Урок по истории на тему: ХІІІ ВЕК: РУСЬ МЕЖДУ ДВУМЯ ЦИВИЛИЗАЦИОННЬІМИ ПОТОКАМИ — ПРОБЛЕМА ВЬІБОРА
Вычужанина Надежда Степановна
МАВ(С)ОУ В(С)ОШ №2 города Тюмени
Конспект урока по истории
Т е м а : ХІІІ ВЕК: РУСЬ МЕЖДУ ДВУМЯ ЦИВИЛИЗАЦИОННЬІМИ ПОТОКАМИ -
ПРОБЛЕМА ВЬІБОРА
Тип, вид и форма урока: урок анализа и синтеза; семинар-исследование; групповое занятие.
Планируемые результаты освоения содержания образования:
- предметные: научатся осмысленно объяснять сущность возможных вариантов развития Руси на основе углубления исторических знаний о событиях 30-40 гг. ХІІІ в.;
- метапредметные: научатся работать с различными источниками знаний, мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать информацию, выстраивать логические цепочки, выявлять причинно-следственные связи;
- личностные: способны оценивать последствия утверждения новой цивилизационной альтернативы; проявляют чувство любви к Родине и уважение к ее истории.
Содержание видов универсальных учебных действий (УУД):
- п о з н а в а т е л ь н ы е : общеучебные - осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием основной учебной и дополнительной литературы, мультимедийных материалов; осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; логические -анализ текста учебной задачи; выделение и осмысление существенной информации из исторических текстов, документов; установление отношений между данными условиями и требованиями (вопроса, задачи, проблемы); определение способа и путей решения поставленной учебной задачи;
- к о м м у н и к а т и в н ы е : коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника (взаимодействие партнеров в паре, группе); согласованность усилий по достижению общей цели, осуществление совместной деятельности
при работе в творческих группах (кооперация);
- р е г у л я т и в н ы е : постановка учебной задачи (формулирование проблемы) на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно, предстоит выяснить; принятие познавательной цели (целеполагание); определение
последовательности решения промежуточных задач (целей) с учетом основной учебной задачи (цели) для установления конечного результата своей деятельности на уроке (планирование); оценивание своих действий и содержательное обоснование
правильности/ошибочности результата, соотнесение его с планом действий (оценка учебной деятельности).
Предварительная работа. Класс делится на три группы (примерно по 8 человек), что предполагает совместную реализацию проблемных задач, выработку коллективных решений, воспитание самоуважения друг к другу. Подготовлены пакеты
с документами, мультимедийная презентация урока.
Основные понятия и термины: альтернативы цивилизационного развития, монгольское владычество (иго).
Образовательные ресурсы: учебник; пакеты с источниками исторической информации; рабочие листы с заданиями для каждой группы; мультимедийная презентация урока.
Сценарий урока
І. Постановка, формулирование и решение первой проблемы.
1. Индукция.
Индуктором к данной мастерской является музыкальная анимационная заставка, позволяющая почувствовать сопричастность к истории страны.
Учитель. Вот уже более семи веков отделяют нас от событий, имевших место в ХІІІ веке, когда Русь оказалась перед проблемой выбора между двумя цивилизационными потоками.
Но до сих пор эта тема остается одной из самых спорных в отечественной истории. Цивилизационный выбор, который сделала Русь в середине ХІІІ века, оказал большое влияние на ее последующее развитие, а значит, и на современное положение.
Эти факты и доказывают актуальность сегодняшней темы. Проблемное задание представлено в виде эпиграфа:
...Мы, как послушные холопы,
Держали щит меж двух враждебных рас -
Монголов и Европы...
А. Блок. «Скифы»
- Как вы определите цель урока? (Цель урока заключается в определении цивилизационного выбора, который сделала Русь в ХІІІ веке, держа «щит меж двух враждебных рас - монголов
и Европы».)
- Для этого нам предстоит, работая в составе учебных групп, выполнить задания в рабочих листах, используя уже имеющиеся знания, а также предложенные источники исторической информации.
Ученики получают рабочие листы (Приложение 1).
2. Выполнение творческого задания в группах.
