Исследовательская работа «Электронный дневник ученика: за или против»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «г. Бугуруслан»
«Электронный дневник ученика: за или против»
Выполнила:
Учитель информатики
МБОУ СОШ № 2, корпус 2
Шаляпина Олеся Руслановна
Бугуруслан, 2014
Оглавление
Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Электронный дневник
1.1. Что такое электронный дневник………………………………..…...5
1.2. Электронный дневник для ученика – учителя – родителей…….....6
Глава II. За и против?!
2.1. За или против………………………………………………………....8
Заключение…………………………………………………………………...12
Список используемой литературы………………………………………...14
Приложение……………………………………………………………….….15
Введение
Вопрос воспитания молодого поколения – один из самых важных и решающих в развитии общества и государства. Реформа системы образования – это первый шаг на пути приведения Российской системы обучения в соответствие с международными стандартами, повышения ее эффективности. Школа, как один из ее компонентов, также нуждается в постоянном улучшении учебного процесса, повышения качества обучения и достижения выпускниками высоких результатов в дальнейшей деятельности.
Одно из нововведений, которое позволит изменить учебный процесс и коммуникации между школой и родителями – система электронного табеля успеваемости, так называемый электронный дневник школьника. Эта система давно и успешно используется на западе, а сегодня уже многие российские школы подключаются к порталам, обслуживающим эту систему.
Важным событием для системы российского образования явилось заявление в июле 2008 года действующего тогда президента РФ
Д.А. Медведева на заседании Госсовета, где рассматривался вопрос о реализации Стратегии развития информационного общества в РФ, перевести все российские школы на систему электронных дневников.
Начиная с этого момента во многих школах страны проходят эксперименты по внедрению и использованию электронных систем учета результатов обучения и воспитания школьников. Каковы же результаты этого эксперимента?
Чтобы ответить на этот вопрос мы выбрали следующую тему исследования: «Электронный дневник ученика: за или против», намеренно не поставив в предложении знак препинания.
По заданной теме пока очень мало печатной литературы, поэтому мы опирались на Internet – источники и статьи из научных журналов.
Цель исследования: изучить и частично обобщить информацию о процессе внедрения в систему образования г. Бугуруслана и района электронных дневников учащихся.
Объект исследования: электронная система результатов обучения и воспитания школьников в системе образования г. Бугуруслана и района..
Предмет исследования: опыт применения электронных систем контроля успеваемости.
В соответствии с целью, объетом и предметом сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить литературу и Internet – информацию по заявленной теме.
2. Провести беседы с учителями, родителями и учениками школ города и района и узнать мнение участников образовательного процесса по теме исследования.
3. Выявить положительные моменты внедрения электронных дневников, а также возникающие проблемы и способы их устранения.
Методы исследования: изучение и теоретический анализ литературы и интернет информации по проблеме исследования, проведение бесед с участниками образовательного процесса.
Практическая значимость исследования заключается в том, что собранный в нем материал, связанный с первыми результатами использования новинок ИКТ в школе, дает возможность определить дальнейшие пути расширения вопроса информатизации образования. Кроме того, данный вопрос актуален для всех учеников, учителей родителей. Материалы нашей работы могут быть использованы в учебных заведениях, а также для написания исследовательских работ.
Структура исследования: введение, две главы (каждая глава разбита на параграфы), заключение, список используемой литературы, приложение.
Глава I. Электронный дневник
1.1. Что такое электронный дневник?
Система электронных дневников представляет собой информационные порталы, в которых ведется оценивание знаний учащихся (Приложение 1). Школа подключается к этой системе и любой, кто имеет доступ к ней (учителя, ученики, родители) могут получить всю необходимую информацию, связанную с процессом обучения: отметки о посещаемости и обучении, последние новости школы и важные сообщения для родителей и учеников. Использование электронных дневников предоставляет возможность оперативного получения самой свежей информации, немедленного оповещения и доставки важных сообщений [3].
