Конспект урока по литературе на тему Кавказский пленник С. Черный (5 класс)


Конспект по литературе 5 класс
Тема: «Саша Черный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон» Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного. Юмор в его рассказах.»
Тип урока: изучение нового материала.
Учебная цель:
Для учителя:
Ознакомить с биографией и творчеством Саши Черного;
Обучение сжатому пересказу;
Работа с литературоведческими терминами;
Для учеников:
научиться сжато пересказывать текст;
Воспитательная цель:
развивать любознательное отношение к русской литературе.
Оборудование: тетрадь, ручка, учебник, доска, мел, проектор, интерактивная доска, компьютер.
План урока:
Организационный момент (9.45 – 9.46)
Проверка домашнего задания (9.46 – 9.54)
Слово учителя о Саше Черном (9. 54 – 10.07)
Опрос по биографии и творчеству Саши Черного (10. 07 - 10.09)
Беседа по рассказу «Кавказский пленник» (10.09 – 10.20)
Домашнее задание (10.20 – 10.23)
Подведение итогов (10.23 – 10.25)
Ход урока
1 - Организационный момент. 9.45 – 9.46
Здравствуйте! Все ли готовы к уроку? Проверьте, на месте ли дневник, учебник, тетрадь. Все готовы? Садитесь.
2 – Проверка домашнего задания. 9.46 – 9.54
На прошлом уроке вам было задано выучить на выбор стихотворение «Аленушка» либо Прокофьева, либо Кедрина. Сейчас мы послушаем несколько человек и перейдем к новой теме.
3 – Слово учителя. 9.54 – 10.07
Слайд 1 – 10. Саша Черный
Слайд 2
Александр Михайлович Гликберг - Однажды он открыл секрет своего псевдонима: "Нас было двое в семье с именем Александр (В семье было пятеро детей, двоих из которых звали Саша ). Один брюнет, другой блондин. Когда я еще не думал, что из моей "литературы" что-нибудь выйдет, я начал подписываться этим семейным прозвищем".
Слайд 3
Псевдоним – это…вымышленное творческое имя писателя, поэта, художника, музыканта и других представителей творческих профессий
Слайд 4
Саша Черный. Родился в 1880 г. в Одессе, умер 1923 году во Франции. Раннее детство он провел в г. Белая Церковь. Отмечаемая современниками замкнутость и нелюдимость Чёрного во многом сформировалась под влиянием тяжелой обстановки в семье (деспотичный отец и больная истеричная мать).
Слайд 5
Саша Черный. В 15 лет бежал из дома, учился в гимназии в Петербурге, однако был отчислен за неуспеваемость. К этому времени лишился родительской помощи. Мальчик бедствовал, пока история не получила огласку, после чего в 1898 г. его взял на воспитание председатель крестьянского присутствия в Житомире К.К. Роше. Из Житомирской гимназии Чёрный был вновь исключен «без права поступления» за столкновение с директором. Начал печататься с 1904 г. в житомирской газете "Волынский вестник".
Слайд 6
Саша Черный.В 1905 г. переехал в Петербург. Начал сотрудничать в сатирическом журнале "Зритель", имевшем антиправительственную направленность. 27 ноября 1905 г. в № 23 дебютировал стихотворением "Чепуха" (под псевдонимом Саша Чёрный), в котором сатирически изображалась правящая верхушка, включая царскую фамилию. Этот номер был конфискован, а журнал вскоре был закрыт.
Слайд 7
Саша Черный.В 1906 г. Чёрный выпустил первый сборник стихов "Разные мотивы", в который вошли гражданские произведения. Сборник был арестован, автор привлечен к суду за политическую сатиру, однако судебное разбирательств состоялось лишь в 1908 г., так как в 1906 г. Чёрный выехал за границу.
Слайд 8
Саша Черный.В 1912 - 1914 гг. Чёрный пробует себя в разнообразных новых жанрах: переводит Гейне, пишет рассказы, активно выступает как детский писатель.
Слайд 9
Саша Черный.В августе 1914 года ушёл на фронт. В качестве вольноопределяющегося был зачислен в 13-й полевой госпиталь в Варшаве. В 1917 . служил в Пскове, где после февральской революции был назначен заместителем народного комиссара. Однако Октябрьской революции не принял. В 1918 - 1920 гг. жил в Вильно и Каунасе, затем эмигрировал в Берлин. В эмиграции выступал по преимуществу как детский писатель.
Слайд 10
Саша Черный. В 1932 году Чёрный поселился в Провансе, на юге Франции. 5 августа, возвращаясь домой от соседа, поэт услышал крик "Пожар!" и сразу же устремился к месту несчастья. С его помощью пожар быстро потушили, но дома он почувствовал себя плохо и через несколько часов, после сильного сердечного припадка, скончался.
