Программа элективного курса Теория и методика написания сочинения


Раздел I Планируемые результаты освоения элективного курса «Теории и методики написания сочинения» в 10 классе
В процессе изучения курса совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные – владение основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения;
интеллектуальные – умение сравнивать и сопоставлять, обобщать, оценивать и классифицировать материал;
информационные – умение извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом;
организационные – умение выявлять проблему(ы) текста, комментировать ее(их), отражать позицию автора, выражать собственное
мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт, осуществлять самоконтроль.
Ожидаемые результаты обучения.
В результате обучения учащийся должен
знать/понимать
- структуру сочинения-рассуждения на основе исходного текста;
- критерии оценивания ответа на задание части С;
- смысл понятий: проблема текста, позиция автора, аргументация собственного мнения по проблеме, смысловая цельность, речевая связность, языковая норма, этическая норма, фактологическая точность;
- лексические, грамматические и речевые нормы.
уметь
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- формулировать проблему исходного текста;
- комментировать сформулированную проблему;
- отражать позицию автора исходного текста;
- выражать собственное мнение, аргументировать его, опираясь на жизненный или читательский опыт;
- последовательно излагать собственные мысли;
- использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка;
- оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими нормами литературного языка.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:
1) Содержание сочинения.
- учитываются умения учащегося понимать и интерпретировать содержание исходного текста: верно формулировать одну из проблем исходного текста, комментировать сформулированную проблему, верно формулировать позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме, выражать свое мнение по сформулированной проблеме, аргументировать его, опираясь на жизненный или читательский опыт;
2) Речевое оформление сочинения.
- учитывается способность учащегося создавать связное высказывание, умение последовательно излагать собственные мысли, использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка;
3) Грамотность.
- учитывается умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими нормами литературного языка.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося, служат сочинения-рассуждения на основе исходного текста.
Программа будет реализована за 35 часов.














Раздел II Содержание тем учебного курса.
Содержание сочинения на основе исходного текста.
Введение. Структура сочинения-рассуждения. Критерии оценивания ответа на задание части С.
Первоначальная работа с текстом. Тема текста. Формулировка проблем, поставленных автором. Основная проблема.
Практическая работа № 1. «Выявление и формулировка проблем предложенного текста».
Комментарий к сформулированной проблеме. Задачи комментария. Способы комментирования (топосы). Текстуальный комментарий. Концептуальный комментарий.
Практическая работа № 2. «Пишем комментарий к сформулированной проблеме текста».
Отражение позиции автора исходного текста. Способы формулировки позиции автора.
Практическая работа № 3. «Выявление авторской позиции по основной проблеме текста».
Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме. Способы аргументирования. Поддерживающая аргументация. Опровергающая аргументация. Аргументация на основе жизненного опыта. Аргументация на основе читательского опыта.
Финал сочинения-рассуждения.
Практическая работа № 4 «Написание сочинения-рассуждения на основе исходного текста».
Основы полемического мастерства.
Из истории искусства спора. Теория и практика публичного спора в Древней Греции. Протагор, Сократ.
Культура спора: основные правила его ведения. Предмет спора. Собственная позиция в споре. Спор Бора и Эйнштейна.
Как убедить оппонента. Основные формально-логические законы. Доказательство. Правила тезиса. Правила аргументов. Доказывание и убеждение. Доводы в споре.
Практическая работа № 5. «Обратитесь к роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» и проследите за развитием спора между Павлом Петровичем Кирсановым и Евгением Базаровым. Оцените поведение участников спора».

Речевое оформление сочинения-рассуждения.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логика изложения. Организация языковых средств. Коммуникативная направленность. Композиционная структура. Содержание текста. Логические ошибки. Абзацное членение текста.
Практическая работа № 6. «Восстановите логическую последовательность предложений в данном фрагменте сочинения, указав их очередность». Возможны варианты: «Найдите логические ошибки в фрагменте сочинения», «Разделите текст на абзацы» и др.
Смысловые и грамматические средства связи предложений в тексте. Связи по типу зацепления и повторы. Цепная связь. Параллельная связь.
Практическая работа № 7. «Прочитайте текст и определите средства связи предложений».
Точность и выразительность речи. Богатство речи. Выбор языковых средств. Устранение канцеляризмов и штампов.
Практическая работа № 8. Анализ образцовых текстов. Оценка словесного богатства (разнообразия), выразительности текста. Оценка правильности, точности словоупотребления в готовом тексте, преобразование данного языкового материала. Возможны варианты: «Прочитайте отрывок из повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». Проследите, как автор разнообразит языковые средства, рассказывая о людях, изгнанных из старого замка», «Прочитайте текст. Оцените его выразительность. С помощью каких средств передаются чувства героев, описываются их впечатления?» и др. (см. книгу для учителя «Методика развития речи на уроках русского языка» под ред. Т.А.Ладыженской. Стр. 136 – 137).
Практическая работа № 9. Составление словосочетаний, предложений, связного текста. Составление связного высказывания, в основе которого лежит тематически объединенная группа слов. Возможны варианты: «Запишите названия всех известных вам жанров прозаических (поэтических) художественных произведений (жанров живописи). Составьте связное описание этих жанров», «Вы любите, уважаете свою подругу (друга). Какие моральные (физические качества, присущие ей, вы цените? Перечислите их. Каких свойств характера ей недостает? Напишите сочинение «О моей подруге (друге)». Используйте группу слов, составленную вами, а также слова, которые передали бы ваше отношение к подруге (другу)» и др. (см. книгу для учителя «Методика развития речи на уроках русского языка» под ред. Т.А.Ладыженской. Стр. 136 – 137).

