Групповое занятие с элементами тренинга на сплочение и командообразование
Групповое занятие с элементами тренинга на развитие лидерских качеств «На шаг впереди!»
Цель: Создание условий для раскрытия лидерского потенциала студентов.
Задачи: - Формировать представления о лидерстве; - Выявить потенциальных лидеров в группе; - Закрепить навыки самоанализа.
Ход занятия:
I Вводная часть
Приветствие. Введение.
Разминка. Игра «Трамвай»
Участники садятся в круг. Справа от ведущего стул должен быть свободен. Он говорит: «А я еду», на свободный стул садится участник, который сидит рядом со свободным стулом и говорит: «А я зайцем», третий (двигаясь так же, как предыдущий) подсаживается ко второму и произносит: «А я рядом с (называет любого человека из круга, тот пересаживается на свободное место). На освободившееся место садится участник справа и игра продолжается.
Принятие правил работы в группе. Обсуждение вопросов конфиденциальности.
Давайте договоримся, как мы будем работать, какие основные правила важно соблюдать, чтобы работа нашей группы была эффективной, и при этом все мы чувствовали себя комфортно. Для этого нужно выработать правила, законы, по которым будут жить все члены группы. А к чему может привести работа не по правилам? (К хаосу, к разногласиям и конфликтам, к тому, что о твоих проблемах будут судачить, к отсутствию результата). - Активно работать: стараться высказывать свою точку зрения, говорить о своих чувствах, мыслях, о ситуации, не отмалчиваться. - Уважительно относиться к каждому участнику группы: называть друг друга по имени, не перебивать, не смеяться над чужим мнением, не говорить от имени другого участника. - Внимательно слушать инструкции и выполнять их. - Приходить вовремя на занятия. - Использовать право сказать «Стоп», т.е. воздержаться от ответа, но стараться пользоваться этим правом как можно реже, так как, отмалчиваясь, человек лишает себя обратной связи, а группу – еще одной точки зрения, своего опыта и пр. - Придерживаться конфиденциальности, т.е. после занятий можно делиться общими впечатлениями о групповой работе, но не рассказывать о конкретных участниках группы и их ситуациях, поведении (не называть имен). - Отказаться от безличных речевых форм, не использовать фразы типа: «Большинство считает», «Многие говорят». - Общение по принципу «здесь и теперь» (говорить о том, что волнует сейчас, обсуждать то, что происходило только с вами).
II Основная часть
Тема нашего сегодняшнего занятия - «Лидерство». Сегодня мы с вами попробуем ответить на вопрос: «Кто такой лидер, какими качествами он должен обладать?». У вас будет возможность проявить лидерские качества, поупражняться в умении убеждать – навыке, необходимом для лидера.
Как это ни странно, но большинство людей не осознают наличие в себе лидерских качеств. А еще большее количество людей не осознает желания стать лидером. Между тем, стремление к лидерству в человеке (впрочем, как во всех живых организмах) заложено самой природой. Оно может проявляться, может не проявляться, но как говорят серьезные психологи «это вопрос времени».
Есть множество определений лидерства, одно из них дал современный психолог Антонио Менегетти: «Лидер это человек, который, удовлетворяя собственный эгоизм, реализует общественный интерес».
Так или иначе, лидер вырисовывается в любой социальной группе, любом контакте, любой совместной деятельности. В то же время один и тот же человек может быть лидером в своем рабочем коллективе и совсем не лидером в компании друзей. Интересно, правда? Так что же все-таки происходит, почему из ведущего (leader) он превращается в ведомого, выйдя за порог своего офиса?
Ответ кроется в логическом определении понятия лидер, ведь ведущий неотделим от своих ведомых, он лидер в какой-то группе, пусть даже эта группа из 2-х человек.
Синквейн со словом «Лидер».
Если вы еще не знаете что такое cинквейн, то я вам сейчас объясню. Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
Лидеравторитарный демократичныйуправляет вдохновляет, устанавливаетпринимающий ответственные решения за группуидущий впереди
Мини-лекция «Лидер и лидерство»
Лидер (от англ. Ведущий, руководитель) – глава, руководитель политической партии, общественной организации и др.; лицо, пользующееся большим авторитетом, влиянием в какой-либо группе. Лидер – человек, имеющий высокий авторитет среди коллег, друзей, товарищей и других в силу своих личностных, духовных, организаторских, профессиональных и иных качеств, выделяющих его среди остальных людей. Лидерство – способность влиять на людей таким образом, чтобы они работали на достижение целей деятельности.
