Рабочая программа кружка по истории Юный Сталинградец


Пояснительная записка
Программа «Юный Сталинградец» по содержанию является военно-патриотической, по функциональному предназначению - прикладной, по форме организации – кружковой, по времени реализации- годичной.
Данная программа была разработана на основе следующих источников : Руководитель кружка: Тюрников И.И. Программа военно-патриотического кружка
Новизна программы состоит в том, что в современном мире проблема патриотизма является не национальной проблемой отдельных стран, а скорее глобальной. Например, в Европе жители небольших стран обеспокоены тем, что при политическом и экономическом объединении национальная культура растворяется в общеевропейской. Уже сейчас подрастающее поколение не только слабо ориентируется в национальных традициях и обычаях, но и плохо знает историю своих стран. Не зная опыта, ошибок прошлого они могут их повторять сейчас. Самым ярким примером может служить активизация нацистских и националистических тенденций в молодежной среде.
Все эти проблемы выявляют актуальность программы, которая характерна и для России, тем более, что все это обостряет нестабильная экономическая ситуация в стране. Многие россияне постоянно сталкиваются с большим количеством разноплановых социально-экономических трудностей, начиная от отсутствия достойной зарплаты и заканчивая несоблюдением закона теми, кто призван контролировать их выполнение, взяточничеством, продажностью чиновников. О каком патриотизме тут можно говорить! Граждане начинают сомневаться в силе государства, его способности защитить их.
Конфликты на национальной почве, рост подростковой преступности, наличие «горячих точек», «дедовщина» в армии, а отсюда и нежелание юношей служить в Вооруженных силах страны – все это сделало проблему патриотического воспитания россиян проблемой государственной.
Каково содержание понятия патриотизм? Прежде всего, это категория нравственная. А к нравственным поступкам человека побуждают его сознание и убеждения, которые являются мощными мотивами активной деятельности. Патриот – это человек, который горячо любит Родину, учиться и трудиться на ее благо, преумножает ее богатства, а если понадобиться, он должен быть готов встать на ее защиту, в том числе с оружием в руках. Проявляется патриотизм в поступках и в деятельности человека, а зарождается из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознания любви в Родине, к своему Отечеству.
«Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку» (Н.В. Щелгунов).
Трудно не согласиться с этим утверждением, потому что именно в детстве закладываются основы патриотизма, гражданственности, уважения к своей истории, к людям, в разные века защищавшим Родину, воспитания готовности к подвигу – в общем, всего, что является основой жизнеспособности любого общества и государства.
В наши дни идеи патриотического воспитания определяются стратегией государственной политики в выборе ценностно-целевых установок жизнедеятельности общества, многообразием обновленных образовательно-воспитательных структур.
В разные времена нашей истории были разные идеалы патриотической личности. В обществе всегда существовала система «эталонов» патриотического поведения, которая создавала условия для формирования у молодежи не только патриотических идеалов, но и гражданского самосознания. В настоящее время у подавляющего большинства подростков этот идеал сформирован недостаточно.
По мнению учащихся, в качестве идеала патриотической личности для них могли бы выступать, прежде всего, «исторические личности, внесшие вклад в развитие страны» (50%), «герои военных действий» (43% ) и «близкие люди или родители» (17,5%). Чаще всего ребята в качестве идеала называют Петра I, Г.Жукова, В.Путина. Таким образом, получается, что для школьников сейчас патриот – это человек, приносящий пользу своей стране или защищающий ее.
Кроме содержания патриотизма как нравственного понятия, педагоги должны помнить о его психолого-педагогических компонентах, позволяющих донести содержательность патриотизма ученикам, сделать его качеством, достоянием личности. И здесь большую роль играет эмоциональное воздействие, т.к. любые нравственные убеждения есть синтез знаний о должном, т.е. нравственном поведении, и чувствах, т.е. чувственных переживаниях и поступках.
Используемые методы обучения:
объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный,
частично-поисковый,
метод проекта
Соответственно и патриотизм как качественное образование личности должно пройти через воспитание убеждений, утвердившись в сознании школьника, и реализоваться в деятельности. Поэтому структуру патриотического воспитания можно представить следующим образом:
Структура патриотического воспитания
Патриотическое убеждение(знание)
Патриотическое сознание(отношение)
Патриотическая деятельность (готовность поступать)
Часто эффективность воспитания патриота зависит от чувственного отношения учащихся не только к событиям истории, но и настоящим. Чувство гордости за великие достижения русских ученых, путешественников, спортсменов, деятелей культуры, чувство восторга перед красотой и неповторимостью природы, чувство благодарности за ратные подвиги русского народа, спасшего Европу и от нашествия наполеоновской армии, и от фашистской чумы. И тут же – чувство горечи за огромные людские жертвы XX столетия, беспокойство и боль за экономические и социальные проблемы современной России. А главное – чувство ответственности за настоящее и будущее страны и народа, формирование которого, в принципе, и определяет эффективность проявления патриотизма у школьников.
Устойчивость качества патриотизма выражается в их взглядах и убеждениях, а проверяется на поведенческом уровне, т.е. когда у подростков появляется потребность поступать соответственно своим знаниям и убеждениям. Все ли наши дети пройдут проверку действием (поведением), смогут ли себя показать настоящими патриотами определит время, будущее. Конечно, хотелось, чтобы оно было мирным, а если вдруг предстоит встать на защиту Родины, то они выполнят патриотический долг с честью и достоинством.
Инстинкт самосохранения подсказывал: спасение России – в новых людях, которых следует взрастить, воспитать.
С этой целью была создана модифицированная образовательная программа дополнительного образования военно-патриотического направления « Юный Сталинградец».
Цели и задачи программы.
Цель программы: способствование формированию патриотического сознания, развитие у учащихся лучших качеств патриота России, чувства сопричастности к истории Вооруженных сил России, приобщение к традициям и культуре страны.
Задачи:
Обучающие:
- развивать познавательные интересы и потребности в изучении военно-исторических ценностей, героического прошлого России;
- развивать навыки исследовательской работы у учащихся.
Развивающие:
- создать благоприятные условия для самовыражения каждого ученика;
- обучать детей навыкам самоконтроля и самооценки.
Воспитательные:
- развивать чувство уважения к людям старшего поколения, героическому прошлому своей Родины;
- сформировать у воспитанников понимания долга служения Отечеству и готовности к самоотверженной защите Родины на примерах и традициях наших предков на гражданском и военном поприщах.
Отличительные особенности программы.
Программа представляет собой комплекс подготовительных, исследовательских, обобщающих, творческих, досуговых мероприятий, экскурсий, конкурсов.
Организует и руководит реализацией руководитель кружка, активно привлекая узких специалистов.
Срок реализации программы – 1 год.
Данная программа рассчитана для обучающихся 7класса средней общеобразовательной школы и рассчитана на 72 ч. (по 2 часа в неделю - на один год ). Кружок работает в течение учебного года.
Ожидаемый результат: способствование формированию патриотического сознания, развитие у учащихся лучших качеств патриота России, чувства сопричастности к истории Вооруженных сил России, приобщение к традициям и культуре страны.
Учебно-тематический план
№ п/п Название темы
Количество часов

