Индивидуальные занятия: Автоматизация свистящих звуков
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.Приложение к рабочей тетради «Развитие артикуляционной и мелкой моторики
. Автор составитель: Ирина Николаевна Кукушкина,
учитель
логопед высшей квалификационной категори.
Приложени
е
к авторской программе «Развития артикуляционной моторики»
1.
Рабочая тетрадь: Развитие артикуляционной моторики
2.
Занятия по автоматизации и дифференциации звуков
Приложение к рабочей тетради «Развитие артикуляционной и мелкой моторики
. Автор составитель: Ирина Николаевна Кукушкина,
учитель
логопед высшей квалификационной категори.
Занятие №1
Звук
С
1.
Повторение общих упражнени
й
(
повторять ежедневно, перед зеркалом)
-
«Заборчик»
-
зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке, «Трубочка»
-
губы вытянуты
вперёд. Чередование этих движений 20 раз.
-
Широко открыть рот, считая про себя до 10. Спокойно закрыть. Повторить 10 раз.
-
Язык вверх,
за зубы, вниз. Рот широко открыт. 10 раз.
2.
Базовое упражнение «Насос». Выполнять ежедневно, строго соблюдать
методические указания.
Цель упражнения.
Выработать умение у ребенка не отрывать язык от зубов из
позиции язык под нижними зубами.
Выполнение упра
жнения.
Широкий язык положить под нижние зубы, прижать
их, сделать вдох, и, делая резко выдох, произносить с
-
с
-
с, как будто качать насос.
Методические указания.
Следить, чтобы язык был прижат нижними зубами. Зубы
в «заборчике». Струйка воздуха прохладная.
Для контроля подуть на руку.
3.
Автоматизация звука
-
в слогах:
са
-
са
-
са са
-
со
-
са са
-
са
-
с
о
со
-
со
-
со со
-
са
-
с
о
со
-
со
-
с
а
-
в словах:
сани сосна Соня досада
сабля коса
соль высокий
салат лесок фасоль носок
салют сок рассол
колбаса
-
в словосочетаниях:
Сонина сумка
Вкусное мясо
Сосна растёт
Спелые абрикосы
-
в предложениях:
Соня несёт сумку. Соб
ака ест мясо. На суку сидит сорока. Стакан стоит на столе.
Самосвал свалил песок. Высоко в небе летит самиолёт.
4.
Наизусть.
Са
-
со
-
са
у Сони длинная коса
;
Со
-
са
-
со
-
у машины отвалилось колесо;
5.
Запомнить.
Звук
-
мы слышим, произносим
Букву
-
видим, пишем.
Приложение к рабочей тетради «Развитие артикуляционной и мелкой моторики
. Автор составитель: Ирина Николаевна Кукушкина,
учитель
логопед высшей квалификационной категори.
Занятие №
2
Звук С
1.
Повторение общих упражнений (повторять ежедневно, перед зеркалом)
-
«Заборчик»
-
зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке, «Трубочка»
-
губы вытянуты
вперёд. Чередование этих движений 20 раз.
-
Шир
око открыть рот, считая про себя до 10. Спокойно закрыть. Повторить 10 раз.
-
Язык вверх, за зубы, вниз. Рот широко открыт. 10 раз.
2.
Базовое упражнение «Насос». Выполнять ежедневно, строго соблюдать
методические указания.
Цель упражнения.
Выработать умение
у ребенка не отрывать язык от зубов из
позиции язык под нижними зубами.
Выполнение упражнения.
Широкий язык положить под нижние зубы, прижать
их, сделать вдох, и, делая резко выдох, произносить с
-
с
-
с, как будто качать насос.
Методические указания.
Следи
ть, чтобы язык был прижат нижними зубами. Зубы
в «заборчике». Струйка воздуха прохладная. Для контроля подуть на руку.
3.
Автоматизация звука
-
в слогах:
со
-
са
-
со са
-
са
-
со ас
-
ас
-
ас
са
-
со
-
са со
-
со
-
са ос
-
ос
-
ос
-
в словах:
соб
ака солнце карась соль строительство
лист сирень космос
-
в словосочетаниях:
красивая сирень;
рассыпать соль;
со
лнце светит;
весело плещется карась;
-
в предложениях:
Собака сидит. Высоко в поднебесье светит солнце. В саду распустилась сирень.
Сестра рассыпала соль.
4.
Выучить наизусть.
Со
-
со
-
со, мчится быстро колесо;
Су
-
су
-
су, дайте Глебу колбасу;
Сы
-
сы
-
сы, пишем мы сейчас иксы;
Са
-
са
-
са, больно жалит нас оса.
5.
Развитие мелкой моторики.
Найти картинку и вырезать предмет на изучаемый звук, в начале, в середине и конце
слова. Затем наклеить в тетрадь.
Приложение к рабочей тетради «Развитие артикуляционной и мелкой моторики
. Автор составитель: Ирина Николаевна Кукушкина,
учитель
логопед высшей квалификационной категори.
Занятие №5
З
вук С
1.
Повторение общих упражнений
(повторять ежедневно, перед зеркалом)
-
«Заборчик»
-
зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке, «Трубочка»
-
губы вытянуты
вперёд. Чередование этих движений 20 раз.
-
Широко открыть рот, считая про себя до 10. Спокойно закрыть
. Повторить 10 раз.
-
Язык вверх, за зубы, вниз. Рот широко открыт. 10 раз.
2.
Базовое упражнение «Насос».
Выполнять ежедневно, строго соблюдать
методические указания.
