Открытый урок Общественный строй Казахского ханства в Х?-Х?ІІІ веках. (10 класс)
Общественный строй Казахского ханства в ХҮ-ХҮІІІ веках.
Класс- 10
Цель: Учащиеся будут знать о системе правления в Казахском ханстве, улусной системе, об административно-правовом норме Казахского ханства в ҮІ-ҮІІІ веках , объяснить судебную систему, виды налогов и повинности.
Метод: жигсо -1.
Оборудование: плакаты, маркеры, планшет, указка.
Ход урока: 1.Орга.момент
2.опрос д.з.(мозговой штурм)
3. изучение новой темы .
Слово учителя: Здравствуйте , уважаемые гости, ребята. Я рада Вас приветствовать на сегодняшнем уроке, сегодня у нас необычный урок. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем всем хорошего настроения, удачи и успехов. Но прежде чем начать наш урок мы повторим д.з. по теме «Казахское ханство в 15-17 в»
2 Опрос д.з.
Какие причины способствовали созданию Казахского ханства ? (это поитические кризисы в государстве Абулхаира, междуусобная борьба)
Когда образовалась Казахское ханство? (1465-1466гг.)
Назовите ханов 16 века? (Касым хан 1511-1518, Тахир-1523-1532г, Хакназар-1548-1580г, Тавакуль-1583-1598г.,Емим хан-1598-1613гг.)
Какое было политическое положение в период правления ханов: Касым, Тахир и Хакназар хана?
Назовите ханов 17 века? (Жангир хан-1643-1652г., Тауке хан-
1680-1718гг.)
Какое было политическое положение в период правление хана Тауке?
Какую цель преследовали джунарские захватчики? (захватить города южного Казахстана и Семиречья, т.к. по этой земле проходил торговый караван)
Какое событие произошло в 1730 г.? ( в местности Анракай , были разбиты войска ждунгар, и они стали постепенно покидать казахские земли, и так Казахское ханство отстояло свою независимоть)
Т.О. В 1465-66 г. Образовалось Казахское ханство, которое стало вехой, не только в истории казахского народа, но в истории всего евразийского контингента. Казахское ханство стало известно всему миру тем, что назвало себя по имени народа – «казах» . с середины 15 века до н.17 века Казахское ханство было единым политическиим образованием. Оно пережило становление, периоды меньшей и большей стабильности. Территория ханства неоднократно меняло свои очертания в пределах расселения казахского этноса.
Сегодня мы продолжим изучение казахского ханства и тема нашего урока: Общественный строй Казахского ханства в ХҮ-ХҮІІІ веках . (сказать цели урока) Казахское ханство в эпоху средневековья по развитию социально-экономических отношении, находилась на уровне патриархально-феодальных отношении, а сложившаяся казахская государственность была феодальной.
Высший аристократический слой и самую влиятельную
политическую силу казахского общества представляли султаны Чингизиды. (этот урок разработат по методу жиксо 1).
Класс делится на 3 группы, каждая группа получает задание.плакаты,маркеры.
1 группа- Ваша задача объяснить систему правления ханской власти, улусную систему и социальную структуру.
2 группа- Вопросы собственности, налоги и виды обязательст.
3 группа -объяснить административно- законодательные нормы жеты-жаргы и суды биев.
Дается 7мин+5 мин.на подготовку. Затем по очереди группы выходят к доске и объясняют используя свои работы ( плакаты). Учитель подводит итоги каждой группы.
1 группа- итог т.о. Казахское общество, состояло из белой и черной кости, также в обществе казахов была категория несвободных мужчин (кул) и женщин (рабов). Источником пополнения общества были пленные, долговая нестабильность и работарговля. Управление казахским обществом осуществлялось
ханом через султанов и правителей родов. система правления осуществлялось через руководство улусов- улусная сисема- автономное административно- политическое управление.
2 группа- одной из самых ранних форм собственности являлось собственность на скот, и это постепенно способствовало углублению
имущественного и социального неравенства. Казахское общество, платили различные налоги , а простые люди привлекались к общественным работам- мардикар.
3 группа? Т.о. жеты- жаргы- это законодательный памятник казахского ханства. В них были закреплены основные принципы и нормы патриархально- феодального права средневекового казахского общества. В жеты-жаргы сохранился закон «за кровь мстить кровью, за увечье таким же увечьем». В жеты –жаргы- наказание – смертная казнь – узаконивалась в 4-х случаях.
Если жена умертвит мужа, и родственники не простят ее.
Если женщина умертвит младенца , незаконно при житого.
Если муж становится свидетелем прелюбодеяния своей жены.
Если установлен факт богохульства. За богохульства 2 вида- повешивание и побивание камнями.
И подытоживая , наш урок мы закрепим диаграммой Вена.
Сравним, в чем сходство и различие общественного устройства казахского ханства 15-18 в7 и общественным устройством РК?
1. Сравните какое было общество в 15-18 веках, с обществом нашего времени? (феодальное, демократическое,казахи)
2. сравните правовые нормы жеты-жаргы и конституцию РК? (название закон жеты- жаргы, конституция)
3. виды наказание за преступления?(публичный позор, изгание из страны, лишение свободы, штрафы)
4. что вы можете сказать о правах?
Общественное устройство казахского занства в 15-18 веках и общество РК.
1515745171450
30321251447800302006024130
Т.о. общественный строй казахского ханства было феодальное и состояло из 2-х социальных групп белой и черной кости. Согласно своду законов жеты –жаргы оно защищало интересы господствующего класса. Согласно жеты- жаргы права и свободы имели мужчины, а женщины в правах были ущемлены.
Оценивание. САМООЦЕНИВАНИЕ
Дом.задание № 21 читать, .
Маршрутные листы № Б-1 Маршрутные листы № Б-2
тур стол Лучший выступающий
1 Б 2 А 3 Б тур стол Лучший выступающий
1 Б 2 Б 3 Б Маршрутные листы № Б-3 Маршрутные листы № А-1
тур стол Лучший выступающий
1 Б 2 В 3 Б тур стол Лучший выступающий
1 А 2 А 3 А Маршрутные листы № А-2 Маршрутные листы № А-3
тур стол Лучший выступающий
1 А 2 Б 3 А тур стол Лучший выступающий
1 А 2 В 3 А
Маршрутные листы № В-1 Маршрутные листы№ В-2
тур стол Лучший выступающий
1 В 2 А 3 В тур стол Лучший выступающий
1 В 2 Б 3 В Маршрутные листы № В-3
тур стол Лучший выступающий
1 В 2 В 3 В