Конспект урока по литературе на тему Г.Р.Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку», «Признание» (7 класс)

Тема. Г. Р. Державин. Слово о поэте. Стихотворения «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку», «Признание»"
Цель: познакомить с  творчеством Г.Р.Державина на примерах стихотворений «Река времен в своем стремленьи», «На птичку», «Признание».
Задачи:
обучающие: показать утверждение необходимости свободы творчества в произведениях автора. Проанализировать размышления Г.Р. Державина о смысле жизни, о судьбе;
развивающие: развивать навыки анализа лирических произведений, развивать самостоятельность мышления учащихся, расширять кругозор;
воспитательные: воспитывать любовь к Родине и интерес к творчеству поэта.
Планируемые результаты:
личностные: воспитание патриотизма, гражданской позиции, чувства ответственности перед Отечеством; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, ответственного отношения к своим поступкам;
метапредметные: умение работать индивидуально и в парах, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
предметные: осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; развитие навыков смыслового и эстетического анализа текста, умения доказывать своё мнение и оформлять его в устных и письменных высказываниях.
Тип урока: открытия новых знаний
Ход урока
Слог у него так крупен, как ни у кого из наших поэтов.
Разъяв анатомическим ножом, увидишь, что это происходит
от необыкновенного соединения самых высоких слов с самы-
ми низкими и простыми, на что бы никто не отважился,
кроме Державина.
Н. В. Гоголь


Хорошие стихи не так легко писать
Меж тем, как Дмитриев, Державин, Ломоносов,
Певцы бессмертные, и честь, и слава россов,
Питают здравый ум и вместе учат нас.

А.С. Пушкин «К другу стихотворцу»
Организационный этап
Проверка домашнего задания
Чтение и комментарий устаревших слов.
– К каким стилям относит Ломоносов следующие жанры: поэмы, оды, трагедии (высокий); драма, сатира (средний); эпиграммы (низкий).
Чтение стихотворения Ломоносова.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Работа с эпиграфом. Запись одного из них в рабочую тетрадь.
Актуализация знаний.
Какие роды литературы нам известны?
Над каким родом литературы мы с вами сейчас работаем? (лирика)
Чем характеризуется этот род литературы?
Первичное усвоение новых знаний.
Слово учителя.

Гавриил Романович Державин родился в Казанской губернии в небогатой дворянской семье в 1743 году. Обучался он в казанской гимназии, закончить которую, однако, не удалось. В 1762 году прибыл в Преображенский полк, через десять лет был произведен в прапорщики. Стихи писал уже давно. Но настоящая поэтическая работа началась в Петербурге, когда в 1777 году он был переведен в статскую службу.
Державин был назначен правителем сначала Олонецкой, затем Тамбовской губернии. Решительность, с какой он преследовал злоупотребления, прямой и крутой нрав часто мешали его служебной карьере. В 1791 году Екатерина II сделала его кабинет-секретарем, но вскоре перевела в сенаторы. Воцарившийся на престоле Павел I в 1798 году призывает его на службу, назначая государственным казначеем, но быстро отказывается от его услуг. Так же поступил и Александр I, сделавший Державина министром юстиции, но через год освободивший поэта от этой обязанности.
Выйдя в отставку, Державин всецело посвятил себя литературным трудам. Державин-гражданин увидел, а Державин-поэт предал позору продажность сильных мира сего, открывших дорогу «злодейству и неправде», и призвал на их голову страшную кару:



Воскресни, Боже! Боже правых!  И их молению внемли:  Приди, суди, карай лукавых,  И будь един царем земли!  («Властителям и судиям»)
Новое содержание поэзии требовало новых форм выражения. Соединяя слова «высокие» и «низкие» не только в пределах одного произведения, но и ставя их часто рядом, добиваясь при этом большой выразительности, поэт открывал дорогу развитию реалистического языка. Художественные открытия поэта обогатили русскую поэзию и преобразовали ее. Вот почему его наследие не уходит из нашей жизни.
Первичная проверка понимания.
Слово учителя.
«Ум и сердце человечье были гением моим», – говорит сам поэт. Творчество Державина стало образцом для последующего, пушкинского поколения.  Стихи Державина красивы и философичны, и в этом вы сейчас сами убедитесь. Поэт как-то по-особому выражает в своем творчестве собственные мысли, надежды, стремления.
И начнём мы со стихотворения «Признание», которое было написано Гавриилом Державиным в 1807 году. Выдержано оно в лучших традициях классицизма, и в нем автора открыто говорит о том, как прожил свою жизнь и чего сумел достичь на литературном поприще.
Чтение стихотворения «Признание» и частичный анализ.
Признание
Не умел я притворяться,  На святого походить,  Важным саном надуваться  И философа брать вид;  Я любил чистосердечье,  Думал нравиться лишь им:  Ум и сердце человечье  Были гением моим.  Если я блистал восторгом,  С струн моих огонь летел,   Не собой блистал я, Богом:  Вне себя я Бога пел.  Если звуки посвящались  Лиры моея царям,   Добродетельми казались  Мне они равны богам.  Если за победы громки  Я венцы сплетал вождям,   Думал перелить в потомки  Души их и их детям.  Если где вельможам властным  Смел я правду брякнуть вслух,   Мнил быть сердцем беспристрастным  Им, царю, отчизне друг.  Если ж я и суетою  Сам был света обольщен,   Признаюся, красотою  Был плененным, пел и жен.  Словом: жег любви коль пламень,  Падал я, вставал в мой век.   Брось, мудрец! на гроб мой камень,  Если ты не человек.
- Какие стороны державинского мастерства отразились в «Признании»?
(В стихотворении «Признание» речь идет о нравственной позиции самого поэта. Державин честно говорит:
Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид...
Поэт признается, что ему милей всего искренность и правдивость: «Я любил чистосердечье»... В жизни каждого человека случаются ситуации, когда приходится делать выбор, иногда приходится наступать на горло собственной песне, для того чтобы не противостоять окружающим. Поэт в своем стихотворении признается, что никогда не лгал, честно выражал свое мнение и его в меньшей степени беспокоила реакция окружающих:
Если где вельможам властным
Смел я правду брякнуть вслух,
Мнил быть сердцем беспристрастным
Им, царю, отчизне друг.
Державин признается, что, может быть, далеко не все ему удавалось безупречно. Он честно признает свои ошибки, говорит, что его можно осудить за некоторые слабости, например за чрезмерное увлечение светской жизнью.
Можно констатировать, что в своем стихотворении поэт, ничего не скрывая, откровенно говорит о своей жизни, слабостях и достоинствах, которые сопровождали его на протяжении всего жизненного пути. Он не боится осуждения, ведь ему нечего стыдиться в своей жизни.
Словом: жег любви коль пламень,
Падал я, вставал в мой век.
Брось, мудрец! на гроб мой камень,
Если ты не человек.)