Цель упражнения.
Выработать умение у ребенка не отрывать язык от зубов из
позиции язык под
нижними зубами.
Выполнение упражнения.
Широкий язык положить под нижние зубы, прижать
их, сделать вдох, и, делая резко выдох, произносить с
-
с
-
с, как будто качать насос.
Методические указания.
Следить, чтобы язык был прижат нижними зубами. Зубы
в «заборч
ике». Струйка воздуха прохладная. Для контроля подуть на руку.
3.
Автоматизация звука
-
в слогах:
са
-
со
-
са ус
-
ос
-
ус су
-
со
-
су ос
-
ас
-
ос
со
-
са
-
со ис
-
ас
-
ос са
-
су
-
со ус
-
ос
-
ас
-
в словах:
сом
сук осколок
сало соловей сорока
уксус песок весна
-
в словосочетаниях:
кислый уксус;
морской песок;
сладкий квас; солёное сало;
сломанный сук; соловьиная песня.
-
в предложениях:
На столе стоит стакан. Салат из капусты. У собаки в миске суп. Саша
постирал
носки.
4.
Выучить наизусть.
Со
-
со
-
со
у Алеши колесо;
Су
-
су
-
су
страшно одному в лесу;
Сы
-
сы
-
сы
на полу стоят весы.
5.
Развитие мелкой моторики.
Найти картинку и вырезать предмет на изучаемый звук, в начале, в
середине и конце
слова. Затем наклеить в тетрадь.
Приложение к рабочей тетради «Развитие артикуляционной и мелкой моторики
. Автор составитель: Ирина Николаевна Кукушкина,
учитель
логопед высшей квалификационной категори.
Занятие №6
Звук С
1.
Повторение общих упражнений
(повторять ежедневно, перед зеркалом)
-
«Заборчик»
-
зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке, «Трубочка»
-
губы вытянуты
вперёд. Чередование этих д
вижений 20 раз.
-
Широко открыть рот, считая про себя до 10. Спокойно закрыть. Повторить 10 раз.
-
Язык вверх, за зубы, вниз. Рот широко открыт. 10 раз.
2.Базовое упражнение «Насос».
Выполнять ежедневно, строго соблюдать методические
указания.
Цель упра
жнения.
Выработать умение у ребенка не отрывать язык от зубов из
позиции язык под нижними зубами.
Выполнение упражнения.
Широкий язык положить под нижние зубы, прижать
их, сделать вдох, и, делая резко выдох, произносить с
-
с
-
с, как будто качать насос.
Мет
одические указания.
Следить, чтобы язык был прижат нижними зубами. Зубы
в «заборчике». Струйка воздуха прохладная. Для контроля подуть на руку.
3. Автоматизация звука
-
в слогах:
са
-
су
-
са ас
-
ос
-
ас ос
-
ас
-
ос
су
-
са
-
су со
-
са
-
со
ус
-
ос
-
ас
-
в словах:
собака насос лиса
самолет носки бусы
слон миска лес
-
в словосоче
таниях:
городская скамейка; морской песок;
красный пылесос; пушистая снежинка;
-
в предложениях:
В институте высокая лестница. Растет сладкая редиска. В саду стоит старый
сарай.
4. Выучи
ть наизусть.
Со
-
со
-
со
у Алеши колесо;
Су
-
су
-
су
страшно одному в лесу;
Сы
-
сы
-
сы
на полу стоят весы.
5. Развитие мелкой моторики.
Найти картинку и вырезать предмет на изучаемый звук, в начале, в середине и конце
слова. Затем
наклеить в тетрадь.
Приложение к рабочей тетради «Развитие артикуляционной и мелкой моторики
. Автор составитель: Ирина Николаевна Кукушкина,
учитель
логопед высшей квалификационной категори.
Занятие №7
Звук С
1.
Повторение общих упражнений
(повторять ежедневно, перед зеркалом)
-
«Заборчик»
-
зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке, «Трубочка»
-
губы вытянуты
вперёд. Чередование этих движений 20 раз.
-
Широко о
ткрыть рот, считая про себя до 10. Спокойно закрыть. Повторить 10 раз.
-
Язык вверх, за зубы, вниз. Рот широко открыт. 10 раз.
2.Базовое упражнение «Насос».
Выполнять ежедневно, строго соблюдать методические
указания.
Цель упражнения.
Выработать умение
у ребенка не отрывать язык от зубов из
позиции язык под нижними зубами.
Выполнение упражнения.
Широкий язык положить под нижние зубы, прижать
их, сделать вдох, и, делая резко выдох, произносить с
-
с
-
с, как будто качать насос.
Методические указания.
Следит
ь, чтобы язык был прижат нижними зубами. Зубы
в «заборчике». Струйка воздуха прохладная. Для контроля подуть на руку.
3. Автоматизация звука
-
в слогах:
со
-
са
-
со ус
-
ус
-
ас ос
-
ас
-
ос
ос
-
ас
-
ос су
-
са
-
со ус
-
ос
-
ас
-
в словах:
с
оболь ласка глобус
санки капуста автобус
стол редиска нос
-
в словосочетаниях:
стеклянный стол;
светлая коса;
смешной нос; красные бусы;
-
в предложениях:
На стене висят часы. У Сони есть кресло. На столе лежит скатерть.
4. Выучить наизусть.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Самшит, самшит к
ак ты крепко сшит.
5. Развитие мелкой моторики.
Найти картинку на изучаемый звук и обвести ее в тетрадь.
