Нравственные проблемы на уроках литературного чтения при изучении басен И.А. Крылова
Л.А. Пасисниченко
МБОУ «Лицей №1 им. академика Б.Н.Петрова»
Учитель начальных классов
Нравственные проблемы на уроках литературного чтения при изучении басен И.А. Крылова
Сегодня вопрос нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся сегодня обозначено в федеральных государственных образовательных стандартах как одно из ключевых направлений деятельности современной школы. Актуальность данной проблемы очень высока, поэтому современная школа должна стать школой новых возможностей для каждого ребенка, обеспечить не только интеллектуальное развитие, информационную грамотность, но и сформировать духовно-нравственную, гражданскую позицию.
В основе программы по литературному чтению лежит утверждение - благодаря вдумчивому прочтению произведений русской классической литературы происходит становление личности младшего школьника, формируется его внутренний мир.
Еще В.А. Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу добрых чувств».
Исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
Если обратиться к краткому словарю по философии, можно увидеть, понятие нравственности приравнено к понятию мораль «Мораль (лат. mores- нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» [16, с. 191-192].
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека» [16, с. 191-192].
С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы читаем: «Нравственность - это внутреннее, духовное качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [20, с. 414].
Одной из важнейших задач, которая стоит перед учителем, является формирование таких качеств личности как совесть, долг, честь, достоинство, патриотизм. Каждый понимает, что их нужно воспитывать с младенчества, воспитывать всегда, при любых социально-экономических условиях. Как никогда, актуальна эта проблема и сейчас.
На уроках литературного чтения эта идея воплощается через грамотный, умелый подбор произведений автором-разработчиком учебника. В учебниках «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецким, М.В. Головановой УМК «Перспектива» включены лучшие произведения. Важно, что выбор произведений, включенных в учебники, соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
Очень важно начать решать нравственные проблемы в начальных классах, так как оттого, что ребёнок увидит и услышит в детстве, зависит формирование его сознания к миру. Благодаря изучению басен И.А. Крылова, дети глубже познают мир, получают представление о нормах поведения в обществе. Басни И.А. Крылова – это целый мир жизненных явлений и образов, это - поучительные истории, которые являются средствами духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Каждая басня - это положительная направленность того или иного суждения всегда присутствует в басне и при правильно организованной работе хорошо осознается школьниками. Что осуждает басня? Чему учит?
Успех работы над басней определяется рядом условий. Во-первых, важно в процессе анализа басни помочь ученику живо представить развития действия, ярко воспринять образы. Поэтому целесообразно предлагать учащимся словесное рисование, чтение в лицах на заключительном этапе работы. Таким образом, в процессе изучения басен, учитель получает возможность не только познакомить детей с конкретным содержанием произведений, но и формировать на базе нравственные качества будущей личности.
Именно на выявление мнений учащихся нацелен диалог, организованный учителем после знакомства с басней И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Авторами учебника «Родная речь» Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецким, М.В. Головановой предусмотрен диалог учащихся, выявляющий нравственные позиции персонажей: «Кто из героев басни тебе понравился и почему? Справедливо или нет поступил Муравей? Сочувствуешь ли ты Стрекозе?»
Представьте себе Стрекозу. Какая она была летом? А зимой? Опишите ее.
Найдите в басне строчки, подтверждающие ее легкомыслие, беззаботность, хвастливость. Автор называет Стрекозу «попрыгунья». Он ее осуждает или смеется над ней? Каким изобразил И.А. Крылов Муравья? Как он относится к своему герою? Есть ли в басне мораль?
Попробуйте от имени Стрекозы рассказать историю, которая с ней приключилась. Подходит ли к этой басне пословица
«Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь»?
