Урок-исследование по русскому языку для 7 класса на тему «Эпитет как средство выразительности речи»

Урок-исследование.
Тема: «Эпитет как средство выразительности речи».

Цель урока:
Закрепление и обобщение знаний учащихся об эпитете как одном из средств художественной выразительности речи;
Развитие навыка исследовательской работы со словом и текстом;
Воспитание внимания и бережного отношения к слову;

Направления речевой подготовки:
обучение устному монологическому высказыванию на лингвистическую тему;
обучение диалогической речи.

Оформление урока:
Незавершенный проект модели «Эпитет как средство выразительности речи»;
Иллюстрации и модели к выступлениям учеников-исследователей;
На доске текст (см. приложение, задание №3), закрытый для самопроверки.

Ход урока.
Учитель: сегодня у нас, ребята, необычный урок, урок-исследование. Когда мы начинаем что-то важное, ценное для нас, мы должны обязательно знать, что мы делаем. И начнем мы с исследования этого слова. Индивидуальное задание на прошлом уроке получила(имя ученика): она должна была выписать толкование и рассказать нам о том, что нашла.

Ученица: ни в одном толковом словаре я не нашла слова «исследование». Тогда я попыталась разобрать его по составу и посмотреть на корень слова. «След» - призрак, примета чего-либо прошлого, остаток, отпечаток влияние минувшего, былого (записывает на доске). Значит, интересующее нас слово обозначает – «что-то искать, идти по следам»

Учитель: теперь мы все понимаем, что будем на уроке искать решения каких-либо задач. (имя)провела небольшое исследование, но, встретив трудность, не растерялась. Она сумела проявить себя как исследователь. Как вы думаете, какими качествами должен обладать исследователь?

Ученики предлагают свои варианты ответов («внимание, наблюдательность», «запас знаний», «необходимо записывать наблюдения, чтобы ничего не забыть»)

Учитель: итак, ребята, начнем наше исследование. В поиске нам понадобятся исследовательские папки, ручка и карандаш, учебник «Русская речь», карточки с материалом для наблюдений у вас на столе. Наша цель: исследовать роль эпитетов в речи, сформулировать правила их употребления.
А итогом нашей работы станет общая модель, которую нам необходимо будет закончить. Подумайте, с чего начинает исследователь свою работу?

Ученики дают ответы на вопрос и приходят к общему выводу о том, что для начала понадобится вспомнить о том, что уже изучено.
(один из учеников у доски отвечает по теме урока, ориентируясь на модель)

Учитель: первым этапом нашего исследования станет сопоставление двух вариантов одного текста (ученики читают «про себя», затем выбирают тот вариант, который понравился, читают его вслух выразительно).

Днем была оттепель, а к вечеру подморозило, и ветки деревьев обледенели. Под порывами ветра они позванивают, как подвески у люстры, которую кто-то задел неосторожно, и, стоя под деревом, слышишь звон.

Днем была оттепель, а к вечеру подморозило, и ветки деревьев обледенели. Под порывами ветра они позванивают, как стеклянные подвески у люстры, которую кто-то задел неосторожно, и, стоя под деревом, слышишь нежный хрустальный звон.

Учитель: обоснуйте свой выбор варианта.

Ученики: в полном фрагменте текста эпитеты усиливают яркость впечатления.

Ученики размышляют над вопросами, почему автор отрывка «подвески» называет «стеклянными», а их звон «хрустальным»? Какая часть речи чаще всего становится эпитетом? Приходят к выводу о том, что чаще всего эпитетами являются прилагательные –«самая живописная часть речи». На основе наблюдений дополняем общую модель.

Учитель: трудным ли показалось вам первое задание нашего исследования?
(ученики отвечают, что задание не было трудным, так как на карточках эпитеты были выделены жирным шрифтом и осмыслить роль средств выразительности легче, когда сопоставляешь полный и сокращенный фрагмент текста)

Учитель: двигаемся дальше и выполним задание более трудное. Сегодня я открою вам секрет, что исследователей вы видите каждый день в школе. Это учителя. Они часто проверяют ваши тетрадки, думая о том, как вам помочь стать более грамотными. Предлагаю вам сегодня выступить в роли учителя, проверяющего сочинение.
Ученики в микрогруппах работают со вторым заданием, исправляют речевые недочеты, связанные с употреблением эпитетов и пишут на карточке свой вариант текста.
Наступила зима, все вокруг погрузилось в неподвижный сон. Белый, сверкающий изумрудами снежный ковер покрыл землю. Неподвижные деревья замерли, словно сказочные великаны. Только черный лес зеленеет вдали, и над ним простирается печальное голубое небо.