Кроме того наличие электронных дневников облегчает процесс консолидации статистических данных в разделе классов, учителей, предметов. Электронный дневник ученика – инновация в образовании, позволяющая перевести отношения между школой и семьей на более высокий технологический уровень [1].
Таким образом, возьмем на себя смелость и предположим, что электронный дневник – это нововведение, которое будет помогать участникам образовательного процесса не только в общении друг с другом, но: упростит работу учителя, даст возможность родителям увидеть истинную успеваемость своего ребенка, ученику быть более честным и открытым перед обществом. Это мы и рассмотрим в следующем параграфе.
1.2. Электронный дневник для ученика – учителя – родителей
Для участников образовательного процесса электронный дневник дает более широкие возможности для общения между учителем и родителями, родителями и детьми, учителем и учениками.
Применяя электронный дневник в своей работе, учитель может в любой момент внести необходимую информацию: назначить домашнее задание, составить сообщение для родителей учащегося, посмотреть статистику успеваемости по каждому ученику и классу в целом. Еще одним положительным и очень важным моментом использования электронного дневника учителем является минимальное использование аналогичных бумажных носителей, которые вместе с тетрадями и учебными материалами составляют весомую ношу учителя. Они накладывают на учителя обязанность по контролю за этими материалами, чтобы исключить их утрату или использование сведений, содержащихся в них недобросовестными учениками. При использовании электронного дневника учитель имеет возможность исключить или максимально снизить использование в своей работе обычных бумажных дневников [2]. С учетом развития Internet – технологий и развитием систем электронных дневников, их использование значительно облегчает работу учителя и упрощает учет, который занимает чуть меньше времени, чем непосредственно процесс обучения. К тому же электронный дневник является еще и средством возможного, практически он-лайн, общения учителя и родителей учащихся, что позволяет сократить время на проведение длительных родительских собраний.
Для родителей в электронном дневнике можно найти информации об успеваемости ребенка, расписании его уроков, о домашнем задании, посещаемости или опозданиях. Кроме того, доступ к программе дает возможность общения с учителями школы. Для этого не нужно отпрашиваться с работы (как в случае с собраниями), устраивать не очень приятную временами процедуру проверки дневника. Кроме того, ребенок будет понимать, что родители узнают его отметки еще до того, как он вернется из школы и нет смысла прятать заветный дневник или обманывать в случае неудачи на уроке. Да и у родителей будет время взвесить ситуацию и подумать, как помочь ребенку [6].
Для ученика электронный дневник позволяет не только быть честным и открытым со своими родителями, но и дает учащемуся возможность в любой момент посмотреть то, что задали на дом для изучения. Более того, электронные дневники становятся все более универсальными и уже не являются просто электронной версией обычного бумажного дневника. В настоящее время электронные дневники позволяют ученикам общаться между собой. С учетом того, что большая часть школьников значительное время проводит в сети ,наличие чата в электронном дневнике позволяет проводить время и с пользой, и с удовольствием. Польза заключается в очень важном свойстве электронного дневника – хранилище информации. Это хранилище может быть организовано в виде библиотеки, которая будет содержать необходимые для обучения материалы, учебники, книги [4].
Перечисленные преимущества электронных дневников рекламируются разработчиками сетевых порталов и программных средств управления образованием. Они неоспоримо отражают все плюсы такой технологии автоматизации деятельности школы.
Таким образом, использование электронного дневника в работе школы повысит лояльность родителей и облегчит работу учителей ,а также позволит видеть в любое время в режиме он-лайн все дневники учеников и данные их успеваемости.
Что по этому вопросу думают горожане и сельчане? Рассмотрим в следующей главе.
Глава II. За и против?!
2.1. За или против
Многие образовательные учреждения страны уже успешно применяют электронные дневники, что позволяет оптимизировать коммуникативный прогресс между учеником-учителем-родителями. Но, изучая отношение к данному вопросу учителей, родителей и школьников в беседах, можно отметить, что их мнения по данному вопросу неоднозначны. Рассмотрим полярные позиции различных участников образовательного процесса и возможные пути решения различных проблем[7].
