Индивидуальные занятия: Автоматизация свистящих звуков


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Приложение к рабочей тетради «Развитие артикуляционной и мелкой моторики . Автор составитель: Ирина Николаевна Кукушкина, учитель ‬ логопед высшей квалификационной категори. Приложени е к авторской программе «Развития артикуляционной моторики» 1. Рабочая тетрадь: Развитие артикуляционной моторики 2. Занятия по автоматизации и дифференциации звуков Приложение к рабочей тетради «Развитие артикуляционной и мелкой моторики . Автор составитель: Ирина Николаевна Кукушкина, учитель ‬ логопед высшей квалификационной категори. Занятие №1 Звук С 1. Повторение общих упражнени й ( повторять ежедневно, перед зеркалом) - «Заборчик» - зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке, «Трубочка» - губы вытянуты вперёд. Чередование этих движений 20 раз. - Широко открыть рот, считая про себя до 10. Спокойно закрыть. Повторить 10 раз. - Язык вверх, за зубы, вниз. Рот широко открыт. 10 раз. 2. Базовое упражнение «Насос». Выполнять ежедневно, строго соблюдать методические указания. Цель упражнения. Выработать умение у ребенка не отрывать язык от зубов из позиции язык под нижними зубами. Выполнение упра жнения. Широкий язык положить под нижние зубы, прижать их, сделать вдох, и, делая резко выдох, произносить с - с - с, как будто качать насос. Методические указания. Следить, чтобы язык был прижат нижними зубами. Зубы в «заборчике». Струйка воздуха прохладная. Для контроля подуть на руку. 3. Автоматизация звука - в слогах: са - са - са са - со - са са - са - с о со - со - со со - са - с о со - со - с а - в словах: сани сосна Соня досада сабля коса соль высокий салат лесок фасоль носок салют сок рассол колбаса - в словосочетаниях: Сонина сумка Вкусное мясо Сосна растёт Спелые абрикосы - в предложениях: Соня несёт сумку. Соб ака ест мясо. На суку сидит сорока. Стакан стоит на столе. Самосвал свалил песок. Высоко в небе летит самиолёт. 4. Наизусть. Са - со - са ‬ у Сони длинная коса ; Со - са - со - у машины отвалилось колесо; 5. Запомнить. Звук - мы слышим, произносим Букву - видим, пишем. Приложение к рабочей тетради «Развитие артикуляционной и мелкой моторики . Автор составитель: Ирина Николаевна Кукушкина, учитель ‬ логопед высшей квалификационной категори. Занятие № 2 Звук С 1. Повторение общих упражнений (повторять ежедневно, перед зеркалом) - «Заборчик» - зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке, «Трубочка» - губы вытянуты вперёд. Чередование этих движений 20 раз. - Шир око открыть рот, считая про себя до 10. Спокойно закрыть. Повторить 10 раз. - Язык вверх, за зубы, вниз. Рот широко открыт. 10 раз. 2. Базовое упражнение «Насос». Выполнять ежедневно, строго соблюдать методические указания. Цель упражнения. Выработать умение у ребенка не отрывать язык от зубов из позиции язык под нижними зубами. Выполнение упражнения. Широкий язык положить под нижние зубы, прижать их, сделать вдох, и, делая резко выдох, произносить с - с - с, как будто качать насос. Методические указания. Следи ть, чтобы язык был прижат нижними зубами. Зубы в «заборчике». Струйка воздуха прохладная. Для контроля подуть на руку. 3. Автоматизация звука - в слогах: со - са - со са - са - со ас - ас - ас са - со - са со - со - са ос - ос - ос - в словах: соб ака солнце карась соль строительство лист сирень космос - в словосочетаниях: красивая сирень; рассыпать соль; со лнце светит; весело плещется карась; - в предложениях: Собака сидит. Высоко в поднебесье светит солнце. В саду распустилась сирень. Сестра рассыпала соль. 4. Выучить наизусть. Со - со - со, мчится быстро колесо; Су - су - су, дайте Глебу колбасу; Сы - сы - сы, пишем мы сейчас иксы; Са - са - са, больно