Знакомство со средой программирования Turbo Pascal
Тема: Знакомство со средой программирования Turbo Pascal
Цель: Познакомить учащихся со структурой программы в Turbo Pascal, операторами ввода и вывода.
Задачи:
Образовательная: сформировать основные понятия по данной теме;
Развивающая: развивать алгоритмическое мышление, внимание, память;
Воспитательная: воспитывать самостоятельность, ответственность, бережное отношение к технике.
Оборудование: доска, раздаточный материал, наглядный материал, компьютеры.
Тип урока: комбинированный.
План урока:
Организационный момент. (3 мин)
Подведение к теме. (5 мин)
Объяснение нового материала. (22 мин)
Практическая работа. (10 мин)
Домашнее задание. (2 мин)
Подведение итогов. (3 мин)
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Дежурные, назовите, пожалуйста, кого нет.
Подведение к теме
Давайте вспомним этапы решение задач на компьютере.
Постановка задачи
Выбор метода решение (построение математической модели)
Разработка алгоритма
Составление программы
Выбор языка программирования
Запись алгоритма на этом языка
Реализация программы на компьютере
Тестирование и отладка программы
Анализ полученных результатов
Итак, вы научились составлять алгоритмы по задаче, и соответственно, необходимо теперь научиться составлять программы на определенном языке программирования, это и будет целью нашего сегодняшнего урока.
Какие языки программирования вам известны?
В настоящее время существует очень много (несколько тысяч) языков программирования. Наиболее широко известны и часто применяются такие языки, как Си, Бейсик, Фортран, Пролог и многие другие. Одни из этих языков универсальные они применяются для разработки и записи программ решения задач из самых разных областей, другие специализированные и используются для задач какого-то одного, более узкого класса.
Мы с вами познакомимся с тем, как разрабатываются и записываются программы для решения задач на компьютере на примере языка программирования Паскаль, названного так в честь известного французского математика и физика Блеза Паскаля.
Теперь откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему: «Знакомство со средой программирования Turbo Pascal»
Объяснение нового материала
Первая версия языка Паскаль была разработана швейцарским ученым Никлаусом Виртом в 1968 году. Первоначально язык предназначался для целей обучения, поскольку он является достаточно детерминированным, т.е. все подчиняется определенным правилам, исключений из которых не так много. Основные характеристики: относительно небольшое количество базовых понятий, простой синтаксис, быстрый компилятор для перевода исходных текстов в машинный код.
В 1992 г. фирма Borland International выпустила два пакета, основанных на языке Паскаль: Borland Pascal 7.0 и Turbo Pascal 7.0. Первый может работать в трех режимах - обычном и защищенном режимах MS DOS и в системе Windows. Для него необходимо порядка 30 Мбайт на жестком диске и около 2 Мбайт оперативной памяти. Турбо Паскаль 7.0 работает только в обычном режиме MS DOS и менее требователен к характеристикам компьютера. Поскольку основные компоненты, которые мы будем рассматривать в нашем курсе, совпадают в обоих продуктах, в дальнейшем будет использоваться название Турбо Паскаль.
Пакет включает в себя алгоритмический язык программирования высокого уровня, встроенный редактор и среду, предназначенную для отладки и запуска программ. Кроме того, пакет содержит большой объем справочной информации (англоязычной).
Как известно, языки программирования делятся на два типа: интерпретаторы (трансляторы, работающие методом интерпретации – аналога синхронного перевода) и компиляторы (трансляторы, работающие по принципу компиляции – аналога полного предварительного перевода). Турбо Паскаль относится к компиляторным языкам. Далее на примере вы поймете эту особенность.
Турбо Паскаль предназначен для создания программ для решения математических задач, обработки текстов, получении графики и звука.
Рассмотрим окно и основные сочетания клавиш при работе в Паскале. Для тех, кто хорошо понимает английский, работа в Паскале будет облегчена.
После запуска программы на экране появляется окно синего цвета или в режиме полноэкранного, или оконного. Для переключения между этими режимами используется сочетание клавиш Alt+Enter.
Для создания нового окна используется команда FileNew
Для того, чтобы открыть файл команда FileOpen или клавиша F3
Для сохранения файла – FileSave и FileSave as или клавиша F2
Для выхода из ТР – FileExit или сочетание клавиш Alt+ X
После написания программы необходимо протестировать и отладить программу, в ТР программа компилируется, т.е. переводит операторы на язык машинных команд или проверяет правильность написания программы, соответствие правилам. Значит, после написания программы необходимо проверить ее правильность путем нажатия сочетания клавиш Alt+F9 или через команду меню Compile, и если имеются ошибки, он покажет ее.