Введение. Посвящение в кружок «Юные Сталинградцы» в на острове Людникова.
2
2. Ратная слава русских дружин и ополчений. 2
3. Век русской воинской славы 8
- XV век
- XVI век
- XVII век
- XVIII век 2
2
2
2
4. Великий год России (1812) 4
5. Армия и флот России в войнах начала XIX – начала XX веков 3 6. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. 20
- Начало войны. 2
- Московская битва. 2
- Блокадный Ленинград. 2
- Сталинградская битва. 2
- Курская битва. 2
- Белорусская операция 2
- Дети и война. Пионеры герои. 2
- Экскурсия по местам боевой славы Краснооктябрьского района. 2
- Экскурсия в городской исторический музей. 2
- Поход по местам боевой славы г. Волгограда. 2
7. Сила воинских традиций. 4
8. Выдающиеся военные ученые и конструкторы России. 6
9. Армия и культура. 4
10. История Российской армии: Дни воинской славы. 10
11. Итоговое занятие: 8
- викторина 3
- подведение итогов 2
- награждение активных членов кружка 3
Всего: 72


Содержание программы
Введение – 2 часа
Занятие 1 (1-2) - Содержание понятия патриотизм. Посвящение в кружок «Юные сталинградцы», на острове Людникова.
2Ратная слава русских дружин и ополчений – 2 часа
Занятие 1(3) - Военная организация древних славян. «Не посрамим земли Русской». «На границе со степью». Русь в огне.
Занятие 2(4) «Страшны в ярости мужества своего». «Слава русская у Дону великого». От княжеских дружин к стрелецкому войску. Спасители Отечества.
3.Век русской воинской славы – 8 часа
Занятие 1-2(5-6) - Главные события - XV века
Занятие 3-4(7-8) - Главные события -- XVI века
Занятие 5-6(9-10) - Главные события -- XVII века
Занятие 7-8(11-12) - Главные события -- XVIII века
4.Великий год России (1812) - 4 часа
Занятие 1-4 (13-16) Общее негодование народа. Пассивные и активные формы крестьянского сопротивления. Войсковые партизанские отряды. Народное ополчение.
5.Армия и флот России в войнах начала XIX – начала XX веков – 3 часа
Занятие 1-3 (17-19) - Синопская победа. На бастионах Севастополя. От Балтики до Камчатки. Преобразования в армии и на флоте. Герои Шипкинских и Плевненских высот. Портартурцы. Пламя первой мировой. В Мазурских болотах. Галицийская битва. Тяжёлая весна 1915 года. Брусиловский прорыв.
6.Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. - 20 часов
Занятие 1-2 (20-21) - Начало войны. Как все начиналось.
Занятие 3-4 (22-23) - Московская битва. Генеральное наступление немецких войск группы "Центр", переход Красной Армии в контрнаступление.
Занятие 4-5 (24-25) - Блокадный Ленинград.
Занятие 6-7 (26-27) - Сталинградская битва - одна из крупнейших в Великой Отечественной войне. Сталинград стал символом стойкости, мужества и героизма советских людей в борьбе за свободу и независимость Родины.
Занятие 8-9 (28-29) - Курская битва (битва на Курской дуге), длившаяся с 5 июля по 23 августа 1943 года, является одним из ключевых сражений Великой Отечественной войны.
Занятие 10-11 (30-31) - Одна из крупнейших стратегических наступательных операций в годы Великой Отечественной войны - Белорусская операция (кодовое название "Багратион")
Занятие 12-13 (32-33) - Дети и война. Пионеры герои. Пионеры-герои в годы Великой Отечественной Войны. Юта Бондаровская. Галя Комлева. Костя Кравчук. Аркадий Каманин.
Занятие 14-15 (34-35) - Экскурсия по местам боевой славы Краснооктябрьского района.
Занятие 16-17 (36-37) - Экскурсия в городской исторический музей.
Занятие 18-19 (38-39) - Поход по местам боевой славы г. Волгограда.

