Инструктивные карточки. Лабораторные работы. 6 класс.
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
_______________
Лабораторная работа №1.
Знакомство с внешним строением цветкового и спорового
растения.
Цель работы:
ознакомиться с внешним строением цветкового и
спорового растения.
Оборудование и материалы:
ручная лупа, растение пастушья
сумка, папоротник, семена редиса.
Ход работы:
1.
Зарисуйте растение и найдите у него корень и побег.
2.
Длина корня ________________ .
3.
Длина
побега _______________ .
4.
Окраска цветка______________________ , размер цветка
_______________________ .
5.
Количество плодов ___________ .
6.
Зарисуйте споры
7.
Сравните размер семян и спор _________________________
____________________________________________
_____________ .
Вывод:
Цветковое растение имеет следующие органы ___________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
1
.___________________
2
. ___________________
____
___________
Лабораторная
работа №2
.
Приготовление микропрепарата
.
Цель работы:
научиться готовить временные микропрепараты и
работать с ними.
Оборудование и материалы:
микроскоп, вода, пипетка, препар
о-
вальная игла, предметное стекло, покровное стекл
о, растение эл
о-
дея.
Ход работы:
1.
Определите части микроскопа.
2.
Зарисуйте клетки листа элодеи.
Вывод:
Порядок приготовления временного микропрепарата ____
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
1.
Окуляр
2.
Регулировочные винты
3.
Тубус
4.
Объектив
5.
Предметный столик
6.
Зажимы
7.
Зеркальце
8.
Штатив
_______________
Лабораторная
работа №3
.
Знакомство с клетками растения
.
Цель работы:
изучить строение растительной клетки.
Оборудование и материалы:
лупа ручная, микроскоп, пинцет,
препаровальная игла, предметное и покровное стекла, луковица,
плод арбуза (томата).
Ход работы:
1.
Клетки мякоти плодов
2.
Почему капля воды изменила свой цвет и отчего это пр
о-
изошло?
________________________________________
__________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
3.
Клетки кожицы лука
Вывод:
Растительная клетка состоит из частей и органоидов кот
о-
рые выполняют различные функции
Части клетки
Функции
Клеточная
стенка
В ней находятся все органоиды и протекают биохим
и-
ческие процессы
Вакуоль
Хлоропласты
Хранение и передача наследственных свойств
1._____________________
____
2. ________
____
_____
________
3. __________
____
___________
4._______________
____
______
5. ___________________
____
__
6. _________________
____
____
_______________
Лабораторная
работа №4
.
Изучение строения семени фасоли
.
Цель работы:
изуч
ить внешнее
и внутреннее строение семени
двудольного растения
.
Оборудование и материалы:
лупа ручная
, препаровальная иг
ла,
набухшие семена фасоли
.
Ход работы:
1.
Цвет семени_________________________________________
2.
Размер семени _______Х_______
3.
Строение семени фасоли
4.
Зародыш семени двудольных растений состоит из:
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
5.
Семенная кожура служит для __________________________
___________________________
_______________________________
6.
Питательные вещества в семени двудольных находятся в
__________________________________________________________
Вывод:
Семя двудольного растения состоит из
_______________
_________________
и зародыша, который состоит из
_________________
______
, ___________________
______
,
_______________________. _________________________
.
1._______________________
_
2.________________________
3.________________________
4.________________________
5.________________________
6.________________________
_______________
Лабораторная
работа №
5
.
Корневой чехлик и корневые волоски
.
Цель ра
боты:
изучить внешнее строение корня.
Оборудование и
материалы:
лупа ручная, линейка, проросшее
семя.
Ход работы:
1.
Длина _____________, толщина ____________ корня.
2.
Окраска корня _______________________________________
3.
Тип корневой системы ________________________________
4.
Длина участка корня где находятся корн
евые волоски
_______________________________
5.
Корневые волоски служат _____________________________
__________________________________________________________
6.
Корень
Вывод:
К
орень состоит
из зон, которые выполняют различные
функции
Зоны корня
Функции
Корневой чехлик
Зона деления
Зона растяжения
Зона
всасывания
Зона проведения
1.____________________
___________________
2.____________________
___________________
3.____________________
___________________
4.____________________
___________________
_______________
Лабораторная
работа №
6
.
Строение вегетативных и генеративных почек
.
Расположение
почек на стебле.
Цель ра
боты:
изучить внутреннее строение почек, расположение
почек на стебле.