С точки зрения учителей электронный дневник, несомненно, помогает школе соответствовать требованиям по модернизации ИКТ и является удобным дополнением к деятельности учителя. С помощью дневника можно:
иметь доступ к информации в любое время в любом месте, где есть интернет;
автоматизированный контроль за успеваемостью, за количеством, за полнотой выставляемых отметок;
использовать централизованный способ оповещения – о мероприятиях, изменении расписания, заменах;
проводить опросы и тестирования, в том числе удаленно и т.д. [5].
Так как, в последнее время сложилась тенденция закрытия малокомплектных школ, по опросам родителей выявилось много проблем. Но самая обсуждаемая проблема – удаленность родителей от сельских и районных школ, в которых обучаются их дети. Не все родители «приезжих» детей имеют постоянную возможность посетить школу и побеседовать с классным руководителем, побывать на родительском собрании, заглянуть в классный журнал.
Исследуя данную тему, я побывала в разных школах города Бугуруслана (МБОУ СОШ № 2, МАОУ «Гимназия № 1», Лицей № 1) и Бугурусланского района (Алексеевская СОШ, Кирюшкинская СОШ, Пилюгинская СОШ). В с. Алексеевка школа уже закрыта и многие сельчане обеспокоены тем, как будут учиться их дети. В своих разговорах с земляками я поинтересовалась их мнением о том, сможет ли им помочь электронный дневник школьника. Опрос показал, что многие родители впервые услышали от меня о таком средстве контроля. Но были и те, кто знает об электронных дневниках из интернета. Их мнения были неоднозначны (Приложение 2).
Некоторые родители считают такую систему своевременной и просто бесценной, потому что для них, учеба детей – первостепенная задача в их воспитании. Электронный дневник позволит видеть все оценки ребенка и адекватно реагировать на его успехи и неудачи; поможет быть в курсе дел класса и школы. Вот несколько цитат из разговоров с родителями:
«Своевременная и просто бесценная вещь – электронный дневник, потому что для меня, как родителя, учеба детей – первостепенная в их воспитанию. Я буду очень рад, если в нашей школе введут такую систему оценивания детей» - папа ученика 7 класса.
«Я против использования подобных систем оценивания. Мне важнее доверие ребенка» - мама ученика 4 класса.
Как видно из приведенных цитат, мнения родителей неоднозначны. Но часть родителей рассматривает использование электронного дневника с точки зрения этики и свободы ребенка. Они полагают, что с введением электронных дневников теряется доверие в семье. Ведь получается, что родитель перепроверяет то, что сказал ему ребенок или принес в бумажном дневнике. Они считают, что поскольку они имеют тесный контакт со своими детьми, которые хорошо учатся, то такой тотальный контроль им не нужен.
Кроме того, недостаточно развитая система компьютерных коммуникаций в сельской местности тоже является препятствием в вопросе развития системы электронных дневников. Многие сельские жители не имеют выхода в интернет и поэтому не видят перспективы и необходимости во введении электронного дневника.
Интересуясь мнением учителей школ г. Бугуруслана я узнала, что существуют и другие «подводные камни» нововведений (Приложение 3). Во – первых, участников образовательного процесса смущает трудоемкость технического внедрения электронного дневника. Во-вторых, школы города и района, в отличие от школ центральной России оборудованы компьютерами в недостаточном количестве для работы с новой системой. Необходим свободный доступ учителя к компьютерам в удобное для него время, наличие сервера, постоянного системного администратора, ответственного за ведение электронного дневника. Кроме того, параллельное ведение традиционного журнала и электронного дневника увеличивают нагрузку на учителя, которому приходится взыскивать время в ущерб своего свободного времени [6].
Впечатление о необходимости использования электронных дневников было бы неполным, если не спросить об этом непосредственных субъектов образовательного процесса – учащихся (Приложение 4). Вот несколько цитат из бесед:
Юлия Б., ученица: «Меня устраивают обычные дневники. Так что я за него – без лишних проблем. Хотя я и не против электронного дневника».
Радим М., ученик: «Не нужны такие дневники! Лично я против!»
