Отчет по программе развития школы, направление «Переход на новые образовательные стандарты ФГОС» за 2013-2014 уч.г

Отчет по программе развития школы, направление «Переход на новые образовательные стандарты ФГОС» за 2013-2014 уч.г.
Отчет по программе развития школы, направление "Переход на новые образовательные стандарты" предназначен для учителей начальной школы, завучам. В данной работе представлены  аналитические и диагностические материалы реализации Федерального  Государственного Образовательного Стандарта. Подведены итоги формирования универсальных учебных действий в урочной и  внеурочной деятельности с использованием инновационных технологий (технологии учебного диалога, продуктивного чтения и др.) Выявлены проблемы и определены дальнейшие пути реализации плана-графика ФГОС. Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» требует модернизации школьного образования. Современные требования к образованию и его результатам привели к необходимости внедрения стандартов нового поколения. Для внедрения их в нашем образовательном учреждении была разработана программа деятельности школы, целью которой является:: создание эмоционально и интеллектуально насыщенной воспитательной среды для формирования разносторонней активной личности, обладающей навыками креативного мышлении, аналитическими и коммуникативными способностями на основе качественного образования в соответствии с новыми образовательными стандартами.
Задачи программы:
Индивидуализация и дифференциация содержания образования в соответствии с новыми образовательными стандартами.
Создание условий для получения качественного образования, формирования готовности учащихся к введению новых образовательных стандартов.
Реализация нового подхода к осуществлению контроля качества знаний посредством оптимизации системы мониторинга, разработки активного использования тестов и тестовых заданий.
Диагностика учебных умений и навыков, позволяющая вовремя выявить пробелы, дает учителю четкие ориентиры в организации учебной работы по их устранению в рамках урочного и внеурочного времени.
Апробация нетрадиционных форм организации учебного процесса для развития познавательной активности учащихся.
Вся работа планировалась и осуществлялась по трем направлениям:
Организационно-управленческому 
Методическому 
Нормативно-правовому 
В основу программы внедрения ФГОС легли следующие нормативно-правовые документы:
Приказ Минобрнауки России от «6» октября 2009 г.№ 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования
Приказ Министерства образования и науки Республики Бурятия от 20.10.2010 №1365
Приказ Министерства образования и науки Республики Бурятия от 28.12 2011г. № 2257 «Об утверждении нормативно-правовых актов регламентирующих деятельность РСОКО РБ»
Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 31.12. 2010 № 910-р «План действий по модернизации общего образования Республики Бурятия, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», на период 2011-2015 годов»
Пплан-график мероприятий на 2013-2014 уч.г.
Положение о ООП НОО;
Положение о «Оценке знаний учащихся обучающихся по новому ФГОС»;
Положение о безотметочной системе оценивания;
Положение о рабочих программах.
Принципиальное отличие новых стандартов от стандартов первого поколения заключается в том, что целью его реализации является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребёнка и происходящие с ним в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Поэтому ФГОС предявляет требования к структуре основных образовательных программ, условиям реализации основных образовательных программ и к результатам освоения ООП.

Целевые показатели Программы перспективного развития на 2013-2014 уч.г.
1 сентября 2011 года наша школа перешла на новые образовательные стандарты начального общего образования в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Обучение осуществляют опытные, квалифицированные специалисты, которые прошли курсы повышения квалификации, посещали различные семинары и вебинары в рамках реализации ФГОС.

