Рабочая программа по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности, для специальности Товароведение и экспертиза качества
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Славянский сельскохозяйственный техникум»
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 Информационные технологии в
профессиональной деятельности
для специальности
38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
2016
РАССМОТРЕНА
цикловой методической комиссией математических дисциплин и
рекомендована к утверждению
Протокол № ____ от____________ 2016 г.
Председатель цикловой комиссии математических дисциплин
___________________ Е.А.ЖигулинаУТВЕРЖДЕНА
Директор ГБПОУ КК ССХТ
________________Е.В.Дмитриев«____» _____________ 2016 г.
РАССМОТРЕНА
на заседании педагогического совета
протокол №___ от «____» _________2016 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 Информационные технологии в профессиональной деятельности подготовлена на основе ФГОС СПО по специальности, 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров хозяйства приказ Минобрнауки РФ от 28.07.2014 № 835, зарегистрирован в Минюст России от 25.08.2014 № 33769, укрупненной группы специальностей 38.00.00 «Экономика и управление».
Организация-разработчик: ГБПОУ КК «Славянский сельскохозяйственный техникум».
Разработчик: Третьяк Т.В., преподаватель ГБПОУ КК «Славянский сельскохозяйственный техникум», заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Рецензенты: Гетьман Ольга Викторовна, главный бухгалтер ПО «Заготконтора»
Юлия Сергеевна Нестерова, преподаватель 1 категории ГБПОУ КК СЭТ
Учитель информатики
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, укрупненной группы специальностей 38.00.00 «Экономика и управление».
Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области экономики и управления.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы.
Учебная дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности» является дисциплиной базового уровня обучения и представлена в структуре программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, в цикле общепрофессиональных дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информационных технологий в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информационных технологий в профессиональной деятельности при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
В результате изучения дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» студенты должны:
уметь:
использовать информационные ресурсы для поиска и хранения информации;
обрабатывать текстовую и табличную информацию;
использовать деловую графику и мультимедиа-информацию;
создавать презентации;
применять антивирусные средства защиты информации;
читать (интерпретировать) интерфейс специализированного программного обеспечения, находить контекстную помощь, работать с документацией;
применять специализированное программное обеспечение для сбора, хранения и обработки информации в соответствии с изучаемыми профессиональными модулями;
пользоваться автоматизированными системами делопроизводства;
применять методы и средства защиты информации.
знать:
основные методы и средства обработки, хранения, передачи и накопления информации;
назначение, состав, основные характеристики компьютерной и организационной техники;
основные компоненты компьютерных сетей, принципы пакетной передачи данных, организацию межсетевого взаимодействия;
назначение и принципы использования системного и прикладного программного обеспечения;
технологию поиска информации в сети Интернет;
принципы защиты информации от несанкционированного доступа;
правовые аспекты использования информационных технологий и программного обеспечения
основные понятия автоматизированной обработки информации;
основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности;
Рекомендованное количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 111 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 74 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 37 часов.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 111
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 74
в том числе: практические занятия 36
Дифференцированный зачет Самостоятельная работа обучающегося (всего) 37
в том числе: самостоятельная работа над рефератом, исследованием проблемы, выполнение индивидуального проектного задания 17
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Основные методы и средства обработки, хранения, передачи и накопления информации. Назначение, состав, основные Характеристики компьютерной и организационной техники.
40 Тема 1.1. Информация, информационные процессы и информационные технологии Содержание учебного материала 7 Диалектический характер информации. Свойства информации. Операции с данными. Понятие информационных технологий, информационного продукта. Информационная система. Информационные технологии в торговой логистике. Технология штрихового кодирования. 4 1
Самостоятельная работа обучающихся3 Работа со схемами и заполнение таблицы «Соответствие операций с данными свойствам информации» Тема 1.2. Технические средства вычислительных систем Содержание учебного материала 8 Архитектура ЭВМ. Устройство системного блока. Устройство материнской платы 4 2
Самостоятельная работа обучающихся4 Подготовка доклада на тему «Эволюция логистических систем в промышленно развитых странах» Тема 1.3. Программное обеспечение (ПО) вычислительных систем Содержание учебного материала 4 Программное обеспечение ПК. Классификация программного обеспечения. Операционные системы. Файловая система. 4 1
Тема 1.4. Операционная система Windows Содержание учебного материала 13 Операционная система Windows . Функции операционных систем. Работа в ОС Windows. Организация рабочего места специалиста на базе ОС Windows . 4 2
Практические занятия №1. Окна, рабочий стол. Панель задач в ОС Windows . 2 №2. Папка, файл, дерево каталогов. Операции с файлами и папками. 2 Самостоятельная работа обучающихся5 Подготовка доклада на тему по выбору: «Оценка эффективности закупочной логистики», «Проблемы и функции закупочной логистики» Тема 1.5. Служебное программное обеспечение Содержание учебного материала 8 Защита информации от несанкционированного доступа. Антивирусная защита. Архивирование информации как метод защиты данных. Антивирусная проверка ПК. 6 2
