Новые образовательные стандарты – новая роль учителя


Новые образовательные стандарты – новая роль учителя Традиции и инновации сосуществуют в неразрывном единстве, в гармоничном взаимодействии. Никто из исследователей не оспаривает факта, что основой любой инновации является традиция. Благодаря этому образование даже в эпоху социальных потрясений и реформ остаётся относительно стабильным. (Е.В. Бондаревская, Э. Д. Днепров, В. И. Загвязинский и др.). «Сведения науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава. Зато такие приемы никуда и не годятся…»Дистервег Фридрих Адольф Вильгельм (1790-1866), немецкий педагог-демократ. 50-е годы: закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР»; бывшая 10-летка стала 11-леткой;соединение обучения с общественно полезным трудом учащихся объявляется обязательным принципом школьного образования. 70-е годы: изучение советскими учеными зарубежного опыта в области образования (программированное и проблемное обучение, тестирование, использование технических средств в учебном процессе и др.) ;это также оживляло поисковую работу ученых педагогов в области форм и методов обучения. использование технических средств в учебном процессе. 80-е годы: педагогическое новаторство стало явлением всеобщим. Оно вызвало энтузиазм учителей разных поколений (В.Ф. Шаталов и Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин и Н.Н. Палтышев, С.Н. Лысенкова и М.П. Щетинин, И.П. Волков и И.П. Иванов, В.А. Караковский и Б.П. Никитин и др.) 90-е годы: информатизация образования; создание новых учебно-методических комплектов; введение профильного обучения в старшей школе. «Воспитание гражданина – один из главных результатов любой системы образования» А. Кондаков ФЗ «Об образовании»от 29.12.2012 N 273-ФЗ (статья 11) ФГОС обеспечивают:1) единство образовательного пространства Российской Федерации;2) преемственность основных образовательных программ;3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения * Основная цель российского образования НоваяЦельобразования Инновационная экономикаЭкономика знанийНовые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи,общества, и государства Широкое внедрение новых технологийво все сферы жизни Стратегия2020Наша новая школа Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России Стратегия2020Наша новая школа * Основы школьного стандарта Федеральныйгосударственныйобразовательныйстандарт общегообразования Научная основа Идеологическая и методологическаяоснова Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,Концепция социокультурной модернизации Фундаментальное ядросодержания общего образованияи системно-деятельностный подход Общественный договор(запрос семьи, общества и государства) ЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯ Требования к структуреООП Требования крезультатамосвоения ООП Требования кусловиямреализации ООП Ожидаемые достижениясистемы образования Организационныеи педагогическиеусловия деятельностисистемы образования Ресурсы: кадры, материальная база,информация,финансы ОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВ Стандарт как совокупность трех систем требований ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение:внутренняя позиция школьника;Самоидентификация;самоуважение и самооценка Смыслообразование:мотивация (учебная, социальная); границы собственногознания и «незнания» Ценностная и морально-этическаяориентация:ориентация на выполнениеморально-нравственных норм;способность к решению моральныхпроблем на основе децентрации;оценка своих поступков Регулятивные:управление своей деятельностью;контроль и коррекция;инициативность и самостоятельность Коммуникативные:речевая деятельность;навыки сотрудничества Познавательные:работа с информацией;работа с учебными моделями;использование знако-символических средств, общих схем решения;выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, подведения под понятие Основы системынаучных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению,преобразованиюи применениюнового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Требования к результатам освоения ООП * Основная педагогическая задача – создание и организация условий,инициирующих детское действие Как учить?обновлениесредствобучения Ради чегоучить?ценности образования Чему учить?обновлениесодержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенкана основе универсальных учебных действий формирование универсальных способов действий Отличительные особенности ФГОС Переход от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной! А.Кондаков * * В традиционнойсистеме образовательногопроцесса Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Учитель Изменение роли участников педагогического процесса Ученик Получает готовую информацию Осуществляет:поисквыборанализсистематизацию ипрезентациюинформации Транслируетинформацию Новое качествообразования Новый образовательныйрезультат Мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся Так учили Так будут учить 1.Учитель проверяет д/з. Ученик «выучил – пересказал».2.Учитель объявляет новую тему.3.Учитель объясняет новую тему («Сиди и слушай!»).4.Учитель проверяет, как поняли («Повтори!»). 1.Ученики сами вспоминают знания, которые пригодятся. 2.Учитель создает ситуацию. Ученики называют тему, вопрос. 3.Ученики сами открывают новые знания (в диалоге с учителем, в учебнике).4.Ученики делают вывод по теме. Так учили Так будут учить В учебнике всегда есть один правильный ответ! В учебнике излагается одна «правильная» точка зрения. Часто в учебнике нет готового ответа, его надо создать самим, опираясь на текст. Почти на любой творческий вопрос может быть несколько правильных ответов. «Если не успел что-то сделать на уроке – дома с родителями разберешься». Домашнее задание – это способ развития самостоятельности. Так учили Так будут учить Особенности методики Найти способы : поддержать разнообразие учащихся;планировать опираясь на совместную рефлексию; уменьшить собственное участие в работе; поддерживать самоорганизацию учащихся; ценить диалог; не регулировать поведение и шум; передать собственное отношение к предмету; сделать оценку значимой и понятной для детей; Цели преподавания Цели обучения До занятия…Чему я должен научиться на этом занятии?Какие результаты я могу достичь в конце занятия?Во время занятия…Насколько значимы мои знания, суждения и идеи?Я двигаюсь в своем темпе и успеваю?После занятия…Какого результата я достиг?Мне было интересно?Что нового я узнал? Работа учителя на уроке Оценка учителя соответствие теме разрешение проблемы научность привязанность к практике Стратегия учителя рассуждать оценивать воспринимать вовлеченность понимание суждения идеи Самооценка ученика Хоть выйди ты не в белый свет,А в поле за околицей,-Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится.Зато, куда б ты ни попалИ по какой распутице,Дорога та, что сам искал,Вовек не позабудется!!!Н.Рыленков СПАСИБОЗАВНИМАНИЕ!