РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.07 Информатика и ИКТ по специальности: 36.02.01 Ветеринария


Министерство образования и науки Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края «Пашковский сельскохозяйственный колледж»


«Утверждаю»
директор ГБПОУ КК ПСХК
______________ Ю.Г. Тимченко
10 июля 2014г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.07 Информатика и ИКТ
По специальности: 36.02.01 Ветеринария



Краснодар 2014
Рабочая программа учебной дисциплины Информатика и ИКТ составлена в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях СПО», на основе примерной программы, утвержденной в 2008 году Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 №03-1180
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по методической работе
___________ И.М. Строцкая
__________________20__г.
Рабочая программа рассмотрена на заседании педагогического совета №5 от 1 июля 2014г.
Организация - разработчик: ГБПОУ КК «Пашковский сельскохозяйственный колледж»
Разработчик:
Глухова С.В. ____________
(подпись) Преподаватель компьютерных дисциплин ГБПОУ КК ПСХК, первая категория.
Рецензенты:
Внутренняя рецензия
Пушкарева Н.Я. ___________
(подпись) Преподаватель компьютерных дисциплин ГБПОУ КК ПСХК, высшая категория, почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации, математик.
Внешняя рецензия
Едигарян М.С. ____________
(подпись) Преподаватель математики, информатики и вычислительной техники ЧОУ СПО КТУИС, первая категория, математик, преподаватель математики, информатики и вычислительной техники
Рабочая программа рассмотрена на заседании ЦК
математических и естественнонаучных дисциплин
Председатель ЦК
_________________ (Пушкарева Н.Я.)
25.06.2014, протокол № 10
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации программы учебной
дисциплины
15
Контроль и оценка результатов Освоения
учебной дисциплины
17
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика и ИКТ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы и составлена в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях СПО», на основе примерной программы, утвержденной в 2008 году Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России по специальности 36.02.01 Ветеринария.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
учебная дисциплина относится к общеобразовательному учебному циклу.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
иметь представление:
об информационных основах процессов управления;
о методах поиска информации;
о принципах кодирования информации; о системах счисления;
о возможности соединения разнотипной информации в одном электронном документе с помощью технологии мультимедиа;
о работе электронной почты; об информационных ресурсах и технологии поиска информации в сети Интернет;
уметь:
приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
перечислять основные характерные черты информационного общества;
переводить числа из одной системы счисления в другую;
строить логические схемы из основных логических элементов по формулам логических выражений;
применять текстовый редактор для редактирования и форматирования текстов;
применять графический редактор для создания и редактирования изображений; строить диаграммы;
применять электронные таблицы для решения задач;
создавать простейшие базы данных; осуществлять сортировку и поиск информации в базе данных; перечислять и описывать различные типы баз данных;
работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск файлов); вводить и выводить данные;
работать с носителями информации; пользоваться антивирусными программами;
записывать на языке программирования алгоритмы решения учебных задач и отлаживать их;
знать:
функции языка как способа представления информации;
способы хранения и основные виды хранилищ информации;
основные единицы измерения количества информации;
правила выполнения арифметических операций в двоичной системе счисления;
основные логические операции, их свойства и обозначения;
общую функциональную схему компьютера;
назначение и основные характеристики устройств компьютера;
назначение и основные функции операционной системы;
назначение и возможности электронных таблиц;
назначение и основные возможности баз данных;
основные объекты баз данных и допустимые операции над ними;
этапы информационной технологии решения задач с использованием компьютера.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося 117 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 78 часов;
самостоятельная работа обучающегося 39 часов.
По итогам изучения дисциплины студенты сдают дифференцированный зачет по всему курсу.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 117
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 78
в том числе: практические занятия 46
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 39
в том числе: внеаудиторная самостоятельная работа 39
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Информатика и ИКТ
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1.
Информация и информационные процессы. Тема 1.1.
Введение в дисциплину. Человек и информация. Содержание учебного материала 1 1 Информатика как научная дисциплина. Место информатики в научном мировоззрении. Понятие информации. Человек и информация. 1
Тема 1.2.
Информационные процессы. Содержание учебного материала 1 1 Информационные процессы: получение, передача, преобразование, хранение и использование информации. Информационные процессы в живой природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека. Защита информации. 1
Самостоятельная работа обучающихся:
Характеристика информационных процессов. Классификация методов защиты информации. 2 Раздел 2.
Системы счисления и основы логики. Тема 2.1.
Представление информации. Количество и единицы
измерения информации. Содержание учебного материала 1 1 Язык как способ представления информации. Различные формы представления информации. Кодирование. Двоичная форма представления информации. Количество и единицы измерения информации. Позиционные и непозиционные системы счисления.