Задача 1. Индивидуализация и дифференциация содержания образования в соответствии с новыми образовательными стандартами.
Доля классов, внедряющих ФГОС начального ОО
1 а класс – учитель: Батурина Е.Ф, УМК «Школа России» - 29 уч-ся
1 б класс – учитель: Буторова Н.И, УМК «Школа 2100» -28 уч-ся
1 в класс – учитель: Булатова О.А., УМК «Школа России» - уч-ся 28
1 г класс – учитель: Алещук Т.В., УМК «Школа 2100» - уч-ся 27
Всего в 1-х классах 113 уч-ся
2 а класс – учитель: Федотова О.К, УМК «Школа России» -30 уч-ся
2 б класс – учитель: Алексеева Л.В. УМК «Школа 2100» - 27 уч-ся
2 в класс – учитель: Маргасова И.А. УМК «Школа России»- 28 уч-ся
2 г класс – учитель: Липина М.А. УМК «Школа 2100» - 23 уч-ся
Всего во 2-х классах на начало года 108 уч-ся
3 а класс – учитель: Шаликова А.М, УМК «Школа 2100» - 25 уч-ся
3 б класс – учитель: Ушакова Г.В., УМК «Школа России»- 27 уч-ся
3 в класс- учитель: Обласова Н.Д, УМК «Школа России»- 24 уч-ся
3г класс – учитель: Малыгина Е.В. УМК «Школа 2100»- 25 уч-ся
Всего в 3-х классах на начало года 103 уч-ся
Всего: 324 уч-ся, обучающихся по ФГОС -100%

Задача 2. Создание условий для получения качественного образования, формирования готовности учащихся к введению новых образовательных стандартов.
Доля укомплектованности библиотечных фондов по федеральным перечням УМК в соответствии с требованиями ФГОС начального ОО
1а, 1в, 2а, 2в, 3б, 3в – УМК «Школа России» - 100% обеспечение учебниками из библиотечного фонда.
1 б, 1 г, 2б, 2 г, 3а, 3 г – УМК «Школа 2100» - 100% обеспечение учебниками из библиотечного фонда.
Для учителей разработаны:
методические рекомендации, дидактические материалы, для родителей и учащихся -(DVD-диски со сценариями уроков, реализующих деятельностный метод обучения); презентационные материалы для мультимедийных проекторов;
Классы оснащены мультимедийным оборудованием, программным обеспечением для интерактивной доски и др.
Созданы Интернет-поддержка и другие ресурсы по всем предметным областям учебного плана ФГОС .
Согласно плану реализации Программы перспективного развития МБОУ «Усть-Баргузинская СОШ им. Шелковникова К.М.» на 2011-2016 г.г были проведены следующие мероприятия:
1. Разработана Образовательная Программа НОО, в которой были прописаны

Планируемые результаты освоения обучающимися ООП.
Система оценки достижений планируемых результатов освоения
ОПП.
Программа формирования универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся на первой ступени НОО.
Программы отдельных предметов и курсов внеурочной деятельности.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО.
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни.
Учебный план начального общего образования.
План внеурочной деятельности.
Система условий реализации ООП в соответствии с требованиями ФГОС.

2.Совершенствование системы организации внеурочной деятельности в начальных классах
В соответствии с требованиями Стандарта в 1-3 классах организована внеурочная деятельность. Она реализуется по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное (Кружок ОФП, лыжи), художественно-эстетическое (хореография), научно-познавательное (Информатика, «Мой мир»), духовно-нравственное («Лесная сказка», экологический кружок).
Все вышеперечисленные творческие объединения и секции работали систематически, имеют программу, цели и задачи.

Все разработанные программы объединяют общие принципы:
* Включение учащихся в активную деятельность.
* Доступность и наглядность.
* Связь теории с практикой.
* Учёт возрастных особенностей.
* Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
* Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Следует отметить, что внеурочной деятельностью в школе в каждом классном коллективе охвачены 100 % учащихся.
Среднее количество часов в неделю внеаудиторной занятости на одного обучающегося – 3 часа










Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, в условиях взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, сформировано с учётом пожеланий обучающихся и их родителей и реализуется посредством различных форм организации.
Занятия внеурочной деятельности проходят эффективно. Учащимся нравится посещать занятия, родители удовлетворены организацией данной деятельности.
По итогам реализации программы «Внеурочная деятельность» на районной научно-методической конференции (с.Уро, март 2014 г.) выступала Шаликова А.М.. Ее работа «Итреграция урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС» была удостоена «Диплома 2 степени».