Чтение и частичный анализ стихотворения «На птичку».
Такое короткое стихотворение на самом деле имеет глубочайший смысл.
На птичку
Поймали птичку голосисту  И ну сжимать ее рукой.  Пищит бедняжка вместо свисту,  А ей твердят: Пой, птичка, пой!
( В стихотворении «На птичку» речь идет о свободе. Именно она дороже всего как для птички, так и для человека. В условиях несвободы птичка никогда не будет петь, она лишается голоса, и сама жизнь для нее немила.
В данном случае поэт прибегает к приему аллегории, потому что птичка символизирует человека. Если жизнерадостного, деятельного человека загнать в тесные рамки, то сама жизнь перестанет доставлять ему удовольствие, а он сам превратится в пассивное и инертное существо.
Чтение учителем стихотворения «Река времен»
А это стихотворение было написано Державиным всего за несколько дней до смерти. О чём же размышлял поэт в последние дни своей жизни, что тревожило его, знал ли Державин, что это будет последнее его стихотворение? Об этом мы с вами попытаемся узнать, прочитав стихотворение «Река времён в своём стремленьи»

Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.

О чем размышляет автор в I строфе? (Время стремительно в своем движении, оно уносит людей, их дела; все исчезает с лица земли и из памяти: народы, цари, царства.)

Кому же дано бессмертие? (Бессмертно то, что прошло «чрез звуки лиры» (лира – лирика – поэзия) и трубы». Бессмертно, по мысли Державина, творчество, музыка, если они созвучны мыслям и душе потомков.)


Подготовьте письменный небольшой анализ данного стихотворения в своей рабочей тетради.
(Стихотворение «Река времен в своем стремленьи» удивительно красиво. В этом стихотворении автор размышляет о вечности, о том, что абсолютно все человеческие дела и стремленья рано или поздно будут забыты.
Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
Действительно, все когда-нибудь проходит. Человеческие поступки могут быть злыми и добрыми, благородными или не очень, но они не вечны. Проходит время, и все забывается. Приходят новые люди, которые не помнят о том, что было до них. Важно лишь то, что есть сейчас, потому что все остальное просто не имеет значения.
На земле нет ничего вечного, поэтому не имеет смысла придавать поступкам и действиям человека слишком большое значение. Судьба всего земного слишком хрупка и эфемерна, все существует лишь какой-то миг.)
Выборочное прослушивание анализов стихотворения Державина «Река времён в своём стремленьи»



Первичное закрепление.
Вопросы и задания
Против чего боролся Державин в жизни и в поэзии?
Какие слова и словосочетания в произведениях Державина вы бы отнесли к устаревшим? Какие к разговорным, какие к просторечным? Что их сочетанием достигается?

Как вы понимаете строки:
«Я любил чистосердечье,  Думал нравиться лишь им:  Ум и сердце человечье  Были гением моим.»;
«Падал я, вставал в мой век»?
– Назовите художественные открытия поэта.
Тестовые задания.
Где родился Г.Р.Державин? А. Казанская губерния. Б. Пензенская губерния.   В.Самарская губерния.
Когда родился?  А. в 1741 г. Б. в 1743 г.  В. 1745 г.
Где учился? А. Пензенская гимназия.  Б. Московский университет. В. Казанская гимназия.
Когда началась настоящая поэтическая деятельность? А. В 1770 г.  Б. В 1777 г.  В. В 1772 г.
Укажите должности поэта при дворе. А. Сенатор. Б. Казначей.  В. Посол. Г. Министр юстиции.  Д. Генерал.
Какой вклад внёс в развитие литературы? А. Теория “3 стилей”. Б. Соединил слова “высокие” и “низкие”. В. Развитие реалистического языка.  Г.Онегинская строфа.

Информация о домашнем задании.
Подготовьте небольшое сообщение о Г. Р. Державине и выразительное чтение одного из его стихотворений.
[ Подготовьте «похвальное слово Державину поэту и гражданину» или диалог о его жизни и творчестве ].
Рефлексия.
Составление синквейна.
Выставление оценок за урок.

Рисунок 1љђ Заголовок 315