Участникам мастерской предлагается на основе анализа исторических источников дать характеристику различных исторических сторон накануне столкновения (задание І, Приложение 1):
І-я группа - дать характеристику монголо-татарам и определить их цели накануне нашествия на русские земли (Приложение 2);
2-я групп а - дать характеристику крестоносцам и определить их цели накануне нашествия на русские земли (Приложение 3);
З-я групп а - дать характеристику Руси в 30-х гг. ХІІІ века (Приложение 4).
3. Социализация.
Представление группами результатов своей работы через устные выступления учащихся.
4. Промежуточная рефлексия.
- Предположите, чем могло закончиться противостояние сторон?
5. «Разрыв». Постановка новой проблемы.
Учащимся предлагается просмотреть историческую ретроспективу «Борьба русского народа с иноземными захватчиками» на основе использования мультимедийных технологий.
В ходе просмотра учащимся необходимо составить хронологический ряд этапов борьбы русского народа с иноземными захватчиками в ХІІІ веке (задание 2, Приложение 1).
Историческая ретроспектива включает в себя фрагменты исторической карты, изобразительные исторические источники, схемы, отрывок художественного фильма. Ее использование активизирует воссоздающее воображение, создает опору на эмоциональную сферу учащихся, стимулирует положительные переживания, связанные с трагическими событиями в истории нашей страны. Историческая карта в презентации создает пространственные представления учащихся о продвижении монголо-татар и крестоносцев по территории Руси и о местах основных сражений. Учитель комментирует слайды,
постоянно обращая внимание на яростное сопротивление русского народа врагу. Моделирование Ледового побоища с помощью мультимедийных средств позволяет активизировать творческое воображение учащихся и запоминание ими хода битвы. Кульминацией презентации является отрывок из фильма С. Эйзенштейна «Александр Невский».
- Какие гипотезы вы выдвигали? Подтвердились ли они? (Данная ретроспектива подтвердила правильность одной из выдвинутых гипотез: победа в противостоянии оказалась на стороне монголов.)
- Возникает проблемный вопрос: почему монголо-татары оказались удачливее, чем крестоносцы?
ІІ. Решение новой проблемы.
1. Обращение к новой информации.
Учащиеся самостоятельно рассматривают причины захвата монголо-татарами русских княжеств, анализируют и подготавливают сообщение о результатах работы с источниками
(Приложение 5).
2. Социализация.
Представление результатов своей работы через общую беседу.
3. Выполнение творческого задания в группах.
Участникам мастерской предлагается определить последствия вторжения иноземных захватчиков (задание 3, Приложение 1): 1-я группа - проанализировать материалы «Разорение русских земель» (Приложение б), 2-я группа - «Последствия вторжения крестоносцев (Приложение 7), 3-я группа - «Установление монголо-татарского ига» (Приложение 8).
4. Социализация.
Представление группами результатов своей работы через устные ответы и сообщения учащихся.
5. «Разрыв».
Учитель. Русь оказалась зажатой между двумя агрессивными силами - Священной Римской империей с запада и Монгольской империей с востока. В таких условиях нависла угроза
потери не только отдельных территорий, но и национальной независимости и государственности. Перед страной встал вопрос: «На кого опереться в борьбе за выживание?.
Учащимся предлагается ознакомиться с мультимедийной презентацией «Альтернативы цивилизационного выбора Руси в ХІІІ веке» и решить проблемную задачу.
П р о б л е м н а я з а д а ч а: какая альтернатива имела наибольшие шансы утвердиться на Руси в этот период?
6. Промежуточная рефлексия.
Учитель. Цивилизационный выбор был сделан в пользу Востока. Что он дал Руси: преимущества или новые беды? Какую задачу мы перед собой поставим? Рассмотрим разные точки зрения на эту проблему, сформулируем свою личную оценку
той или другой из них.
7. Выполнение творческого задания.
Учитель. Выберите для рассмотрения те высказывания из различных источников исторической информации, которые соответствуют вашему пониманию последствий выбора восточной модели, и попытайтесь обосновать свою точку зрения. (Приложение 9.)
8. Социализация.