Оборудование и
материалы:
лупа ручная, препаровальная игла,
пинцет, годичные побеги с почками.
Ход работы:
1.
№1. Размер почек _________, расположение почек
__________________________ .
№2. Размер почек _________, расположение почек
__________________________ .
№3. Размер
почек _________, расположение почек
__________________________ .
2.
Строение ________________________ почки
3.
С
троение ________________________ почки.
Вывод:
Почка является зачаточным побегом ___________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
________________________
__________________________________
1.__________________________
2.__________________________
3.__________________________
4.__________________________
5.__________________________
1
.__________________________
2
.__________________________
3.______
____________________
4.__________________________
_______________
Лабораторная
работа №
7
.
Внешнее строение листа
.
Цель ра
боты:
изучение внешнего строения простых и сложных
листьев.
Оборудование и материалы:
гербарий
простых и сложных
лист
ь-
ев
.
Ход работы:
1.
Внешнее
строение листа.
2.
№1. Тип жилкования
-
_____________________________
№2. Тип жилкования
-
_____________________________
№3. Тип Жилкования
-
_____________________________
№4. Тип жилкования
-
_____________________________
3.
Простые и сложные листья
Растения с простыми листьями
Растения со сложными листьями
Вывод:
Обяза
тельными частями листа являются
______________________,
____
___________________
.
Простые листья имеют одну ________________________________ ,
а сложные листья несколько ________________________________ .
1.__________________________
2.__________________________
3.__________________________
4.__________________________
5.__________________________
_______________
Лабораторная
работа №
8
.
Внешнее и внутреннее строение стебля.
Цель работы:
изучить строение стебля.
Оборудование и материалы:
поперечные и продольные срезы
стебля тополя.
Ход работы:
1.
Строение древесного стебля
Слои, элеме
н-
ты ствола
Тип ткани
Строение кл
е-
ток
Функции
Кора:
пробка
луб
Камбий
Древесина
Сердцевина
2.
Рассмотрите поперечный срез и определите возраст ветки:
__________________________________________________________
Вывод:
луб и древесина в
основном состоит из _________________
ткани, рост дерева в толщину происходит за счет клеток _________,
питательные вещества в основном накапливаются в
_______________ дерева.
_______________
Лабораторная
работа №9
.
Внешнее строение корневища,
клубня и луковицы.
Цель работы:
изучить строение подземных побегов
.
Оборудование и материалы:
клубень картофеля, луковица репч
а-
того лука
Ход работы:
1.
Строение клубня
1)
___________________________________
2)
___________________________________
3)
___________________________________
4)
___________________________________
5)
___________________________________
6)
___________________________________
7)
____________________________________
2.
Строение луковицы
Вывод:
клубень является побегом
-
_____________________
____________________________________________________
____________________________________________________
________________________________________________
____
_______________________
____________________________.
луковица является побегом
-
_____________________
______
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
1.____________________
2. ___________________
3.
___________________
4. ___________________
_______________
Лабораторная
работа №10
.
Строение цветка
.
Цель работы:
изучить строение цве
тка
Оборудование и материалы:
гербарий цветущих растений
Ход работы:
1.
Строение цветка
1)
_______________________________________
2)
_______________________________________
3)
_______________________________________
4)
_______________________________________
5)
_______________________________________
6)
_______________________________________
7)
_______________________________________
8)
_______________________________________
9)
_______________________________________
2.
Формула цветка __________________________________
Выво
д:
если цветок имеет только тычинки, то его называют
________________________________, если цветок имеет только
пестики, то его называют
_________________________________ .
Большинство растений в цветках имеют и ____________________ и
_____________________
____, такие цветки называют
____________________________ .
_______________
Лабораторная
работа №11
.
Типы соцветий
.
Цель работы:
знакомство с типами соцветий.
Оборудование и материалы:
гербарий растений с соцветиями
Ход работы:
1.
Подпишите названия
соцветий
2.
Особенности соцветий
Тип соцветия
Особенности
строения
Примеры растений
Вывод:
биологическое значение соцветий
-
____________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
________________________
__________________________________
___________________
Лабораторная работа №12
Знакомство с одноклеточными водорос
лями.
Цель работы:
знакомство с внешним видом одноклеточных вод
о-
рослей.
Оборудование и материалы:
микроскоп, одноклеточные вод
о-
росли.
Ход
работы:
1.