В интернет-блогах можно найти много форумов, на которых учащиеся обмениваются мнением по данному вопросу. В большинстве случаев это мнение подростков или старшеклассников, которые усматривают в этом нарушение прав ребенка, который должен сам с 14 лет решать разглашать ему конфиденциальную информацию о себе или нет. Некоторые считают, что ведение электронного дневника – простая трата времени, т.к. если ребенок не учится и получает плохие отметки каждый день, используя обычный дневник, то где гарантия, что он начнет учиться с электронным дневником?
Часть «продвинутых» учащихся беспокоятся возможностью взлома данных электронного дневника, что может привести к искажению информации, как отдельного школьника, так и всей школы. А последствия могут быть самые разные: от непонимания в семье до административных санкций в школе.
Разговаривая с учениками младших классов городских и сельских школ о перспективах электронных дневников в их школе, я получила больше восторженных откликов. Им очень интересно, что информацию о них можно будет посмотреть в интернет. Они с увлечением рассуждали о том, как они сразу станут учиться лучше, чтобы не огорчать своих родителей. Их не пугает открытость личной информации и то, что этой информацией будут владеть их родители.
Итак, собранная информация показывает, насколько непросто проходит внедрение электронного дневника в системе образования нашего города и района.
Заключение
Таким образом, изучение вопроса внедрения электронных дневников в школах, показало, что на современном этапе существует много неучтенных проблем, от решения которых зависит успешность расширения процесса автоматизации системы контроля результатов обучения по всей стране.
Анализ различной информации по данной проблеме показывает, что в обществе складывается неоднозначная оценка данных нововведений, которая зависит от психологических, социальных, моральных и этических факторов.
На наш взгляд, данные проблемы можно успешно преодолеть, если:
усовершенствовать обеспеченность материально-технической базы школы, установив компьютерную технику и сетевое подключение в свободном доступе для учителей;
урегулировать вопрос оплаты дополнительной нагрузки для работников образования;
провести обучение персонала школ по навыкам использования электронного дневника;
использовать самые новые системы защиты информации в базе данных дневника, исключив тем самым хакерские атаки со стороны школьников.
А проблемы между родителями и детьми, высказываемые в связи с появлением электронного дневника, на наш взгляд, таковыми не являются. Это проблемы внутрисемейных взаимоотношений, которые проявляются из-за недостатка доверия и семейного тепла. Электронный дневник – это не жесткий контроль над детьми, это возможность сблизиться детям и их родителям. От родителей не будет тайн, что позволит и детям и родителям больше доверять друг другу и чаще общаться не только по вопросам обучения, но и в контексте личных переживаний. Электронный дневник позволит на корню устранить проблему. Если у ребенка двойка или плохое поведение, родитель в тот же день узнает информацию. И исправление не затянется на долгое время. Мне кажется, электронный дневник – это возможность стать более честным и открытым человеком для общества. Благодаря этой программе у ребенка с самого раннего возраста будет формироваться чувство ответственности.
В заключение исследования хотелось бы отметить, что в изучении вопроса успешности внедрения электронных дневников в школе, мы видим больше преимуществ, которые позволяют сделать школу более открытой, а взаимодействие субъектов образовательного процесса более тесным. Следовательно, использование электронного дневника школьника решает главные задачи, стоящие на этапе реформирования системы образования.
Список используемой литературы
http://wikikurgan.orbitel.ru/imageshttp://vk.com/club20627651http://1dnevnik.ru/parentshttp://1dnevnik.ru/parentshttp://uimcvolskinform.forum2x2.ru/t8-topichttp://www.undp.ru/documents/Bashkortostan_doklad_2013http://www.zerkalo.az/2013/elektponnyiy-dnevnik-v-shkole
Приложение 1

Приложение 2
Опрос родителей

Приложение 3
Опрос учителей


Приложение 4
Опрос учеников

Современное общество, в котором главную роль играют информация и знания, принято называть информационным обществом. Одним из важнейших направлений развития информационного общества является использование информационно-коммуникационных технологий в образовании.