1
Тема 2.2.
Системы счисления, используемые в компьютере. Содержание учебного материала 1 1 Системы счисления, используемые в ЭВМ: двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная. Алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую. Двоичная арифметика. 2
Самостоятельная работа обучающихся:
Решение задач на перевод чисел из одной позиционной системы в другую. 3 Тема 2.3.
Представление чисел в памяти ЭВМ. Содержание учебного материала 1 1 Представление чисел с фиксированной и «плавающей» точкой. 1
Тема 2.4.
Алгебра логики. Основные логические операции. Построение таблиц истинности сложных высказываний Содержание учебного материала 1 1 Понятие об алгебре высказываний. Основные логические операции. Сложные высказывания. Построение таблиц истинности сложных высказываний. 2
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с учебной и специальной литературой, опорным конспектом. Решение логических задач табличным способом. 3 Тема 2.5.
Основные законы преобразования алгебры логики. Содержание учебного материала 1 1 Основные логические законы и правила преобразования логических выражений. 1
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с учебной и специальной литературой, опорным конспектом. Решение логических задач. 3 Тема 2.6.
Логические основы ЭВМ. Содержание учебного материала 1 1 Логические основы ЭВМ. Базовые логические элементы. 1
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с учебной и специальной литературой, опорным конспектом. 3 Раздел 3.
Компьютер Тема 3.1.
Основные устройства компьютера. Содержание учебного материала 1 1 Основные устройства компьютера: устройства ввода информации, устройства вывода информации, устройства хранения информации (внутренняя и внешняя память), носители информации, устройства обработки информации, устройства передачи информации, устройства мультимедийной обработки информации.
Архитектура ЭВМ. Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Правила техники безопасности при работе на компьютере 2
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с учебной и специальной литературой, опорным конспектом. Доклады по данной темы 3 Тема 3.2.
Программное обеспечение компьютера. Операционная система.
Содержание учебного материала 1 1 Программное обеспечение компьютера. Системное и прикладное программное обеспечение. Операционная система: назначение и основные функции. 2
Практическое занятие №1
Правила техники безопасности при работе с ПК. Знакомство с графической операционной системой Windows. 2 Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с учебной и специальной литературой, опорным конспектом. Создание докладов по теме. 2 Тема 3.3.
Файловая система. Работа с носителями информации. Содержание учебного материала 1 Понятие файла. Размер, имя, тип файлов. Каталоги. Подкаталоги. Имя файла. Путь к файлу. Файловая система. Работа с носителями информации. 1 2
Практическое занятие №2
Операции с файлами и каталогами. Создание файловой системы и навигация по ней с помощью программы Проводник. 2 Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с учебной и специальной литературой, опорным конспектом. Решение задач на создание файловой системы. 2 Тема 3.4.
Инсталляция программ. Компьютерные вирусы и
антивирусные программы Содержание учебного материала 1 1 Компьютерные вирусы. Антивирусные программы и защита информации. История развития вычислительной техники. Поколения ЭВМ. 2
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с учебной и специальной литературой, опорным конспектом. Создание докладов по теме. 2 Раздел 4.
Информационные технологии. Тема 4.1.
Технология обработки текстовой информации Содержание учебного материала 1 1 Текстовый редактор: назначение и основные функции. Ввод и редактирование текста. Фрагмент текста, работа с фрагментом текста. Абзац, операции с абзацами. Оформление текста. Ввод, заполнение и форматирование таблиц. 2
Практические занятия №3, №4 4 1. Работа с текстовым редактором: ввод, редактирование и форматирование текстовых документов. 2. Работа с текстовым редактором: создание таблиц, ввод данных, оформление. Тема 4.2.
Технология обработки графической информации Содержание учебного материала 1 1 Теоретические основы представления графической информации. Пиксель. Графические примитивы. Способы хранения графической информации и форматы графических файлов. Графический редактор: назначение, пользовательский интерфейс и основные функции. 2
Практические занятия №5, №6 4 1. Рисование в документе MSWord. Вставка готового рисунка в документ и его форматирование. 2. Графический редактор Paint: создание, форматирование и видоизменение графических изображений. Тема 4.3.
Технология обработки числовой информации Содержание учебного материала 1 1 Электронные таблицы: назначение и основные функции. Ячейка: абсолютная и относительная адресация. Форматы данных. Ввод и редактирование данных. Оформление таблиц. Решение расчетных задач, уравнений. Построение графиков функций, диаграмм. 2
Практические занятия №7, №8, №9 6 1. Электронные таблицы: ввод и редактирование данных. Абсолютная и относительная адресация. Создание и оформление таблиц. 2. Работа с электронной таблицей: решение расчетных задач, уравнений. 3. Построение диаграмм и графиков функций Тема 4.4.
