КОНСУЛЬТАЦИЯ Развитие самостоятельности и творчества в продуктивных видах детской деятельности


ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЯСЛИ-САД № 352 г. ДОНЕЦКА
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

тема: "Развитие самостоятельности и творчества
в продуктивных видах
детской деятельности"
ОТВЕТСТВЕННЫЙ:
ОТЮСКАЯ ИРИНА ВИКТОРОВНА
ПРОВЕЛА: 10 февраля 2016 года

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики, и ставят перед системой образования основную цель - воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию - т. е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.
В процессе создания рисунка, поделки ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. В работе над своими произведениями ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая работу, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает определенными навыками и умениями и учится осознанно их использовать. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" - утверждал В. А. Сухомлинский.
В процессе работы развивается:
• Мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
• Сенсорное восприятие, глазомер;
• Логическое воображение;
• Волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца и т. п.) ;
• Художественные способности и эстетический вкус.
• Способствует формированию добрых чувств к близким, и дают возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками;
• Влияет в формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.
Чтобы деятельность ребенка носила творческий характер, необходимо создавать определенные условия:
Прежде всего, связь обучения с жизнью ребенка.
Важно также, чтобы новые знания и умения он мог применить.
Познание мира должно носить наглядный характер.
Ребенок должен иметь в своем распоряжении средства для воплощения своего замысла и владеть приемами достижения поставленной цели, а этому его необходимо научить.
В основу моего опыта педагогической деятельности легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.
Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребенка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.
Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие творческих способностей детей.
Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения6 познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делать акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач: стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.
Принцип дифференциации, учета индивидуальности
Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с семьей, а также при перспективном планировании с учетом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.
Обратная шариковая пластилинография.
Обратная аппликация - разновидность аппликации из пластилина. Как правило, выполняется на гладкой и прозрачной поверхности стекла или пластмассы. Обозначив (выложив) пластилином контур будущего рисунка, начинаем последовательно заполнять открытые участки пластилином. По окончании работы, перевернув изделие гладкой стороной к себе, Вы получите удивительный рисунок для картины или панно!
Торцевание.
Торцевание из бумаги — это достаточно новая техника поделок из бумаги.
Техника торцевания очень проста: заготовленный шаблон обклеивают специальной бумагой. Шаблоны можно брать различные: это могут быть небольшие заготовки в виде сердечек, снежинок, цветов. Но также техника торцевания из бумаги дает возможность выполнять большие разноцветные картины.
Для торцевания из бумаги используют гофрированную бумагу или салфетки. Для выполнения картин в технике торцевания вам потребуются определенные материалы: бумага, картон, ножницы, клей и небольшая тонкая палочка. Кроме того, можно торцевать бумагу с помощью карандаша, спицы, тупого конца вязального крючка, стержня от ручки и т. д. Запомните, чем толще ваша основа для торцевания из бумаги, тем грубее будет выглядеть ваша работа.
Как же именно выполняют торцевание из бумаги? Для начала гофрированную бумагу или салфетки разрезают на квадратики небольшого размера. Размер квадратиков будет варьироваться в зависимости от толщины вашей палочки для торцевания. Чем толще палочка — тем больше квадратик. Соответственно чем больше квадратик — тем грубее будет выглядеть ваша поделка.
Возьмите один квадратик бумаги, положите его на палец. К центру квадратика приложите палочку для торцевания (карандаш, стержень от ручки или спицу) и накрутите на нее бумагу. Работайте осторожно, чтобы не повредить бумагу. Небольшую часть поверхности намажьте клеем и прикладывайте к ней вашу палочку с намотанной на конце квадратиком бумаги. Когда вы будете убирать палочку, бумага останется на шаблоне. Если приклеенный квадратик немного сдвинулся, его можно сразу же поправить другим тонким концом бамбуковой палочки. Таким образом, продолжайте торцевать, пока весь шаблон не будет покрыт бумагой. Готовому изделию дают хорошенько высохнуть, после чего его можно вешать на стену или декорировать им другие ваши работы.
Гофротрубочки.
Гофротрубочки — так называется техника выполнения изделий, в которой для декорирования поверхностей или для создания объёмных фигур используют трубочки из гофрированной бумаги, или разноцветных салфеток.
Создание гофротрубочек – это ещё одно интересное применение бумаги в рукодельных поделках. Суть данной техники состоит в скручивании бумаги в трубочки и создания с их помощью определённых фигурок.
Необходимо запастись: разноцветными салфетками, длинными тонкими палочками, на которые наматывается салфетка (спица, карандаш, клей пва.
Техника: салфетки накручивают на палочку, при накручивании следить, что бы достаточно плотно прилегала к палочке, после скручивания равномерно стягивать бумагу – таким образом придаётся эффект гофрирования. Гофрированные трубочки хорошо держат форму и выглядят очень эффектно, можно создавать самые удивительные композиции. Кроме того они могут служить в качестве декора для других рукодельных поделок.
Выводы: Без развития творческих способностей через продуктивную деятельность невозможно интеллектуальное развитие ребенка. Они связаны между собой и активизируют деятельность друг друга. Поэтому можно сказать, чем больше ребенок умеет делать руками, тем он умнее.
Опыт проведения занятий по продуктивным видам деятельности показал, что они помогают многогранному, всестороннему развитию детей.
1.Они развивают творческое воображение ребенка, способствует развитию мускулатуры руки, координации, развивают свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать.
2.Продуктивная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положение в пространстве.
3.В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность, для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо совершать трудовые действия, овладеть определенными умениями.
4.На занятиях продуктивной деятельностью, успешно реализуется интегрированный подход. Занятия позволяют снять перенапряжения, страхи детей.