Следующая басня, которая рассматривается в учебнике по литературному чтению во втором классе - это «Ворона и лисица». Она достаточно сложна по замыслу и своим художественно-изобразительным средствам. Для ее полного понимания нужна предварительная словарная работа и обязательное прочтение басни учащимися про себя. Ребята отмечают, что характерной особенностью героев этих басен является неискренность, желание угодить друг другу, чрезмерная лесть. И.А. Крылов, высмеивая эти черты характера, не идет обычным путем, а выбирает такие слова, как «голубушка», «носок», «голосок», «глазки», «милый», «красавица», тем самым придавая особый иронический оттенок в описании поступков героев. Употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами для того, чтобы ярче, выпуклее показать лесть и угодничество героев. Учащиеся замечают и то, как постепенно нарастает в словах неискренность, лесть героев. Ученики дают ответы на вопросы:
Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?
Почему именно Лисица льстит Вороне?
Как бы вы охарактеризовали Ворону? Почему автор осуждает Ворону?
Как автор передает радость Вороны? Прочитайте слова басни.
На самом ли деле Лисица думает так, как говорит?
Прочитав эту басню, учащиеся должны понять ее поучительную мысль, которая выражается в низости лести и глупости человека, ценящим эту лесть. На этом примере автор учит не верить льстецам, которые преследуя свои корыстные цели, идут на любой обман.
В третьем и четвертом классах изучаются басни: «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна». В басне «Мартышка и очки» мораль содержится в самом конце произведения. Даже когда предлагаемая вещь весьма полезна, не зная, в чем именно, невежда придет к решению, что нет в ней никакого толка. Эта басня весьма иронична, сразу становится понятно, что речь идет о невеждах, не разбирающихся в науке. В произведении высмеиваются определенные пороки и недостатки, имеющиеся у человека. Басня Крылова "Мартышка и очки" говорит о том, что автор смеется не над этой конкретной обезьяной, а над всеми невеждами, не желающими разбираться в очевидном. Мартышка в басне пишется с большой буквы, из чего можно сделать вывод, что это не просто животное, а в роли него выступает человек.
После прочтения басни школьники делают вывод о том, что существуют люди, которые сами ничего не знают, но при этом высказываются по любому поводу, понимают ли они предмет обсуждения или нет, и поучают других.
В результате изучения этих басен проводится работа по обогащению словарного запаса детей, выясняется смысл таких слов как «невежда», «ужимки», «сатира», «на руку не чист», «лесть», «льстец», «гнусный».
За сорок лет И.А. Крылов написал более двухсот басен, обогатил русский язык крылатыми, образными, остроумными выражениями, его басни заучивали наизусть, пересказывали друг другу и генералы, и купцы, и бедняки. Почему? Потому что в этих баснях есть всем урок, все видят себя как в зеркале. Это является актуальным и в наше время.
Благодаря изучению басен И.А. Крылова, школьники усваивают основные положительные и отрицательные нравственные качества человека: вежливость, верность, вера в человека, грубость, корысть, правдивость, скромность, совесть, терпимость, трудолюбие, уважение, человечность, честность, чуткость; важные категории и понятия этики: добро и зло, правда и ложь, обман, культурный человек, манеры, общение, поведение, чувство, любовь, дружба, забота, обида.
Можно сделать вывод, что нравственное воспитание младших школьников будет осуществляться более эффективно, если:
1) на уроке литературного чтения формировать у детей представления о нравственных категориях;
2) при анализе басни учащиеся будут оценивать поступки ее персонажей;
3) на основе знаний нравственных понятий и их сущности школьники будут выстраивать свои отношения с товарищами.
Таким образом, изучение басен И.А. Крылова на уроках литературного чтения в начальных классах, способствует воспитанию нравственных качеств личности. Исчерпывающую характеристику басням И.А. Крылова дал В.Г. Белинский «В них вся житейская мудрость, плод практической опытности, и своей собственной, и завещанной отцами из рода в род».
Список использованных источников
Алексеева А.Т. Формирование читательских интересов младших школьников [Электронный ресурс] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Дановский А.В. Создатель русской реалистической басни. // Начальная школа. – 2004. - №6. – с. 119-122.
Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. - М.: Просвещение, 1979 г.
Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению / С.Н.Костромина. - М.: Ось-89, 2006. - 240с.
Мороз Е. И. Приобщение младших школьников к самостоятельной читательской деятельности. [Электронный ресурс] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.в. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 стр.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315