жалит нас оса. 5. Развитие мелкой моторики. Найти картинку и вырезать предмет на изучаемый звук, в начале, в середине и конце слова. Затем наклеить в тетрадь. Приложение к рабочей тетради «Развитие артикуляционной и мелкой моторики . Автор составитель: Ирина Николаевна Кукушкина, учитель ‬ логопед высшей квалификационной категори. Занятие №5 З вук С 1. Повторение общих упражнений (повторять ежедневно, перед зеркалом) - «Заборчик» - зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке, «Трубочка» - губы вытянуты вперёд. Чередование этих движений 20 раз. - Широко открыть рот, считая про себя до 10. Спокойно закрыть . Повторить 10 раз. - Язык вверх, за зубы, вниз. Рот широко открыт. 10 раз. 2. Базовое упражнение «Насос». Выполнять ежедневно, строго соблюдать методические указания. Цель упражнения. Выработать умение у ребенка не отрывать язык от зубов из позиции язык под нижними зубами. Выполнение упражнения. Широкий язык положить под нижние зубы, прижать их, сделать вдох, и, делая резко выдох, произносить с - с - с, как будто качать насос. Методические указания. Следить, чтобы язык был прижат нижними зубами. Зубы в «заборч ике». Струйка воздуха прохладная. Для контроля подуть на руку. 3. Автоматизация звука - в слогах: са - со - са ус - ос - ус су - со - су ос - ас - ос со - са - со ис - ас - ос са - су - со ус - ос - ас - в словах: сом сук осколок сало соловей сорока уксус песок весна - в словосочетаниях: кислый уксус; морской песок; сладкий квас; солёное сало; сломанный сук; соловьиная песня. - в предложениях: На столе стоит стакан. Салат из капусты. У собаки в миске суп. Саша постирал носки. 4. Выучить наизусть. Со - со - со ‬ у Алеши колесо; Су - су - су ‬ страшно одному в лесу; Сы - сы - сы ‬ на полу стоят весы. 5. Развитие мелкой моторики. Найти картинку и вырезать предмет на изучаемый звук, в начале, в середине и конце слова. Затем наклеить в тетрадь. Приложение к рабочей тетради «Развитие артикуляционной и мелкой моторики . Автор составитель: Ирина Николаевна Кукушкина, учитель ‬ логопед высшей квалификационной категори. Занятие №6 Звук С 1. Повторение общих упражнений (повторять ежедневно, перед зеркалом) - «Заборчик» - зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке, «Трубочка» - губы вытянуты вперёд. Чередование этих д вижений 20 раз. - Широко открыть рот, считая про себя до 10. Спокойно закрыть. Повторить 10 раз. - Язык вверх, за зубы, вниз. Рот широко открыт. 10 раз. 2.Базовое упражнение «Насос». Выполнять ежедневно, строго соблюдать методические указания. Цель упра жнения. Выработать умение у ребенка не отрывать язык от зубов из позиции язык под нижними зубами. Выполнение упражнения. Широкий язык положить под нижние зубы, прижать их, сделать вдох, и, делая резко выдох, произносить с - с - с, как будто качать насос. Мет одические указания. Следить, чтобы язык был прижат нижними зубами. Зубы в «заборчике». Струйка воздуха прохладная. Для контроля подуть на руку. 3. Автоматизация звука - в слогах: са - су - са ас - ос - ас ос - ас - ос су - са - су со - са - со ус - ос - ас - в словах: собака насос лиса самолет носки бусы слон миска лес - в словосоче таниях: городская скамейка; морской песок; красный пылесос; пушистая снежинка; - в предложениях: В институте высокая лестница. Растет сладкая редиска. В саду стоит старый сарай. 