Рабочая программа по дисциплине ОУД.03 Математика: алгебра и начала математического анализа геометрия для специальности 36.02.01 Ветеринария

Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Конь-Колодезский аграрный техникум»













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.03 МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА; ГЕОМЕТРИЯ

Естественно-научный профиль
по специальности 36.02.01 Ветеринария
(базовый уровень)




















2016г.

ОДОБРЕНО
цикловой методической комиссией общеобразовательных дисциплин
Протокол №___ от «___» ______ 201__г.
Председатель ЦМК
________________/Балашов А.О./
подпись Ф.И.О.


СОГЛАСОВАНО
зам. директора по учебной работе
_________________ /Киселёва М.Н./
подпись Ф.И.О.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО) (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413);
Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
примерной программы общеобразовательной дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия», одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендованной для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от «21» июля 2015 г.).


Организация-разработчик: ГОБПОУ «Конь-Колодезский аграрный техникум».

Разработчик:
Ярцева О. А., преподаватель ГОБПОУ «Конь-Колодезский аграрный техникум»
Ф.И.О., должность, ученая степень, звание, место работы

Рецензент:
Артамонова И.В., преподаватель ГОБПОУ «Конь-Колодезский аграрный техникум»
Ф.И.О., должность, ученая степень, звание, место работы


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

7

18

условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

26




1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА; ГЕОМЕТРИЯ
1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» предназначена для изучения математики в ГОБПОУ «Конь-Колодезский аграрный техникум», реализации среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена, по специальности 36.02.01 Ветеринария в соответствии с примерной программой дисциплины с учетом естественно-научного профиля получаемого профессионального образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы
Учебная дисциплина «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» входит в общеобразовательный цикл учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования ППССЗ, принадлежит к группе общие учебные дисциплины из обязательной предметной области «Математика и информатика» ФГОС СОО, является базовой.

1.3. Цели и задачи, результаты освоения учебной дисциплины
Содержание программы учебной дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» направлено на достижение следующих целей:

обеспечение сформированности представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математики;
обеспечение сформированности логического, алгоритмического и математического мышления;
обеспечение сформированности умений применять полученные знания при решении различных задач;
обеспечение сформированности представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать
и изучать реальные процессы и явления.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов
компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного
общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).

Освоение содержания учебной дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

·
· сформированность представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, идеях и методах математики;

·
· понимание значимости математики для научно-технического прогресса, сформированность отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей;

·
· развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;

·
· овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для освоения смежных естественнонаучных дисциплин и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

·
· готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

·
· готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

·
· готовность к коллективной работе, сотрудничеству со сверстниками в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности;

·
· отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

метапредметных:

·
· умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

·
· умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

·
· владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

·
· готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

·
· владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

·
· владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств для их достижения;

·
· целеустремленность в поисках и принятии решений, сообразительность и интуиция, развитость пространственных представлений; способность воспринимать красоту и гармонию мира;

предметных:

·
· сформированность представлений о математике как части мировой культуры и месте математики в современной цивилизации, способах описания явлений реального мира на математическом языке;

·
· сформированность представлений о математических понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;

·
· владение методами доказательств и алгоритмов решения, умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

·
· владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;

·
· сформированность представлений об основных понятиях математического анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение функций, использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей;

·
· владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать геометрические фигуры на чертежах, моделях и в реальном мире; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;

·
· сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, статистических закономерностях в реальном мире, основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;

·
· владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.

1.4. Профильная составляющая (направленность) дисциплины

При изучении дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» развиваются способности студентов к применению своих знаний в конкретных ситуациях на других занятиях, таких как физика, информатика, экономика, то есть осуществляются межпредметные связи с другими дисциплинами.

Профильная составляющая отражается в требованиях к подготовке обучающихся в части:
общей системы знаний: содержательные примеры использования математических идей и методов в профессиональной деятельности;
умений: различие в уровне требований к сложности применяемых алгоритмов;
практического использования приобретенных знаний и умений: индивидуального учебного опыта в построении математических моделей, выполнении исследовательских проектов.
А так же профильная составляющая осуществляется организацией внеаудиторной самостоятельной работы. Полученные знания будут необходимы при освоении ОПОП ФГОС и в будущей профессиональной деятельности.

1.5. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 234 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 156 часов;
самостоятельной работы обучающегося 78 часов.