Нормы литературного языка.
ЯЯзыковая норма и ее особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.
Этические нормы. Речевая агрессия.
Практическая работа № 10. Возможны варианты: «Докажите, что в данном сочинении нарушены этические нормы», «Этически корректно возразите автору данного утверждения: «Сердечность – такой же дар, как красота и ум» и др.
Фактологическая точность.
Практическая работа № 11. «Нахождение фактических ошибок в указанных высказываниях и исправление их».















Раздел III Тематическое планирование

Название темы, раздела
Количество часов

1
Содержание сочинения-рассуждения на основе исходного текста.
12

2
Основы полемического мастерства.
4

3
Речевое оформление сочинения-рассуждения.

9

4
Нормы литературного языка.
8


Итого
33













Раздел IV Календарно-тематическое планирование
№ разделов и тем
Наименование раздела и темы курса.
Кол-во часов
Дата проведения




Виды контроля
По плану
Фактич.

1
Содержание сочинения-рассуждения на основе исходного текста.
12




1.1
Введение. Структура сочинения-рассуждения. Критерии оценивания ответа на задание части С.
1
Работа с текстом
01.09


1.2
Первоначальная работа с текстом. Тема текста. Формулировка проблем, поставленных автором.
2
Работа с текстом
Практическая работа № 1. «Выявление и формулировка проблем предложенного текста».
08.09
15.09


1.3
Комментарий к сформулированной проблеме. Способы комментирования (топосы).
2
Работа с текстом
(Практическая работа № 2. «Пишем комментарий к сформулированной проблеме текста».)

22.09
29.09


1.4
Отражение позиции автора исходного текста. Способы формулировки позиции автора.
2
Работа с текстом Практическая работа № 3. «Выявление авторской позиции по основной проблеме текста».


06.10
13.10



1.5
Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме. Способы аргументирования. Аргументация на основе читательского опыта.
3
Работа с текстом

20.10

10.11
17.11


1.6
Финал сочинения-рассуждения.
2
Работа с текстом
Практическая работа № 4 «Написание сочинения-рассуждения на основе исходного текста».

24.11

01.12


2
Основы полемического мастерства.
4




2.1
Из истории искусства спора.
1
Работа с текстом
08.12


2.2
Культура спора: основные правила его ведения.
1
Работа с текстом
15.12


2.3
Как убедить оппонента. Основные формально-логические законы. Доказательство. Доказывание и убеждение. Доводы в споре.
2
Работа с текстом Практическая работа № 5. «Обратитесь к роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» и проследите за развитием спора между Павлом Петровичем Кирсановым и Евгением Базаровым. Оцените поведение участников спора».


22.12


12.01


3
Речевое оформление сочинения-рассуждения.
9




3.1
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки.
2
Работа с текстом Практическая работа № 6. «Восстановите логическую последовательность предложений в данном фрагменте сочинения, указав их очередность». Возможны варианты: «Найдите логические ошибки в фрагменте сочинения», «Разделите текст на абзацы» и др.

19.01
26.01


3.2
Смысловые и грамматические средства связи предложений в тексте.
2
Работа с текстом Практическая работа № 7. «Прочитайте текст и определите средства связи предложений».

02.02
09.02


3.3
Точность и выразительность речи. Устранение канцеляризмов и штампов. Использование фразеологических средств.
5
Работа с текстом Практическая работа № 8. Анализ образцовых текстов. Оценка словесного богатства (разнообразия), выразительности текста. Оценка правильности, точности словоупотребления в готовом тексте, преобразование данного языкового материала. Возможны варианты: «Прочитайте отрывок из повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». Проследите, как автор разнообразит языковые средства, рассказывая о людях, изгнанных из старого замка», «Прочитайте текст. Оцените его выразительность. С помощью каких средств передаются чувства героев, описываются их впечатления?» и др. (см. книгу для учителя «Методика развития речи на уроках русского языка» под ред. Т.А.Ладыженской. Стр. 136 – 137). . Составление словосочетаний, предложений, связного текста. Составление связного высказывания, в основе которого лежит тематически объединенная группа слов. Возможны варианты: «Запишите названия всех известных вам жанров прозаических (поэтических) художественных произведений (жанров живописи). Составьте связное описание этих жанров», «Вы любите, уважаете свою подругу (друга). Какие моральные (физические качества, присущие ей, вы цените? Перечислите их. Каких свойств характера ей недостает? Напишите сочинение «О моей подруге (друге)». Используйте группу слов, составленную вами, а также слова, которые передали бы ваше отношение к подруге (другу)» и др. (см. книгу для учителя «Методика развития речи на уроках русского языка» под ред. Т.А.Ладыженской. Стр. 136 – 137).


16.02
02.03
09.03
16.03
23.03


4
Нормы литературного языка.
10




4.1
Языковая норма и ее особенности.
2
Работа с текстом
06.04
13.04


4.2
Этические нормы.
4
Работа с текстом Практическая работа № 10. Возможны варианты: «Докажите, что в данном сочинении нарушены этические нормы», «Этически корректно возразите автору данного утверждения: «Сердечность – такой же дар, как красота и ум» и др.


20.04
27.04
04.05
11.05


4.3
Фактологическая точность.
2
Работа с текстом Практическая работа № 11. «Нахождение фактических ошибок в указанных высказываниях и исправление их».

18.05
25.05








СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания
Методического совета
МБОУ Большеталовской СОШ
От________20____года №____
Руководитель МС
____________/_______________


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________ О.В.Захарюта


_____ ________20____года

























13PAGE \* MERGEFORMAT141715




Заголовок 215