Учитель: как вы бы оценили это сочинение? В чем главная причина недостатков в речи?

Ученики: Автор не наблюдателен, не умеет всматриваться в окружающий мир

Учитель: открою вам еще один секрет: все эти предложения взяты из ваших творческих работ, то есть это наши общие ошибки. Но любой исследователь может ошибиться, а иногда ошибки в поиске помогают двигаться дальше.
Снова дополняем модель правилами употребления эпитетов в речи.

Учитель: оцените, как вы справились с этой задачей?
(мнение учеников: было тоже не очень трудно, так как работали в группе)

Учитель: переходим к следующему этапу. Подумайте, какие эпитеты возможны на месте пропуска слов?
Январь – месяц больших ___________ сугробов. Вместе со снегом набежали в лес _____________ существа. Расселились они по пням и веткам, вскарабкались на елки и сосны.
Тут вылез из сугроба ____________ человечек в __________ шапке. Там сидит зайчонок. Сложил он _____________ лапки на ____________ пузечке, молчит и смотрит на ___________ лес. На камне у речки сидит _____________ Аленушка. Склонила она головку на плечо, подперла __________ ладошкой _____________ щечку.
(По Н.Сладкому)

Вместе сопоставляем полученный текст с вариантом авторским:
Январь – месяц больших молчаливых сугробов. Вместе со снегом набежали в лес причудливые существа. Расселились они по пням и веткам, вскарабкались на елки и сосны.
Тут вылез из сугроба лесной человек в белой шапке. Там сидит зайчонок. Сложил он белые лапки на белом пузечке. Молчит и смотрит на белый лес. На камне у речке сидит белая Алёнушка. Склонила она головку на плечо, подперла белой ладошкой белую щечку.

Учитель: объясните, почему писатель неоднократно обращается к эпитету «белый»?
(ученики приходят к выводу, что выбор эпитета зависит от того, каков авторский замысел, каким видит мир автор)
Учитель: такой повтор слов можно ли считать ошибкой?
Ученики: это не ошибка, так как автор хотел передать ощущение «белой снежной сказки»

(На последнем этапе нашего урока учащиеся представляют индивидуальные микроисследования, все темы которых связаны с эпитетами и их ролью в художественной речи).

Учитель: к каким выводам мы пришли с вами сегодня?

(ученики заканчивают работу с моделью самостоятельно в своих «Листах исследования»)

Учитель: «Для того чтобы увидеть что-нибудь по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые» К.Г. Паустовский. Напишите, как вы понимаете это высказывание, используя опыт нашего сегодняшнего урока-исследования.


























Приложение
к уроку-исследованию.

Задание 1.

Днем была оттепель, а к вечеру подморозило, и ветки деревьев обледенели. Под порывами ветра они позванивают, как подвески у люстры, которую кто-то задел неосторожно, и, стоя под деревом, слышишь звон.

Днем была оттепель, а к вечеру подморозило, и ветки деревьев обледенели. Под порывами ветра они позванивают, как стеклянные подвески у люстры, которую кто-то задел неосторожно, и, стоя под деревом, слышишь нежный хрустальный звон.



Задание 2.

Наступила зима, все вокруг погрузилось в неподвижный сон. Белый, сверкающий изумрудами снежный ковер покрыл землю. Неподвижные деревья замерли, словно сказочные великаны. Только черный лес зеленеет вдали, и над ним простирается печальное голубое небо.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание №3.

Январь – месяц больших ___________ сугробов. Вместе со снегом набежали в лес _____________ существа. Расселились они по пням и веткам, вскарабкались на елки и сосны.
Тут вылез из сугроба ____________ человечек в __________ шапке. Там сидит зайчонок. Сложил он _____________ лапки на ____________ пузечке, молчит и смотрит на ___________ лес. На камне у речки сидит _____________ Аленушка. Склонила она головку на плечо, подперла __________ ладошкой _____________ щечку.

(По Н.Сладкому)



















Эпитет как средство художественной выразительности речи







Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
А.С.Пушкин

Метафорические эпитеты

Точные эпитеты (+ цветовые)


постоянные