Рабочая программа по элективному курсу для 11 класса «Русское правописание: орфография и пунктуация».
Рабочая программа по элективному курсу для 11 класса
Рабочая программа по русскому языку для Учителя русского языка и литературы МАОУ«СОШ № 2
имени лётчика, дважды Героя Советского Союза Г.А Речкалова» п. Бобровский
Скворцовой Зои Михайловны
На 2015-2016 учебный год.
Рабочая программа курса по выбору «Русское правописание: орфография и пунктуация».
11 класс
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, минимума содержания образования по русскому языку, примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку и программы «Русское правописание: орфография и пунктуация». Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» С.И.Львова. Эксмо , 2007).Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.
Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутьё учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии. И наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику.
Данные цели обуславливают решение следующих задач:
1.Усилить внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания.
2. Опираться на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г. О. Винокур) становится надежным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков.
3. Систематизировать и обобщать знания в области правописания и формировать умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).
Место предмета в базисном учебном плане
Для освоения программы элективного курса по русскому языку в 11 классе «Русское правописание: орфография и пунктуация» из школьного компонента выделено 34 часа, из расчёта 1 час в неделю.
Изучение курса завершается зачётом, для получения которого необходимо:
●написание сочинений;
●анализ и защита собственных творческих работ;
●рецензирование и редактирование текстов сочинений;
●активное участие на практических занятиях;
●тестирование.Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса
В результате обучения ученик должен
знать/понимать
• общие сведения о русском языке, о лингвистике как науке;
•признаки и особенности употребления в речи основных единиц языка.
Учащиеся, применяя полученные знания, должны уметь:
• создавать высказывания на лингвистическую тему в устной и письменной форме;
• оценивать предложенное высказывание на лингвистическую тему;
• анализировать особенности употребления основных единиц языка в устной и письменной речи с точки зрения соблюдения норм и требований выразительности речи;
•соблюдать языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях; • владеть приемами редактирования текста (использовать возможности лексической и грамматической синонимии, устранять неоправданный повтор слов, неуместное употребление слов и выражений и т. п.);
•передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в виде плана, тезисов, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно использовать цитирование;
•анализировать текст с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей и использования изобразительно-выразительных средств языка;
Формы промежуточной аттестации в 11 классе следующие:
* тест;
*диктант с грамматическим заданием;
* проверочная работа с выборочным ответом;
* комплексный анализ текста;
* подробное и выборочное изложение;
* изложение с элементами сочинения-рассуждения;
* сочинение-описание памятника;
*Сочинение на морально-этическую тему;
публичное выступление по общественно-важным проблемам;
сочинение-рассказ на свободную тему;
Устное высказывание на лингвистическую тему.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Формы обучения:
•Урок изучения нового материала,
•урок закрепления знаний, умений и навыков,
•комбинированный урок,
•урок-беседа,
•повторительно-обобщающий урок,
• урок - лекция,
•урок - игра,
•урок- исследование,
•урок-практикум,
• урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
*обобщающая беседа по изученному материалу;
*индивидуальный устный опрос;
*фронтальный опрос;
*опрос с помощью перфокарт;
*выборочная проверка упражнения;
*взаимопроверка;
*самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
*различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
*виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
*составление учащимися авторского текста в различных жанрах ( подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
*наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
*изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
*написание сочинений;
*письмо под диктовку;
*комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке:
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;
- смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
продолжение текста;
редактирование;
конспектирование;
-участие в диалогах различных видов;
- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов , установление смысловых частей текста, определение их связей);
-создание собственных письменных текстов;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
- составление опорных схем и таблиц;
- работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;
-работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей;
Технологии:
•игровые,
•личностно-ориентированные,
•проблемные,
•коммуникативные,
•интегрированные.
•исследовательские.
•информационные,
•компьютерные,
•технологии коллективной мыслительной деятельности,
•эвристические,
•интерактивные.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Для учащихся:
Базжина Т.В., Крючкова Т.Ю. Русская пунктуация: Пособие – справочник для старшеклассников, абитуриентов и студентов. – М., 2000.