Школа, как один из ее компонентов, также нуждается в постоянном улучшении учебного процесса, повышения качества обучения и достижения выпускниками высоких результатов в дальнейшей деятельности.
Одно из нововведений, которое позволит изменить учебный процесс и коммуникации между школой и родителями – система электронного табеля успеваемости, так называемый электронный дневник школьника.
Важным событием для системы российского образования явилось заявление в июле 2008 года действующего тогда президента РФ
Д.А. Медведева на заседании Госсовета, где рассматривался вопрос о реализации Стратегии развития информационного общества в РФ, перевести все российские школы на систему электронных дневников.
Начиная с этого момента во многих школах страны проходят эксперименты по внедрению и использованию электронных систем учета результатов обучения и воспитания школьников. Каковы же результаты этого эксперимента?
Чтобы ответить на этот вопрос мы выбрали следующую тему исследования: «Электронный дневник ученика: за или против», намеренно не поставив в предложении знак препинания.
По заданной теме пока очень мало печатной литературы, поэтому мы опирались на Internet – источники и статьи из научных журналов.
Цель исследования: изучить и частично обобщить информацию о процессе внедрения в систему образования г. Бугуруслана и района электронных дневников учащихся.
Практическая значимость исследования заключается в том, что собранный в нем материал, связанный с первыми результатами использования новинок ИКТ в школе, дает возможность определить дальнейшие пути расширения вопроса информатизации образования. Кроме того, данный вопрос актуален для всех учеников, учителей родителей. Материалы нашей работы могут быть использованы в учебных
Система электронных дневников представляет собой информационные порталы, в которых ведется оценивание знаний учащихся. Кроме того наличие электронных дневников облегчает процесс консолидации статистических данных в разделе классов, учителей, предметов. Электронный дневник ученика – инновация в образовании, позволяющая перевести отношения между школой и семьей на более высокий технологический уровень
Для участников образовательного процесса он дает более широкие возможности для общения между учителем и родителями, родителями и детьми, учителем и учениками.
Применяя электронный дневник в своей работе, учитель может в любой момент внести необходимую информацию: назначить домашнее задание, составить сообщение для родителей учащегося, посмотреть статистику успеваемости по каждому ученику и классу в целом. При использовании электронного дневника учитель имеет возможность исключить или максимально снизить использование в своей работе обычных бумажных дневников . К тому же электронный дневник является еще и средством возможного, практически он-лайн, общения учителя и родителей учащихся, что позволяет сократить время на проведение длительных родительских собраний.
Для родителей в электронном дневнике можно найти информации об успеваемости ребенка, расписании его уроков, о домашнем задании, посещаемости или опозданиях.
Для ученика электронный дневник позволяет не только быть честным и открытым со своими родителями, но и дает учащемуся возможность в любой момент посмотреть то, что задали на дом для изучения. Более того, электронные дневники становятся все более универсальными и уже не являются просто электронной версией обычного бумажного дневника. В настоящее время электронные дневники позволяют ученикам общаться между собой. С учетом того, что большая часть школьников значительное время проводит в сети ,наличие чата в электронном дневнике позволяет проводить время и с пользой, и с удовольствием. Польза заключается в очень важном свойстве электронного дневника – хранилище информации. Это хранилище может быть организовано в виде библиотеки, которая будет содержать необходимые для обучения материалы, учебники, книги [4].
Перечисленные преимущества электронных дневников рекламируются разработчиками сетевых порталов и программных средств управления образованием. Они неоспоримо отражают все плюсы такой технологии автоматизации деятельности школы.
Таким образом, использование электронного дневника в работе школы повысит лояльность родителей и облегчит работу учителей ,а также позволит видеть в любое время в режиме он-лайн все дневники учеников и данные их успеваемости.
Многие образовательные учреждения страны уже успешно применяют электронные дневники, что позволяет оптимизировать коммуникативный прогресс между учеником-учителем-родителями. Но, изучая отношение к данному вопросу учителей, родителей и школьников в беседах, можно отметить, что их мнения по данному вопросу неоднозначны. Рассмотрим полярные позиции различных участников образовательного процесса и возможные пути решения различных проблем[7].