Лидер может быть формальным, т.е. на него официально возложены коллективом определенные полномочия, выбранный на должность человек; и неформальным, то есть ведущим за собой в силу личных особенностей и убеждений без официального назначения или выбора на роль лидера.
По направленности деятельности лидер может быть созидателем, действующим в интересах дела, в интересах организации и всех ее членов, которых он ведет за собой, и разрушителем – дезорганизатором, действующим в своих личных интересах, на первом плане для него не дело и люди, а собственное эгоистическое желание показать себя, используя для этого дело и окружающих, зачастую во вред делу и людям.
По отношению к общественным нормам лидер может быть социальным лидером, деятельность которого протекает в рамках морали и права, и асоциальным, организующим группу на нарушение правовых и моральных норм.
По сфере деятельности лидер может быть деловым, решающим стоящие перед группой задачи и эмоциональным, действующим в основном в сфере межличностного общения.
По характеру деятельности лидер может быть универсальным, то есть проявляющим лидерские качества в любой обстановке, - и ситуативным, эффективно действующим только в определенной деятельности или ситуации.
По функциям, реализуемым лидером, он может быть вдохновителем, инициатором – выделяется в деятельности на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности; организатором, в этом случае он умело организует деятельность; эрудитом, умельцем – выделяется как наиболее подготовленный в определенном виде деятельности; генератором эмоционального настроя.
Упражнение «Без командира»
Нередко нам приходится встречаться с людьми, которые, кажется, только и ждут, чтобы ими руководили. Их кто-то обязан организовывать, направлять, так как проявить собственную инициативу (и затем отвечать за свои решения и поступки) люди подобного типа боятся. Есть и другой тип – неуёмные лидеры. Эти всегда знают, кто и что должен сделать. Без их вмешательства и заботы “мир непременно погибнет!”. Понятно, что и мы с вами принадлежим либо к ведомым, либо к лидерам, либо к какой-то смешанной – между тем и другим типом – группе. В задании, которое вы попробуете сейчас выполнить, тяжело придётся и явным активистам, и крайним пассивистам, потому что никто и никем не будет руководить. Абсолютно. Весь смысл упражнения в том, что при выполнении той или иной задачи каждый из участников сможет рассчитывать исключительно на свою смекалку, инициативу, на свои силы. Успех каждого станет залогом общего успеха. Итак, с этой минуты каждый отвечает только за себя! Любой контакт между участниками запрещён: ни разговоров, никаких знаков, ни хватания за руки, ни возмущённого шипения – ничего. Работаем молча, Максимум – взгляд в сторону партнёров: учимся понимать друг друга на телепатическом уровне!
- Прошу группу построиться в круг. Каждый слышит задание, анализирует его и пытается решить, что ему лично предстоит сделать, чтобы в итоге группа максимально точно и быстро встала в круг. Очень хорошо! Вы обратили внимание, что у некоторых прямо руки чесались, так хотелось кем-нибудь поуправлять. А кто-то из вас стоял в полной растерянности, не зная, что предпринять и с чего начать. Продолжим тренировать личную ответственность. Постройтесь, пожалуйста:
- в колонну по росту
- в два круга
- в треугольник
- в шеренгу по росту
- в четыре колонны с одинаковым количеством участников
- в шеренгу от самых светлых до самых тёмных волос
В живую скульптуру Звезда, Медуза, Черепаха.
Обсуждение: - Скажите, можно ли было это упражнение назвать тестом на лидерство и почему? - Кто из вас лидер по натуре? - Легко ли вам было отказаться от руководящего стиля поведения? - Каковы были ощущения людей, которые привыкли быть ведомыми? Тяжело остаться вдруг без чьих бы то ни было советов, указаний? - Как вы понимали, верны ваши действия или ошибочны? Понравилось ли вам отвечать за себя и самостоятельно принимать решения?
Тест «Диагностика лидерских способностей (Е.Жариков, Е.Крушельницкий)»
Чтобы пройти тест Вам понадобятся лист бумаги и ручка.
Назначение теста: Представленная методика позволяет оценить способность человека быть лидером.
Инструкция к тесту: Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь над высказываниями. Если сомневаетесь, все-таки сделайте отметку на «+» или «-» («а» или «б») в пользу того альтернативного ответа, к которому вы больше всего склоняетесь.
Тестовый материал:
1.Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих? a. да; b. нет.
