.
Вывод: - Мы видим такие разные лица на доске. Что они означают? Может быть, это наше состояние в данный момент, а может быть, отношение к разным событиям.
Работа со словарём. (На партах лежат «Словари иностранных слов» и «Словарики этической грамматики»)
- Что же такое эмоции? (Поиск слова и его значения в словаре)
Эмоции (лат.) – потрясаю, волную, т.е это душевные переживания. Эмоции бывают положительными и отрицательными. Т.е. это все переживания, связанные с восприятием окружающей действительности. Мы можем переживать от удовольствия или от неудовольствия своих жизненных потребностей.
Например, кто-то хорошо учится, придумывает стихи, кто-то умеет играть на музыкальных инструментах, красиво поёт, занимается спортом, много читает и т.д., т.е. имеет какие-то достижения успеха, которые способствуют появлению приятных чувств, радости, удовольствия. Это положительные эмоции (приятные). Они очень укрепляют здоровье.
-Эмоции не возникают сами по себе. Они всегда имеют причину и связаны с настроением.
- Что же такое настроение? (Дети знакомятся с понятием настроения в «Словарике этической грамматики», подчёркивают опорные слова).
- Настроение – общее душевное состояние, которое определяется основными эмоциями, которые в данный момент переживает человек.
- Когда у вас хорошее настроение, вы радуетесь.
- Когда вы гневаетесь, ругаетесь, вредничаете, посмотрите на себя со стороны.
- Хотелось бы вам общаться с теми, кто постоянно чем-то недоволен или всё время нервный?
- Таким поведением, негативными (отрицательными) эмоциями мы отталкиваем от себя людей. Даже самые близкие люди не хотят порой общаться с нами, когда мы так себя ведём. И если не научиться следить за собой, за проявлением своих эмоций, можно остаться самому. Поэтому нужно научиться контролировать свои эмоции.
- Если постоянно ощущать негативные эмоции, можно заболеть, потерять друзей и т.д.
- Эмоциональное состояние человека проявляется в чувствах.
- Чувства – это психические и физические ощущения человека.
- Добрые, весёлые, эмоционально уравновешенные люди успешно решают свои проблемы. Они любимы и умеют любить других, они счастливы, а главное – они духовно здоровы!
Желаю вам быть такими добрыми, счастливыми, здоровыми людьми.
Приложение: Словарик этической грамматики
Эмоции – душевные переживания, чувства человека.
Настроение – общее душевное состояние, которое определяется основными
эмоциями, которые в данный момент переживает человек.
Чувства – психические и физические ощущения человека.
Мимика – движения мышцами лица, одна из форм проявления чувств человека.
Жесты – движения тела или рук, которые сопровождаются речью или заменяют её.
Игра «Кто больше назовёт эмоций?» «Ассоциативный куст»
Эмоции
Работа в группах. (Ученики разбивается на группы «Роза» , «Ромашка» и заполняют на доске таблицу)
Виды эмоций:
+
---
Положительные Отрицательные Неопределённые
(1 группа) (2 группа) (все вместе)
Игра «Изобрази эмоцию».
1 группа – кот греется на солнце;
2 группа – котёнок, на которого лает собака (забился в угол).
Презентация.
- При помощи чего вы изображали эмоции?
-Мимика (см. «Словарик…»)
- Жесты (см. «Словарик…»)
Игра «Что в зеркале?»
Вы едите сладкий торт.
У вас болит горло.
Вы едите кислые ягоды.
Вы получили не очень хорошую оценку.
- Какой человек больше понравился в зеркале?
- А какой меньше?
- Какой вообще не понравился? Почему?
V. Физминутка (музыкальная).
7. Упражнение «Массаж чувствами»
Дети строятся «цепочкой», положив кончики пальцев на спину того, кто стоит рядом. По сигналу учителя изображают кончиками пальцев разные чувства: радость, злость, страх, любовь и т.д.) 8. Работа в паре. (Работа с тетрадью, с.23)
9. Упражнение «Как сделать другого человека радостным?» (т.е как улучшить настроение другому человеку)
10. Тест – итог (хлопнуть в ладоши, если высказывание верное)
1. Эмоции – это состояние наших переживаний.
2. Радость – отрицательная эмоция.
3. Здоровье человека зависит от эмоций.
4. Нужно научиться управлять своими эмоциями.
11. Упражнение «Клякса»( Работа в группах)
- Какие эмоции вызывает у вас эта клякса?
- Цветными карандашами или фломастерами измените (дорисуйте) рисунок так, чтобы отрицательные эмоции ушли.
VI. Итог урока.
Рефлексия («Микрофон»)
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Я понял, что…
- Я повторил, что…
- Меня удивило, что…
- Я постараюсь…
2. Игра «Мусорная корзина»
- Какие эмоции вам мешают в жизни, от которых очень хочется избавиться? (Написать их на листочке и выбросить в «Мусорную корзину»)
3. Индивидуальная творческая работа (на рабочих листах )Раскрась круги – передай эмоциональное состояние человека:
1. Получил пятерку
2. Встретил друга
3. Победил в соревновании
4. Выиграл приз
5. Плачет
6. Болеет
7. Подрался
8. Разбил чашку.
- Какими цветами изобразили положительные эмоции? - Отрицательные?
4. «Приём эмпатии»
- Давайте помечтаем. Если бы я был волшебником…
VII. Домашнее задание.
- Составить самому себе или другу советы «Как контролировать свои эмоции»
VIII. Оценивание детей. (На протяжении урока ребята получают смайлики за правильные ответы. В конце урока подсчитывают их и оценивают себя)
-Каждому ребёнку учитель дарит значок, соответствующий уровню «Добрик»
lefttop
IX. Орг. конец урока.
- Спасибо за работу на уроке, активность, творчество, старание. Будьте всегда жизнерадостными, здоровыми и счастливыми. Помните, что людей сближает улыбка, а в злобе теряется разум.