Кейс-метод Методика использования ситуационных задач при интерактивном изучении школьного курса «География России»


Методика использования ситуационных задач при интерактивном изучении школьного курса географии(кейс – метод). Автор: Коп Татьяна Васильевна, учитель географии высшей категорииМБОУ «Лицей им. А.Г.Баженова»,г. Черногорск, Республика Хакасия.. г. Черногорск, 2015г Цели образования 21 века(сформулированы Жаком Делором) Уметь жить;Уметь работать;Уметь жить вместе;Уметь учиться. Интерактивные методы обучения - способы организации активного, продуктивного взаимодействия (определение И.В.Курышевой) с различными источниками информации учащихся с учителем с компьютером учащихся между собой Формы интерактивных методов при которых происходит: - освоение нового опыта и получение новых знаний,- предоставляется возможность для самореализации учащихся. анализ конкретных ситуаций выполнение проектов дискуссии учебные, деловые, ролевые игры стимулирующая коммуникативная функция эмоционализации учебной деятельности самореализации мотивирующая создание личностно – деятельностной ситуации выполнение учащимися личностных проектов создание ситуации успеха усиление самостоятельности учебной деятельности ориентация на групповую работу учащихся рефлексивное подведение итогов выполнение заданий с учетом межпредметных связей Условия эффективного использования интерактивных методов обучения Данные условия возможно реализовать при решении ситуационных задач. Кейс – метод –решение ситуационных задач. Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию , описание которой одновременно отражает не только какую – либо практическую проблему, (от анг. «case» - случай), но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.Решение ситуационных задач позволяет установить связь между содержанием школьного географического образования и реальными событиями, происходящими в окружающем мире. Суть этого приема – описание конкретных ситуаций (от анг. «case» - случай) Базовые источникигеографических ситуационных задач интернет и его ресурсы научные публикации статистические материалы оперативная информация СМИ художественная и публицистическая литература Необходимо учесть взаимосвязь компонентов методической системы: - целевого, - теоретико – методологического, - мотивационного, - содержательного, - процессуального, - результативного. Ситуационные задачи связывают содержательный и процессуальный компоненты, являясь их неразрывной частью. Типовая структура ситуационных задачЗадача включает в себя:- название (желательно яркое, привлекающее внимание учащихся);- ситуацию – случай , проблема, история из реальной жизни;- личностно – значимый познавательный вопрос;- информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде (текст, таблица, график, статистические данные);- вопросы или задания для работы с задачей. Задания для учащихся в этих задачах составляются разного уровня сложности (от ознакомления до оценки), что позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся (класса).В основу ситуационных задач положен уровневый системный подход. представлять реальную ситуацию, которая стимулирует проявление разнообразных эмоций (сочувствие, удивление, радость, гнев и т.д.) брать темы, которые привлекают внимание школьников и вызывают неподдельный интерес необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, проблема должна быть понятна ученику. наиболее эффективно использовать систему взаимосвязанных ситуационных задач. должна быть сформулирована в виде рассказа предпочтительнее выбирать современные случаи. включать цитаты из различных источников, чтобы создать полноценную, реалистичную картину. Перечень критериев для подбора материала ситуацион-ных задач: Рольучителя и учащихся Темы, проблемы формируются в ходе совместного обсуждения, нет жесткой структуры занятия, т.к.учитель готов действовать по ситуации Учитель перестает быть центральной фигурой и главным источником информации Учащийся- полноправный участник учебного процесса Роль учителя – определить общее направление работы, создать условия для инициативы учащихся Учащийся ведет исследование, поиск самостоятельно или во взаимодействии с другим учащимися Тема: «Население и трудовые ресурсы. Рынок труда». Ситуационная задача «Все работы хороши…?!» Экономике не хватает инженеров и специалистов в области точных наук, поэтому вузы сократили набор юристов и экономистов. Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации. Должность занимаетс 7 мая 2012 года Дмитрий Викторович ЛивановМинистр образования и науки РФ.