Крымоведение, 9 класс: Рекреационное хозяйство. Проблемы и перспективы развития.
Урок № 25. Рекреационное хозяйство. Проблемы и перспективы развития.
Планируемые результаты:
личностные: расширять кругозор, повышать эрудицию, формировать умения обобщать и делать выводы;
метапредметные: воспитывать бережное отношение к рекреационным ресурсам;
предметные: сформировать представление у обучающихся по понятиям «рекреационная деятельность», «рекреационные ресурсы», «рекреационное хозяйство».
Оборудование: демонстрационная карта Крыма, атлас, учебник «Крымоведение» под редакцией А.В. Супрычёва, тетрадь с печатной основой « Социальный и экономико – географический обзор Крыма» под редакцией А.В.Супрычёва, мультимедийный комплекс с прямым доступом в Интернет.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Подготовка учащихся к уроку.
II. Актуализация опорных знаний.
При изучении «Социальной инфраструктуры» в сфере услуг в 8 классе по географии мы подробно говорили о деятельности человека в свободное от работы время. Индустрия развлечений и отдыха, туризм – это рекреационная отрасль, помогающая человеку «восстановить» своё здоровье, отдохнуть, заняться профилактическим лечением. Зарождение рекреационной отрасли в Крыму относится к концу XIX века. Какое популярное место отдыха выбрано вашей семьёй? Где вы любите отдыхать со своими близкими?
III. Изучение нового материала.
Что ждёт Крым в XXI веке? Станет ли он мировым центром туризма и отдыха? Какими рекреационными ресурсами богат Крым?
История развития рекреационной отрасли на полуострове уходит своими корнями в далёкие 20 –е годы XX века, когда использовались для лечения грязи Сакских озёр, а ЮБК был местом лечения людей с заболеванием легких. Первые здравницы размещались во дворцах и усадьбах, принадлежавших богатым владельцам, а затем началось активное строительство санаториев «Курпаты», «Долоссы», «Сосняк», «Золотой пляж», «Ударник». В 1925г. стал принимать детей на отдых пионерский лагерь «Артек».
После Великой Отечественной войны реконструируются морские порты, строится горная троллейбусная трасса на Южный берег, сооружаются водохранилища, решая проблему дефицита пресной воды. Налаживается выпуск морских судов на подводных крыльях для перевозки отдыхающих по Черному морю. Строятся здравницы «Россия», «Мисхор», «Парус», «Донбасс», «Таврия», «Крым».
В 60 –е годы XX века туристический «взрыв» характеризовался резким ростом числа отдыхающих. В 1968 году количество отдыхающих составило 4 млн. человек, а в 1988 году – 8 млн. Расширяется география рекреационного освоения – курортно – оздоровительные комплексы возникают не только на ЮБК, но и по северо – западной, западной частям береговой линии, а также на Керченском полуострове. Потребность в отдыхе была так велика, что Крым готовился в 2000 году принять до 20 млн. отдыхающих! Но произошел резкий поворот в истории. Исчез с политической карты мира Советский Союз. Количество отдыхающих сократилось, многие здравницы работали на неполную мощность, заброшены пешеходные туристические тропы… Какое место рекреационный комплекс занимает в хозяйстве Крыма? (вопрос 1 стр.69 –тетрадь).
Если вы не были в Крыму – значит, вы многое потеряли.
«Мне компас не нужен, чтоб встретится с летом
Все стороны Крыма откроют секреты.
Нам старые камни поведают мифы,
Как жили здесь тавры и правили скифы…»
Музей под открытым небом: Большой каньон, Карадаг, грязевые вулканы Керченского полуострова, средневековые пещерные города – Чуфут –Кале, Мангуп –Кале, Эски – Кермен, исторические памятники, связанные с крымскими войнами, города –герои Севастополь и Керчь. 300 памятных объектов Понтического царства и более 100 –Херсонеса. Дома –музеи М.А.Волошина, А.С.Грина, А.П. Чехова, картинная галерея им. И.К.Айвазовского. Крым - сплошная зона рекреационных ресурсов. А как же без нашего любимого моря.
«Волны лазурной рябью
Пусть наберутся силы!
Море – ты снова рядом,
Море - ты так красиво!»
Этот отрывок из стихотворения Дмитрия Румата передаёт состояние души человека, который рад долгожданной встрече с морем. Давайте назовём и проанализируем факторы экономической целесообразности рекреационной деятельности в Крыму ( ответ на вопрос 2 стр.70 тетрадь).
Рекреационное хозяйство является отраслью специализации Республики Крым, продукция которой рекреационный эффект – увозится из Крыма вместе с отдыхающими в различные регионы. Очень хочется, чтобы конечный результат отдыха выражался в забытом лозунге, что «Здоровье каждого – богатство всех!».
Демонстрация видеоролика санаторий «Курпаты» Ялта. Крым продолжительностью 3.18мин (показать 3мин.) от 29.03.2015г.
Рекреационные ресурсы Крыма представлены пляжами, минеральными водами, лечебными грязями, морем, морским и лесным воздухом, ландшафтным разнообразием, многочисленными природными и культурно – историческими памятниками. Особое место в рекреационном хозяйстве Крыма занимает туризм, который представлен турбазами, тургостиницами. Развиваются традиционные формы активного туризма: конный, спелеологический, горно – пешеходный, велосипедный, горнолыжный, научный, автотуризм, дельтапланеризм, дайвинг и др. Крым возвращает своё историческое место, где проходили международные встречи, переговоры, ярмарки, научные симпозиумы, международные конкурсы. Назовите традиционные и относительно новые для Крыма виды туризма (вопрос4 стр.71 –тетрадь).
Конечно, сегодня в рекреационном комплексе Крыма есть проблемы. Мы жители полуострова наблюдаем сезонность в потоке отдыхающих, сложная схема транспортной доступности крымских побережий для материковых регионов России, отсутствие единой рекреационной политики строительства и управления курортами, дисбаланс в рекреационном освоении прибрежных и глубинных территорий.
В мировой практике рекреационная деятельность по прибыльности занимает ведущие позиции, уступая только нефтедобыче и автомобилестроению. И я думаю, что в ближайшие годы будут решены все проблемы рекреационного хозяйства Крыма и все туристические потоки, идущие в Турцию, Египет, Мальдивы поменяют свои направления на Крым! Какие проблемы и перспективы развития рекреационного хозяйства Крыма мы наблюдаем (вопрос 6 стр.72 –тетрадь).
IV. Закрепление изученного материала.
1. Станет ли наш Крым общепризнанным мировым центром отдыха и туризма?
V. Итоги урока.
Оценивание знаний учащихся
VI. Домашнее задание.
Параграф 25; ответить на вопрос 5 стр.72 в тетради о территориальных различиях рекреационной освоенности полуострова.