Презентация по Истории Казахстана Образование Казахского ханства
Тема: Образование Казахского ханства. Каждый гражданин, углубляясь в историю , должен стать достойным продолжателем дел своих предков… Н.А. Назарбаев. Цель урока: сформировать знания об условиях образования Казахского ханства и его значении для решения исторической судьбы казахского народа. План урока:1. Политическая ситуация в государстве Абулхаира в середине XV века.2. Борьба султанов Жаныбека и Керея за создание Казахского ханства.3. Значение создания Казахского ханства Основные имена и понятия: Ханство АбулхаираМогулистанАбулхаирЕсен-БугаЖаныбек и КерейКозыбасыМухаммед Хайдар ДулатиТарих-и-Рашиди Какие государства существовали на территории Казахстана до появления Казахского ханства ? 1. Государство Ляо2. Могулистан3. Империя Мин4. Государство Маратхов6. Золотая Орда7. Белая Орда.8. Ханство Абулхаира9. Великая Булгария10. Государство эфталитов. 11. Ногайская Орда ____________________________________________ 1 2 3 4 5 6 1_____________________4_____________________2_ 5 3_____________________6_______________________ Исключите лишнее. НайманыКереиСогдийцыДулатыАргыныКонраты ОсманыКанлыКаракитаиЖалаирыЭфталитыСкифы 1.Ханство Абулхаира существовало в ________гг. 2.В исторических источниках государство Абулхаира называлось________________3. Абулхаир происходил из династии ________________4. В состав ханства Абулхаира входило_______ племен.5. Под Сыгнаком Абулхаир потерпел поражение от ойратов в _______ году.6. В 1433-1462 годы Есен- Буга был правителем _______________ Продолжить: 1428-1468 Узбекское ханство Шайбани 1457г. в Могулистане 92 1. конраты от Каратау до Жетысу 2. канлы от Ишима до Улыт 3. найманы на Иртыше 4. дулаты Жетысу 5. аргыны от Туркестана до Улытау 6. жалаиры Южный Казахстан Установите соответствие. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Предпосылки образования Казахского ханства. Утратили былое могущество ханство Абулхаира иМогулистан Беспрерывные кровопролитные войныи междоусобицы Стремление племён к созданию независимого государства Улус Джучи ИмперияЧингизхана Золотая Орда Могулистан Улус Чагатая ХанствоАбулхаира Казахское ханство 1236-
1396 Ак Орда 1320-
1428
1428-
1468 1348Нач XVIв. Обстановка в ханстве Абулхаира к середине XV века: - беспрерывная борьба за верховную власть, усиливавшийся феодальный гнёт приводил к восстаниям, междоусобицы нарушали порядок и маршруты кочёвок, -частые войны с ойратами с начала XV века. 1457 год- на ханство Абулхаира напали ойраты.Абулхаир потерпел поражение и бежал с поля боя. Разграбив южные земли ханства Абулхаира, ойраты ушли, а Абулхаир жесткими методами стал наводить порядок в своих улусах Мухаммед Хайдар Дулати Выдающийся ученый-историк литератор, талантливый военачальник, крупный государственный деятель. 1499 –1551гг. Написал труд «Тарих-и- Рашиди», Мухаммед Дулати писал «Аллах создал мир и , чтобы в этом мире царила дисциплина, решил : будет правильным, если будут царствовать в нем достойные личности. Только тогда человечество будет жить в доброте и Согласии. Это воля Бога!» Чингизхан Джучи Тукай -Тимур Уз- Тимур Ходжа Бадакул-оглан Урус-хан Коирчак-хан Токта-Кыйя Барак-хан Булат Абу-Саид(Жаныбек) Керей 1465- 1474 гг. 1474-1480 гг. «Тарих-и-Рашиди» « В то время в Дашт-и-Кипчаке владычествовал Абулхаир хан. Он причинял много беспокойства султанам джучидского происхождения. Джанибек-хан и Керей-хан бежали от него в Могулистан. Есен-Буга-хан охотно принял их и предоставил им округ Чу и Козыбасы, который составляет западную окраину Могулистана. В то время, как они благоденствовали там, узбекский улус после смерти Абулхаир хана пришёл в расстройство; [в нём] начались большие неурядицы. Большая часть [его подданных] откочевала к Керей-хану и Джанибек-хану, так что число [собравшихся] около них [людей] достигло двухсот тысяч человек. За ними утвердилось название узбек-казахи» Откочёвка как форма сопротивления правителю. Откочёвка части населения из Восточного Дешт-и-Кыпчака и предгорий Каратау в западную часть Жетысу во главе с султанами Кереем и Жаныбеком Карта Хан Могулистана, Есен-Буга (1437 -1462гг.), принял и поселил мятежных султанов и племена узбек- казахов на землях Западного Жетысу в междуречье рек Чу и Талас, в местности Козыбасы. Мухаммед Хайдар Дулати относит время образования Казахского ханства к 1465-1466 гг. Правитель Могулистана Есен-Буга, вступая в союз с Жаныбеком и Кереем, надеялся с их помощью… 3. 1. Вести борьбу против хана Абулхаира. 2. Дать отпор ойратам. Дать отпор притязаниям брата Йунуса на Жетысу. 1437 -1462гг- правление хана Есен- Буги в Могулистане. 1465-1466 гг. -образование Казахского ханства. Обратите внимание на даты! Когда образовалось Казахское ханство?1. К. А.Акишев считал, что казахское государство было образовано в 1428 г.2. М. Танышпаев., С. Жолдасбай – в 1456г.3. Б.Карибаев- считает, что в 1458г.4. Т. Султанова, О. Караев – считают , это произошло в 1470-1471гг.5. С. Ибрагимов- считает, что в 30-40 годы XVI в. Историческое значение создания казахского ханства. 1. Сыграло решающую роль в объединении разрозненных казахских племён. 2. Способствовало созданию этнической территории казахов. 3. Способствовало созданию независимого казахского государства. Вывод: 1465-1466 гг. в результате ослабления ханства Абулхаира и Могулистана, мирным путём, было создано Казахское ханство. Ханство стало государством, на территории которого образовался казахский народ. 1. 2. 3 4. 5 Ханство Абулхаира Жаныбек и Керей Могулистан Козыбасы Казахское ханство 1.Казахское ханство по сведениям Мухаммеда Дулати было создано в2.Образование Казахского ханства связано с государствами3. Правитель Могулистана принявший султанов Жаныбека и Керея 1465-1466гг. Могулистан и ханство Абулхаира Есен-Буга 4.Казахское ханство в начальный период своего образования занимало территорию Долины рек Чу и Таласа5.Численность населения Казахского ханства во второй половине XV века 200 тыс.6.Хан Есен-Буга вступил в союз с Жаныбеком и Кереем надеясь использовать их В борьбе против Абулхаира7. Об образовании Казахского ханства пишет Мухаммед Хайдар Дулати в книге«Тарих- и Рашиди» Домашнее задание: 1. П. 352. П.35 и 7 тестов.3. П. 35 и реферат о хане Касыме Рефлексия. 1.Сегодня на уроке я узнал(а), что… 2.Больше всего на уроке мне понравилось… 3. Полученные знания мне пригодятся…