Приложение к рабочей тетради «Развитие артикуляционной и мелкой моторики
. Автор составитель: Ирина Николаевна Кукушкина,
учитель
логопед высшей квалификационной категори.
Занятие №8
Звук С
1.
Повторение общих упражнений
(повторять ежедневно, перед зеркалом)
-
«Заборчик»
-
зубы сомкнуты, губы в широкой
улыбке, «Трубочка»
-
губы вытянуты
вперёд. Чередование этих движений 20 раз.
-
Широко открыть рот, считая про себя до 10. Спокойно закрыть. Повторить 10 раз.
-
Язык вверх, за зубы, вниз. Рот широко открыт. 10 раз.
2.Базовое упражнение «Насос».
Выполнять
ежедневно, строго соблюдать методические
указания.
Цель упражнения.
Выработать умение у ребенка не отрывать язык от зубов из
позиции язык под нижними зубами.
Выполнение упражнения.
Широкий язык положить под нижние зубы, прижать
их, сделать вдох, и, дела
я резко выдох, произносить с
-
с
-
с, как будто качать насос.
Методические указания.
Следить, чтобы язык был прижат нижними зубами. Зубы
в «заборчике». Струйка воздуха прохладная. Для контроля подуть на руку.
3. Автоматизация звука
-
в слогах:
се
-
се
-
се
ись
-
ись
-
ись ос
-
ас
-
ос
си
-
си
-
си ась
-
ась
-
ась ус
-
ос
-
ас
-
в словах:
сено письмо гусь
село велосипед рысь
семечки
васильки лось
-
в словосочетаниях:
красивая сирень; серые семечки;
Васин гусь; красные бусы;
-
в предложениях:
Сима собирает васильки. Лось живет в лесу. Апельсиновый си
роп в миске.
4. Выучить наизусть.
Ось
-
ось
-
ось
земная ось.
Юсь
-
юсь
-
юсь
боюсь.
5. Развитие мелкой моторики.
Найти картинку на изучаемый звук и обвести ее в тетрадь.
Приложение к рабочей тетради «Развитие артикуляционной и мелкой моторики
. Автор составитель: Ирина Николаевна Кукушкина,
учитель
логопед высшей квалификационной категори.
Занятие №
9
Звук З
1.
Повторение общих упражнений (повторять ежедневно, п
еред зеркалом)
-
«Заборчик»
-
зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке, «Трубочка»
-
губы вытянуты
вперёд. Чередование этих движений 20 раз.
-
Широко открыть рот, считая про себя до 10. Спокойно закрыть. Повторить 10 раз.
-
Язык вверх, за зубы, вниз. Рот широк
о открыт. 10 раз.
2.
Базовое упражнение «Комарик». Выполнять ежедневно, строго соблюдать
методические указания.
Цель упражнения.
Выработать умение у ребенка не отрывать язык от зубов из
позиции язык под нижними зубами.
Выполнение упражнения.
Зубы в заборчик
, произносим звук з, выполняем
упражнение «Посвистеть», только включаем голос.
Методические указания.
Следить,
чтобы язык был прижат нижними зубами. Зубы в «заборчике». Струйка воздуха
прохладная. Для контроля подуть на руку.
3.
Автоматизация звука
-
в слогах:
за
-
за
-
за аз
-
оз
-
из
зо
-
зу
-
зы оз
-
уз
-
оз
-
в словах:
зайка азбука глаза
замок незабудка ваза
-
в словосочетаниях:
серый зайчик железный з
амок
разрезная азбука железный гвоздь
-
в предложениях:
Завод производит вазы. Забор украшен узорами.
4.
Выучить наизусть.
Зо
-
за
-
за
-
коза;
Зы
-
зы
-
зы
-
вазы;
5.
Развитие мелкой моторики.
Найти картинки на заданный звук в начале, середине и конце
с
лова. Наклеить в тетрадь.
Приложение к рабочей тетради «Развитие артикуляционной и мелкой моторики
. Автор составитель: Ирина Николаевна Кукушкина,
учитель
логопед высшей квалификационной категори.
Занятие №
10
Звук З
1.
Повторение общих упражнений (повторять ежедневно, перед зеркалом)
-
«Заборчик»
-
зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке, «Трубочка»
-
губы вытянуты
вперёд. Чередование этих движений 20 раз.
-
Широ
ко открыть рот, считая про себя до 10. Спокойно закрыть. Повторить 10 раз.
-
Язык вверх, за зубы, вниз. Рот широко открыт. 10 раз.
2
. Базовое упражнение «Комарик». Выполнять ежедневно, строго соблюдать
методические указания.
Цель упражнения.
Выработать у
мение у ребенка не отрывать язык от зубов из
позиции язык под нижними зубами.
Выполнение упражнения.
Зубы в заборчик, произносим звук з, выполняем
упражнение «Посвистеть», только включаем голос.
Методические указания.
Следить,
чтобы язык был прижат нижним
и зубами. Зубы в «заборчике». Струйка воздуха
прохладная. Для контроля подуть на руку.
3. Автоматизация звука
-
в слогах:
за
-
зо
-
зу
-
зы аз
-
оз
-
уз
зо
-
зу
-
зо
-
за зы
-
за
-
зо
-
в словах:
зайка коза
глаза
завод ваза мозаика
замок роза фазан
-
в словосочетаниях:
резвая коза спелый арбуз
резной забор красный язык
-
в предложениях:
На
окне ваза с незабудками. Роза завяла. Дом закрывают на
замок.
