Урок литературы Ф.М.Достоевский Бедные люди

Класс: 8
Предмет: литература
Учитель: Тулегенова Г.Б.
Тема: Ф.М. Достоевский "Бедные люди": "Маленький человек: тип или личность?"
Цели уроков:
организовать деятельность по составлению тематических черт литературного типа;
выделить черты новаторства Достоевского в изображении “маленького человека”; обеспечить выполнение групповых частично-поисковых заданий на основе сопоставления разных интерпретаций художественного текста.
воспитать уважение к человеческой личности; привить читательский интерес к творчеству писателя

Ход урока
1. Оргмомент.
2. Вступительное слово учителя.
“Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели
ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что
потерял время; я занимаюсь этой тайной,
ибо хочу быть человеком”
Ф. М. Достоевский.
- Вы прочли роман “Бедные люди” и познакомились с высказыванием великого писателя о своем художественном кредо. Какова же главная тема творчества этого автора?
- Человек и его внутренний мир.
- Данная черта станет определяющей у Достоевского и будет именоваться психологизмом. Это свойство прозы писателя появилось под влиянием молодого критика Валериана. Майкова, вместе с которым начинающий автор входил в кружки братьев Бекетовых,
М. В. Петрашевского, С. Ф. Дурова. Майков выдвигает в качестве главной задачи современной литературы психологизм, изучение человеческой природы.
“И Гоголь и Достоевский изображают действительные обстоятельства. Но Гоголь - поэт по преимуществу социальный; г. Достоевский - по преимуществу психологический. Для одного индивидуум важен как представитель известного общества или известного круга; для другого самое общество интересно по его влиянию на личность индивидуума”.
- Как называется направление в искусстве и литературе ХIХ века, для которого характерно “изображение типической личности в типических обстоятельствах”:
а) сентиментализм;
б) романтизм;
в) реализм;
г) классицизм?
- Роман “Бедные люди” явился громким литературным дебютом писателя. Автора интересовал особый тип человека, открытый в свое время Пушкиным, Гоголем. Этот интерес обозначился в заглавии. Восторг был всеобщим, никому не известный молодой писатель стал одним из участников “натуральной школы”, а его произведение открывало ее второй альманах “Петербургский сборник”, изданный в 1846 году. Властитель дум В. Г. Белинский после прочтения романа в волнении вопрошал его автора.“Да вы понимаете ль сами-то, что это вы такое написали?”- “Это была самая восхитительная минута в моей жизни”. Ф. М. Достоевский.
- Как вы думаете, почему роман снискал славу еще до выхода в свет?
- Его тема взволновала читателей насущными проблемами современности.
- Прочтите “ странички из дневников” со своими замечаниями о произведении.



4. Обсуждение учениками эмоционального восприятия романа.
- Какой же тип героя волнует писателя в романе?
- Маленький человек.
“Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: “Ведь это тоже люди, ваши братья!”
В. Г. Белинский.
Слово учителя:
- Тема “маленького человека” была выстрадана русской литературой первой половины ХIХ века. Докажите или оспорьте данный тезис.
(Ученики приводят примеры произведений А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, посвященных этой теме)
5. Целеполагание
- Каждый автор, безусловно, вносит свое видение в черты известного литературного типа. Какие вопросы вы бы подняли сегодня на уроке, чтобы лучше понять роман?
- В чем смысл заглавия?
- Что нового внес в тему Достоевский?
- Какие черты традиции и новаторства присутствуют в образе Девушкина?
- Как особенности жанра передают идейное содержание?
- Вы, верно определили наш путь работы над изучением романа.
Вот наши задачи:
- Как заглавие романа вместе с декларацией знакомой темы раскрывает новый аспект в ее звучании?
- Почему автор выбрал эпистолярный жанр?
- Какие тематические черты включает образ Макара Девушкина?
- Определите степень новаторства писателя в изображении “маленького человека”.
- Для эффективной работы разобьемся на группы. Вам дается 20 минут, чтобы выполнить задание и обсудить итоги наблюдений на следующем уроке.
Группа 1 Жанровые и стилевые особенности произведения.
Группа 2. Макар Девушкин и его “предшественники”
Группа 3. “Двойники” главного героя в романе.
Группа 4. Соотношение традиции и новаторства в “Бедных людях”.
(Класс разбивается для коллективного решения проблем на группы. )
6. Самостоятельная работа в группах
Коллективный диалог.
Ученики записывают результаты промежуточных этапов. Вопросы группируются по единству учебной задачи, но обсуждение идет в логике решения центральной проблемы “Маленький человек: тип или личность?” (В конспекте за вопросом следует указание номера группы, дающей ответ. )
- Сравните схемы образных систем “Станционного смотрителя”, “Шинели”, “Бэлы”, “Бедных людей, которые вы составили дома в качестве опережающего задания. Почему так колоссально разрастается образная система романа Достоевского о “маленьком человеке”? - 2 группа.
- В соответствии с жанром романа, избранным автором.
- Вдумайтесь в смыслы заглавия произведений и сопоставьте их - 2 группа.
- Название “Станционный смотритель” указывает на социальное положение главного героя. “Медный всадник” - символ безразличия государства к судьбе “маленького человека”, игнорирования его надежд и подавления личности. “Шинель” - предмет поклонения Башмачкина, обретения смысла существования, способ самоутверждения.
- Почему название романа Достоевского формулируется во множественном числе? - 3 группа
- Автор назвал произведение “Бедные люди”, чтобы показать типичность судеб героев. Писатель рисует в романе серию “двойников” Макара, поэтому так велика образная система произведения.
1. Низким, бедственным, подчиненным социальным положением
2. Страданием от сознания своей слабости и ошибок.
3. Неразвитостью личности.
4. Остротой жизненных переживаний.
5. Осознанием себя “маленьким человеком” и стремлением утвердить свое право на жизнь.
Но новаторство Достоевского в разработке темы огромно:
Его герой окружен “двойниками”.
Он не изолирован от общения с людьми: мир “маленького человека” разрастается.
Девушкин не только призывает к сочувствию, но и оказывает деятельную помощь ближнему.
Мечты героя Достоевского не ограничиваются удобствами быта: он мечтает о любви и литературном успехе.
Персонажи романа не выдерживают испытания счастьем.
- Прочитайте последнее письмо Макара. Какие ощущения оно вызывает?
- Трагические из-за отчаяния от отъезда Вареньки и комические при сетованиях на конец формирования “слога”.
- О каком качестве прозы Достоевского это говорит?
- О психологизме; подтекст, недосказанность отражают трагическую ситуацию.

Подведение итогов урока.
- Своим творческим кредо Достоевский считал потребность “при полном реализме открыть человека в человеке”. Это ему удалось. “Униженные и оскорбленные” будут полноправными героями всей прозы писателя, но главными персонажами они станут в “Двойнике”(1846), “Господине Прохарчине” (1846), “Ползункове”, “Романе в девяти письмах” (1847). Оказывается, “Бедные люди” не единственное произведение эпистолярного жанра у Достоевского. Домашнее задание тоже предоставит вам шанс поработать в жанре письма.

Домашнее задание 
1. Напишите письмо другу с впечатлениями о “Бедных людях” и героях романа.
2. Напишите эссе “Мое любимое письмо в “Бедных людях””




















Еђ Заголовок 1Еђ Заголовок 215