Электив по русскому языку «Технология работы с контрольно – измерительными материалами» в 9 классе.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
Принято
на заседании методического совета
протокол от ________2014№ ______
Утверждаю
Директор школы: ___________ Г.Н. Шестаков
Приказ от __________ 2014 г № ______


Рабочая программа учебного предмета
элективного курса
по русскому языку в
9 класс

Составитель: Мифтахова С.Т.,
учитель русского языка и литературы
I квалификационная категория

г.Нижневартовск,
2014






СОДЕРЖАНИЕ






1.Титульный лист 1


2. Пояснительная записка 3


3.Учебно – тематический план. 6


4.Содержание учебного предмета.. 7


5. Календарно-тематическое планирование... 9


6.Учебно – методическое обеспечение14






2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе
- Обязательного минимуму содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236);
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
- базисного учебного плана, программой по русскому языку и литературе 5-9 кл. общеобразовательных учреждений с русским (неродным) языком обучения (2007г.).
- Учебно-методического пособия/ Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация 2015: Л.И.Мальцева, П.И.Нелин, Т. М., Н.М.Смеречинская.
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Технология работы с контрольно – измерительными материалами» .в 9 классе разработана в соответствия с учебным планом ОУ на основе требований, предъявляем к выпускнику 9 класса, по русскому языку при сдаче ГИА.
Цель: обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.
Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
владеть формами обработки информации исходного текста;
работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
работать с бланками экзаменационной работы;
сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.


Общая характеристика курса
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА) и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Особенностью данного курса является модульный подход к подготовке учащихся к сдаче ГИА.

Место курса в учебном плане
В учебном плане ОУ на элективный курс в 9 а классе отведено 1 час
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать
структуру и содержание контрольно-измерительных материалов;
технологию написания сжатого изложения, приемы компрессии текста;
функционально-смысловые типы речи и технологию извлечения информации из различных источников;
структуру написания сочинения-рассуждения, способы аргументации.
уметь
анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности;
оценивать языковые факты с точки зрения нормативности;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
использовать основные приемы информационной переработки текста;
оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
осуществлять речевой самоконтроль.

Результаты освоения курса
В результате обучения у учащихся будет сформировано:
умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
умение адекватно воспринимать авторский замысел;
умение вычленять главное в информации;
умение сокращать текст разными способами;
умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение.
умение понимать глубину и точность понимания содержания текста.
умение определяющее уровень языковой и лингвистической компетенции.










3.УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Наименование
разделов и тем
Максималь- ная нагрузка учащегося, ч.
Из них



Теорети-ческое обучение, ч.
Практическая работа,
ч.
Контроль-ная работа, ч.
Самостоя-тельная работа, ч.








Введение
1
1




Обучение сжатому изложению
3
3
1

1

Культура речи.
9
5
1

1

Создание текста на заданную тему в соответствии с функционально-смысловым типом речи
3
2
1
1


Подведение итогов
1
1




Итого
17
11
3
2
1






4.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение
Первая часть работы ГИА в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля (точнее, научно-популярного подстиля). Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то, ч то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Третья часть работы ГИА содержит задание (С2.1 ), которое проверяет коммуникативную компетенцию школьников В частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности. 1
Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
2.Учимся выполнять тестовые задания
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа (А1 – А7) и задания с. кратким открытым ответом (В1–В9). При этом буквенные обозначения связаны не с уровнем сложности самого задания (все задания второй части не выходят за пределы базового уровня), а с технологией его выполнения.
Семь заданий группы А проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками, его культурно-ценностных категорий.
Девять заданий группы В проверяют комплекс умений определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, провёряемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.





























5.КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




Дата
Тема занятия
Виды деятельности

1

Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.
Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

2

ѕ°Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с демонстрационным вариантом ГИА 2010.
Работа с бланками ответов, демонстрационным вариантом ГИА.




Часть 1. Методика обучения написанию сжатого изложения




3

Задание С1. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.
Работа с текстом, границы микротем исходного текста.

4

Задание С1. Структурные особенности сжатого изложения.
Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения.

5

Задание С1. Основные приёмы компрессии исходного текста.
Работа с текстом. Знакомство с основными приёмами компрессии исходного текста.

6

Задание С1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение.
Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

7

Задание С1 Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение.
Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

8

Задание С1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение.
Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

9

Задание С1. Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста.
Создание собственного текста изложения, оценивание работы.






Часть 2. ГИА-9. Сочинение-рассуждение.
Структура сочинения-рассуждения.
Алгоритм написания сочинения – рассуждения С2.1



10

Задание С2.1. Структура сочинения на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2.1.
Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

11

Задание С2.1. Тезис сочинения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему.
Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему.

12

Задание С2.1. Заключение в сочинении на лингвистическую тему. Практическое занятие.
Написание сочинения на лингвистическую тему. Практическое занятие.





II. Культура речи



Тема занятия
Количество часов
Форма занятий
Виды деятельности


Понимание текста. Задание А1.
1
Презентация,
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков


Лексическое значение слова. Задание А2.
1
Презентация,
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков


Выразительные средства. Задание А3.
1
Практикум
Презентация
Работа с тестом, заполнение бланков


Фонетика. Задание А4.

1
Практикум
Презентация
Работа с тестом
заполнение бланков


Правописание корней. Задание А5.
1
Практикум
Презентация
Работа с тестом, заполнение бланков


Правописание приставок. Задание А6.
1
Практикум
Презентация
Работа с тестом,
заполнение бланков


Правописание суффиксов. Задание А7.
1
Практикум
Презентация
Работа с тестом, заполнение бланков


Синонимы. Задание В1

1
Практикум
Презентация
Работа с тестом, заполнение бланков


Словосочетание. Задание В2.