3. Участие в мероприятиях по подготовке к ФГОС ООО

- проведен районный семинар по теме «Современные образовательные технологии, как средство реализации ФГОС» (в рамках преемственности между средней и начальной школой). Рубцова А.Д., организовала проектирование урока русского языка по теме «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных» с использованием технологии учебного диалога, Обласова Н.Д. провела урок по этой теме на одном из классов Баргузинской СОШ; Малыгина Е.В. показала мастер-класс по теме «Продуктивное чтение на уроках литературы»
- Круглый стол «Технология учебного диалога как средство формирования УУД» с приглашение учителей среднего звена. Учителя начальных классов и администрация с большим интересом проектировали два урока в соответствии с заявленной темой круглого стола. После Алексеева Л.В. и Шаликова А.М. показали в своих классах открытые уроки по обсуждаемым темам. В заключении Обласова Н.Д. провела тест-опрос и рефлексию с учителями.
По организации и проведению всех мероприятий была дана высокая оценка работы учителей 1-3 классов.
Согласно плана - графика внутришкольного контроля проводились открытые занятия с приглашением учителей района, администрации школы, членов методического объединения педагогов дошкольного и начального и среднего образования, на которых учителя показали, как можно формировать универсальные учебные действия (УУД) на различных уроках.

4. Мониторинг эффективности внедрения ФГОС НОО
Согласно плана - графика внутришкольного контроля проводились открытые занятия с приглашением учителей района, администрации школы, членов методического объединения педагогов дошкольного и начального общего образования, на которых учителя показали, как можно формировать универсальные учебные действия (УУД) на различных уроках.
В соответствии с циклограммой диагностических мероприятий проводились обследования учащихся 1-3-х классов с целью получения объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий Проводимые мониторинги представляют собой диагностико-аналитическую работу с учащимися по комплексу методик, позволяющую отслеживать изменение характеристик их психофизиологического, личностного, познавательного и эмоционального развития. Это дает возможность контролировать динамику развития детей, максимально способствовать созданию здоровьесберегающей среды и благоприятных условий для развития личности и деятельностных способностей ребенка. Полученные данные помогают планировать и корректировать как учебный процесс. Так и внеурочную деятельность.
Сформированность универсальных учебных действий у первоклассников
Наименование ОУ МБОУ «Усть-Баргузинская СОШ им. Шелковникова К.М.»
Количество классов 4 Общее количество первоклассников 110
класс
Ф.И.О. учителя

Метапредметные УУД



Личностные УУД
(кол-во уч-ся)
Регулятивные УУД
(Кол-во уч-ся)
Коммуникативные УУД
(Кол-во уч-ся)
Познавательные УУД
(кол-во уч-ся)






Русский язык
Математика



Н
С
В
Н
С
В
Н
С
В
Н
старт-промеж
С
старт-промеж
В
старт-промеж
Н
старт-промеж
С
старт-промеж
В
старт- промеж


Батурина Е.Ф.
1
15
11
1
6
18
4
8
15
8 - 3
10 - 13
7 - 9
5 - 0
12 - 16
8 - 9


Буторова Н.И.
0
10
17
1
7
15
2
6
19
4 - 3
13 - 16
10 - 4
4 - 1
20 - 12
3 - 10


Булатова О.А.
2
22
2
2
11
10
2
15
10
1 - 6
20 - 14
6 - 6
1 - 3
20 - 12
6 - 8


Алещук Т.В.
2
19
5
0
6
16
6
14
4
6 - 5
14 - 17
5 - 1
8 - 0
15 - 12
2 - 10

Итого: кол-во- (%)
5
4%
66
64%
35
33%
4
4%
30
32%
59
64%
14
13%
43
41%
48
46%
19 – 17
18% - 18%
57 – 60
55% -61%
28 – 20
27% -
21%
18 – 4
17% -
4%
67 – 52
65% -56%
19 – 37
18%
40%


Результаты сформированности УУД и итоговых комплексных работ у уч-ся 1-4 классов будут подведены в мае 2014 года.
Для отслеживания уровня успешности анном классе обучается 8 учащихсяда началась реализация ФГОС НОО в 1 классе. масркой облатсина каждого учащегося с первых дней в школе заведены портфолио достижений. Совместно с родителями портфолио заполняется творческими работами учащихся, грамотами, проводимыми тестовыми работами, мониторингами и др.