Представление группами результатов своей работы через устные ответы учащихся.
9. Общая рефлексия. Сбор рабочих листов.
Повторное обращение к эпиграфу.
- Какой же цивилизационный выбор сделала Русь в середине ХІІІ века? Можно ли однозначно оценить последствия утверждения восточной модели цивилизационного развития?
Домашнее задание: дать собственную оценку цивилизационному выбору Руси в середине ХІІІ в., изложив ее письменно в рабочей тетради в 10-15 предложениях.
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Приложение 1
Рабочий лист первой группы
Состав группы:
Основные требования к работе на уроке:
1. Письменно оформить ответы в виде тезисов.
2. Заполненные рабочие листы сдать на проверку.
Задание 1.
Изучив источники исторической информации, определите цели и дайте характеристику монголо-татарам накануне нашествия на русские земли (Приложение 2). Ответ изложите в 3-4 кратких тезисах в рабочем листе.
Тезисы ответа:
Задание 2.
Просмотрев учебные материалы на основе компьютерной презентации, составьте хронологический ряд этапов борьбы русского народа с иноземными захватчиками в ХІІІ веке.
1237 г.
1238 г.
1239 г.
1240 г.
1242 г.
Задание 3.
Определите последствия вторжения иноземных захватчиков (Приложение 6). Ответ изложите в 3-4 кратких тезисах в рабочем листе.
Тезисы ответа:
Рабочий лист второй группы
Состав группы:
Основные требования к работе на уроке:
1. Письменно оформить ответы в виде тезисов.
2. Заполненные рабочие листы сдать на проверку.
З а д а н и е 1 .
Изучив источники исторической информации, определите цели и дайте характеристику крестоносцам накануне нашествия на русские земли (Приложение 3). Ответ изложите в 3-4 кратких тезисах в рабочем листе. `
Тезисы ответа:
З ад а н и е 2.
Просмотрев учебные материалы на основе компьютерной презентации, составьте хронологический ряд этапов борьбы русского народа с иноземными захватчиками в ХІІІ веке.
1237 г.
1238 г.
1239 г.
1240 г.
1242 г.
З ад а н и е 3.
Определите последствия вторжения иноземных захватчиков (Приложение 7). Ответ изложите в 3-4 кратких тезисах в рабочем листе.
Тезисы ответа:
Рабочий лист третьей группы
Состав группы:
Основные требования к работе на уроке:
1. Письменно оформить ответы в виде тезисов.
2. Заполненные рабочие листы сдать на проверку.
Задание 1.
Изучив источники исторической информации, дайте характеристику Руси в ЗО-х гг. ХІІІ века (Приложение 4). Ответ изложите в 3-4 кратких тезисах в рабочем листе.
Тезисы ответа:
Задание 2.
Просмотрев учебные материалы на основе компьютерной презентации; составьте хронологический ряд этапов борьбы русского народа с иноземными захватчиками в ХІІІ веке.
1237 г.
1238 г.
1239 г.
1240 г.
1242 г.
Задание 3.
Определите последствия вторжения иноземных захватчиков (Приложение 8). Ответ изложите в 3-4 кратких тезисах в рабочем листе.
Тезисы ответа:
Приложение 2
Материалы к заданию 1 первой группе: «Цели и характеристика ,ионголо-татар накануне нашествия на русские земли».
1. «В 1227 г. умер Чингисхан, завещавший монголам покорить всю землю вплоть до находящегося на западе «моря франков», или «последнего моря». (Кацва Л А., Юрганов А. Л. История России І/ІІІ-ХУ вв.)
2. «В 1235 г. на курултае монгольских ханов, который проходил под руководством нового великого хана Удегея, третьего сына Чингисхана, было принято решение о походе в Европу, «к последнему морю». (Сахаров А. Н, Буганов В. И История, России.)
3. «Администрация монгольской империи была прежде всего военной организацией. Кочевое государство представляло собой армию на марше. Хан был неограниченным правителем. Армия делилась на десятки, сотни и тысячи, воины должны были слу-
жить с 14 до 70 лет. Для обеспечения порядка была создана 10-тысячная гвардия. Железная дисциплина была основным законом - за ее нарушение было два наказания: смертная казнь или ссылка в Сибирь». (Г еллер М История Российской империи.)
