Технологическая карта урока музыки Полифония как средство музыкальной выразительности
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОЗЕРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 38»
ул. Октябрьская, 2, г. Озерск Челябинской обл. 456780
телефон 2–06–75, факс 8 (35130) 2–39–01;
сайт школы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Всероссийский фестиваль педагогического творчества2015/2016 учебный год
Номинация: Педагогические идеи и технологии: среднее образование
Название работы: Технологическая карта урока музыки, 6 класс «Полифония как средство музыкальной выразительности»
Автор: учитель музыки
высшей категории
Щеголихина Елена Петровна
Место выполнения работы:
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №38»
Озерского городского округа,
Челябинской области
г. Озерск
2015г.
Технологическая карта урока музыки
Предмет: музыка
Класс: 6 класс
Базовый учебник: программа учебного курса – программа Т.И. Науменко, В.В. Алеева, Т.Н.Кичак.
Тема: «Полифония как средство музыкальной выразительности»
Цель урока: сконструировать понятие «полифонии»
Задачи:
Теоретическая: выделить признаки полифонии
Практическая: формировать умение на практике составлять, исполнять канон, используя законы полифонии.
Планируемые результаты изучения темы:
Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению музыки И.С.Баха, осознают причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности.
Предметные: умеют различать на слух гомофонию и полифонию; создавать речевой канон и канон жестов в заданном ритме, используя особенности строения полифонии. Распознают средства музыкальной выразительности.
Метапредметные результаты изучения темы (универсальные учебные действия): познавательные: ориентируются на разнообразие способов освоения полифонии; умеют передавать информацию сжато, полно, выборочно; регулятивные: учитывают правило в творческих заданиях и контроле способа исполнения; коммуникативные: считаются с разными мнениями и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.
Сценарий урока
Постановка учебной задачи
На доске афиша со всеми ее атрибутами, на которой написано Концерт полифонической музыки. И.С.Бах «Токката и фуга ре минор» –
задача вывести детей на проблему урока и обозначить ее в словесной формулировке. Проблемная ситуация создается через поиск незнакомого в знакомом.
Какую информацию несет афиша, что в ней знакомо и незнакомо нам?
Учитель: С какой целью люди придумали афиши?
Дети: Афиши приглашают посетить концерты, спектакли, сообщают о времени и месте, рассказывают о содержании, которое мы можем увидеть или услышать.
Учитель: Куда нас приглашает афиша, о чем сообщает и что рассказывает?
Дети: Сообщает о предстоящем концерте, потому что указано место – концертный зал, произведение которое будет исполняться.
(дети приходят к выводу, что слова в названии концерта им незнакомы)
Учитель: Часто наши затруднения в общении связаны с непониманием значения тех слов, которые люди используют в разговоре, когда они читают информацию на афише. И это может стать причиной того, что мы просто не пойдем в концертный зал, а, следовательно, не услышим музыку И.С.Баха.
Поиск решения учебной задачи
Распределение заданий по группам:
«Музыковеды», «Композиторы», «Художники»
«Художникам» надо прочитать параграф (учебник стр.90), ответить на вопрос: «Какие образы ассоциируются с полифонией? С чем это связано? (выбрать иллюстрации для афиши)
«Композиторам» придумать на заданный ритмический рисунок словосочетание и жесты (первая группа - речевой канон, вторая группа – канон жестов).
МА – МА
МА - МОЧ – КА
МИ – ЛЕНЬ – КА-Я
ДОБ-РЕНЬ-КА-Я СЛАВ-НЕНЬ-КА-Я
«Музыковеды» представляют сообщение о жизни И.С.Баха (презентация) – обращая внимание на термины: импровизация, токката, фуга – высшая форма полифонии
Учитель: группам дается 5-7 минут
Учитель: Я приглашаю к выступлению «Музыковедов»
Сообщение о И.С.Бахе+презентация
Слушание: «Токкаты и фуги ре минор» И.С.Баха
Учитель: после выступления «Музыковедов» какие понятия из афиши нам стали понятны (токката, фуга)
Учитель: Иоганн Себастьян Бах - мастер полифонии
Учитель: Я предоставляю слово «Художникам»,
они должны нам дополнить афишу иллюстрациями и пояснить, почему именно такие образы они выбрали.