1.6. Изменения, внесенные в рабочую программу, по сравнению с примерной программой учебной дисциплины
Общее количество часов не изменено.
Из темы 1.1 «Развитие понятия о числе» - 4 ч, из темы 3.1 «Элементы комбинаторики» - 4 ч, из темы 2.4 «Уравнения и неравенства» - 4 ч перенесены в тему 2.1 «Последовательности» - 2 ч, в тему 4.4 «Измерения в геометрии» - 10 ч.
Изменена последовательность изучения тем: тема 4.1 «Прямые и плоскости в пространстве», тема 3.1 «Элементы комбинаторики» и тема 4.5 «Координаты и векторы» поставлены для изучения после тем 1.4-1.5 «Функции, их свойства и графики».


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
234

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
156

в том числе:


лабораторные занятия


практические занятия
56

контрольные работы


курсовая работа (проект) (если предусмотрено)


Самостоятельная работа обучающегося (всего)
78

в том числе:


Проработка конспектов занятий, опережающие задания, осуществление поиска информации, используя Интернет-ресурсы
12

Выполнение упражнений, направленных на выработку практических умений и навыков, практические работы;
13

подготовка таблиц
5

Подготовить сообщение на тему «Ньютон и Лейбниц»
1

Написание доклада на тему «Непрерывные дроби»
2

Подготовить доклад на тему «Понятие дифференциала и его приложения»
1

Доклад на тему «Векторное задание прямых и плоскостей в пространстве»
1

Подготовить доклад на тему «Параллельное проектирование»
1

Подготовить доклад на тему «Средние значения и их применение в статистике».
2

Подготовка материала и выполнение презентации на тему «Сложение гармонических колебаний»
2

Подготовка материала и выполнение презентации на тему «Примеры зависимостей между переменными в реальных процессах из смежных дисциплин».
2

Перечислить свойства и построить график заданной функции
2

Подготовка материала и выполнение презентации на тему «Конические сечения и их применение в технике»
2

Написать реферат на тему «Графическое решение уравнений и неравенств»
2

Подготовка материала и выполнение презентации на тему «Схемы повторных испытаний Бернулли»
2

Выполнение моделей по теме «Прямые и плоскости в пространстве»
3

Выполнение моделей многогранников
4

Выполнение моделей конуса и цилиндра
2

Подготовка материала и выполнение презентации на тему «Правильные и полуправильные многогранники»
2

Индивидуальный проект на тему «Исследование уравнений и неравенств с параметром»
7

Индивидуальный проект на тему «Применение производной в формате ЕГЭ»
10

Промежуточная аттестация в форме Экзамена


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Математика: алгебра и на чала математического анализа; геометрия

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, индивидуальный проект (если предусмотрено)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Введение
Математика в науке, технике, экономике, информационных технологиях и практической деятельности. Цели и задачи изучения математики при освоении профессий СПО и специальностей СПО. Действительные числа.
2
1


Раздел 1. АЛГЕБРА
77


Тема 1.1. Развитие понятия о числе

Содержание учебного материала
6



1
Целые и рациональные числа.
2
2


2
Действительные числа. Приближенные вычисления. Комплексные числа
2
2


Лабораторные работы




Практические занятия




Контрольные работы




Самостоятельная работа обучающихся
Написание доклада на тему «Непрерывные дроби»
2


Тема 1.2. Корни, степени и логарифмы


Содержание учебного материала
30



1
Корни и степени. Корни натуральной степени из числа и их свойства
2
2


2
Вычисление и сравнение корней. Выполнение расчетов с радикалами. Решение иррациональных уравнений.
2
2


3
Степени с рациональными показателями, их свойства. Степени с действительными показателями. Свойства степени с действительным показателем
2
2


4
Логарифм. Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Десятичные и натуральные логарифмы.
2
2


5
Правила действий с логарифмами. Переход к новому основанию.
2
2


6
Преобразование алгебраических выражений. Преобразование рациональных, иррациональных, степенных, показательных и логарифмических выражений.
2
2


Лабораторные работы




Практические занятия
1.Приближенные вычисления и решения прикладных задач.
2



2..Преобразование алгебраических выражений. Арифметические действия над числами, нахождение приближенных значений величин и погрешностей вычислений (абсолютной и относительной), сравнение числовых выражений.
2



3. Преобразования выражений, содержащих степени. Нахождение значений степеней с рациональными показателями. Сравнение степеней. Решение показательных уравнений. Решение прикладных задач.
2