4. «Завоеватели, пришедшие на Русь в 1237 г., были объединены не общностью национальных интересов или верований; разноплеменнь1е воины Батыя поклонялись разным богам; сближали этих людей сходные представления о мироустройстве и чер-
ты образа жизни, присущие кочевым народам. Со времен Чингисхана социальный строй монголов, а также покоренных кочевых народов ...определялся сводом законов, который получил название Яса». (Русь, Запад и Восток.)
5. «Древние авторы определяют численность монгольской армии в 300-400 тыс. бойцов. Это значительно больше, чем было мужчин в Монголии в ХІІІ веке. В. В. Каргалов считает правильной цифру 120-140 тыс., но и она представляется завышенной. Для одного всадника требовалось не менее трех лошадей: ездовая, вьючная, боевая Реальна цифра Н. Веселовского – 30 тыс. воинов, а значит, около 100 тыс. человек». (Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь.)
Приложение 3
Материалы к заданию 1 второй группе: «Цели и характеристика крестоносцев накануне нашествия на русские земли».
1. «В ХІ-ХІІІ вв. католическая церковь во главе с папой была единственной централизованной силой в Европе. Папство стало претендовать на полное верховенство, бороться за подчинение всех правителей церковной власти. В 1202 в Восточной
Прибалтике возник рыцарский Орден меченосцев. В конце 20-х гг. возник Тевтонский орден, который через десять лет объединился с Орденом меченосцев в мощный рыцарский орден - Ливонский... В 1227 г. папа Григорий ІХ заявляет о необходимости роста католического влияния до неограниченных пределов». (Дегтярев А. Невская битва.)
2. «В 1238 г. папские призывы к походу на русских язычников (православное христианство католицизм считал язычеством) были облачены в форму договора между магистром Ордена
и датским королем о походе на русские владения. Огромный урон был понесен Русью в ходе монголо-татарского нашествия, страна казалась неспособной к сопротивлению. Новгород был лишен общерусской поддержки в борьбе против врагов на западных рубежах». (Дегтярев А. Невская битва.)
З. «Организатором и координатором антирусского похода был папский легат Вильгельм, получивший от папы Григория ІХ задание принудить Новгород перейти в католическую веру. Шансы для этого были немалые. Среди новгородцев и псковичей были германофилы, предпочитавшие выгодную торговлю с Ганзой кровопролитной войне». (Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь.)
4. «Политическая разведка в королевствах Западной Европы была поставлена неплохо. Немецкие и скандинавские дипломаты получили сведения о полном разгроме Русской земли татарами в 1238 г. Поэтому они сочли Новгород беззащитным и решили взять его в клещи». (Гумилев Л Н Древняя Русь и Великая степь.)
Приложение 4
Материалы к заданию 1 третьей группе: «Характеристика Руси в 30-х гг. XIII века».
І. «К началу ХІІІ века Русь более столетия жила в условиях раздробленности. Сложилось до полутора десятков княжеств. Большинство их представляли собой монархии во главе с великим князем, ему подчинялись в пределах его земли – княжества - владетели более мелких уделов - князья удельные. Удельные порядки не могли не ослабить Русь - в военном, политическом плане; многие государства зачастую не выступали единым фронтом против внешних нападений. Князья и земли враждовали друг с другом». (Сахаров А. Н, Буганов В. И. История России.)
2. «Какими же оборонительными возможностями располагала Русь? Средневековый бой с использованием холодного оружия требовал высокой профессиональной подготовки. Главную роль в нем играла конная дружина. Пешее городское ополчение выполняло вспомогательные обязанности. Крестьяне к походам вообще не привлекались. Горожан и феодалов во Владимиро - Суздальской земле насчитывалось 100 тыс. человек. Следовательно, боеспособных мужчин было не более 20-25 тыс. человек. Новгород мог выставить войско в 7-10 тыс. человек. Рязань могла собрать 3-7 тыс. человек». (Кацва Л А., Юрганов А. Л. История России VІІІ-ХV вв.)