Технология хранения, поиска и сортировки информации Содержание учебного материала 1 1 Способы организации баз данных: иерархический, сетевой, реляционный. Системы управления базами данных (СУБД). Ввод и редактирование записей. Сортировка и поиск записей. Виды и способы организации запросов. Создание форм и отчетов. 2
Практические занятия №10, №11, №12 6 1. СУБД MSAccess: создание простейшей базы данных. Ввод и редактирование записей 2. Сортировка и поиск информации. Создание запросов. 3. Работа с СУБД. Создание форм и отчетов Тема 4.5.
Компьютерные коммуникации Содержание учебного материала 1 1 Передача информации. Линии связи, их основные компоненты и характеристики. Компьютерные телекоммуникации: назначение, структура, ресурсы. Локальные и глобальные компьютерные сети. Основные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференция, файловые архивы. Сеть Интернет. Информационные ресурсы. Поиск информации. Практическое занятие №13.
2 1. Поиск информации в глобальной сети Internet. Создание электронного документа с помощью технологии мультимедиа. Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с учебной и специальной литературой, опорным конспектом. 2 Тема 4.6.
Мультимедийные технологии. Содержание учебного материала 1 1 Принципы и способы использования мультимедийных технологий. Основные требования к аппаратной части компьютера. 2
Практические занятия №14, №15. 4 1. MS PowerPoint: разработка, создание и оформление презентации. 2. Оформление анимационных эффектов слайд-презентации. Просмотр презентации. Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с учебной и специальной литературой, опорным конспектом. 2 Раздел 5.
Моделирование и формализация. Тема 5.1.
Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели Содержание учебного материала 1 1 Моделирование. Формальная и неформальная постановка задачи. Основные принципы формализации. Основные типы информационных моделей. 2
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с учебной и специальной литературой, опорным конспектом. Доклады по теме. 2 Тема 5.2.
Основные типы информационных моделей Содержание учебного материала 1 1 Понятие об информационной технологии решения задач. Этапы решения задачи на компьютере: постановка задачи, построение модели, разработка алгоритма и программы, отладка и исполнение программы, анализ результатов. 2
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с учебной и специальной литературой, опорным конспектом. Доклады по теме. 2 Раздел 6
Алгоритмизация. Тема 6.1.
Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов. Содержание учебного материала 2 1 Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Различные способы записи алгоритма. 2
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с учебной и специальной литературой, опорным конспектом. 2 Тема 6.2.
Основные алгоритмические конструкции. Содержание учебного материала 4 1 Основные типы алгоритмов: линейные, разветвляющиеся, циклические. Составление простейших алгоритмов и запись их в графическом представлении. 2
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с учебной и специальной литературой, опорным конспектом. Решение задач на разработку и запись алгоритмов различных типов. 3 Раздел 7.
Программирование. Тема 7.1.
Язык программирования Turbo Pascal. Содержание учебного материала 4 1 Введение в язык программирования. Основные типы данных. Основные алгоритмические конструкции языка и соответствующие им операторы языка программирования. Структурные типы данных: массивы, записи. Поиск и упорядочение элементов массива. 2
Практические занятия №16, №17, №18, №19, №20, №21, №22, №23. 16 1. Знакомство с Turbo Pascal: работа с главным меню, набор, редактирование и отладка программы. 2. Разработка и программирование задач с линейной алгоритмической структурой. 3. Разработка и программирование задач с разветвляющейся алгоритмической структурой. 4. Разработка и программирование задач с разветвляющейся алгоритмической структурой. 5. Разработка и программирование задач с циклической структурой. 6. Разработка и программирование задач с числовыми массивами 7. Составление и отладка программ по обработке числовых массивов. 8. Разработка и программирование задач с использованием символьной информации. Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с учебной и специальной литературой, опорным конспектом. Разработка и программирование задач в Turbo Pascal. 3 Тема 7.2.
Обзор и краткая характеристика современных языков и средств программи
рования. Содержание учебного материала 2 1 Краткая характеристика современных языков и средств программирования. Дифференцированный зачет. 1
Всего: 117 3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информатика и ИКТ.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект сетевого оборудования, обеспечивающий соединение всех компьютеров, установленных в кабинете в единую сеть, с выходом в Интернет;
компьютерные столы по числу рабочих мест обучающихся.
Технические средства обучения:
персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением по количеству на одну подгруппу обучающихся;
принтер;
мультимедиа проектор с проекционным экраном.
Программные средства обучения:
Операционная система Windows.
Сервисные программы (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, электронные таблицы, систему управления базами данных, программу создания презентаций.
