Рабочая учебная программа по окружающему миру 1 класс УМК Школа России
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №6»
«Рассмотрено»
на заседании МО учителей
начальных классов МОУ №6
Протокол № 1 от 29. 08.2016 г.
Руководитель МО
__________ /В.В. Кошлань / «Согласовано»
зам. директора по УВР
МОУ «Школа-гимназия №6»
30.08 2016 г.
_____________ /Н.Н. Онорина/ «Принято»
на заседании педсовета
МОУ «Школа-гимназия №6»
Протокол №12 от 31.08.2016 г.
«Утверждаю»
Приказ № 359 от 01.09.2016 г.
Директор МОУ «Школа-гимназия №6»
__________ /А.Е. Бочкала/
Рабочая программа
на 2016/ 2017учебный год
Учебный предмет окружающий мир ( базовый уровень)
Класс 1-В
Количество часов: в неделю 2; всего за год 66
Учитель Евсеенкова Анжела Богдановна, учитель начальных классов
Планирование составлено на основе примерной учебной программы начального общего образования УМК «Школа России» (2011 г.), авторской программы «Окружающий мир» А.А. Плешакова.
Используемый учебник Плешаков А.А.: «Окружающий мир.1 класс». Учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений (М.: « Просвещение», 2014 г.)
Тематическое планирование составила ________________ / Евсеенкова А.Б./
г. Джанкой
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» (образовательная отрасль «Естествознание и обществознание») для 1-В класса разработана на основе требований к результатам освоения учебного предмета ФГОС НОО, с учётом авторской программы «Окружающий мир» А.А.Плешакова, Основной образовательной программы НОО МОУ «Школа-гимназия №6», Положения о рабочей программе учебного предмета, курса МОУ «Школа-гимназия №6». На изучение предмета в 1 классе отводится — 66 ч. (2 ч. в неделю, 33 учебные недели).
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.
• название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города;
• государственную символику России: флаг, герб, гимн;
• государственные праздники;
• основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
• общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
• уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
• вести наблюдения в природе;
• различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; называть их роль в жизни человека;
• называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
• называть основные особенности каждого времени года, уметь определять свое отношение к миру; знать названия дней недели;
• вырабатывать соответствующие нормы и правила по экологической этике;
• выполнять посильную деятельность по охране окружающей среды;
• объяснить, какое значение имеет окружающая природа для людей;
• группы растений и животных; деревья, кустарники, травы; насекомых, рыб, птиц, зверей;• различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами; отображать их на рисунке (схеме);
• различать овощи и фрукты;
• выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными (кошкой, собакой);
• особенности труда людей наиболее распространенных профессий;
• оценивать правильность поведения в быту (правила общения);
• правила ОБЖ, уличного движения: знать безопасную дорогу от дома до школы; знать важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы; знать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств) и соблюдать их;
• назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход;
• правила сохранения и укрепления здоровья.
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу первого класса
В результате изучения окружающего мира первоклассники научатся:
распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц;распознавать основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), животных;
характеризовать изученные группы растений, животных, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (по плану, предложенному учителем);
характеризовать признаки времён года;
объяснять значение используемых условных знаков (в учебнике, в рабочей тетради, дорожных знаков и др.);
находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде;
понимать правила поведения в природе;
называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;
называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;
называть правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; знать о культуре поведения в общественных местах.
К концу обучения в первом классе ученик получит возможность научиться:
различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; вести наблюдения в природе под руководством учителя; выполнять правила поведения в природе;
различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города, трудом людей под руководством учителя;
выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах; выполнять режим дня;
рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни, способы питания, защиты и другие их особенности; по результатам экскурсий рассказывать о достопримечательностях родного города ;объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного отношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги;
объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
моделировать дерево, цветковое растение, гриб, насекомое и др.;
анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;
осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здоровью.
Содержание учебного предмета
№ п/п Содержание предмета К-во часов Основные виды учебной деятельности Форма организации занятий
1. Введение.
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения. 1 Осваивать первоначальные умения:
задавать вопросы;
вступать в учебный диалог;
пользоваться условными обозначениями учебника;
различать способы и средства познания окружающего мира;
оценивать результаты своей работы на уроке.
работа с учебником;
дидактические игры;
коллективное обсуждение вопросов;
экскурсия.
2. Что и кто?
Что можно увидеть на небе днём и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звёзды. Созвездие Большая медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растёт на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника.
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша родина – Россия. Природа, города, народы России. Знакомство с государственными символами России. Флагом, гербом, гимном. Наш город – часть большой страны.
Планета Земля, её форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
20 Работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей.