5. Введение в образовательный процесс образовательных технологии.
Учителя 1-3-х классов активно используют в своей работе различные виды образовательных технологий: информационную, здоровьесберегающую, ведут проектную деятельность, а так же применяют педагогические технологии: проблемное обучение, системно-деятельностный подход, игровой метод, технологию учебного взаимодействия, технологию продуктивного чтения.
В соответствии с планом-графиком на 2013-2014 учебный год по внедрению ФГОС НОО были проведены следующие мероприятия:
- методические объединения педагогов дошкольного и начального общего образования по теме: «Трудности адаптации первоклассников при введении ФГОС НОО»,
- рассмотрены вопросы на педагогических советах «Итоги введения ФГОС НОО» с участием учителей средней школы,
- проведен районный семинар по теме «Современные образовательные технологии, как средство реализации ФГОС» (в рамках преемственности между средней и начальной школой). Рубцова А.Д., организовала проектирование урока русского языка по теме «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных» с использованием технологии учебного диалога, Обласова Н.Д. провела урок по этой теме на одном из классов Баргузинской СОШ; Малыгина Е.В. показала мастер-класс по теме «Продуктивное чтение на уроках литературы»
- Круглый стол «Технология учебного диалога как средство формирования УУД» с приглашение учителей среднего звена. Учителя начальных классов и администрация с большим интересом проектировали два урока в соответствии с заявленной темой круглого стола. После Алексеева Л.В. и Шаликова А.М. показали в своих классах открытые уроки по обсуждаемым темам. В заключении Обласова Н.Д. провела тест-опрос и рефлексию с учителями.
По организации и проведению всех мероприятий была дана высокая оценка работы учителей 1-3 классов.
Проектная деятельность, которой уделяется много внимания на уроках и внеурочных занятиях, очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу у младших школьников и дальнейшего постижения основ научно - исследовательской деятельности. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов. Батурина Е.Ф. руководитель МО первых классов представила проекты учащихся на научно-методической конференции посвященной Филиппову А.Ф. (28 марта 2014 г.). Название проектов «Усть-Баргузин, поселок мой», «Любимые игры наших родителей и учителей». За организацию и защиту проектов Елена Филипповна была награждена «Дипломом 2 степени».
В апреле на базе нашей школы будет проходить Районная НПК «Первые шаги в науку», где учащиеся 1-4 классов покажут свои проекты.
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности патриотизм, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
«Здоровье – это ещё не всё, но всё без здоровья – ничто», – гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании – красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», ФГОС. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребёнка, освоением им новой социальной роли «ученик». Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепления здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т. д. Ряд отдельных мероприятий: «Веселые старты», третий час физкультуры, динамические перемены, конкурсы рисунков – направлены на формирование культуры здоровья, укрепление и сохранение здоровья детей в нашей школе.
Со своей программой по здоровьюсбережению «Ступеньки познания» на конкурсе «Самый классный Классный» нашу школу представляла Моргасова И.А., где заняла почетное 3 место.