Язык программирования Turbo Pascal.
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Информатика: Базовый курс / Под ред. Симанович С.В. – СПб., 2011.
Шауцукова Л.З. Информатика. – М.: Академия, 2007.
Шафрин Ю.A. Информационные технологии: в 2 ч. - М.: Лаборатория базовых знаний, 2010.
Голицына О.А., Попов И.Н. Основы алгоритмитизации и программирования. М.: Форум: ИНФРА-М, 2008.
Жаров М.В. Основы информатики: учебное пособие. – М.:ФОРУМ, 2008.
Дополнительные источники:
Каймин В.А. Информатика. – М.: ИНФРА-М, 2009.
Острейковский В.А. Информатика. – М.: Высшая школа, 2009.
Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. -М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009
Интернет-ресурсы:
Каталог сайтов – Мир информатики http://igk.ucoz.ru/dir/.
Основная литература для преподавателя
Гохберг Г.С., Зафиевский А.В., Короткий А.А. Информационные технологии: учебник для студентов среднего профессионального образования- М.: Издательский центр «Академия», 2010.
Информатика: Базовый курс / Под ред. Симанович С.В. – СПб., 2011.
Михеева Е.В. Практикум по информатике: учебное пособие для начального профессионального образования - М.: Издательский центр «Академия», 2009.
Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник для среднего профессионального образования.- М.: Издательский центр «Академия», 2009.
Синаторов С.В. Информационные технологии: Задачник. – М.:Альфа-М: ИНФРА-М, 2012.
Шауцукова А.З. Информатика. – М.: Академия, 2007.
Дополнительная литература для преподавателя
Залогова Л.А., Плаксин М.А., Русаков СВ. и др. Информатика. Задачник-практикум в 2 т./под ред.Семакина И.Г., Деннера Е.К.: т.1,2.-М.:БИНОМ.Лаборатория знаний, 2008.
Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф., Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 1. Информационная картина мира. – СПб.: Питер, 2009.Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф., Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий. – СПб.: Питер, 2009.
Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф., Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий. – СПб.: Питер, 2009.
Журналы
«Информатика и образование»
«Информатика в школе»

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ
Дисциплины
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
приводить примеры получения, передачи, и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике; - фронтальный опрос
перечислять основные характерные черты информационного общества; - фронтальный опрос
переводить числа из одной системы счисления в другую; - проверочная работа
строить логические схемы из основных логических элементов по формулам логических выражений; применять текстовый редактор для создания, редактирования и форматирования текстов; - экспертное наблюдение и оценка на практических работах № 3, 4
- текущий контроль в форме защиты практических работ № 3, 4
применять графический редактор для создания и редактирования изображений; строить диаграммы; - экспертное наблюдение и оценка на практических работах № 5, 6
- текущий контроль в форме защиты практических работ № 5, 6
применять электронные таблицы для решения задач; - экспертное наблюдение и оценка на практических работах № 7, 8, 9
- текущий контроль в форме защиты практических работ № 7, 8, 9
создавать простейшие базы данных; осуществлять сортировку и поиск информации в базе данных; перечислять и описывать различные типы баз данных; - экспертное наблюдение и оценка на практических работах № 10, 11, 12
- текущий контроль в форме защиты практических работ № 10, 11, 12
работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск файлов); вводить и выводить данные; - тестирование
- экспертное наблюдение и оценка на практической работе № 2
- текущий контроль в форме защиты практической работы № 2
работать с носителями информации; пользоваться антивирусными программами; - фронтальный опрос
- письменный контроль
записывать на языке программирования алгоритмы решения учебных задач и отлаживать их; - экспертное наблюдение и оценка на практических работах № 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
- текущий контроль в форме защиты практических работ № 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
функции языка как способа представления информации - фронтальный опрос
способы хранения и основные виды хранилищ информации; - фронтальный опрос
основные единицы измерения количества информации - фронтальный опрос
- тестирование
правила выполнения арифметических операций в двоичной системе счисления; - проверочная работа
основные логические операции, их свойства и обозначения; - фронтальный опрос
общую функциональную схему компьютера; - фронтальный опрос
назначение и основные характеристики устройств компьютера; - фронтальный опрос
назначение и основные функции операционной системы; - экспертное наблюдение и оценка на практической работе № 1
- текущий контроль в форме защиты практической работы № 1
назначение и возможности электронных таблиц; - фронтальный опрос
- тестирование
назначение и основные возможности баз данных; - фронтальный опрос
- тестирование
основные объекты баз данных и допустимые операции над ними; - фронтальный опрос
- тестирование
этапы информационной технологии решения задач с использованием компьютера; - фронтальный опрос