Беднарская Л.Д. Грамотный человек. – Тула, 2003.
Ветвицкий В.Г., Иванова В.Ф., Моисеев А.И. Современное русское письмо: факультативный курс. – М., 1974.
Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы / Капинос В.И. и др. – М., 2012.
Львова С.И. Словообразование – занимательно о серьёзном: Практические задания для учащихся 8 – 11 классов. – М., 2006.
Львова С.И. Русская орфография: Самоучитель. – М., 2005.
Львова С.И. Схемы – таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. – М., 2005.
Львова С.И. Там, где кончается слово…(О слитных, дефисных и раздельных написаниях). – М., 1991.
Моисеев А.И. Буквы и звуки. Звуки и цифры. – М., 1986.
Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1984.
Панов М.В. И всё-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, её достоинствах и недостатках. – М., 1964.
Постникова И.И. и др. Это непростое простое предложение. – М., 1985.
Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М., 2007.
Цыбулько И.П., Львова С.И. Русский язык. Эффективная подготовка. – М., 2008.
Словари.
Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. – 4-е изд. – М., 1999.
Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника). – 4-изд. – М., 2010.
Львова С.И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. – М., 2004.
Розенталь Д.Э. Прописная или строчная? (Опыт словаря-справочника). - М., 1984.
Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь. – М., 2002.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. Для учащихся средней школы. – М., 2012.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. М., 2010.
Школьный словарь иностранных слов/ Под ред. В.В.Иванова. – 6-е изд. – М., 2002.
Для учителя.
Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе. – М., 1999.
Валгина Н.С. Русская пунктуация: Принципы и назначение. – М., 1979.
Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2000.
Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. – М., 1983.
Иванова В.Ф. Современный русский язык: Графика. Орфография. – М., 1976.
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., 1982.
Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. – М., 1983.
Ларионова Л.Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. – Ростов-на-Дону, 2005.
Львова С.И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. – М., 2004.
Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. – М., 2000.
Львова С.И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 классы: Пособие для учителя. – М., 2010.
Львова С.И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 классы: Пособие для учителя. – М., 2010.
Львова С.И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. – М., 2004.
Мучник Б.С. Культура письменной речи. – М., 1996.
Разумовская М.М. Методика обучения орфографии. – М., 1996.
Розенталь Д.Э. Вопросы русского произношения и правописания. – М., 1970.
Селезнёва Л.Б. Обобщающие занятия по орфографии в восьмилетней школе. – М., 1980.
Фирсов Г.П. Значение работы над интонацией для усвоения синтаксиса и пунктуации в школе. – М., 1962.
Учебно-тематическое планирование.Раздел, количество часовТемаСодержание образования в соответствии с ФК ГОС Требования к уровню подготовки обучающихсяВид контроляРЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ В ПИСЬМЕН
НОМ ОБЩЕНИИ. (2 ЧАСА) 1.Речевой этикет в письменном общении а Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевой этикет как правило речевого поведения. Речевая ситуация и употребление этикетных форм извинения, просьбы, благодарности и т.п. в письменной речи.
Знать, правила речевого этикета, употребление этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения, знать речевой этикет письменной речи в частной и деловой переписке. Знать факты истории эпистолярного жанра в России. Текущий контроль. Устный опрос
2.Речевой этикет в частной и деловой переписке. Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра в России.
Особенности речевого этикета при дистанционном общении.
Основные правила письменного общения и виртуальных дискуссиях, в Интернете.
Знать особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении (SМS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.) Иметь представление об основных правилах письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета. Текущий контроль. Устный опрос.
ПУНКТУАЦИЯ КАК СИСТЕМА ПРАВИЛ РАССТАНОВКИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ. (3 часа) 3.Пунктуация. Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания. Некоторые сведения из истории русской пунктуации.