4 – Опрос по биографии и творчеству Саши Черного. 10.07 – 10.09
Слайд 11
Тестовые вопросы по биографии и творчеству С.Чёрного.
- Год рождения: а) 1880; б) 1882; в)1793; г)1890. (А. 1880 год)
- Место рождения: а) Москва; б) Петербург; в) Одесса; г) Житомир. (В. Одесса)
- В каком году дебютировал: а) 1910; б) 1905; в) 1893; г) 1900. (Б. 1905 год)
- Чем не занимался Саша Черный: а) переводы; б) написание стихов; в) составление словаря; г) написание детских рассказов. (В. Составление словаря)
- Где активно стал проявлять себя как детский писатель: а) Прованс; б) Петербург; в) Берлин; г) Каунас. (В. Берлин)
- Настоящее имя писателя: а) Алексей Максимович Пешков; б) Александр Михайлович Гликберг; в) Игорь Васильевич Лотарев; г) Александр Степанович Гриневский. (Б. Александр Михайлович Гликберг)(а – Горький, б – Черный, в – Северянин, г - Грин)
5 - Беседа по тексту 10.09 – 10.20
Дома вы читали этот текст. Давайте кратко перескажем его.
Слайд 12
Рассказ "Кавказский пленник".
Где происходит действие? (В саду, стр. 168 «В углу сада, в старой заброшенной оранжереи, девочки остановились над ямой…»)
Какое время года изображено? (весна, стр. 165 «Всем было весело в этот весенний день…»)
Как автор изображает радость и веселье, царившие в жизни природы и в жизни города? (природа: действия Тузика (угодливо завертел хвостом), «с наслаждением втискивая каблук». Город: песни писарей)
Перечитайте описание обстановки дома, где жили девочки. Чем отличалось убранство комнат? (Кабинет, столовая – стр. 165 - 166)
Слайд 13
Рассказ "Кавказский пленник".
Описание интерьера в произведениях даётся для того, чтобы передать реалии того времени, о котором идёт повествование, кроме того, с помощью интерьера передаётся характер в жизни героя, даётся информация о самом герое. Особую роль при описании интерьера играет деталь.
Слайд 14
Рассказ "Кавказский пленник".
Как выглядели девочки? Почему? («У старшей Вали даже слезинка блестела на щеке, вот-вот капнет на передничек. А младшая, Катюша, надутая-пренадутая, сердито смотрела на скворца, сдвинув пухлые брови, — точно скворец ее куклу клюнул или через форточку пышку с маком унес.» Им было грустно, так как они прочитали «Кавказского пленника».)
Какое впечатление на девочек оказал рассказ "Кавказский пленник "? («разволновались ужасно»)
Как решили поиграть девочки? (стр.168 – 169 « В «Кавказского пленника», — объяснила Валя. — Да глотай ты скорей свою баранку! Ты будто Жилин, русский офицер. Ты будто из крепости к своей маме верхом едешь. Она тебе невесту приискала, хорошую и умницу, и имение у нее есть. А мы тебя в плен возьмем и в яму посадим. Понял!»)
Слайд 15
Найдите в тексте рассказа «Кавказский пленник» и зачитайте:
Описание обстановки дома, где жили девочки; - стр. 165 - 166
Описание внешнего вида девочек; - стр. 166
Описание природы – стр. 163 - 165
Слайд 17
Рассказ "Кавказский пленник".
Что изменили девочки в сюжете рассказа? Почему?
- Как автор подчёркивает исключительное миролюбие игры детей?
Объясните заключительные строки рассказа?
Можно ли назвать рассказ юмористическим? Почему?
Работа с литературоведческим термином.
Слайд 18
Юмор в рассказе.
Юмор – изображение героев в смешном виде.
Юмор – смех веселый и доброжелательный.
6 - Домашнее задание. 10.20 – 10.23
Слайд 21
Рассказ Саши Черного "Игорь-Робинзон"
Слайд 22
Составим схему:
1. Кто главный герой рассказа?
2. Почему он решил идти на пруд? Как это его характеризует?
3. В какую игру он играет?
4. Какие детали на это указывают?
5. Как вы думаете, откуда он знает, что должно быть у адмирала?
6. Чем закончилась эта игра?
7. Как ведёт себя Игорь?
8. Что делает Игорь на острове?
9. Когда осматривает владения, что он себе представляет?
10. Когда зовёт на помощь, что при этом слышит?
11. Когда задумывается о ночлеге, на что при этом обращает внимание?
12. Когда придумывает варианты спасения, реальны ли они или игровые?
13. Кто спасает Игоря?
14. Как заканчивается рассказ?

6 - Подведение итогов. 10.23 – 10.25
Спасибо, ребята, за работу!
Сегодня мы с вами познакомились с писателем Сашей Черным. Проанализировали текст «Кавказский пленник».
Вспомнили, что такое псевдоним. Поговорили о роли детали в описании. Дали определение термину юмор.