Выступление «Художников»
(выбирают иллюстрации, размещают на афише)
Учитель: а теперь мы с вами можем четко сформулировать, что такое «полифония», полифоническая музыка?
Учитель: Фуга – высшая форма полифонии, сложная
Учитель: вспомните простую форму полифонии – канон, что это такое?
«Колокольный звон» Неизвестный автор – полифония
Канон - давайте вспомним канон, который исполняли в третьем классе
Учитель: Вспомните, что такое «канон»?
Дети: «канон» - хвост, многоголосное произведение, где голоса исполняют одну мелодию, но вступают с опозданием
Учитель: То есть голоса подражают друг другу, а как по другому обозначить слово «подражание»? имитировать – «имитация». Подобные произведения, в которых имитирующие голоса как бы догоняют друг друга, существуют уже девять веков.
Давайте попробуем «сымитировать» полифонию
Выступление композиторов
предлагают словосочетание и жесты на заданный ритм:
I I
I П
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Пример: КА-НОН
КА-НОН-ЧИК
ПОД-РА-ЖА-Ю
У-БЕ-ГА-Ю ДО-ГО-НЯ-Ю
Учитель:
Предлагаю сделать «речевой канон», из предложенных словосочетаний
«Канон жестов» - (разминка) – имитационная полифония
Соединяем одновременно «Речевой канон» + «Канон жестов»
Учитель: одинаковое многоголосие или противоположное? - контрастная полифония
Вывод: Мы с вами сделали сложное многоголосие – высшую форму полифонии – фугу. Когда-то И.С.Бах, как мы с вами сидел на одном из уроков музыки, учитель говорил своим ученикам: «Вы должны знать это слово, так как изучаете латынь. «Бегство», «побег» - вот что такое фуга. Голоса убегают друг от друга, гонятся друг за другом и при этом повторяют тему, подражая друг другу, имитируя.
Учитель: сделайте вывод, что такое полифония, дайте определение
Дети: это многоголосное произведение, где все голоса равны
Учитель: Многоголосный склад, основанный на единстве одновременно развивающихся самостоятельных голосов линий
Учитель: теперь я предлагаю вам прослушать три фрагмента и при помощи схемы продемонстрировать музыкальную ткань – фактуру (главное, подчиненное)
(на слух определить тип фактуры (гомофония или полифония), исполняемых произведений)
Я предоставляю слово «исполнителям»
Слушание:
1.«Бурре» И.С.Бах (исполняет Ярослав) – гомофония
В.Шаинский «Веселая фуга» - полифония
Сонатина (фрагмент) - (исполняет Ангелина) – гомофония
Учитель: на музыкальном примере, опираясь на схемы, как мы сможем более точно сформулировать определение что такое «полифония»?
Учитель: Многоголосный склад, основанный на единстве одновременно развивающихся самостоятельных голосов, линий
Рефлексия
Рефлексивно-оценочные суждения. Вновь работа с афишей позволяет вывести содержание урока за границы урока в реальную жизнь человека.
Учитель: Предлагаю Вам одним словом ответить на вопрос, с которого мы начали сегодня урок «о чем рассказывает афиша». В своих ответах постарайтесь не повторяться. Еще раз посмотрите на афишу. Каким вам запомнился И.С.Бах? Что он нового внес в музыку? Какие образы возникают при прослушивании полифонической музыки?
Что бы вы добавили в афишу, чтобы окружающие люди, прочитав афишу, заинтересовались данным концертом.
