«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ ОСЕНИ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА»
Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства
по теме:
«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ ОСЕНИ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА»
учитель музыки – Джабарова Т.О.
Раздел: Преподавание музыки.
Тип урока : комбинированный
Цель урока
Раскрыть взаимосвязи и взаимодействия искусств – музыки, литературы и живописи. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства.
Задачи
Воспитательные :обогатить духовный мир учащихся.
Прививать любовь к музыке, литературе и произведениям изобразительного искусства.
Обучающие :Обобщить и закрепить знания произведений великого русского композитора П.И.Чайковского и Вивальди.
Отразить средствами художественной выразительности, свое видение окружающего мира;
Формировать навыки передачи настроения с помощью цвета и музыкальной тональности.
Знакомить с выдающимися мировыми произведениями музыки и живописи и литратуры.
Развивающие :Развить наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать;
Развить творческое воображение, мышление, самостоятельность учащихся;
Учить вокально-хоровому пению.
Оборудование для урока:
презентация, фонохрестоматия, сборник песен Г.Пономаренко на стихи С.Есенина, диски, ноутбуки, бумага акварельная, краски акварельные, сборник стихов С.Есенина
Формирование универсальных учебных действий (УУД)
Личностные УУД:
повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;
духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.
Регулятивные УУД:
развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
Познавательные УУД:
развивать способность смыслового восприятия музыки и произведений живописи.
осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
адекватно оценивать свою роль в коллективной творческой деятельности
Ход урока:
Музыкальное приветствие.
1 слайд. Загадка об осени.
-Догадались о чем пойдет речь на уроке?
Эпиграф к нашему уроку (Слайд 3)
Что такое эпиграф?
Эпиграф – это краткое изречение намекающее на основное содержание урока.
-Как вы понимаете это высказывание?
Задача нашего урока определить каким языком каждый вид искусства раскрывает образ осени.
Многие художники и композиторы обращались к этой теме.
Разбор картин:
Исаак Левитан «Золотая осень»
Осень – любимая пора года Исаака Левитана. Ей он посвятил более 100 работ. Все творчество художника проникнуто светлой печалью, легкой грустью, нежностью. «Золотая осень» выделяется из общего ряда картин мастера, потому что ей присуще более игривое настроение.
На переднем плане художник изобразил золотое убранство берез, выделяющихся своими белыми стволами. Рыжеватая трава контрастирует с синей речкой, убегающей вдаль. Прозрачное светло-голубое небо с белым облаком указывает на погожий денек, настоящий праздник осени. Одного взгляда на полотно достаточно, чтобы ощутить холод ключевой воды и чистый, свежий воздух.
Игорь Грабарь. «Рябинка»
На переднем плане картина художник изобразил главную героиню — рябинку. Стоит осень, дерево приготовилось сбросить листву. Наливаются соком красные ягоды, этот цвет олицетворяет приход времени подведения итогов, сбора урожая.
Рядом с главной героиней картины — рябинки, стоят две березки, которые не уступают ей ни в красоте, ни в изящество. Такую красоту трудно передать словами, и тогда на помощь приходят средства изобразительного искусства, которыми в совершенстве владел Игорь Грабарь.
А теперь мы послушаем какими средствами пользовались композиторы, чтобы изобразить всю прелесть осеннего убранства природы.
Слушание «Осенняя песня» Петр Чайковский.
-Какую осень нарисовал Чайковский музыкальными красками?
-Какие интонации звучат у композитора?
-Какое настроение музыки?
-Какова мелодия?
-Что можно сказать о душевном состоянии самой музыки?
Слушание Антонио Вивальди «Осень»
-Что вы можете сказать о музыке Антонио Вивальди?
Ответы учащихся.
-Давате сравним два музыкальных произведения.
Мажор – Осень ВивальдиМинор- Осенняя песня Чайковского.
Проектная деятельность по изобразительному искусству.
Работа с акварельными красками и ноутбуками в программе Paint.
- осень в изобразительном искусстве и музыке: прослушивание музыки;
- осень в изобразительном искусстве: знакомство с творчеством
художников – пейзажистов, просмотр их работ;
- осень в музыке: выполнение творческого задания:
«Я – композитор, художник», знакомство с творчеством композиторов, художников, слушание музыкальных произведений;
- практическая часть урока: изображение осеннего пейзажа в акварели и в графическом редакторе.
- Как вы, ребята, думаете, какое значение имеет слово “пейзаж” или
какой смысл имеет это слово?
Учащиеся объясняют значение слова «пейзаж»
«Пейзаж» – в переводе с французского – местность, страна, родина – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы.
Изучение нового материала.
Изображение пейзажа в разные времена года: ЗИМНИЙ, ВЕСЕННИЙ, ЛЕТНИЙ, ОСЕННИЙ.
Все в природе имеет свой определенный цвет, который под влиянием освещения, расположения в пространстве, воздействия цветовой окраски других предметов, состояния воздуха может меняться.
Ярким примером передачи настроения, красоты осеннего пейзажа с помощью цвета являются картины великих художников.
Обычно осень — время увядания природы — вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок устанавливается теплая и сухая погода, и лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение.
И не случайно, глядя на картину Левитана «Золотая осень», мы вспоминаем слова Пушкина
Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и золото одетые леса,В их сенях ветра шум и свежее дыханье...
Практическая часть урока.
Переходим к практическому выполнению работы.
Учащимся предлагается задание, выполнить осенний пейзаж.- Для кого-то осень – это радость, для кого-то – грусть. - Попробуйте показать это в своём рисунке
- Конечно же, вы поняли, что пейзаж мы сегодня будем рисовать необычный.
- Графический редактор Paint нам поможет нарисовать простейший пейзаж.
- Я покажу работы в графическом редакторе.
О возможностях работы графического редактора.
Запуск программы Paint.
Для запуска графического редактора Paint достаточно щелкнуть по его значку, который находится в меню Стандартные, под меню все программы Главного меню.
В верхней части экрана находится палитра, в ней показаны текущие цвета изображения и фона. Создавая изображение в программе Paint, вы при помощи инструментов помещаете в рабочую область (как на холст) различные графические объекты.
Такой процесс очень похож на обычное рисование.
4.Физкультминутка 5.Практическая работа.
Учащиеся работают в группах (в парах) в графическом редакторе.
Учитель консультирует учащихся.
После завершения работы учащиеся могут защитить свой проект (по желанию) Вот мы с вами и запечатлели миг уходящей осени.
- Давайте покажем свои работы.
- Осень получилась разная, но в большинстве вы нарисовали осень яркую, торжественную.
- Если бы не было грусти и печали, то мы бы, наверное, не так ценили радостные и приятные моменты жизни.
Детские работы:
Не оставались равнодушными к осени и поэты.
Вам известны стихи об осени
Дети читают выученные стихи.
История создания стихотворения «Отговорила осень золотая…» С. Есенина.
Вам известны эти слова?
Мы разучивали песню советского композитора-песенника Григория Федоровича Пономаренко.
Исполнение песни Г.Пономаренко «Отговорила осень золотая»
Рефлексия.
Сегодня на уроке мы говорили с вами музыке и картинах изображающих осень.
-Как вы думаете, что вдохновляло композиторов, художников и поэтов на создание этих шедевров?
-А что общего между их произведениями?
(Природа красива всегда)
И музыканты и художники и поэты учат нас замечать красоту природы, которая нас окружает.
Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока.
-Что же для вас осень унылая пора или очей очарованье?