4. Выучи ть наизусть. Со - со - со ‬ у Алеши колесо; Су - су - су ‬ страшно одному в лесу; Сы - сы - сы ‬ на полу стоят весы. 5. Развитие мелкой моторики. Найти картинку и вырезать предмет на изучаемый звук, в начале, в середине и конце слова. Затем наклеить в тетрадь. Приложение к рабочей тетради «Развитие артикуляционной и мелкой моторики . Автор составитель: Ирина Николаевна Кукушкина, учитель ‬ логопед высшей квалификационной категори. Занятие №7 Звук С 1. Повторение общих упражнений (повторять ежедневно, перед зеркалом) - «Заборчик» - зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке, «Трубочка» - губы вытянуты вперёд. Чередование этих движений 20 раз. - Широко о ткрыть рот, считая про себя до 10. Спокойно закрыть. Повторить 10 раз. - Язык вверх, за зубы, вниз. Рот широко открыт. 10 раз. 2.Базовое упражнение «Насос». Выполнять ежедневно, строго соблюдать методические указания. Цель упражнения. Выработать умение у ребенка не отрывать язык от зубов из позиции язык под нижними зубами. Выполнение упражнения. Широкий язык положить под нижние зубы, прижать их, сделать вдох, и, делая резко выдох, произносить с - с - с, как будто качать насос. Методические указания. Следит ь, чтобы язык был прижат нижними зубами. Зубы в «заборчике». Струйка воздуха прохладная. Для контроля подуть на руку. 3. Автоматизация звука - в слогах: со - са - со ус - ус - ас ос - ас - ос ос - ас - ос су - са - со ус - ос - ас - в словах: с оболь ласка глобус санки капуста автобус стол редиска нос - в словосочетаниях: стеклянный стол; светлая коса; смешной нос; красные бусы; - в предложениях: На стене висят часы. У Сони есть кресло. На столе лежит скатерть. 4. Выучить наизусть. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Самшит, самшит к ак ты крепко сшит. 5. Развитие мелкой моторики. Найти картинку на изучаемый звук и обвести ее в тетрадь. Приложение к рабочей тетради «Развитие артикуляционной и мелкой моторики . Автор составитель: Ирина Николаевна Кукушкина, учитель ‬ логопед высшей квалификационной категори. Занятие №8 Звук С 1. Повторение общих упражнений (повторять ежедневно, перед зеркалом) - «Заборчик» - зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке, «Трубочка» - губы вытянуты вперёд. Чередование этих движений 20 раз. - Широко открыть рот, считая про себя до 10. Спокойно закрыть. Повторить 10 раз. - Язык вверх, за зубы, вниз. Рот широко открыт. 10 раз. 2.Базовое упражнение «Насос». Выполнять ежедневно, строго соблюдать методические указания. Цель упражнения. Выработать умение у ребенка не отрывать язык от зубов из позиции язык под нижними зубами. Выполнение упражнения. Широкий язык положить под нижние зубы, прижать их, сделать вдох, и, дела я резко выдох, произносить с - с - с, как будто качать насос. Методические указания. Следить, чтобы язык был прижат нижними зубами. Зубы в «заборчике». Струйка воздуха прохладная. Для контроля подуть на руку. 3. Автоматизация звука - в слогах: се - се - се ись - ись - ись ос - ас - ос си - си - си ась - ась - ась ус - ос - ас - в словах: сено письмо гусь село велосипед рысь семечки васильки лось - в словосочетаниях: красивая сирень; серые семечки; Васин гусь; красные бусы; - в предложениях: Сима собирает васильки. Лось живет в лесу. Апельсиновый си роп в миске. 4. Выучить наизусть. Ось - ось - ось ‬ земная ось. Юсь - юсь - юсь ‬ боюсь. 5. Развитие мелкой моторики. Найти картинку на изучаемый звук и обвести ее в тетрадь. Приложение к рабочей тетради «Развитие артикуляционной и мелкой моторики . Автор составитель: Ирина Николаевна Кукушкина, учитель ‬ логопед высшей квалификационной категори. Занятие № 9 Звук З 1. Повторение общих упражнений (повторять ежедневно, п еред зеркалом) - «Заборчик» - зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке, «Трубочка» - губы вытянуты вперёд. Чередование этих движений 20 раз. - Широко открыть рот, считая про себя до 10. Спокойно закрыть. Повторить 10 раз. - Язык вверх, за зубы, вниз. Рот широк о открыт. 