4. Выучить наизусть.
За
-
за
-
за
по двору бежит коза;
Зы
-
зы
-
зы
полны воды тазы;
5. Развитие мелкой моторики.
Найти картинки на заданный звук в начале, середине и конце слова. Наклеить в
тетрад
ь.
Приложение к рабочей тетради «Развитие артикуляционной и мелкой моторики
. Автор составитель: Ирина Николаевна Кукушкина,
учитель
логопед высшей квалификационной категори.
Занятие №
11
Звук З
1.
Повторение общих упражнений (повторять ежедневно, перед зеркалом)
-
«Заборчик»
-
зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке, «Трубочка»
-
губы вытянуты
вперёд. Чередование этих движений 20 раз.
-
Широко открыть рот, считая про
себя до 10. Спокойно закрыть. Повторить 10 раз.
-
Язык вверх, за зубы, вниз. Рот широко открыт. 10 раз.
2
. Базовое упражнение «Комарик». Выполнять ежедневно, строго соблюдать
методические указания.
Цель упражнения.
Выработать умение у ребенка не отрывать
язык от зубов из
позиции язык под нижними зубами.
Выполнение упражнения.
Зубы в заборчик, произносим звук з, выполняем
упражнение «Посвистеть», только включаем голос.
Методические указания.
Следить,
чтобы язык был прижат нижними зубами. Зубы в «заборчике
». Струйка воздуха
прохладная. Для контроля подуть на руку.
3. Автоматизация звука
-
в слогах:
за
-
зо
-
зу
-
зы аз
-
оз
-
уз
зо
-
зу
-
зо
-
за зы
-
за
-
зо
-
в словах:
зубы язык водолазы
зорька
музыка вазы
заря возок тазы
-
в словосочетаниях:
резной козырек спелые арбузы
разнообразная музыка белые зубы
-
в предложениях:
Зоя забыла
зонтик у Лизы. Зоя любит музыку. На небе заалела
звезда.
4. Выучить наизусть.
За
-
за
-
за
красивые глаза;
Зу
-
зу
-
зу
в тазу;
За
-
зо
-
зу
-
за
собирается гроза.
5. Развитие мелкой моторики.
Найти картинки на заданный звук в начале, середине и конце слова. Накле
ить в
тетрадь.
Приложение к рабочей тетради «Развитие артикуляционной и мелкой моторики
. Автор составитель: Ирина Николаевна Кукушкина,
учитель
логопед высшей квалификационной категори.
Занятие №
12
Звук З
1.
Повторение общих упражнений (повторять ежедневно, перед зеркалом)
-
«Заборчик»
-
зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке, «Трубочка»
-
губы вытянуты
вперёд. Чередование этих движений 20 раз.
-
Широко открыть рот,
считая про себя до 10. Спокойно закрыть. Повторить 10 раз.
-
Язык вверх, за зубы, вниз. Рот широко открыт. 10 раз.
2
. Базовое упражнение «Комарик». Выполнять ежедневно, строго соблюдать
методические указания.
Цель упражнения.
Выработать умение у ребенка
не отрывать язык от зубов из
позиции язык под нижними зубами.
Выполнение упражнения.
Зубы в заборчик, произносим звук з, выполняем
упражнение «Посвистеть», только включаем голос.
Методические указания.
Следить,
чтобы язык был прижат нижними зубами. Зубы
в «заборчике». Струйка воздуха
прохладная. Для контроля подуть на руку.
3. Автоматизация звука
-
в слогах:
азу
-
озу
-
ызу зу
-
зо
-
зу
-
зо
аз
-
оз
-
оз
-
уз за
-
зы
-
зо
-
зу
-
в словах:
зубр
козырёк звезда
зола бизон сазан
зигзаг гнездо ваза
-
в словосочетаниях:
красивый зубр
Зоина ваза
На козырьке зигзаг
-
в предложениях:
Дети запускают змея. На зда
нии знамя. У Зои много знакомых
детей.
4. Выучить наизусть.
К нам зайдет Новый год,
Заведет хоровод.
Зазвенят голоса,
Засверкают глаза.
5. Развитие мелкой моторики.
Найти картинки на заданный звук в начале, середине и конце слова. Наклеить в
тетрадь.
Приложение к рабочей тетради «Развитие артикуляционной и мелкой моторики
. Автор составитель: Ирина Николаевна Кукушкина,
учитель
логопед высшей квалификационной категори.
Занятие №
13
Звук З
1.
Повторение общих упражнений (повторять ежедневно, перед зеркалом)
-
«Заборчик»
-
зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке, «Трубочка»
-
губы вытянуты
вперёд. Чередование этих движений 20 раз.
-
Широко открыть рот, считая про себя до
10. Спокойно закрыть. Повторить 10 раз.
-
Язык вверх, за зубы, вниз. Рот широко открыт. 10 раз.
2
. Базовое упражнение «Комарик». Выполнять ежедневно, строго соблюдать
методические указания.
Цель упражнения.
Выработать умение у ребенка не отрывать язык о
т зубов из
позиции язык под нижними зубами.
Выполнение упражнения.
Зубы в заборчик, произносим звук з, выполняем
упражнение «Посвистеть», только включаем голос.
Методические указания.
Следить,
чтобы язык был пр
ижат нижними зубами. Зубы в «заборчике». Струйка воздуха
прохладная. Для контроля подуть на руку.