Строение одноклеточных водорослей
_______________________ _______________________
1)
___________________________________
2)
___________________________________
3)
___________________________________
4)
___________________________________
2.
Какова роль одноклеточных водорослей в природе?
__________________________________________________________
__________________________________________________________
________________________________________________________
__
__________________________________________________________
3.
Какова роль одноклеточных водорослей в жизни человека?
__________________________________________________________
__________________________________________________________
________________________
__________________________________
__________________________________________________________
Вывод:
основные части одноклеточных водорослей
-
____________
__________________________________________________________
___________________________________________
_______________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
_________________
Лабораторная работа №13
Изучение внешнего строения моховид
ных растений.
Цель работы:
знакомство с внешним строением зеленого мха.
Оборудование и материалы:
гербарий кукушкина льна, сфагнума
Ход работы:
1.
Строение кукушкина льна
1)
_________________________________________
2)
_________________________________________
3)
_________________________________________
4)
_________________________________________
5)
_________________________________________
2.
Особенности листьев мха
Форма ___________________________________________________
Расположение ___________________________________
_________
Окраска __________________________________________________
Размер ___________________________________________________
3.
Черты сходства водорослей и мхов.
__________________________________________________________
____________________________________
______________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Вывод:
основные части мха
-
_______________________________
__
__________________________________________________________
__________________
Лабораторная рабо
та №14
Изучение внешнего строения представителей хвощевидных,
плауновидных и папоротниковид
ных.
Цель работы:
знакомство с внешним строением различных сп
о-
ровых растений.
Оборудование и материалы:
гербарий споровых растений.
Ход работы:
1.
Определение представителей
_______________ _____________________ _______________
2.
Черты сходства
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
________________________
__________________________________
3.
Черты различия
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
________________________________
__________________________
__________________________________________________________
Вывод:
Основными частями папоротников, хвощей и плаунов я
в-
ляются
-
__________________________________________________
____________________________________________________
______
_________________
Лабораторная работа №15
Изучение внешнего вида хвойных рас
тений.
Цель работы:
изучение внешнего вида побегов, шишек сосны,
ели.
Оборудование и материалы:
побеги сосны, ели͖ шишки сосны и
ели.
Ход работы:
1.
Особенности хвои
Название
дерева
Хвоя
Форма
хвоинок
Длина
Окраска
Расположение
на ветке
Ель
Сосна
2.
Почему эти растения называются голосеменные?
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
3.
Особенности шишек
Название д
е-
рева
Шишка
Размер
Форма чешуек
Цвет
Ель
Сосна
Вывод:
основные части голосеменных растений
-
_______________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Семена расположены _______________________________________
___________________
Лабораторная работа №16
Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере
комнатных рас
тений.
Цель работы:
знакомство с представителями однодольных и дв
у-
дольных на примере комнатных цветковых растений
.
Оборудование и материалы:
гербарий однодольных и двудол
ь-
ных растений.
Ход работы:
1.
Сравнительная характеристика
Признаки для сра
в-
нения
Классы
однодольные
двудольные
Отдел
Число семядолей
Жилкование листьев
Корневая система
Примеры растений
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
2.
Дайте характеристику семейства _______________________
1)
Класс _________________________________________________
2)
Строение цветка _________________________________
_______
3)
Соцветие ______________________________________________
4)
Плоды _________________________________________________
5)
Форма листьев _________________________________________
6)
Листорасположение _____________________________________
7)
Корневая система _______
________________________________
8)
Примеры диких растений ________________________________
__________________________________________________________
9)
Примеры культурных растений ____________________________
__________________________________________________________
Вывод:
основные части покрытосеменных растений
-
____________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Семена располо
жены _______________________________________
_________________
Лабораторная работа №17
Изучение строения плесневых грибов
.
Цель работы:
познакомиться с внешнем строением плесневых
грибов
.
Оборудование и материалы:
лупа, микроскоп, плесень мукор.
Ход
работы:
1.
Строение мукора
2.
Какие продукты поражает мукор?
__________________________________________________________
__________________________________________________________
___
_______________________________________________________
3.
Как выглядят пораженные продукты?
__________________________________________________________
__________________________________________________________
_________________________________________________
_________
4.
Значение плесневых грибов в природе __________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
5.
Значение плесневых гриб
ов в жизни человека ____________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
_________________________________________________
_________
Вывод:
тело плесневых грибов состоит из ______________________
__________________________________________________________
1._____________________
2. _____________________
3. _____________________