1
Практикум
Презентация
Работа с тестом, заполнение бланков


Грамматическая основа предложения. Задание В3.
Сложноподчиненное предложение.
1
Практикум
Презентация
Работа с тестом, заполнение бланков


Предложения с обособленными членами. Задание В4.
1
Практикум
Презентация
Работа с тестом, заполнение бланков


Знаки препинания в простом осложненном предложении. Задание В5.
2
Практикум
Презентация
Работа с тестом, заполнение бланков


Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Задание В7.
1
Практикум
Презентация
Работа с тестом, заполнение бланков


Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Задание В7.
1
Практикум
Презентация
Работа с тестом, заполнение бланков


Сложные предложения с различными видами связи. Задания В8.
2
Практикум
Презентация
Работа с тестом, заполнение бланков


Сложные бессоюзные предложения. Задание В9.
1
Практикум
Презентация
Работа с тестом, заполнение бланков


Диагностическая работа в форме ГИА
4




























7.УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Учебно-методического пособия/ Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация 2015: Л.И.Мальцева, П.И.Нелин, Т. М., Н.М.Смеречинская.

Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. 9-й класс.
Подготовка к ГИА-2013: УМП для подготовки к итоговой аттестации/ Под редакцией Н.А.Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2013.
Львова С. И. ГИА 2015. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс – М.: Эксмо, 2015.
Сычева В. П. ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания. – М.:Экзамен, 2011.
При подготовке к экзамену рекомендуется использовать учебники, имеющие гриф Министерства образования РФ:
1) Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7 кл. общеобразовательных учреждений / Научный ред. акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение; Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык: Учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.
2) Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа.
К экзамену можно готовиться также по другим учебникам, включенным в «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях». Перечень учебников размещён на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) в разделе «Документы министерства».
В качестве дополнительных источников информации по вопросам, связанным с подготовкой к итоговой аттестации по русскому языку в IX классе, рекомендуется использовать следующие:
1) Государственная итоговая аттестация учащихся IX класса: Принципы и особенности организации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
2) Комплект методических материалов, обеспечивающих проведение государственной (итоговой) аттестации учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений в новых формах. – 2-е изд.. – М.: Просвещение, 2009.
3) Русский язык. 9-й класс. Итоговая аттестация-2011. Предпрофильная подготовка: Учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2009.

Рекомендуется практиковать проведение уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий, тем более что в последнее время наблюдается расширение тренировочных и контролирующих информационных программ типа «Фраза», «Диктант». Обращает на себя внимание серия программ «Уроки от Кирилла и Мефодия».

Методическую помощь учителю могут оказать следующие материалы, размещенные на сайте ФИПИ:
- документы, регламентирующие разработку КИМов для государственной итоговой аттестации по русскому языку 2009 г. (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант экзаменационной работы);
- учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9-х классов 2010 г.;
- перечень учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к экзамену. www:fipi.ru

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Воителева Т.М. Работа над речевыми ошибками // Русская словесность. – 2003 - №2.- С.47-50.
Вишневская Л.Л., Старикова И.В. Паронимия. // Русский язык и литература для школьников. – 2005 - №2.- С. 18-22.
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
Давайте говорить правильно!: Трудности грамматического управления в современном русском языке: Краткий словарь-справочник. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: AKADEMIA, 2004. – 176 с.
Давайте говорить правильно!: Трудности современного русского произношения и ударения: Краткий словарь-справочник/ Л.А.Вербицкая и др. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: AKADEMIA, 2005. – 160 с.
Давайте говорить правильно!: Трудности современной русской фразеологии: Краткий словарь-справочник. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: AKADEMIA, 2004. – 288 с.
Единый государственный экзамен. Русский язык. Варианты контрольных измерительных материалов /Авторы Капинос В.И., Гостева Ю.А., Львов В.В. и др. – М.: Центр тестирования Минобразования России, 2002. – 96с.
Елистратов В.С. Древние рецепты хорошей речи // Русский язык и литература для школьников. – 2003 - №4.- С. 23-27.
Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка – М.: Просвещение, 1989. – 383с.
Ильин М.И. Критерии и нормы оценки по русскому языку в 5-11 классах русской и нерусской школы (в таблицах, схемах, с иллюстративным материалом): Пособие для учителя – Йошкар-Ола, 2001. – 51с.
Кохтев Н.И. Риторика. - М.: Просвещение, 1996. – 207с.
Красных В.И. О лексических паронимах в современном русском языке // Русский язык в школе. – 2001 - №5.- С. 66-70.
Лунёва Л.П. «На ошибках учимся» (тесты по культуре речи) // Русский язык и литература для школьников. – 2003 - №4.- С. 11-16.
Морозова А.В. Речевая избыточность и речевая недостаточность как одна из проблем при работе над курсом «Русский язык и культура речи» // Русская словесность. – 2004 - №6.- С.75-78.
Нарушевич А. Культура речи «желает лучшего». Лексические ошибки // Русский язык и литература для школьников. – 2005 - №1.- С. 2-9.
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: Азбуковник, 2003. – 944с.
Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы – М.: Русский язык, 1983. – 704с.
Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н., Соколова Н.В. ЕГЭ 2005. Русский язык. Типовые тестовые задания. 2005 –М.: «Экзамен», 2005. – 112с.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи. – М.: Махаон, 2005. – 256с.
Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим? – Лениздат, 1963. – 332с.
Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта +, 2001. – 704с.
Язовицкий Е.В. Говорите правильно – Москва – Ленинград: Просвещение, 1964. – 272с.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 141115




 
·