3. Автоматизация звука
-
в слогах:
за
-
зо
-
зу аз
-
оз
-
аз
зу
-
зо
-
за уз
-
ыз
-
уз
-
в словах:
замок мо
заика морозы
заяц дразнить слезы
замазка езда береза
-
в словосочетаниях:
сизый голубь
воронье гнездо
резвый бизон
звонкий голос
-
в предложениях:
Дрозды вьют гн
езда. Зою позвали домой. В школе звенит
звонок.
4. Выучить наизусть.
Зда
-
здо
-
зду
-
зды
прилетели дрозды;
Зда
-
здо
-
зда
езда.
5. Развитие мелкой моторики.
Найти картинки на заданный звук в начале, середине и конце слова. Наклеить в
тетрадь.
Приложение к рабочей тетради «Развитие артикуляционной и мелкой моторики
. Автор составитель: Ирина Николаевна Кукушкина,
учитель
логопед высшей квалификационной категори.
Занятие
№
14
Звук З
1.
Повторение общих упражнений (повторять ежедневно, перед зеркалом)
-
«Заборчик»
-
зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке, «Трубочка»
-
губы вытянуты
вперёд. Чередование этих движений 20 раз.
-
Широко открыть рот, считая про себя до 10. Спокой
но закрыть. Повторить 10 раз.
-
Язык вверх, за зубы, вниз. Рот широко открыт. 10 раз.
2
. Базовое упражнение «Комарик». Выполнять ежедневно, строго соблюдать
методические указания.
Цель упражнения.
Выработать умение у ребенка не отрывать язык от зубов из
позиции язык под нижними зубами.
Выполнение упражнения.
Зубы в заборчик, произносим звук з, выполняем
упражнение «Посвистеть», только включаем голос.
Методические указания.
Следить,
чтобы язык был прижат нижними зубами. Зубы в «заборчике». Струйка воздуха
прохладная. Для контроля подуть на руку.
3. Автоматизация звука
-
в слогах:
зи
-
зе
-
зю
-
зё изь
-
азь
-
узь
зя
-
зе
-
зё
-
зи зя
-
зю
-
зе
-
зя
-
в словах:
Зина резина козёл
зима бузина
везёт
зебра корзина нельзя
-
в словосочетаниях:
снежная зима
корзина земляники
у Зина бусы
-
в предложениях:
За окном ветки бузины. В окно залетел дятел. Козел обглодал
березу.
4. Выучить наизусть.
Зе
-
зи
-
зе
корз
ина Зине;
Зе
-
зю
-
зя
хулиганить нельзя;
Зя
-
зя
-
зя
проказник Кузя.
5. Развитие мелкой моторики.
Найти картинки на заданный звук в начале, середине и конце слова. Наклеить в
тетрадь.
Приложение к рабочей тетради «Развитие артикуляционной и мелкой моторики
. Автор составитель: Ирина Николаевна Кукушкина,
учитель
логопед высшей квалификационной категори.
Занятие №
15
Звук З
1.
Повторение общих упражнений (повторять еж
едневно, перед зеркалом)
-
«Заборчик»
-
зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке, «Трубочка»
-
губы вытянуты
вперёд. Чередование этих движений 20 раз.
-
Широко открыть рот, считая про себя до 10. Спокойно закрыть. Повторить 10 раз.
-
Язык вверх, за зубы, вниз.
Рот широко открыт. 10 раз.
2
. Базовое упражнение «Комарик». Выполнять ежедневно, строго соблюдать
методические указания.
Цель упражнения.
Выработать умение у ребенка не отрывать язык от зубов из
позиции язык под нижними зубами.
Выполнение упражнения.
З
убы в заборчик, произносим звук з, выполняем
упражнение «Посвистеть», только включаем голос.
Методические указания.
Следить,
чтобы язык был прижат нижними зубами. Зубы в «заборчике». Струйка воздуха
прохладная. Для контроля подуть на руку.
3. Автоматизация
звука
-
в слогах:
зя
-
зю
-
зе
-
зё изи
-
азя
-
узе
зю
-
зи
-
зе
-
зя зя
-
зю
-
зе
-
зя
-
в словах:
корзина зерно изюм
зелень зяблик гвоздь
вазелин зябнуть
возня
-
в словосочетаниях:
корзина зелени железный гвоздь
зимой зябко зеленое яблоко
-
в предложениях:
Козел привязан к забору. Зимой на улице зябко. Зина, возьми
газету. В саду растет гвоздика.
4. Выучить наизус
ть.
Зне
-
зни
-
зня
во дворе возня;
Зне
-
зни
-
зни
зелень возьми;
Зди
-
зде
-
зди
гвозди.
5. Развитие мелкой моторики.
Найти картинку на заданный звук в середине слова. Наклеить в тетрадь.
Приложение к рабочей тетради «Развитие артикуляционной и мелкой моторики
. Автор составитель: Ирина Николаевна Кукушкина,
учитель
логопед высшей квалификационной категори.
Занятие №
16
Звук З
1.
Повторение общих упражнений (повто
рять ежедневно, перед зеркалом)
-
«Заборчик»
-
зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке, «Трубочка»
-
губы вытянуты
вперёд. Чередование этих движений 20 раз.
-
Широко открыть рот, считая про себя до 10. Спокойно закрыть. Повторить 10 раз.
-
Язык вверх, за зубы
, вниз. Рот широко открыт. 10 раз.
2
. Базовое упражнение «Комарик». Выполнять ежедневно, строго соблюдать
методические указания.
Цель упражнения.
Выработать умение у ребенка не отрывать язык от зубов из
позиции язык под нижними зубами.