2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы? a. да; b. нет.
3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо? a. да; b. нет.
4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников? a. да; b. нет.
5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-либо? a. да; b. нет.
6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком? a. да; b. нет.
7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»? a. да; b. нет.
8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность? a. да; b. Нет
9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми? a. да; b. нет.
10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас? a. да; b. нет.
11. Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т. п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?
a. да; b. нет.
12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление? a. да; b. нет.
13. Считаете ли вы себя мечтателем?
a. да; b. нет.
14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами? a. да; b. нет.
15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией трудовых, спортивных и других команд и коллективов? a. да; b. нет.
16. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы: a. будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого; b. возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.
17. Какое из двух мнений вам ближе? a. настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем; b. настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.
18. С кем вы предпочитаете работать? a. с покорными людьми; b. с независимыми и самостоятельными людьми.
19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий? а. да; b. нет.
20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца? a. да; b. нет.
21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен? a. да; b. нет.
22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как вы поступите? a. предоставите принятие решения наиболее компетентному из вас; b. просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.
23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она? a. да; b. нет.
24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других? a. да; b. нет.
25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать? a. да; b. нет.
26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер? a. самый компетентный человек; b. тот, у кого самый сильный характер.
27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей? a. да; b. нет.
28. Уважаете ли вы дисциплину? a. да; b. нет.
29. Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее? a. тот, который все решает сам; b. тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.
30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете? a. коллегиальный; b. авторитарный.
31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами? a. да; b. нет.
32. Какой из следующих портретов больше напоминает вас? a. человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет; b. человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.
33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с вами не согласны? a. промолчите; b. будете отстаивать свое мнение.
34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь? a. да; b. нет.
35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело? a. да; b. нет.
36. Что бы вы предпочли? a. работать под руководством хорошего человека; b. работать самостоятельно, без руководителей.
37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов? a. согласен; b. не согласен.
38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?
a. да; b. нет.
39. Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими? a. да; b. нет. 40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями? a. опускаете руки; b. появляется сильное желание их преодолеть.
41. Упрекаете ли вы людей людям, если они этого заслуживают? a. да; b. нет.
42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки? a. да; b. нет.
43. Как вы поступите, если вам предложат реорганизовать ваше учреждение или организацию? a. введу нужные изменения немедленно; b. не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.
44. Сумете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо? a. да; b. нет.
45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»? a. да; b. нет.
46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся? a. да; b. нет.
47. Кем бы вы предпочли стать? a. художником, поэтом, композитором, ученым; b. выдающимся руководителем, политическим деятелем.
48. Какую музыку вам приятнее слушать? a. могучую и торжественную; b. тихую и лирическую.
49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми? a. да; b. нет.
50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша? a. да; b. нет.
Ключ к тесту: Сумма баллов за ваши ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику. Ключ: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б,10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б. За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает один балл, в ином случае – 0 баллов.
Интерпретация результатов теста: * Если сумма баллов оказалась менее 25, то качества лидера выражены слабо.* Если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне.* Если сумма баллов оказалась от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно.* Если сумма баллов более 40, то данный человек как лидер склонен к диктату.
Дискуссия «Путешествие с дикими гусями»
Участники группы получают текст: Дикие гуси летят особым «строем» - клином. Стаю ведёт вперёд вожак, который является вершиной птичьего клина, на нём же - основная тяжесть полёта – почему?
Дело в том, что строй гусиной стаи отличается особой организацией. Клин позволяет гусям, следующим за вожаком, экономить физические силы. Каждому из гусей удаётся сохранить расход его собственной физической энергии за счёт работы крыльев его соседей. Каждая птица летит так, чтобы присоединиться к остальным, - в едином ритме. Это делается для того, чтобы энергетическое поле стаи увеличивалось движением каждой птицы. Гуси обмениваются энергией не только друг с другом, но и с энергетическим полем всего воздуха. Размах крыльев соседа создаёт благоприятное аэродинамическое поле для летящего гуся: подсчитано, что полёт в стае сохраняет до 70% энергии в сравнении с полётом птицы-одиночки!!! Если во время перелёта одна из птиц отклоняется от чёткой линии клина, она немедленно начинает чувствовать на себе увеличившееся сопротивление воздуха. Тогда этот гусь торопится вернуться на своё место, «подправить» линию полёта. Гуси, которые в дальнем полёте могут потерять до 30% своего веса, сохраняют таким образом свои физические силы для длительного путешествия. Когда вожак устаёт, он выходит из вершины клина и занимает своё место в конце стаи. На место вожака заступает один из следовавших за ним гусей, который благодаря вожаку стаи мог до сих пор экономить свои физические усилия Если же какая-то из птиц не имеет сил продолжить полёт, она опускается. Но всегда вместе с ней остаётся один из стаи – для защиты и помощи”.