Если ошибок нет, необходимо запустить программу путем нажатия сочетания клавиш Ctrl+F9 или через команду меню Run.
Для просмотра результатов выполнения программы используется сочетание клавиш Alt+F5.
Еще одно важное сочетание клавиш: для переключения на русский язык применяется сочетание клавиш правых Shift+Ctrl, а для обратного перехода на английский – левые Shift+Ctrl.
Вам нужно будет запомнить эти сочетания клавиш и команды, это самые элементарные и часто используемые сочетания. А теперь выполним некоторое задание, садитесь за компьютеры.
Необходимо будет запустить программу ТР, открыть файл 9 и запустить программу.
Теперь садитесь за парты, продолжим урок. Рассмотрим основы составления программ.
Как каждый язык, Паскаль имеет свой алфавит. В него входят буквы, цифры от 0 до 9, специальные знаки (+, , круглые, квадратные и фигурные скобки, точка, запятая и др.), а также служебные слова (из английского языка: begin, end, for, while и др.).
При написании программы для переменных величин вводятся обозначения, точно так же, как это делается для обозначения переменных в курсе алгебры. Такое обозначение в языках программирования называют именем величины. Имя в Паскале слово из латинских букв, цифр и знаков подчеркивания, начинающееся с буквы. В качестве имени нельзя использовать служебные слова.
Рассмотрим структуру программы в Паскале. Программа на Паскале состоит из двух частей: описания используемых данных и операторов по их преобразованию. Вторая часть также называется программным блоком.
Общий вид программы:
Program <имя программы>;
Имя программы состоит не более, чем из 8 знаков, начинается с буквы и содержит буквы, цифры и знаки подчеркивания.
Var {раздел описания переменных};
Числа в Паскале различаются как целые и действительные (вещественные), и соответственно применяются основные описатели типов integer (целый) и real (вещественный), например:
a: Integer;
b, c: Real;
Имена переменных одного типа перечисляются через запятую, затем после двоеточия указывается их тип. Описание каждого типа заканчивается точкой с запятой.
Begin {начало программного блока}
<операторы>;
.
End. {конец программы}
Важные правила, которые надо запомнить:
Программа начинается со слова program и заканчивается словом end с точкой.
Операторы, разделы и описания разделов заканчиваются точкой с запятой.
Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по оператору read (read – читать) или readln (read line – читать строку).
read (<список переменных>);
readln (<список переменных>);
Например, readln (i, j);
При выполнении пользователь набирает на клавиатуре значения переменных в том порядке, к каком они указаны в списке, отделяя их друг от друга пробелами. В нашем примере оператор требует ввода двух чисел. Одновременно с набором данных на клавиатуре они появляются на экране. В конце нажимается клавиша <ВВОД> или
. Разница в выполнении операторов readln и read состоит в том, что после выполнения ввода по оператору readln экранный курсор перемещается в начало строки, а по оператору read этого не происходит.
Вывод результатов происходит по оператору write (write – писать) или writeln (write line – писать в строку).
write (список вывода);
writeln (список вывода);
Список вывода перечисленные через запятую имена результатов или арифметические выражения, являющиеся результатом работы программы. Также в список вывода, для пояснения, входят заключенные в апострофы тексты. Например: write ('х = ', х);
Результаты выводятся на экран компьютера в порядке их перечисления в списке. Разница в выполнении операторов writeln и write состоит в том, что после выполнения вывода по оператору writeln экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору write этого не происходит.
Рассмотрим задачу: найти расстояние по скорости и времени.
Кто выйдет к доске и напишет алгоритм решения этой задачи на алгоритмическом языке?
алг расстояние
цел v, t, S
нач
ввод v, t
S:= v*t
вывод S
кон
program Rasst;
var v, t, S: Integer;
begin
write(' v, t =', v, t);
readln(v, t);
S:= v*t;
write('S =', S);
end.
Практическая работа
Садитесь за компьютеры, откройте Паскаль и оформите эту задачу.
Кто закончит, постарайтесь написать программу нахождения периметра прямоугольника.
Домашнее задание
Написать программу вычисления площади трапеции.
Подведение итогов
Итак, что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились? (оценивание)
Молодцы! На этом урок закончен. Спасибо за урок! До свидания.
15