Выполнение упражн
ения.
Зубы в заборчик, произносим звук з, выполняем
упражнение «Посвистеть», только включаем голос.
Методические указания.
Следить,
чтобы язык был прижат нижними зубами. Зубы в «заборчике». Струйка воздуха
прохладная. Для контроля подуть на руку.
3. Автома
тизация звука
-
в слогах:
зю
-
зя
-
зё
-
зи зде
-
зди
-
здя
езе
-
изи
-
юзи зьми
-
зьме
-
в словах:
Кузьма зеркало обезьяна
земля зебра тазик
узел
зелено газета
-
в словосочетаниях:
тазик гвоздик свежая газета
зелёная трава железная дверь
-
в предложениях:
Зверей нельзя дразнить. Зеленеют грозди винограда. В
зоо
парке много зверей.
4. Выучить наизусть.
Зме
-
зми
-
змя
по земле ползёт змея;
Зе
-
зи
-
зю
-
зя
Кузьма.
Зажглась зелёная звезда…
Запустят звездолет туда.
5. Развитие мелкой моторики.
Найти картинку на заданный звук в середине слова. Наклеить в тетрадь.
Приложение к рабочей тетради «Развитие артикуляционной и мелкой моторики
. Автор составитель: Ирина Николаевна Кукушкина,
учитель
логопед высшей квалификационной категори.
З
анятие №
17
Звук З
1.
Повторение общих упражнений (повторять ежедневно, перед зеркалом)
-
«Заборчик»
-
зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке, «Трубочка»
-
губы вытянуты
вперёд. Чередование этих движений 20 раз.
-
Широко открыть рот, считая про себя до 10.
Спокойно закрыть. Повторить 10 раз.
-
Язык вверх, за зубы, вниз. Рот широко открыт. 10 раз.
2
. Базовое упражнение «Комарик». Выполнять ежедневно, строго соблюдать
методические указания.
Цель упражнения.
Выработать умение у ребенка не отрывать язык от зу
бов из
позиции язык под нижними зубами.
Выполнение упражнения.
Зубы в заборчик, произносим звук з, выполняем
упражнение «Посвистеть», только включаем голос.
Методические указания.
Следить,
чтобы язык был прижат нижними зубами. Зубы в «заборчике». Струйка
воздуха
прохладная. Для контроля подуть на руку.
3. Автоматизация звука
-
в слогах:
зе
-
зе
-
зё
-
зю ёзе
-
язя
-
изи
езе
-
изи
-
юзи зи
-
зя
-
зю
-
зе
-
в словах:
возить дразнить везде
грозди
ездить звери
зерно земляника корзина
-
в словосочетаниях:
зелёная трава грозди бузины
железная дверь дикие звери
-
в предложениях:
В саду висят спелые
грозди винограда. На грядке растет
базилик. В зоопарке есть зебра.
4. Выучить наизусть.
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.
5. Развитие мелкой моторики.
Найти 3 картинки на заданный звук в с
ередине слова. Вырезать и наклеить в тетрадь.
Приложение к рабочей тетради «Развитие артикуляционной и мелкой моторики
. Автор составитель: Ирина Николаевна Кукушкина,
учитель
логопед высшей квалификационной категори.
Занятие №
18
Звук З, Зь, С, Сь
1.
Повторение общих упражнений (повторять ежедневно, перед зеркалом)
-
«Заборчик»
-
зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке, «Трубочка»
-
губы вытянуты
вперёд. Чередовани
е этих движений 20 раз.
-
Широко открыть рот, считая про себя до 10. Спокойно закрыть. Повторить 10 раз.
-
Язык вверх, за зубы, вниз. Рот широко открыт. 10 раз.
2
. Повторение базовых упражнений «Комарик» и «Насос». Выполнять ежедневно, строго
соблюдать ме
тодические указания.
Цель упражнения.
Выработать умение у ребенка не отрывать язык от зубов из
позиции язык под нижними зубами.
Выполнение упражнения.
Зубы в заборчик, произносим звук з, выполняем
упражнение «Посвистеть», только включаем голос.
Методичес
кие указания.
Следить,
чтобы язык был прижат нижними зубами. Зубы в «заборчике». Струйка воздуха
прохладная. Для контроля подуть на руку.
3. Дифференциация звуков [с], [з], [с’],[з’]:
-
в слогах:
са
-
за
-
са ся
-
зя
зо
-
са
-
зо сё
-
зё
-
в словах:
сазан засуха занавеска
засов засыпать засада
-
в словосочетаниях:
написать записку сизый голубь
возить коляску
-
в предложениях:
Соня Сене загадывает загадку. Зина знает сказ
ку про серого
козлика.
4. Выучить наизусть.
Не забудут Зина с Людой
Синеглазых незабудок.
Много их нарвут и сразу
На окне поставят в вазу.
5. Развитие мелкой моторики.
Нарисовать в тетради вазу.
Приложение к рабочей тетради «Развитие артикуляционной и мелкой моторики
. Автор составитель: Ирина Николаевна Кукушкина,
учитель
логопед высшей квалификационной категори.
Занятие №
1
9
Звук З, Зь, С, Сь
1.
Повторение общи
х упражнений (повторять ежедневно, перед зеркалом)
-
«Заборчик»
-
зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке, «Трубочка»
-
губы вытянуты
вперёд. Чередование этих движений 20 раз.
-
Широко открыть рот, считая про себя до 10. Спокойно закрыть. Повторить 10 раз.