7.Сила воинских традиций – 4 часа
Занятие 20-24 (40-44) - Воспитание военнослужащих на боевых традициях Вооруженных Сил РФ. Воинские ритуалы и традиции.
8.Выдающиеся военные ученые и конструкторы России - 6 часов
Занятие 25-31 (45-50) - Выдающиеся новаторы военного дела Российской империи. Военные конструкторы, прославившие Россию. Большой вклад в развитие военного искусства внесли М.В. Фрунзе, И.И. Вацетис, А.С. Бубнов, А.И. Егоров, С.С. Каменев, П.П. Лебедев, А.И. Седякин, В.К. Триандафиллов, М.Н. Тухачевский, И.П. Уборевич, Б.М. Шапошников.
9.Армия и культура – 4 часа
Занятие 32-36 (51-54) - Армия, как и общество, не может жить без культуры. Наша армия всегда была носительницей благородных устремлений. Лира и боевые доблести. Музыка на парады и в бой!

10.История Российской армии: Дни воинской славы – 10 часов
Занятие 37-47 (55-64) - Победы русского оружия над врагами Отечества всегда широко отмечались российской общественностью. В дооктябрьский период Русской Православной Церковью были установлены так называемые «викториальные дни», в которые совершались молебны и другие праздничные мероприятия.
11. Итоговое занятие – 8 часа
Занятие 48-50 (65-67)- викторина по всем занятиям.
Занятие 51-52 (68-69) - подведение итогов
Занятие 53 - 55 (70-72)- награждение активных членов кружка
Список литературы.
1. Асмолов А.Г. Дополнительное образования как зона ближайшего развития в России: от традиционной педагогики к педагогике развития. - Внешкольник, 1997, № 9.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М., 1982.
3. Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы. - М., 1989.
4. Белова В.В. Воспитание и развитие личности в системе дополнительного образования. Сб. норм. и метод. материалов. - М., 1999.
5. Берулава М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования. - Педагогика, 1994, № 5.
Основная литература:
6. Библер В.С. Школа диалога культур. - Сов. педагогика, 1988, № 11.
7. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. - Ростов/Д, 1995.
8. Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии. - Вопросы психологии. - 1990, № 6.
9. Бруднов А.К. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей. - Внешкольник, 1996, № 1.
10. Бруднов А.К. О становлении и развитии системы дополнительного образования детей. - От внешкольной работы кдополнительному образованию. Сб. нормативных и методических материалов. - М., 2000.
11. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М., 1999.
Дополнительная литература:
12. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. - М., 1996.
13. Воспитательная система школы (сб. статей). - М., 1991.
14. Воспитание на пороге XXI века: реалии и перспективы. Инфор.-метод. сб., - М., 1998.
15. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. - М., 1997.
16. Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. - Метод. рекомендации. М., 1992.
17. Гуткина Л.Д. и др. Организация воспитательной работы в школе. - М., 1996.
18. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М., 1995.
19. Демакова И.Д. Воспитание в интересах гуманизации образования. - Ижевск, 1999.
20. Дополнительное образование детей в Российской Федерации (Сб. нормат.-правов. документов). - М., 1995.
Учебно-материальная база курса:
21. Евладова Е.Б. Дополнительное образование в школе: проблемы и специфика // Внешкольник, 2000, № 3.
22. Евладова Е.Б, К вопросу об интеграции основного и дополнительного образования в условиях общего образования учащихся. М., 2002.
23. Евладова Е.Б., Петракова Т.И. Путешествие к истокам. Комплексная программа воспитания и дополнительного образования учащихся 5-7 классов на уроках и во внеурочной деятельности. - М., 1994.
24. Евладова Е.Б., Николаева Л.А. Развитие дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях. - М., 1996.
25. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание - проблема современного образования в России. - М., 1998.