4. Преобразование логарифмических выражений. Нахождение значений логарифма по произвольному основанию. Переход от одного основания к другому. Вычисление и сравнение логарифмов. Логарифмирование и
потенцирование выражений. Решение логарифмических уравнений.
2




Контрольные работы




Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятий
Выполнение упражнений, направленных на выработку практических умений и навыков

5
5


Тема 1.3 Основы тригонометрии


Содержание учебного материала
20



1
Основные понятия. Радианная мера угла. Вращательное движение. Синус, косинус, тангенс и котангенс числа.
2
2


2
Основные тригонометрические тождества. Формулы приведения. Формулы сложения. Формулы удвоения. Формулы половинного угла.
2
2



3
Преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента.
2
2


4
Простейшие тригонометрические уравнения. Простейшие тригонометрические
неравенства.
2
2


5
Обратные тригонометрические функции: арксинус, арккосинус, арктангенс.
2
2


Лабораторные работы
-



Практические занятия
1. Преобразование простейших тригонометрических выражений. Радианный метод измерения углов вращения и связь с градусной мерой.

2

2


2. Преобразование тригонометрических выражений. Основные тригонометрические тождества, формулы сложения, удвоения, преобразование суммы тригонометрических функций в произведение, преобразование произведения тригонометрических функций в сумму.
2
2


3.Решение простейших тригонометрических уравнений и неравенств.
2
2


Самостоятельная работа обучающихся
подготовка таблиц
4



Содержание учебного материала
12



Тема 1.4 Функции, их свойства и графики
1

Функции. Область определения и множество значений; график функции, построение графиков функций, заданных различными способами.
Свойства функций. Монотонность, четность, нечетность, ограниченность, периодичность. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума.

2

2




2
Арифметические операции над функциями. Сложная функция (композиция). Понятие о непрерывности функции. Графическая интерпретация. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях.
2
2


3
Обратные функции. Область определения и область значений обратной функции.
График обратной функции.
2
2


Лабораторные работы




Практические занятия
1. Свойства линейной, квадратичной, кусочно-линейной и дробно-линейной функций. Непрерывные и периодические функции.

2



Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка материала и выполнение презентации на тему «Сложение гармонических колебаний»
2




Подготовка материала и выполнение презентации на тему «Примеры зависимостей между переменными
в реальных процессах из смежных дисциплин».


2


Тема 1.5 Степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции. Обратные тригонометрические функции.
Содержание учебного материала
9



1
Степенные, показательные, логарифмические функции. Определения функций, их свойства и графики.
2
2


2
Тригонометрические функции , их свойства и графики. Обратные тригонометрические функции.
2
2


Лабораторные работы
-



Практические занятия
1.Преобразования графиков. Параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой y = x, растяжение и сжатие вдоль осей координат. Гармонические колебания. Прикладные задачи.
2



Контрольные работы




Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка таблицы «Алгоритм исследования и построения графика функции»
Перечислить свойства и построить график заданной функции

1
2



Раздел 2. НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
64


Тема 2.1. Последовательности
Содержание учебного материала
6



1
Способы задания и свойства числовых последовательностей. Понятие о пределе последовательности. Существование предела монотонной ограниченной последовательности. Суммирование последовательностей. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма.
2
2


Лабораторные работы




Практические занятия
1.Числовая последовательность, способы ее задания, вычисления членов последовательности. Предел последовательности. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.
2



Контрольные работы




Самостоятельная работа обучающихся
подготовка опорного конспекта

2


Тема 2.2
Содержание учебного материала
25


Производная.
1

Понятие о производной функции, её геометрический и физический смысл.
Уравнение касательной к графику функции.
2
2



2
Производные суммы, разности, произведения, частного. Производные основных элементарных функций.
2
2


3
Применение производной к исследованию функций и построению графиков.
2
2


4

Производные обратной функции и композиции функции. Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных задачах.
2
2


5
Вторая производная, ее геометрический и физический смысл. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой и графиком.
2
2


Лабораторные работы




Практические занятия
1.Механический и геометрический смысл производной. Уравнение касательной в общем виде. Правила и формулы дифференцирования, таблица производных элементарных функций.
2



2.Исследование функции с помощью производной. Нахождение наибольшего, наименьшего значения и экстремальных значений функции.
2



Контрольные работы




Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить доклад на тему Понятие дифференциала и его приложения»
Индивидуальный проект на тему «Применение производной в формате ЕГЭ»

1
10


Тема 2.3 Первообразная и интеграл.
Содержание учебного материала

12



1
Первообразная. Формула НьютонаЛейбница.
2
2


2
Применение определенного интеграла для нахождения площади криволинейной трапеции.
2
2


3
Применение интеграла в физике и геометрии.
2
2


Лабораторные работы
-



Практические занятия
Применение интеграла к вычислению физических величин и площадей.