-
Язык вверх, за зубы, вниз. Рот широко открыт. 10 раз.
2
. Повторение базовых упражнений «Комарик» и «Насос». Выполнять ежедневно, строго
соблюдать методические указания.
Цель упражнения.
Выработать умение у ребенка не отрывать язык от зубов из
позиции язы
к под нижними зубами.
Выполнение упражнения.
Зубы в заборчик, произносим звук з, выполняем
упражнение «Посвистеть», только включаем голос.
Методические указания.
Следить,
чтобы язык был прижат нижними зубами. Зубы в «заборчике». Струйка воздуха
прохладная
. Для контроля подуть на руку.
3. Дифференциация звуков [с], [з], [с’],[з’]:
-
в слогах:
зя
-
ся
-
зя азь
-
узь
-
изь
-
ись
са
-
со
-
за ас
-
аз
-
оз
-
ус
-
в словах:
сезон селезёнка закваска
созыва
ть слеза засуха
-
в словосочетаниях:
сильный мороз ранняя весна
небесный занавес северный ветер
-
в предложениях:
Зоя взяла синий зонт. У Лизы зелёные глаза. Зина увидела
созвездие.
4.
Выучить наизусть.
На земле он все умней,
Потому и всех сильней.
5. Развитие мелкой моторики.
Обвести в тетрадь квадрат.
Приложение к рабочей тетради «Развитие артикуляционной и мелкой моторики
. Автор составитель: Ирина Николаевна Кукушкина,
учитель
логопед высшей квалификационной категори.
Занятие №
2
0
Звук З, Зь, С, Сь
1.
Повторение общих упражнений (повторять ежедневно, перед зеркалом)
-
«Заборчик»
-
зубы со
мкнуты, губы в широкой улыбке, «Трубочка»
-
губы вытянуты
вперёд. Чередование этих движений 20 раз.
-
Широко открыть рот, считая про себя до 10. Спокойно закрыть. Повторить 10 раз.
-
Язык вверх, за зубы, вниз. Рот широко открыт. 10 раз.
2
. Повторение базо
вых упражнений «Комарик» и «Насос». Выполнять ежедневно, строго
соблюдать методические указания.
Цель упражнения.
Выработать умение у ребенка не отрывать язык от зубов из
позиции язык под нижними зубами.
Выполнение упражнения.
Зубы в заборчик, произносим
звук з, выполняем
упражнение «Посвистеть», только включаем голос.
Методические указания.
Следить,
чтобы язык был прижат нижними зубами. Зубы в «заборчике». Струйка воздуха
прохладная. Для контроля подуть на руку.
3. Дифференциация звуков [с], [з], [с’],[з
’]:
-
в слогах:
со
-
за
-
су
-
зы се
-
зе
-
зю
-
сё
аз
-
ос
-
ус
-
из иси
-
язя
-
юзю
-
ёсе
-
в словах:
созвездие селезень
заставка сизый
-
в словосочетаниях:
зелёный автобус
красивое создание
небесное созвездие ранняя зима
-
в предложениях:
Саша косит газон. У Зои красные серёжки. После дождя
свежий воздух.
4. Выучить наизусть.
В магазин пришли с работы
Покупатели еноты.
Покупать у продавца
Два со
леных огурца.
5. Развитие мелкой моторики.
Найти, вырезать и вклеить в тетрадь картинки на изучаемые звуки.
Приложение к рабочей тетради «Развитие артикуляционной и мелкой моторики
. Автор составитель: Ирина Николаевна Кукушкина,
учитель
логопед высшей квалификационной категори.
Занятие №
21
Звук З, Зь, С, Сь
1.
Повторение общих упражнений (повторять ежедневно, перед зеркалом)
-
«Заборчик»
-
зубы сомкнуты, губы в
широкой улыбке, «Трубочка»
-
губы вытянуты
вперёд. Чередование этих движений 20 раз.
-
Широко открыть рот, считая про себя до 10. Спокойно закрыть. Повторить 10 раз.
-
Язык вверх, за зубы, вниз. Рот широко открыт. 10 раз.
2
. Повторение базовых упражнений
«Комарик» и «Насос». Выполнять ежедневно, строго
соблюдать методические указания.
Цель упражнения.
Выработать умение у ребенка не отрывать язык от зубов из
позиции язык под нижними зубами.
Выполнение упражнения.
Зубы в заборчик, произносим звук з, выпол
няем
упражнение «Посвистеть», только включаем голос.
Методические указания.
Следить,
чтобы язык был прижат нижними зубами. Зубы в «заборчике». Струйка воздуха
прохладная. Для контроля подуть на руку.
3. Дифференциация звуков [с], [з], [с’],[з’]:
-
в слогах:
су
-
за
-
со
-
зу зе
-
се
-
зя
-
зю
со
-
зо
-
со
-
зо сё
-
ся
-
зё
-
зи
-
в словах:
серьёзный застудить засечь
зоосад заснуть застегнуть
-
в словосочетаниях:
с
ерьёзное занятие застегнуть сапоги
застудить нос зелёный свитер
-
в предложениях:
Сёма и Зоя пошли в зоосад. Сазан
вкусная рыба. Зоя возит
Соню в коляске.
4. Выучить наизусть.
Зе
-
зи
-
сю
-
зю
Зоя любит бирюзу;
З
ю
-
си
-
сё
-
се
насекомое в росе.
5. Развитие мелкой моторики.
Найти, вырезать и вклеить в тетрадь картинки на изучаемые звуки.
