План-конспект урока литературного чтения Саша Черный На коньках 3 класс


З.А.Александрова «Снежок», С.Черный «На коньках».
Цели урока: 
1. Образовательные:
– познакомить учащихся с произведениями З.А.Александровой «Снежок», С.Черного «На коньках».– совершенствовать навык правильного, осознанного чтения учащихся;– формирование способности к полноценному восприятию литературного текста;
2. Воспитательные:
– способствовать формированию нравственных качеств учащихся;
3. Развивающие:
– развитие критического мышления учащихся;– развивать речь учащихся, расширять словарный запас;– развивать и совершенствовать творческий потенциал учащихся;
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся.
Сегодня мы окунемся в мир литературы. В нем мы встречались с произведениями многих писателей.
Посмотрим на доску. Ребята, помогите соединить автора и название произведения.
Есенин С.А. Береза
Пришвин М.М Деревья в лесу
Никитин И.С «Весело сияет…»
Пушкин А.С. Зимний вечер
Блок А.А Ветхая избушка
Суриков И.З Детство
(Рассказ наизусть «Детство»)
- Как называется раздел наших стихотворений? (Снег летает и сверкает…).
Чтобы догадаться что же объединяет все произведения в этом разделе вы должны отгадать загадку.
3. Проблемная ситуация.
Явилась вслед за осеньюЯ по календарю.Я самый лучший праздник вамНа радость подарю!А землю белым снегом яУкутала сама.Ребята, отгадайте-ка,Ну, кто же я? ...(Зима)
- Сегодня она будет главным героем нашего урока. Очень много красивых строк написано о зиме. Некоторые авторы видят в ней нечто сказочное, волшебное. (А.С.Пушкин «Вот север тучи нагоняя , дохнул, завыл,- и вот она, идет волшебница зима…», С.А.Есенин сравнивал снег с серебром, с бахромой, на заре- с золотым огнем. И т.д.)Зимой восхищаются не только писатели, но и художники. (Слайд)
На уроке вы познакомитесь с произведениями З.А.Александровой «Снежок», С.Черного «На коньках».
-Как высчитаете, они тоже будут о зиме?
-Как вы это поняли?
- А вы что – нибудь слышали о писателе З.А. Александровой? Давайте послушаем (рассказывает биографию писателя учитель).
4.Сообщение сведений об авторе.
Зинаида Александрова (1907-1983)советская поэтесса. Она родилась в Петербурге в семье учителя. Она была в семье единственным ребенком. Маленькая Зина рано начала читать. Это была в основном поэзия: Пушкин, Лермонтов, Крылов… Работу в детской литературе Зинаида Александровна начала в 1930г. Первое обращение к малышам стихотворение «Ветер на речке». Стихи пришлись ребятам по вкусу, много раз переиздавались, вошли в хрестоматии, были положены на музыку. Песнями стали и некоторые другие стихи З. Н. Александровой: «Маленькой елочке холодно зимой», Одна за другой у нее выходили новые книжки для малышей: «Колхозная весна» (1932), «Майка», «Зима» (1933), «Наши ясли» (1934), «Мишкины соседи» (1936), «Хорошо живется» (1939), «Мой Мишка» (1940),.«Топотушки», своеобразный итог многолетней работы для самых маленьких. Всего Александровой выпущено около 70 наименований книг — как отдельных стихов, так и сборников. Жизнь Зинаиды Николаевны была тесно связана с работой редакций газет и журналовВремя брало свое. В 1981 г. у Зинаиды Николаевны случился инсульт. Ей стало трудно писать — рука не слушалась. Сохранились, однако, отдельные листочки, по которым можно было судить, что творческие возможности писательницы далеко не исчерпаны
- Кем работал  автор сказки? (поэтом, редактором)
-Для кого в основном были написаны произведения? (Для детей)
- И вот обладая писательским мастерством Александрова написала стихотворение «Снежок»
Эмоциональный настрой учащихся.