Основное назначение пунктуации – расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. Иметь представление о пунктуации как системе правил расстановки знаков препинания, знать некоторые сведения из истории русской пунктуации. Понимать основное назначение пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения её понимания. Знать принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный. Текущий контроль. Самостоятельная работа.
4.Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация. Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения.
Иметь представление о структуре предложения и пунктуации в нём. Понимать смысл предложения, интонацию и пунктуацию предложения. Иметь представление об основных функциях пунктуационных знаков. Знать классификацию знаков препинания: разделительных, выделительных знаков препинания, знаков завершения. Текущий контроль. Самостоятельная работа
5.Разделы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации. Знать основные разделы русской пунктуации: знаки препинания в конце предложения; знаки препинания внутри простого предложения; знаки препинания между частями сложного предложения; знаки препинания при передаче чужой речи; знаки препинания в связном тексте Текущий контроль. Устный опрос.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. (1 час) 6.Знаки препинания в конце предложения. знаки препинания в конце предложения; Знать понятие предложения и его признаков; интонация конца предложений. Знать правила употребления точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения, знака препинания с учётом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности, употребление многоточия при прерывании речи. Знать смысловую роль этого знака. Иметь представление о знаках препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге Текущий контроль. Диктант.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ВНУТРИ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. (13 часов) 7.Знаки препинания внутри простого предложения. Система правил данного раздела. Знаки препинания внутри простого предложения. Знать об особенностях постановки знаков препинания внутри ПП. Знать систему правил данного раздела пунктуации, знаки препинания между членами предложения, тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений. Текущий контроль. Самостоятельная работа
8.Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Иметь представление о знаках препинания между однородными членами предложения. Знать грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; особенности интонации перечисления. Текущий контроль. Самостоятельная работа
9.Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности. Знаки препинания между однородными членами предложения. Иметь представление об особенностях пунктуации при однородных членах, не соединённых союзом, однородных членах, соединённых неповторяющимися союзами, однородных членах, соединённых повторяющимися союзами. Знать, как расставляются знаки препинания при однородных членах, соединённых двойными союзами, интонационных и пунктуационных особенностях предложений с обобщающими словами при однородных членах. Текущий контроль. Самостоятельная работа
10.Однородные члены, соединенные и не соединенные союзом. Однородные члены, соединенные и не соединенные союзом. Знать понятия однородных и неоднородных определений, их различение на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста).
Текущий контроль. Диктант.
11.Однородные и неоднородные определения. Их различение на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики. Однородные и неоднородные определения. Их различение на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами, иметь представление об интонационных особенностях предложений с обособленными членами. Текущий контроль. Самостоятельная работа
12.Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Иметь представление о правилах обособления определений распространённых и нераспространённых, согласованных и несогласованных. Знать понятие причастного оборот как особой синтаксической конструкции. Иметь представление о грамматико-пунктуационных отличиях причастного и деепричастного оборотов. Текущий контроль. Тест.
13.Обособленные определения, распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Обособленные определения, распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Иметь представление о приложении как несогласованном определении. Знать правила обособления приложений. Текущий контроль. Комплексный анализ текста.
14.Обособление приложений. Обособление приложений. Иметь представление о правилах обособления обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Знать смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже.
Текущий контроль. Самостоятельная работа
15.Обособление обстоятельств. Обособление обстоятельств. Иметь представление о смысловой и интонационной характеристике предложений с обособленными дополнениями. Знать особенности выделения голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения. Текущий контроль. Самостоятельная работа
16.Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями. Правила обособдения дополнений. Знать обособленностях постановки знаков препинания в предложениях с сравнительным оборотом. Иметь представление о сопоставительном анализе случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением сравнения. Текущий контроль. Тест.
17.Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова. Знаки препинания при вводных словах. Знать правила постановки знаков препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Иметь представление об интонационных и пунктуационных особенностях предложений с вводными словами. Знать семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения, иметь представление о правилах уместного употребления в письменной речи разных смысловых групп вводных слов Текущий контроль. Тест.