Приложение к рабочей тетради «Развитие артикуляционной и мелкой моторики
. Автор составитель: Ирина Николаевна Кукушкина,
учитель
логопед высшей квалификационной категори.
Занятие №
22
Звук Ц
1.
Повторение общих упражнений (повторять ежедневно, перед зеркалом)
-
«Заборчик»
-
зубы сомкнут
ы, губы в широкой улыбке, «Трубочка»
-
губы вытянуты
вперёд. Чередование этих движений 20 раз.
-
Широко открыть рот, считая про себя до 10. Спокойно закрыть. Повторить 10 раз.
-
Язык вверх, за зубы, вниз. Рот широко открыт. 10 раз.
2
. Развитие дыхания и р
азучивание базового упражнения.
Перед постановкой звука [ц]
проводится упражнение в поочерёдном произношении звуков [т] и [с]. Сначала звуки
произносятся медленно, затем темп убыстряется и звуки произносятся без перерыва: тс
-
тс
-
тс.
Выполнение упражнения.
Перед постановкой звука [ц] проводится упражнение в
поочерёдном произношении звуков [т] и [с]. Сначала звуки произносятся медленно, затем
темп убыстряется и звуки произносятся без перерыва: тс
-
тс
-
тс.
Методические указания.
Следить, чтобы дети произносил
и тэс или тыс.
3. Автоматизация звука:
-
в слогах:
ац
-
оц
-
ец
-
иц
-
яц
оц
-
уц
-
иц
-
ец
-
в словах:
матрац танец птенец
боец месяц отец
-
в словосочетаниях:
цветная акация
интересный концерт
трусливый заяц
-
в
предложениях:
На картинке нарисован заяц. В гнезде, наконец, появился
птенец.
4. Выучить наизусть.
Вовин отец
известный певец.
Цапля важная, носатая
Целый день стоит, как статуя.
5. Развитие мелкой моторики.
Найти 3 картинки на заданный звук в конце с
лова, вырезать и наклеить в тетрадь.
Приложение к рабочей тетради «Развитие артикуляционной и мелкой моторики
. Автор составитель: Ирина Николаевна Кукушкина,
учитель
логопед высшей квалификационной категори.
Занятие №
23
Звук Ц
1.
Повторение общих упражнений (повторять ежедневно, перед зеркалом)
-
«Заборчик»
-
зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке, «Трубочка»
-
губы вытянуты
вперёд. Чередование этих движений 20 ра
з.
-
Широко открыть рот, считая про себя до 10. Спокойно закрыть. Повторить 10 раз.
-
Язык вверх, за зубы, вниз. Рот широко открыт. 10 раз.
2
. Развитие дыхания и повторение базового упражнения.
Выполнение
упражнения.
Перед постановкой звука [ц] проводитс
я упражнение в поочерёдном
произношении звуков [т] и [с]. Сначала звуки произносятся медленно, затем темп
убыстряется и звуки произносятся без перерыва: тс
-
тс
-
тс.
Методические указания.
Следить, чтобы дети произносили тэс или тыс.
3. Автоматизация звука:
-
в слогах:
ац
-
оц
-
уц ца
-
цо
-
цу
ыц
-
иц
-
ец цы
-
це
-
ца
-
в словах:
овца пуговица танцы
птица царапина певцы
-
в словосочетаниях:
весёлые танцы
красивое лицо
жёлтый цыплёнок железная цепь
-
в предложениях:
Цветет акация. В цветнике цветут цветы. На блюдце
леденцы.
4. Выучить наизусть.
Мы делили огурец:
Мне
конец; тебе
конец;
А тебе, Николка,
Меж концами щёлка.
5. Развитие
мелкой моторики.
Нарисовать в тетради круг.
Приложение к рабочей тетради «Развитие артикуляционной и мелкой моторики
. Автор составитель: Ирина Николаевна Кукушкина,
учитель
логопед высшей квалификационной категори.
Занятие №
2
4
Звук Ц
1.
Повторение общих упражнений (повторять ежедневно, перед зеркалом)
-
«Заборчик»
-
зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке, «Трубочка»
-
губы вытянуты
вперёд. Чередование этих дв
ижений 20 раз.
-
Широко открыть рот, считая про себя до 10. Спокойно закрыть. Повторить 10 раз.
-
Язык вверх, за зубы, вниз. Рот широко открыт. 10 раз.
2
. Развитие дыхания и повторение базового упражнения.
Выполнение
упражнения.
Перед постановкой звука
[ц] проводится упражнение в поочерёдном
произношении звуков [т] и [с]. Сначала звуки произносятся медленно, затем темп
убыстряется и звуки произносятся без перерыва: тс
-
тс
-
тс.
Методические указания.
Следить, чтобы дети произносили тэс или тыс.
3. Автомат
изация звука:
-
в слогах:
цы
-
ца
-
цу иц
-
яц
-
ец
уц
-
оц
-
ыц це
-
цу
-
цо
-
в словах:
спица целый цикорий
синица концерт цапля
-
в словосочетаниях:
умница
синица
одинокая цапля
остра
я спица
-
в предложениях:
В пятницу в детском саду будут танцы. Цапля
это птица.
У мамы на пальце кольцо.
4. Выучить наизусть.
ца
-
ца
-
ца
на цветке пыльца.
цу
-
цу
-
цу
я взяла спицу.
цы
-
цы
-
цы
в поле зайцы.
5. Развитие мелкой моторики.
Подобрать картинки
на заданный звук в начале, середине и
конце слова.