6. Повышение квалификации педагогических работников и управленческих кадров для реализации ФГОС


Все учителя, работающие в 1-4 классах, прошли курсы повышения квалификации;
7 педагогов прошли аттестацию на первую категорию; (Алещук Т.В., Буторова Н.И., Федотова О.К., Моргасова И.А., Дробышева М.А., Шаликова А.М., Малыгина Е.В
Работа с родителями.
Формы и степень вовлеченности родителей в образовательный процесс школы (разработка и реализация ООП НОО, оценка перспектив и результатов учебного и воспитательного процессов).
В начале учебного года проводилась информационная работа с родителями будущих первоклассников по вопросам организации обучения детей, обсужден проект стандартов, родителей ознакомили с образовательной программой, материально-техническими условиями, режимом работы.
С родителями были проведены родительские собрания в рамках программы родительского просвещения «О целях и задачах введения ФГОС» по темам: «Федеральные стандарты – что это?», «Секреты успешной учёбы».
Разработаны тематика родительских собраний на учебный год по параллелям, индивидуальное консультирование родителей – 1 раз в неделю.
Работа по освещению работы педагогов в 1-3 классов, в том числе и через СМИ.
1. Размещение информации на сайте школы.
2. Проведение родительских собраний. На одном из родительских собраний, проведенном в форме круглого стола, были разработаны формы портфолио учащегося, которое они заполняют совместно с ребенком и классным руководителем. (1-е классы)
3.Издание авторского сборника учителей начальных классов «1001 интересная идея интересного занятия с детьми», издательство Москва «Образ Центр».
4.Готовится к изданию второй сборник «Вселенная Учитель».
5.Материалы с районной НМК печатаются в сборнике. (выход май 2014 г.)

ВЫВОДЫ:
1. Проделана большая работа по внедрению ФГОС второго поколения.
2. Педагоги школы умеют применять на практике различные инновационные технологии. Наблюдения за работой учителей на уроках свидетельствуют: учителя обладают определенным уровнем методической подготовки, выстраивают учебный процесс по принципу: «ученик-субъект» учебной деятельности; владеют мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ-средствами.
3. Анализ инновационной деятельности школы показывает, что модернизация структуры и содержания образования, педагогических технологий, существенно повысила эффективность функционирования и развития ОУ много внимания на уроках и внеурочных занятиях уделялось проектной деятельности; дети охотно включались в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов;
4. Наблюдения за уч-ся 1-3 классов при посещении уроков показали: дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи; уже большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке;
Стандарт для детей: изменился характер деятельности учащихся - исследовательский, творческий, продуктивный; повысилась доля самостоятельной работы учащихся на уроке; появилась возможность применять знания при выполнении практико-ориентированных заданий; снизилась тревожность, повысилась мотивация к учению.

Стандарт для учителей: возрос интерес к ученику, семье, мнению о себе; активизировалось стремление к повышению квалификации и своего профессионального уровня, освоению новых технологий и средств обучения.

Стандарт для родителей: повысилась заинтересованность родителей в участии в образовательной деятельности, управлении школой; изменился характер взаимодействия с учителем; появилась возможность родителям самим продолжать учиться.

Третий год работы по внедрению ФГОС второго поколения показал как свои положительные стороны, так и выявил ряд проблем:
1. Недостаточность оснащения современными техническими средствами в каждом отдельном классе.
2. Отсутствие комнат релаксации для детей с ослабленным здоровьем, которым необходим дневной сон и дополнительный отдых.
Отсутствие финансирования внеурочной деятельности.  

Для успешной реализации ФГОС второго поколения необходимо:
1. Продолжить оснащение учебных кабинетов необходимым оборудованием в соответствии с Требованиями ФГОС.
2. Формировать материальную базу, комнаты отдыха и игровые.
3. Разработать критерии системы оценивания учащихся во внеурочное время.
4. Продолжить работу по формированию банка диагностических методик.
5. Обеспечить учителей информационно-методическими ресурсами в соответствии с планируемыми результатами освоения программ начального образования;
Заключение
Опыт введения ФГОС показывает, что, в целом, концептуальные идеи актуальны и востребованы современной образовательной системой.
Мы считаем, что главной задачей является – создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей хорошее качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей; духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся; комфортной по отношению к обучающимся и пед. работникам; гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.
Мы надеемся, что реализация в нашей школе требований ФГОС, позволит обучающимся быть готовыми к учебе и жизни в современном информационном обществе.
15