2



Контрольные работы




Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить сообщение на тему «Ньютон и Лейбниц»
Выполнение упражнений, направленных на выработку практических умений и навыков


1
3


Тема 2.4 Уравнения и неравенства


Содержание учебного материала
21



1
Уравнения и системы уравнений. Рациональные, иррациональные, показательные
и тригонометрические уравнения и системы. Равносильность уравнений, неравенств, систем. Основные приемы их решения (разложение на множители, введение новых неизвестных, подстановка, графический метод).
2
2



2

Неравенства. Рациональные, иррациональные, показательные и тригонометрические неравенства. Основные приёмы их решения.
Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Метод интервалов. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.
2
2


3
Прикладные задачи. Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. Интерпретация результата, учет реальных ограничений.
2
2


Лабораторные работы




Практические занятия
1. Основные приемы решения уравнений. Решение систем уравнений. Корни уравнений. Равносильность уравнений. Преобразование уравнений.
2



2.Использование свойств и графиков функций для решения уравнений и неравенств. Метод интервалов.
2




Контрольные работы




Самостоятельная работа обучающихся
Написать реферат на тему «Графическое решение уравнений и неравенств»
Индивидуальный проект на тему «Исследование уравнений и неравенств с параметром»
--- Выполнение упражнений, направленных на выработку практических умений и навыков
Проработка конспектов занятий


2
7
1
1



Раздел 3 КОМБИНАТОРИКА, СТАТИСТИКА И ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ

23


Тема 3.1 Элементы комбинаторики

Содержание учебного материала
9



1

Основные понятия комбинаторики.
Задачи на подсчет числа размещений, перестановок, сочетаний.
Решение задач на перебор вариантов.
2
2


2
Формула бинома Ньютона. Свойства биноминальных коэффициентов. Треугольник Паскаля.

2
2


Лабораторные работы




Практические занятия
Решение комбинаторных задач. Правила комбинаторики.
2



Контрольные работы




Самостоятельная работа обучающихся
Опережающее задание: Подготовить сообщение на тему «История развития комбинаторики, теории вероятностей и статистики и их роль в различных сферах человеческой жизнедеятельности».
Решение комбинаторных задач. Размещения, сочетания и перестановки. Бином Ньютона и треугольник Паскаля. Прикладные задачи.

1

2


Тема 3.2 Элементы теории вероятностей

Содержание учебного материала
8



1
Событие, вероятность события, сложение и умножение вероятностей.
Понятие о независимости событий.
2
2


2
Дискретная случайная величина, закон ее распределения. Числовые характеристики дискретной случайной величины. Понятие о законе больших чисел.
2
2


Лабораторные работы




Практические занятия
1. Вычисление вероятностей. Решение прикладных задач.
2



Контрольные работы




Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка материала и выполнение презентации на тему «Схемы повторных испытаний Бернулли»
2


Тема 3.3 Элементы математической статистики

Содержание учебного материала
6



1
Представление данных (таблицы, диаграммы, графики) Генеральная совокупность, выборка, среднее арифметическое, медиана. Понятие о задачах математической статистики. Решение практических задач с применением вероятностных методов.
2



Лабораторные работы




Практические занятия
1. Представление числовых данных. Решение прикладных задач.

2



Контрольные работы




Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить доклад на тему «Средние значения и их применение в статистике».
2



Раздел 4 ГЕОМЕТРИЯ

68


Тема 4.1 Прямые и плоскости в пространстве
Содержание учебного материала
18



1
Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Параллельность прямой и плоскости. Параллельность плоскостей.
2






2


2
Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью.

2
2


3
Двугранный угол. Угол между плоскостями. Перпендикулярность двух плоскостей.
2
2


4
Геометрические преобразования пространства: параллельный перенос, симметрия относительно плоскости. Параллельное проектирование. Площадь ортогональной проекции. Изображение пространственных фигур.
2
2


Лабораторные работы




Практические занятия