С точки зрения учителей электронный дневник, несомненно, помогает школе соответствовать требованиям по модернизации ИКТ и является удобным дополнением к деятельности учителя.
Так как, в последнее время сложилась тенденция закрытия малокомплектных школ, по опросам родителей выявилось много проблем. Но самая обсуждаемая проблема – удаленность родителей от сельских и районных школ, в которых обучаются их дети. Не все родители «приезжих» детей имеют постоянную возможность посетить школу и побеседовать с классным руководителем, побывать на родительском собрании, заглянуть в классный журнал.
Исследуя данную тему, я побывала в разных школах города Бугуруслана (МБОУ СОШ № 2, МАОУ «Гимназия № 1», Лицей № 1) и Бугурусланского района (Алексеевская СОШ, Кирюшкинская СОШ, Пилюгинская СОШ). В с. Алексеевка школа уже закрыта и многие сельчане обеспокоены тем, как будут учиться их дети. В своих разговорах с земляками я поинтересовалась их мнением о том, сможет ли им помочь электронный дневник школьника. Опрос показал, что многие родители впервые услышали от меня о таком средстве контроля. Но были и те, кто знает об электронных дневниках из интернета. Их мнения были неоднозначны (Приложение 2).
Некоторые родители считают такую систему своевременной и просто бесценной, потому что для них, учеба детей – первостепенная задача в их воспитании. Электронный дневник позволит видеть все оценки ребенка и адекватно реагировать на его успехи и неудачи; поможет быть в курсе дел класса и школы. Часть родителей рассматривает использование электронного дневника с точки зрения этики и свободы ребенка. Они полагают, что с введением электронных дневников теряется доверие в семье.
Кроме того, недостаточно развитая система компьютерных коммуникаций в сельской местности тоже является препятствием в вопросе развития системы электронных дневников. Многие сельские жители не имеют выхода в интернет и поэтому не видят перспективы и необходимости во введении электронного дневника.
Интересуясь мнением учителей школ г. Бугуруслана я узнала, что существуют и другие «подводные камни» нововведений (Приложение 3). Во – первых, участников образовательного процесса смущает трудоемкость технического внедрения электронного дневника. Во-вторых, школы города и района, в отличие от школ центральной России оборудованы компьютерами в недостаточном количестве для работы с новой системой.
Впечатление о необходимости использования электронных дневников было бы неполным, если не спросить об этом непосредственных субъектов образовательного процесса – учащихся (Приложение 4).
В интернет-блогах можно найти много форумов, на которых учащиеся обмениваются мнением по данному вопросу. В большинстве случаев это мнение подростков или старшеклассников, которые усматривают в этом нарушение прав ребенка, который должен сам с 14 лет решать разглашать ему конфиденциальную информацию о себе или нет.
Часть «продвинутых» учащихся беспокоятся возможностью взлома данных электронного дневника, что может привести к искажению информации, как отдельного школьника, так и всей школы. А последствия могут быть самые разные: от непонимания в семье до административных санкций в школе.
Разговаривая с учениками младших классов городских и сельских школ о перспективах электронных дневников в их школе, я получила больше восторженных откликов. Им очень интересно, что информацию о них можно будет посмотреть в интернет. Они с увлечением рассуждали о том, как они сразу станут учиться лучше, чтобы не огорчать своих родителей.
Таким образом, изучение вопроса внедрения электронных дневников в школах, показало, что на современном этапе существует много неучтенных проблем, от решения которых зависит успешность расширения процесса автоматизации системы контроля результатов обучения по всей стране.
В заключение хотелось бы отметить, что в изучении вопроса успешности внедрения электронных дневников в школе, мы видим больше преимуществ, которые позволяют сделать школу более открытой, а взаимодействие субъектов образовательного процесса более тесным. Следовательно, использование электронного дневника школьника решает главные задачи, стоящие на этапе реформирования системы образования.