Сравнивать, различать и описывать герб и флаг России. Рассказывать о малой родине и Москве как столице государства.
Сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов. Обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью.
Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве, узнавать достопримечательности столицы, рассказывать по фотографиям о жизни москвичей – своих сверстников.
Наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём, моделировать форму Солнца, созвездий. Находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой.
Группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам, определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя, различать гранит, кремень, известняк.
Находить у растений их части, показывать и называть, различать цветки и соцветия.
Определять растения с помощью атласа-определителя, узнавать их по рисункам, различать изученные растения.
Наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях, узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях, определять деревья по листьям. Различать лиственные и хвойные деревья, сравнивать ель и сосну.
Узнавать насекомых, рыб, птиц, зверей на рисунках, определять их с помощью атласа-определителя.
Характеризовать назначение бытовых предметов, группировать предметы домашнего обихода.
Определять составные части компьютера, характеризовать их назначение.
Выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода, формулировать правила перехода улицы.
Использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты, объяснять особенности движения Земли.
Выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. работа с учебником;
дидактические игры;
работа в парах;
практическая работа;
моделирование;
групповая работа;
коллективное обсуждение вопросов;
исследование;
проект.
3. Как, откуда и куда?
Река и море. Куда текут реки. Пресная и солёная вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи.
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лёд.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например, шоколад, изюм, мёд.
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать землю чище.
12 Называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи, рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; оценивать значение семьи для человека и общества.
Обсуждать необходимость экономии воды, выяснять опасность употребления загрязнённой воды, проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку.
Запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами.
Сравнивать реку и море, различать пресную и морскую воду;
Проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов.
Наблюдать за ростом и развитием растений, за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях.
Изготавливать простейшие кормушки и подбирать подходящий для птиц корм.
Обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении, необходимость раздельного сбора мусора.
Исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений, формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений.
Обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижении и достижения других учащихся. работа с учебником;
дидактические игры;
работа в парах;
практическая работа, опыты;
моделирование;
групповая работа;
коллективное обсуждение вопросов;
исследование;
проект.
4. Где и когда?
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелётные птицы. Где они зимуют и как учёные узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как учёные изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
11 Анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы.
Коллективно составлять рассказ о школе и классе, презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями .Различать прошлое, настоящее и будущее, называть дни недели в правильной последовательности.
Соотносить времена года и месяцы, наблюдать сезонные изменения в природе.
Находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их. Устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.
Различать зимующих и перелётных птиц, объяснять причины отлёта птиц в тёплые края.
Отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов, различать типы одежды в зависимости от её назначения.
Сравнивать старинные и современные велосипеды, запомнить правила безопасной езды на велосипеде.
Сравнивать жизнь взрослого и ребенка, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи.
Выполнять тестовые задания учебника. работа с учебником;
дидактические игры;
работа в парах;
практическая работа;
моделирование;
групповая работа;
коллективное обсуждение вопросов;
исследование;
проект.
5. Почему и зачем?
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звёзд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идёт дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например, медуница, недотрога, жук-носорог. Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолётов. Устройство самолёта. Самолёты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.
Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – день Земли.
22 Сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца. Наблюдать за изменениями внешнего вида Луны.
Объяснять причины возникновения дождя и ветра. Исследовать возникновение и распространение звуков.
Называть цвета радуги, запомнить их последовательность.
Рассказывать об уходе за кошкой и собакой, познакомиться с предметами ухода за ними.
Определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя; объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину.
Делать выводы о значении сна в жизни человека.
Различать овощи и фрукты, сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма, запомнить правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.
Осваивать приёмы чистки зубов и мытья рук, формулировать основные правила гигиены.
Различать средства связи и средства массовой информации, обсуждать назначение Интернета.
Классифицировать автомобили, поезда, корабли, самолёты в зависимости от их назначения. Обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте.
Рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника.
Приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой, оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них.
Обсуждать выступления учащихся.
работа с учебником;
дидактические игры;
работа в парах;
практическая работа;
моделирование;
групповая работа;
коллективное обсуждение вопросов;
исследование;
проект.