Должность занимаетс 21 мая 2012 годa Познавательный вопрос: Как правильно выбрать будущую профессию и найти свою нишу на рынке труда? Дополнительная информацияРоссия стала чемпионом мира по количеству студентов. По данным Росстата на 1000 человек населения в 2013году приходилось 70 студентов. (в Автралии – 34, Великобритании- 38, в США-59). Сравнительные показатели доли выпускников по различным специальностям Выпускники по специализации (% от общего числа выпускников) Россия США Великобритания Австрия Общественные науки, предпринимательство и право 48,2% 38,8% 30% 30% Гуманитарные науки, искусство, религия 3,9% 13% 16% 9% Здравоохранение и социальное обеспечение 6% 14% 18% 10% Естественные науки, инженерное дело, сельское хозяйство 26,5% 17% 22% 34% Новая профессия – для будущего: новые востребованные профессии на рынке труда Инженер - Эта профессия особенно ценится. Ощущается явная нехватка технических специалистов и профессиональных инженеров. IT-специалисты и программистыБыстро развивающийся прогресс компьютерных технологий ведет к тому, что спрос на такие профессии со временем будет только возрастать. НанотехнологНанотехнологии – это величайшая сфера исследований, которые охватят практически все области – машиностроение, космические объекты, медицину, пищевую промышленность и многие другие. Поэтому востребованы будут абсолютно все специальности, связанные с нанотехнологиями.Нанотехнолог — это одна из самых новых профессий будущего, которая со временем будет только развиваться, а спрос работодателей на нее будет расти. Новые востребованные профессии на рынке труда ЛогистыОдна из современных и новых профессийЭта сфера деятельности охватывает достаточно большой спектр обязанностей — таких, как организация доставки товаров от производителя или поставщика до конечного покупателя, формирование товарных запасов, грамотное отслеживание всего процесса поставок.Поэтому в наш век торгово-рыночных отношений профессия логиста еще долгое время будет востребована и высокооплачиваема. Химик Давно известный факт, что запасов нефти хватит еще лет на 10. Поэтому уже в наше время активно ведутся исследования по поиску и разработке экологически чистых источников энергии. И, как следствие, требуются высококвалифицированные специалисты-химики. Профессии, связанные с сервисомДоходы населения ежегодно растут. Люди чаще ездят отдыхать, делают крупные покупки, посещают салоны красоты, пользуются услугами домашнего персонала и так далее.В связи с этим специалисты, которые могут предоставить качественный сервис, в будущем не останутся без работы. Новые востребованные профессии на рынке труда ЭкологЭкологическая обстановка в мире с каждым годом неуклонно ухудшается.Аномальные явления и озоновые дыры, проблемы загрязнения окружающей среды и глобальное потепление сделают экологов одними из самых незаменимых людей для спасения планеты в самом ближайшем будущем. МедикиПрофессия медиков была востребована всегда. Сейчас же растущий спрос на определенных специалистов в области медицины связан с исследованиями в сфере продления жизни.В них вкладываются немалые деньги, поэтому научные специалисты, специализирующиеся на поиске средств по продлению жизни, будут очень востребованы в будущем. Рабочие профессии с возрастающим спросом на рынке труда В будущем будут востребованы некоторые новые профессии, не требующие высшего образования, но от этого не становящиеся менее оплачиваемыми. ГрумерГрумер осуществляет профессиональный уход за домашними животными. В сферу услуг входит стрижка, помывка, тримминг, покраска, косметические процедуры, полная подготовка домашнего питомца к выставке. Шоппер - это стилист. Ей обучают на курсах имиджмейкеров в течение двух-трех месяцев. Шопперы сопровождают клиента по магазинам и помогают ему определиться в выборе одежды и стиля.В наше время постоянных деловых встреч и поездок многим людям нужно выглядеть представительно и стильно при этом, поэтому такие помощники в сфере модной индустрии будут высоко цениться и в будущем. Фуд – стилистВ обязанности фуд-стилиста входит такая задача, как сфотографировать еду красиво, ярко и вкусно.В связи с развитием информационных ресурсов в интернете всегдабудут требоваться качественные иллюстрации, поэтому профессиональные фотографы в будущем будут иметь все больший спрос у работодателей. Если ВЫ не знаете , в какую гавань держите путь, то ни один ветер не будет для Вас попутным.Сенека Использование ситуационных задач на уроках географии позволяет:-овладевать методами географического познания;- развивать географическое мышление;- совершенствовать опыт работы с различными источниками информации;- ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни. Творческих успехов, уважаемые коллеги!!!