Приложение 5
Материалы о причинах захвата монголо-татарами русских княжеств.
1. «Проповеди владимирского епископа Серапиона – одно из высших достижений литературы ХІІІ века... Когда несчастье пришло, Серапион видит в нем выражение гнева Божьего. Татары - это бич Божий. «Не пленена ли земля наша? Не покорены ли города наши? Давно ли пали отцы и братья наши? Кто же нас до этого довел? Наше безверье и наши грехи, наше непослушанье, нераскаянность наша... Даже язычники не убивают единоверцев своих, не грабят, не обвиняют, не клевещут... (Г еллер М История Российской империи.)
2. «В 1240 г. пришел сам Батый под Киев... Татар была такая сила, что киевлянам нельзя было слышать друг друга от скрипа телег татарских, рева верблюдов, ржания лошадей... (Соловьев С. М Избранные произведения.)
4. «Юго-Западная Русь, опустошенная сильно и прежде половцами и междоусобиями, была вконец запустошена теперь, во время Батыева нашествия» (Соловьев С. М Избранные
произведения.)
5. «Сила Батыева несравненно превосходила нашу и была единственною причиною его успехов. Напрасно новые историки говорят о превосходстве монголов в ратном деле: древние россияне не уступали как в мужестве, так и в искусстве истреблять людей ни одному из тогдашних европейских народов. Но дружины князей и города не хотели соединиться, действовали особенно и весьма естественным образом не могли устоять против Батыя: ибо сей завоеватель беспрестанно умножал рать свою, присоединяя к ней побежденных... (Карамзин Н М Об истории государства Российского.)
Приложение б
Материалы к заданию 3 первой группе: «Разорение русских земель татаро-монголами».
1. «...И пришли в церковь соборную пресвятой Богородицы... и огню всех предали - во святой церкви пожгли, и иные от оружия пали. И в городе многих людей, и жен, и детей мечами посекли. А других в реке потопили, а священников и иноков без остатка посекли... (Из «Повести о разорении Рязани Батыем».)
2. «Татары взяли Москву, взяли в плен и князя Владимира, людей перебили всех... Во Владимире татары ограбили дома, церкви, потом наклали лесу около церкви и в самую церковь , и зажгли ее: все бывшие на полатях задохнулись от дыма, или сгорели, или были убиты». (Соловьев С. М Избранные произведения.)
3. «По данным археологов, из 74 городов, существовавших на Руси в ХІІ-ХІІІ вв., 49 были разрушены Батыем, причем 14 обезлюдели навсегда. Многие из уцелевших, особенно ремесленники, были угнаны в рабство. Исчезли целые специальности. Самый тяжелый урон был нанесен феодалам. Из двенадцати рязанских князей погибли девять, из трех ростовских - двое, из девяти суздальских - пятеро. Состав дружин сменился чуть ли не полностью». (Кацва Л А., Юрганов А. Л История России УІІІ-ХУ вв.)
Приложение 7
Материалы к заданию 3 второй группе: «Последствия вторжения крестоносцев».
І. «Орден отказался от претензий на земли Новгорода и Пскова. Однако в последующие годы Александру Невскому пришлось не раз отражать набеги шведов и литовцев. (Сахаров А. Н, Буганов В. И История России.)
2. «Заключен договор между немцами и Псковом, по которому крестоносцы уходили со всех захваченных ими земель и освобождали всех пленных. Орден отказался от агрессивных замыслов в отношении русских земель. Предотвращена попытка распространения на Руси католицизма. (Набатова О. Г История России с древнейших времен до начала ХУІ в.)
3. «Александр Невский, дабы сохранить религиозную свободу, пожертвовал свободой политической, и два подвига Александра Невского - его борьба с Западом и его смирение перед Востоком - имели единственную цель - сбережение православия как источника нравственной и политической силы русского народа». (Геллер М. История Российской империи.)
4. «Наличие двух сил дает возможность лавирования, если эти силы Враждебные, противостоящие, какими были папство и монголы. Главным элементом решения Александра был выбор между татарами и папством. Между Западом и Востоком».
(Г еллер М. История Российской империи.)