Итого: 66 Календарно – тематическое планирование по окружающему миру
№ Тема урока Кол-во часов Дата по плану Дата проведения
Введение (1 час)
1 Задавайте вопросы! (Ч.1, с.3-8) 1 02.09 Что и кто? (20 часов)
2 Что такое Родина? (с.10-11) 1 05.09 3 Что мы знаем о народах России? (с.12-13) 1 09.09 4 Что мы знаем о Москве? (с.14-15) 1 12.09 5 Проект «Моя малая родина» (с.16-17) 1 16.09 6 Что у нас над головой? (с.18-19) 1 19.09 7 Что у нас под ногами? (с.20-21) 1 23.09 8 Что общего у разных растений? (с.22-23) 1 26.09 9 Что растет на подоконнике? (с.24-25) 1 30.09 10 Что растет на клумбе? (с.26-27) 1 03.10 11 Что это за листья? (с.28-29) 1 07.10 12 Что такое хвоинки? (с.30-31) 1 10.10 13 Кто такие насекомые? (с.32-33) 1 14.10 14 Кто такие рыбы? (с.34-35) 1 17.10 15 Кто такие птицы? (с.36-37) 1 21.10 16 Кто такие звери? (с.38-41) 1 24.10 17 Что нас окружает дома? (с.42-43) 1 28.10 18 Что умеет компьютер? (с.44-45) 1 07.11 19 Что вокруг нас может быть опасным? (с.46-47) 1 11.11 20 На что похожа наша планета? (с.48-49) 1 14.11 21 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина» (с.50-54) 1 18.11 Как, откуда и куда? (12 часов)
22 Как живёт семья. Проект «Моя семья» (с.56-59) 1 21.11 23 Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Практическая работа. Опыт, показывающий загрязнение и очистку воды. (с.60-61) 1 25.11 24 Откуда в наш дом приходит электричество? Практическая работа. Сборка электрической цепи из электроконструктора. (с.62-63) 1 28.11 25 Как путешествует письмо? (с.64-65) 1 02.12 26 Куда текут реки? Практическая работа. Приготовление «морской» воды. (с.66-67) 1 05.12 27 Откуда берутся снег и лёд? Практическая работа. Изучение свойств снега и льда. (с.68-69) 1 09.12 28 Как живут растения? Практическая работа. Приёмы ухода за комнатными растениями. (с.70-71) 1 12.12 29 Как живут животные? (с.72-73) 1 16.12 30 Как зимой помочь птицам? Практическая работа. Изготовление кормушки из бумажного пакета. (с.74-77) 1 19.12 31 Откуда берётся и куда девается мусор? Практическая работа. Сортировка упаковок из-под продуктов. (с.78-79) 1 23.12 32 Откуда в снежках грязь? Практическая работа. Исследование снежков и снеговой воды. (с.80-81) 1 09.01 33 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» (с.82-87) 1 13.01 Где и когда? (11 часов)
34 Когда учиться интересно? (Ч.2, с.4-5) 1 16.01 35 Проект «Мой класс и моя школа» (с.6-7) 1 20.01 36 Когда придёт суббота? (с.8-9) 1 23.01 37 Когда наступит лето? (с.10-11) 1 27.01 38 Где живут белые медведи? Практическая работа. Определение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды. (с.12-13) 1 30.01 39 Где живут слоны? Практическая работа. Определение на глобусе экватора. (с.14-15) 1 03.02 40 Где зимуют птицы? (с.16-19) 1 06.02 41 Когда появилась одежда? (с.20-21) 1 10.02 42 Когда изобрели велосипед? (с.22-23) 1 13.02 43 Когда мы станем взрослыми? (с.24-25) 1 17.02 44 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» (с.26-30) 1 27.02 Почему и зачем? (22 часа)
45 Почему Солнце светит днём, а звёзды - ночью? (с.32-33) 1 03.03 46 Почему Луна бывает разной? (с.34-35) 1 06.03 47 Почему идёт дождь и дует ветер? (с.36-37) 1 10.03 48 Почему звенит звонок? Практическая работа. Изучение возникновения и распространения звуков. (с.38-39) 1 13.03 49 Почему радуга разноцветная? (с.40-41) 1 17.03 50 Почему мы любим кошек и собак? (с.42-43) 1 20.03 51 Проект «Мои домашние питомцы» (с.44-45) 1 24.03 52 Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? (с.46-47) 1 03.04 53 Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? (с.48-51) 1 07.04 54 Зачем мы спим ночью? (с.52-53) 1 10.04 55 Почему нужно есть много овощей и фруктов? (с.54-55) 1 14.04 56 Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа. Как правильно чистить зубы. (с.56-57) 1 17.04 57 Зачем нам телефон и телевизор? (с.58-59) 1 21.04 58 Зачем нужны автомобили? (с.60-61) 1 24.04 59 Зачем нужны поезда? (с.62-63) 1 28.04 60 Зачем строят корабли? (с.64-65) 1 05.05 61 Зачем строят самолёты? (с.66-67) 1 08.05 62 Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? (с.68-69) 1 12.05 63 Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? (с.70-71) 1 15.05 64 Зачем люди осваивают космос? (с.72-73) 1 19.05 65 Почему мы часто слышим слово «экология»? (с.74-75) 1 22.05 66 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» (с.76-83) 1 26.05