(Напишите на листочке одно слово и прикрепите к афише, чтобы окружающие люди, прочитав афишу, заинтересовались данным концертом)
Домашнее задание:
Найти в словаре понятие «полифонии» и свериться с нашими выводами о понятии полифонии, выписать в тетрадь.
Выполнить здания на карточке (заполнить таблицу, соотнести понятия и определения, с которыми вы познакомились на уроке) и вклеить карточку в тетрадь Приложение 1
Приложение 1.
Карточка №1: Найдите значение каждому из музыкальных терминов и соедините их стрелкой.
Мелодия
Скорость движения в музыке
Динамика
Высота лада
Штрихи
Равномерное чередование сильных и слабых долей
Темп
Благозвучие, слаженность, соразмерность звучания
Тональность
Окраска звука
Тембр
Способы извлечения звука
Метр
ВременнАя организация звуков в музыке
Ритм
Одноголосно выраженная музыкальная мысль
Гармония
Многоголосный склад, основанный на единстве одновременно развивающихся самостоятельных голосов линий
Лад
Гармоничность, согласованность, упорядоченность звучания музыки
Полифония
Сила звучания в музыке
Карточка №2: Какому из элементов музыкального языка соответствуют выделенные характеристики? Соедините их стрелочкой.
Лад
Равномерный, острый, изменчивый
Регистр
Быстрый, умеренный, медленный
Ритм
Мажорный, минорный
Динамика
Плавная, скачкообразная, певучая
Темп
Тихая, громкая
Мелодия
Высокий, средний, нижний
Полифония
Имитационная, контрастная
Анализ урока
В рамках «Средств музыкальной выразительности» дается урок по теме «Полифония как средство музыкальной выразительности»Цель урока: сконструировать понятие «полифонии»
Задачи:
Теоретическая: выделить признаки полифонии
Практическая: формировать умение на практике составлять, исполнять канон, используя законы полифонии.
Все задания были связаны с целью урока и направлены на конструирование понятия «полифонии». Изучение нового материала осуществлялось при помощи системно-деятельностного подхода на основе поисковых заданий по группам. Из работы групп были выявлены образы полифонической музыки, жанры в которых работал И.С.Бах, особенности строения полифонии и практическое освоение простейших приемов полифонии (в речевой имитации, в каноне жестов).
При работе учащихся при введении учебного задания учитель опирался на фактические имеющиеся знания и умения (канон и имитация):
- учащиеся самостоятельно применяют наличные способы действия,
- обосновывают результаты действия и оценивают их,
- самостоятельно выявляют ошибки и их причины и вносят изменения в работу.
- Окончательный путь решения задач учащиеся смогли понять
- В процессе учебного задания учащиеся проявили самостоятельность в построении модели (канон), смогли воспроизвести и выделить отличие гомофонии от полифонии
- В работе с моделями учащиеся самостоятельно выделяют действия и дают ему обоснование
- учащиеся самостоятельно выстраивают при последовательности операций конструирование понятия «полифонии».
3. При организации учебного процесса, учащиеся обращают свои высказывании я в ходе обсуждения учителю, оставляя свободу для дискуссии.
5. Дети самостоятельно могут ответить на наводящие вопросы.
- учитель подводит к цели урока, опираясь на их доказательство.
6. Результаты работы зафиксированы в виде микровыводов и дополнение к афише.
Считаю, что цель урока достигнута, понятие сконструировано.
Планируемые результаты изучения темы:
Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению музыки И.С.Баха, осознают причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности.
Предметные: умеют различать на слух гомофонию и полифонию; создавать речевой канон и канон жестов в заданном ритме, используя особенности строения фуги. Распознают средства музыкальной выразительности.
Метапредметные результаты изучения темы (универсальные учебные действия): познавательные: ориентируются на разнообразие способов освоения полифонии; умеют передавать информацию сжато, полно, выборочно; регулятивные: учитывают правило в творческих заданиях и контроле способа исполнения; коммуникативные: считаются с разными мнениями и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.
15