Перед чтением определим наше настроение. Закройте глаза и представьте свое настроение. Это может быть предмет, слово или смайлик. Откройте глаза и нарисуйте свое настроение.(Учащиеся рисуют.)
– Отложите свои листы в сторонку
5. первичное восприятие текста
- Как вы считаете, как нужно читать это стихотворение?(Медленно, не спеша, тихо)
(Чтение стихотворения учителем.)
6.Словарная работа.(просмотр презентации, прослушивание аудио
– часто встречаются различные слова, которые нам непонятны или они трудны для чтения. Вот некоторые из них:
ПОРХАТЬ- 1. Перелетать с места на место легко, не задерживаясь.
2.разг. Быстро и легко двигаться, перемещаться (о человеке).
ЗЯБЛИК- Небольшая лесная певчая птица семейства вьюрковых с красноватым по бокам оперением.
СНЕГИРЬ- Небольшая певчая птица отряда воробьиных с красной грудью у самцов.
.
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение после прочтения? Почему?
(Работа по вопросам).
Чтение скороговорки
7. Чтение стихотворения учащимися. (3 ученика выразительно чиают)
8.Игра в рифмы.
-скажите, что такое рифма? ( Слова похожие по звучанию)
Кошка- плошка, сторожка, морошка, дорожка.
Дыра- нора, кора, жара,
-Теперь попробуем найти рифмы в стихотворении.
Кружится - лужицы
Бело - стекло
Зяблики – яблоки
Посмотри – снегири
Лыжами – рыжаяСух – мух.
Выразительное чтение одним ребенком.
9. ФизминуткаРано утром в парк ходили
Там снеговика лепили
А потом с горы катились
Веселились и резвились.
В Иру кинули снежком,
В Лену кинули снежком,
В Толю кинули снежком.
Получился Снежный ком.
Холодно гулять зимой,
Побежим скорей домой.
10. знакомство с писателем.
-Для следующего задания нам понадобятся нетбуки, поэтому подвиньте их поближе. Найдите папку Саша Черный. Познакомьтесь с краткой биографией писателя и будьте готовы отвечать на вопросы.
- Как звучит настоящее имя Саши Черного? (Александр Михайлович Гликберг)
- Почему он стал Сашей Черным?
Когда родился? (родился 1 октября 1880 года)
-Ему легко давалась учеба?
-Назовите произведения, которые он написал.
-Для кого в основном писал автор?
-Сколько прожил?
11. Сядьте поудобнее, и послушайте стихотворение «На коньках» в исполнении Сергея Бехтерева.
-Как мы будем читать это стихотворение?(Весело, бодро, энергично)
- Вы чувствуете невольные движения рук и ног, как буд-то мы едем на коньках? От чего возникло это ощущение? (От того , что поэт использует на протяжении всего стихотворения слова раз-два, передающие ритмичные движения рук и ног как при катании на коньках).
Читай внимательно!!!
СКОЛЬКО-СКОЛЬЗКОЧитай слитно!!!!!
ПОСКОЛЬЗНУЛСЯ
КУВЫРКНУЛСЯ
Чтение стихотворения в полголоса всем классом.
Работа с вопросами № 2,3,5.
Чтение стихотворения одним учащимся.
12. Рефлексия
Я познакомился…(с биографией З.Александровой, С.Черного)Я узнал…(значение некоторых слов, пение птиц, названия произведений, написанных авторами.)Мне понравилось…
– Продолжите эти фразы.
-А сейчас возьмите второй листок и изобразите свое настроение на данный момент. Проверим, изменилось ли оно?
Изменилось настроение? Почему?
-Снова обратимся к нетбукам. Откройте paint, и послушайте задание. Мы с вами нарисуем снежинку. Но не простую!!! Если ваше настроение улучшилось, по сравнению с началом урока, если вам все понравилось и вы справились с заданиями вы рисуете голубую снежинку. Если что то не удалось - фиолетовую. Если совсем что то не так пошло- красную. Время работы - пока играет музыка.
13. Дом. Зад. С. 20 наизусть, С.21-22 отвечать на вопросы.