18.Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Знаки препинания при обращении Знать интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями, речевые формулы обращений, используемые в письменной речи. Иметь представление о пунктуационном выделении междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов (нет уж, что ж, как же, что же и др./Текущий контроль. Самостоятельная работа
19.Пунктуационные выделения междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Слова-предложения ДА, НЕТ, Знать об особенностях пунктуации простого предложения: не осложнённого и осложнённого. Текущий контроль. Комплексный анализ текста.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. (8часов) 20.Знаки препинания между частями сложного предложения. Знаки препинания в сложносочинённых и сложноподчинённых предложениях. Знать правила расстановки знаков препинания между частями сложного предложения. Иметь представление о грамматических и пунктуационных особенностях сложных предложений. Знать виды сложных предложений. Текущий контроль. Самостоятельная работа
21.Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений. Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Знать правила постановки знаков препинания между частями сложносочинённого предложения.
Текущий контроль. Диктант.
22.Знаки препинания между частями сложноподчинённого предложения Запятая, точка с запятой в сложноподчинённом преложении. Знать интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой. Текущий контроль. Самостоятельная работа
23.Употребление знаков препинания между частями СПП. Тире, двоеточие в сложноподчинённо предложении. Знать особенности смысловых отношений между частями СПП. Иметь представление о правилах постановки знаков препинания в СПП.
Текущий контроль. Диктант.
24.Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в БСП. Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзных сложных предложениях. Иметь представление о семантико-интонационном анализе как основе выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.
Текущий контроль. Самостоятельная работа
25.Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей. Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей. Иметь представление о грамматико-интонационном анализе предложений, состоящих из трёх и более частей, и выборе знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции.
Текущий контроль. Самостоятельная работа
26.Знаки препинания при сочетании союзов. Знаки препинания при сочетании союзов что…если, что…когда, что…как. Иметь представление о случаях расстановки знаков препинания при сочетании союзов. Знать правила расстановки знаков препинания при сочетании знаков препинания. Текущий контроль. Тест.
27.Сочетание знаков препинания. Сочетание запятой и точки с запятой в предложении. Знать особенности интонации и пунктуации в сложном предложении. Текущий контроль. Самостоятельная работа
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ЧУЖОЙ РЕЧИ. (3 часа) 28.Знаки препинания при передаче чужой речи. Прямая и косвенная речь. Прямая и косвенная речь. Иметь представление о прямой и косвенной речь, особенностях интонирования и расстановки знаков препинания. Текущий контроль. Самостоятельная работа
29.Оформление на письме прямой речи и диалога. Знаки препинания при прямой речи и диалоге. Знать об особенностях оформления на письме прямой речи и диалога. Текущий контроль. Тест.
30.Разные способы оформления на письме цитат. Знаки препинания при оформлении цитат Иметь представление о разных способах оформления на письме цитат.
Текущий контроль. Самостоятельная работа
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СВЯЗНОМ ТЕКСТЕ. (4 ЧАСА) 31.Знаки препинания в связном тексте. Знаки препинания в связном тексте. Иметь представление об особенностях постановки знаков препинания в связном тексте. Иметь представление о связном тексте как совокупности предложений, объединённых одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем. Текущий контроль. Комплексный анализ текста.
32.Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью, общей стилистической направленностью. Знаки препинания в связном тексте. Иметь представление о тексте и контексте. Знать пути поиски оптимального пунктуационного варианта с учётом контекста. Текущий контроль. Комплексный анализ текста.
33.Авторские знаки. Роль авторских знаков. Знать, что такое авторские знаки. Иметь представление об абзаце как пунктуационном знаке, передающем структурно-смысловое членение текста.
Текущий контроль. Тест.
34.Абзац как пунктуационный знакРоль абзаца как пунктуационного знака Уметь находить в тексте авторские знаки. Уметь использовать абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста. Текущий контроль. Самостоятельная работа
35Резервный урок.Зачёт. Контроль знаний учащихся.