Урок Образы зимы в различных видах искусства


Урок во 2 классе по теме:
«Образы зимы в различных видах искусства»
Составила учитель музыки Чернова Любовь Витальевна
МАОУ «СОШ № 2» г. Стерлитамака республики Башкортостан.
Цель: Показать различные способы созданий образов в различных жанрах и видах искусства на примере произведений; выявить выразительные и изобразительные интонации; закрепить средства музыкальной выразительности.
Задачи: Развитие творческих способностей на примере импровизации, танцевальных движений, фантазии при создании образов зимы; развитие творческих навыков. Воспитывать чувство прекрасного, гордости и любви к родному краю. Формировать чувства эстетического сопереживания произведениям искусства.
Материал: Портреты композиторов – Г. В. Свиридов; П. И. Чайковский; Н. Галиев;
Репродукции картин Б.Кустодиев «На тройке».
Муз.материал: Г.Свиридов «Снег идёт», «Тройка», П. Чайковский «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» (видеоматериал), Н.Галиев «Шайбу, шайбу!»
Методы: наблюдение, игровая импровизация, ассоциативный поиск.
Ход урока.
Вход под музыку Г. Свиридова «Снег идёт»
Музыкальное приветствие «Добрый день»
-Ребята, отгадайте загадку:
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (Зимой)
-Сегодня на уроке мы с вами проследим за образами зимы в различных видах искусства.
-Я просила вас дома сочинить небольшой рассказ на тему: «Путешествие в зимний лес». Давайте послушаем. (Рассказы детей).
-Молодцы! Сейчас вы были писателями, рассказывая свои сочинения о зиме. А теперь представьте себя композиторами. Если бы вы сочиняли музыку о зиме, какой бы она была по характеру? (мягкая, нежная, быстрая, вьюжная, громкая, тихая, спокойная и т.д.)
-Видите, какая она у вас разная! Так и в жизни, то она мягкая, пушистая, а то резвая, вьюжная, сердитая. Вот и композиторы, сочиняя свои произведения о зиме, видят её очень разной.
-Вот, например русский композитор Г. Свиридов увидел её такой. Давайте послушаем и узнаем, о чём нам рассказал композитор в этой музыке? (Слушание «Тройка» Г. Свиридова)
-В каком характере прозвучало это произведение? (Весело, празднично, игриво, легко….)
-А что изобразил композитор? (Топот копыт, скрежет снега….)
-А как бы вы назвали это произведение?
Свиридов назвал это произведение «Тройка». А эпиграфом к этой музыке послужили строчки из стихотворения Петра Вяземского:
-Тройка мчится, тройка скачет
Вьётся пыль из под копыт
Колокольчик звонко плачет
И хохочет, и визжит.
-Издавна на Руси любили кататься зимой на лошадях. Крестьяне в деревнях запрягали их в сани и ездили в лес, за дровами. В праздники часто катались на тройках. Лошадей украшали лентами с подвешенными на них колокольчиками. Когда такая тройка лошадей неслась по дороге, далеко был слышен звон колокольчиков. (Показ картины) – Посмотрите на картину художника
-Совпадает ли образ картины с образом, который мы увидели в музыке Свиридова?
-Если бы мы с вами знали ноты, гармонию и другие хитрости композиторов, смогли бы мы тоже сочинить музыку о зиме?
-Так давайте попробуем стать настоящими композиторами. У вас на партах лежат листочки, где написано четверостишие из стихотворения Ивана Сурикова. Давайте прочитаем.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает ложится.
-Как вы думаете, какой должна быть мелодия у нашей песни? (Плавная, тихая, медленная, нежная, ласковая….)
-Почему? (Потому что снежинки падают мягко, плавно…..)
-А какой будет ритм танцевальный или маршевый? (Танцевальный, вальс)
-Я вам спою первые две строчки, повторите их за мной. (Повторяют)
-А теперь попробуйте вы досочинить мелодию к следующим двум строчкам. Кто попробует? (Слушаем импровизации детей)
-Ребята, представьте, что вы превратились в снежинок и закружились в танце, опускаясь на землю. Давайте все встанем и под нашу песню изобразим падающих снежинок. (Поют и танцуют)
-Вы очень хорошо изобразили снежинок, а теперь давайте посмотрим, как танцуют профессиональные танцоры в балете.
-Вспомните что такое балет? (Музыкально-театрализованный спектакль, рассказанный танцем, жестами, мимикой)
-Балет называется «Щелкунчик». А кто написал музыку к этому балету? (П. Чайковский)
-Итак, посмотрите фрагмент «Вальс снежных хлопьев» из балета Чайковского.
(Просмотр видеозаписи)
-Понравилось? А какие вы знаете песни о зиме? (Называют)
- Мы с вами учили песню «Здравствуй, гостья зима!» Давайте её вспомним. (Исполнение)
-Что не получилось? (Вокально-хоровая работа, показ движения мелодии рукой, работа над образом)
-Берегите ноги, руки,
Все выходим мы на лёд,
Нам сегодня не до скуки
Нас хоккей сегодня ждёт!
(Слушание «Шайбу, шайбу!» Н. Галиева)
-Ребята, о чём вам рассказала музыка? ( О хоккее)
-А как вы догадались? ( Кричали «шайбу», удары клюшек, скрежет по льду…..)
-Правильно. Вы обратили внимание на изобразительные интонации, а какое настроение выразил композитор в этой музыке? (Весёлое, радостное, игривое, озорное…)
-Верно. Поэтому «выразительность» и «изобразительность» в музыке обычно существуют не порознь, а вместе. Они нужны композитору для того, чтобы уточнить свой замысел, сделать его более понятным для слушателей.
-Как бы вы назвали это произведение?
-Это произведение написал башкирский композитор Н. Галиев и назвал его «Шайбу, шайбу!»
Итог урока.
-К сожалению, наш урок подошёл к концу.
-Какому времени года мы посвятили наш урок? (Зиме)
-В каких жанрах искусства мы встречались с зимой? ( В живописи, поэзии, песне, балете, в симфонических и инструментальных произведениях)
-Верно. Мы окунулись в мир большого искусства. Все вы были большие молодцы, потому что не только знакомились с произведениями о зиме, но и сами пытались творить.
-Кем вы сегодня были? ( Писателями, композиторами, танцорами, исполнителями)
-Понравилось вам самим творить искусство? Я надеюсь, что вы не раз будете ещё это делать.
-Дома вы попробуете стать художниками. Нарисуйте к следующему уроку зимний пейзаж.
-Кто сегодня был самым активным? (ответы детей)
-Чьи сочинения вам больше понравились? (ответы детей)