Практические занятия 2 №3. Антивирусная проверка. Архивирование данных WinRar, WinZip Раздел 2. Назначение и принципы использования системного и прикладного программного обеспечения 59 Тема 2.1. Пакеты прикладных программ Содержание учебного материала 6 Обзор пакетов прикладных программ вычислительной системы автоматизированного рабочего места специалиста по товароведениию4 Практические занятия 2 №4. Установка пакета прикладных программ Тема 2.2. Текстовые редакторы и процессоры Содержание учебного материала 16 Текстовые редакторы, их характеристики, функциональные возможности. Создани комплексных документов. ГОСТы, регламентирующие оформление организационно-распорядительной документации. 2 3
Практические занятия №5. Создание шаблонов документов 2 №6. Создание комплексного текстового документа 2 №7 Создание комплексного текстового документа с таблицами 2 №8 Создание комплексного текстового документа с объектами 2 №9 Создание комплексного текстового документа с рисунками 2 Самостоятельная работа обучающихся4 Подготовка сообщения на тему по выбору: «Международные стандарты штрихового кодирования», «Информационно-консалтинговая служба» Тема 2.3. Применение табличного процессора в профессиональной деятельности Содержание учебного материала 20 Обработка данных с помощью электронных таблиц. Интерфейс Microsoft Office Excel. Абсолютные и относительные ссылки. Представление числовых данных в графическом виде. Формирование диаграмм и графиков на основе вычисляемых функций. Исследование товарного ассортимента с помощью MS Excel. Условное форматирование. 2 3
Практические занятия №10. Создание товарной накладной в ТП Microsoft Excel 2 №11 Расчёт стоимости ПК в Microsoft Excel 2 №12. Определение границ рынка в ТП Microsoft Excel 2 №13. Создание модели проведения анализа товарного ассортимента 2 №14. Проведение исследования анализа товарного ассортимента с помощью информационной модели 2 №15. Проведение статистического анализа товарного ассортимента 2 №16. Условное форматирование результатов АВС-анализа. Построение диаграммы Парето 2 Самостоятельная работа обучающихся4 Подготовка схему «Современные автоматизированные складские технологии» Тема 2.4. Автоматизированное рабочее место специалиста Содержание учебного материала 17 Единое информационное пространство торговой организации. Профессиональная информация и данные. Мониторинг информационной среды организации. Системы управления базами данных. Этапы проектирования базы данных (БД). 4 2
Практические занятия №17. Создание базовых таблиц товарной базы данных в MS Access 2 №18. Создание запросов в БД в MS Access 2 Самостоятельная работа обучающихсяПодготовить реферат на тему «Автоматизированное рабочее место товароведа» 9 Раздел 3. Основные компоненты компьютерных сетей, принципы пакетной передачи данных, организацию межсетевого взаимодействия 12 Тема 3.1. Язык разметки гипертекста HTML Создание простейшей Web-страницы Содержание учебного материала Язык гипертекстовой разметки. Объекты Web-страниц. Создание простейшей Web-страницы. Табличная разметка. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся8 Подготовка индивидуального проекта «Логистическая информационная система предприятия» Тема 3.2. Ресурсы Интернет. Электронная коммерция Содержание учебного материала 2 Академические информационные базы данных. Библиотечные информационные сервисы. Всего: 111 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета информационных технологий в профессиональной деятельности.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- инструкционные карты по выполнению заданий, набор карточек с контрольными вопросами и заданиями.
Технические средства обучения:
- компьютер,
- лицензионное программное обеспечением,
- интерактивная доска.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
Персональные компьютеры в количестве, обеспечивающем занятие подгруппы, объединённые в локальную сеть и имеющие электронную почту.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Горячев А.В., Практикум по информационным технологиям / А.В Горячев, Ю.А Шафрин.– М.: Бином, Лаборатория знаний, 2011
Гейн, А.Г. Информатика 10-11./ А.Г.Гейн -М.:Просвещение, 2010
Цветкова, М.С Информатика и ИКТ/ М.С Цветкова. – М.: Высш. шк., 2013
Дополнительные источники:
1. Острейковский, В.А. Информатика / В.А Острейковский. – М .: ФОРУМ: ИНФРА, 2005
2. Гейн, А.Г. Информатика / А.Г Гейн. – М.: ФОРУМ: Лаборатория знаний, 2003
3. Угринович, Н.Д. Информатика и информационные технологии / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004
Интернет-ресурсы:
Электронный видео учебник [Электронный ресурс] / - Форма доступа: http:// gigasize.ru.
Российское образование. Федеральный портал. [Электронный ресурс] / - Форма доступа: http:// www.edu.ru/fasi.
Лаборатория виртуальной учебной литературы. [Электронный ресурс] / - Форма доступа: http:// www.gaudeamus.omskcity.com.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2
Умения: использовать информационные ресурсы для поиска и хранения информации;
читать (интерпретировать) интерфейс специализированного программного обеспечения, находить контекстную помощь, работать с документацией;
наблюдение и оценка выполнения практических работ
обрабатывать текстовую и табличную информацию;
использовать деловую графику и мультимедиа-информацию;
создавать презентации;
применять антивирусные средства защиты информации;
- экспертное наблюдение и оценка выполнения практических работ;
- анализ и оценка решения проблемных задач
- анализ производственных ситуаций
применять специализированное программное обеспечение для сбора, хранения и обработки информации в соответствии с изучаемыми профессиональными модулями;
пользоваться автоматизированными системами делопроизводства;
применять методы и средства защиты информации.
наблюдение и оценка выполнения практических работ
Знания: основные методы и средства обработки, хранения, передачи и накопления информации;
назначение, состав, основные характеристики компьютерной и организационной техники;
основные понятия автоматизированной обработки информации;
устный (письменный) опрос,
контрольная работа
основные компоненты компьютерных сетей, принципы пакетной передачи данных, организацию межсетевого взаимодействия;
устный (письменный) опрос,
тестирование,
наблюдение и оценка выполнения практических работ
назначение и принципы использования системного и прикладного программного обеспечения;
устный (письменный) опрос,
тестирование,
наблюдение и оценка выполнения практических работ
технологию поиска информации в сети Интернет;
устный (письменный) опрос,
тестирование
принципы защиты информации от несанкционированного доступа;
правовые аспекты использования информационных технологий и программного обеспечения
устный (письменный) опрос,
тестирование,
наблюдение и оценка выполнения практических работ
основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности;
устный (письменный) опрос