Обсуждение: -Что интересного вы видите в повадках гусей? - Чем объясняется эффективность гусиного клина? - Чувствуете ли вы себя в группе так же уверенно и защищено, как гусь в стае? - Может ли твоя стая долететь до цели? Почему? - Кто по вашему мнению, готов при необходимости занять место во главе стаи? Что позволяет вам так думать?
Мини-лекция «Лидерские качества»
Можем ли мы сами управлять своей жизнью, выбирать, реализовывать свои потребности и желания или же нам придется все время за кем-то идти? Лидерство – это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью. Сегодня самые современные исследования в области психологии говорят о том, что все люди, все без исключения являются потенциальными лидерами в своей жизни. Каждый из нас имеет способности, таланты, силы, чтобы быть первым и лучшим в своей области. Быть лидером означает найти деятельность, направление, в котором ты хочешь добиться самых смелых целей – и развиваться в этом, достигая результатов. Двигаться, идти, падать и подниматься, преодолевать трудности, находить партнеров – и всегда только вперед: дело к делу, кирпич к кирпичу – каждый день строить здание своей жизни, своего успеха. С каждым точным выбором, верным решением, победой молодой лидер становится сильнее и взрослее, а мир вокруг него лучше. Важно совершать эти выборы, принимать решения, видеть и достигать свои цели – а этому можно и нужно учиться. Лидер выделяется своими, лидерскими качествами, но это не уникальные качества, а наоборот эти качества свойственны всем людям в той или иной степени (исключение составляют явные патологии). «Лидерство это навык, которому можно обучиться» (Н.И.Козлов).
Приведем перечень самых важных лидерских качеств: Компетентность – знание того дела, в котором человек проявляет себя как лидер. Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои поступки, сильно развитое чувство долга. Активность – умение действовать энергично, напористо. Инициативность – творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений. Общительность – открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми. Сообразительность – способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное. Настойчивость – проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца. Самообладание – способность контролировать свои чувства, свое поведение в сложных ситуациях. Способность управлять собой – способность в полной мере использовать свое время и энергию, умение преодолевать трудности, заботиться о накоплении сил. Работоспособность – выносливость, способность выполнять напряженную работу. Творческий подход к деятельности – поиск нестандартных подходов к решению управленческих проблем. Умение генерировать идеи. Стремление к нововведениям. Наблюдательность – умение видеть, подмечать главное и детали. Самостоятельность – независимость в суждениях, личная инициатива, решительность в поступках, умение брать ответственность на себя. Организованность – способность планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность. Воспитанность – знание правил этикета, норм морали, умение вести себя в различных ситуациях. Актерские данные.
Упражнение «Моя вселенная»
Возьмите лист бумаги. В центре листа надо нарисовать солнце и в центре солнечного круга написать крупно букву «Я». Затем от этого «Я» - центра своей вселенной – надо прочертить линии к звездам и планетам. Звездная карта каждого показывает, что у всех много возможностей, много того, что делает нас уникальным, и того, что нас объединяет. У каждого есть лидерские качества. И есть качества, которые мешают вам реализовать свой потенциал. Это то, над чем вы сможете работать. Мы нужны друг другу, и каждый человек может добиться в жизни успеха и сделать так, чтобы другим людям рядом с ним было веселее и радостнее жить.
III Заключительная часть
Рефлексия
- Что нового узнали о себе?
- Какие выводы для себя сделали?
- Что важного и интересного?
Упражнение «Хлопки»
Список литературы:
Анн, Л.Ф. Психологический тренинг с подростками / Л.Ф. Анн. - СПб.: Питер, 2006. - 271 с.: ил.. - (Серия "Эффективный тренинг");
Кипнис, М. Тренируем умение вести за собой, быть лидером, «мотором» и вдохновителем / М. Кипнис. – М., 2009;
Рамендик, Д.М. Тренинг личностного роста: учебное пособие / Д.М. Рамендик. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ФОРУМ, 2012. - 184 с. - (Профессиональное образование);
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815
15