5. «В числе подвигов Александра Невского - ответ послам, которые пришли к нему от папы «из великого Рима: «...от вас учения не примем». (Геллер М. История Российской империи.)
Приложение 8
Материалы к заданию 3 третьей группе: «Установление монголо-татарского ига».
1. «Власть над Русью Орда поддерживала с помощью постоянного террора. В русских княжествах, городах расположились ордынские карательные отряды во главе с баскаками; их задача - поддерживать порядок, послушание князей и их подданных, главное же - наблюдать за исправным сбором и поступлением в Орду дани с Руси - «ордынского выхода». (Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России.)
2. «Население русских земель было обложено с жилища. Подготовкой к введению налоговой системы на Руси стала перепись населения. Кроме денежной подати добавлялась ямская повинность: обеспечение подводами и лошадьми ямской службы- почты».
(Геллер М. История Российской империи.)
3. «Привилегированное положение церкви обеспечивалось тем, что митрополит, как князья, имел прямой доступ к хану. Это давало ему возможность влиять на политику. В русских
церквях молились за «вольного царя», как называли хана. Получив ярлык от хана, митрополит был независим от князя». (Геллер М. История Российской империи.)
4. «Татары не изменили системы власти на Руси, они сохранили существовавший политический строй, взяв себе право назначать князя. Каждый русский князь - ханы никогда не выходили за пределы династии Рюриковичей - должен был явиться в Сарай и получить ярлык на княжение. Монгольская система открывала широчайшие возможности непрямого управления страной: все князья получали ярлык и тем самым имели доступ к хану». (Геллер М. История Российской империи.)
Приложение 9
Материалы к творческому заданию.
1. С. М Соловьев: «Мы замечаем, что влияние монголов здесь не было здесь главным и решительным. Монголы остались жить вдалеке... нисколько не вмешиваясь во внутренние отношения, оставляя в полной свободе действовать те новые отношения, какие начались на севере Руси прежде них».
2. В. В. Каргалов: «Именно нашествие явилось причиной временной отсталости нашей страны от наиболее развитых государств».
З. В. Л Янин: «Нет в истории средневековой Руси эпохи страшнее, чем трагическое начало ХІІІ столетия. Кривой татарской саблей надвое рассечено наше прошлое».
4. А. С. Пушкин: «Это Россия, это ее необъятные просторы поглотили монгольское нашествие. Татары не посмели перейти наши западные границы и оставить нас в тылу. Они отошли к своим пустыням, и христианская цивилизация была спасена».
5. М. Геллер: «В народном сознании время монгольского ига оставило четкую однозначную память: чужеземная власть, рабство, насилие, своеволие».
6. Н. М. Карамзин: «Москва обязана своим величием хану».
7. В. О. Ключевский: «Власть ордынского хана давала хоть призрак единства мельчавшим и взаимно отчуждавшимся вотчинным углам русских князей».
8. Л. Н. Гумилев: «Рассказы о полном разрушении Руси...страдают преувеличением. .. Батый хотел установить с русскими князьями истинную дружбу... Союз с 'православными монголам нужен был как воздух».
Данный урок – это урок технологии педагогическая мастерская. Это такая форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание им закономерностей этой деятельности.
В мастерской достигается максимальное приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый ее участник движется от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры в свободной деятельности.
Другой особенностью мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Происходит обмен опытом между участниками. Идет внутренний диалог каждого с самим собой. На пути к истине ученик оценивает как свою точку зрения, так и все другие, начиная понимать, что истина есть целое, что чужие знания нельзя только созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи, - с ними нужно общаться в форме диалога.
Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание и умение, важен сам процесс постижения истины и создания творческого продукта. При этом важнейшими качествами процесса оказываются сотрудничество и сотворчество - явления самоценные.
Целевыми ориентациями технологии педагогической мастерской являются:
- предоставление учащимся психологических средств, позволяющих им личностно саморазвиваться;
- помощь в осознании ими самих себя и своего места в мире;
- понимание учащимися других людей, а также закономерностей мира, в котором они живут;
- помощь в определении перспектив «будущего», которые затронут их самих.
15