10 раз. 2. Базовое упражнение «Комарик». Выполнять ежедневно, строго соблюдать методические указания. Цель упражнения. Выработать умение у ребенка не отрывать язык от зубов из позиции язык под нижними зубами. Выполнение упражнения. Зубы в заборчик , произносим звук з, выполняем упражнение «Посвистеть», только включаем голос. Методические указания. Следить, чтобы язык был прижат нижними зубами. Зубы в «заборчике». Струйка воздуха прохладная. Для контроля подуть на руку. 3. Автоматизация звука - в слогах: за - за - за аз - оз - из зо - зу - зы оз - уз - оз - в словах: зайка азбука глаза замок незабудка ваза - в словосочетаниях: серый зайчик железный з амок разрезная азбука железный гвоздь - в предложениях: Завод производит вазы. Забор украшен узорами. 4. Выучить наизусть. Зо - за - за - коза; Зы - зы - зы - вазы; 5. Развитие мелкой моторики. Найти картинки на заданный звук в начале, середине и конце с лова. Наклеить в тетрадь. Приложение к рабочей тетради «Развитие артикуляционной и мелкой моторики . Автор составитель: Ирина Николаевна Кукушкина, учитель ‬ логопед высшей квалификационной категори. Занятие № 10 Звук З 1. Повторение общих упражнений (повторять ежедневно, перед зеркалом) - «Заборчик» - зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке, «Трубочка» - губы вытянуты вперёд. Чередование этих движений 20 раз. - Широ ко открыть рот, считая про себя до 10. Спокойно закрыть. Повторить 10 раз. - Язык вверх, за зубы, вниз. Рот широко открыт. 10 раз. 2 . Базовое упражнение «Комарик». Выполнять ежедневно, строго соблюдать методические указания. Цель упражнения. Выработать у мение у ребенка не отрывать язык от зубов из позиции язык под нижними зубами. Выполнение упражнения. Зубы в заборчик, произносим звук з, выполняем упражнение «Посвистеть», только включаем голос. Методические указания. Следить, чтобы язык был прижат нижним и зубами. Зубы в «заборчике». Струйка воздуха прохладная. Для контроля подуть на руку. 3. Автоматизация звука - в слогах: за - зо - зу - зы аз - оз - уз зо - зу - зо - за зы - за - зо - в словах: зайка коза глаза завод ваза мозаика замок роза фазан - в словосочетаниях: резвая коза спелый арбуз резной забор красный язык - в предложениях: На окне ваза с незабудками. Роза завяла. Дом закрывают на замок. 4. Выучить наизусть. За - за - за ‬ по двору бежит коза; Зы - зы - зы ‬ полны воды тазы; 5. Развитие мелкой моторики. Найти картинки на заданный звук в начале, середине и конце слова. Наклеить в тетрад ь. Приложение к рабочей тетради «Развитие артикуляционной и мелкой моторики . Автор составитель: Ирина Николаевна Кукушкина, учитель ‬ логопед высшей квалификационной категори. Занятие № 11 Звук З 1. Повторение общих упражнений (повторять ежедневно, перед зеркалом) - «Заборчик» - зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке, «Трубочка» - губы вытянуты вперёд. Чередование этих движений 20 раз. - Широко открыть рот, считая про себя до 10. Спокойно закрыть. Повторить 10 раз. - Язык вверх, за зубы, вниз. Рот широко открыт. 10 раз. 2 . Базовое упражнение «Комарик». Выполнять ежедневно, строго соблюдать методические указания. Цель упражнения. Выработать умение у ребенка не отрывать язык от зубов из позиции язык под нижними зубами. Выполнение упражнения. Зубы в заборчик, произносим звук з, выполняем упражнение «Посвистеть», только включаем голос. Методические указания. Следить, чтобы язык был прижат нижними зубами. Зубы в «заборчике ». Струйка воздуха прохладная. Для контроля подуть на руку. 3. Автоматизация звука - в слогах: за - зо - зу - зы аз - оз - уз зо - зу - зо - за зы - за - зо - в словах: зубы язык водолазы зорька музыка вазы заря возок тазы - в словосочетаниях: резной козырек спелые арбузы разнообразная музыка белые зубы - в предложениях: Зоя забыла зонтик у Лизы. Зоя любит музыку. На небе заалела звезда. 4. Выучить наизусть. За - за - за ‬ красивые глаза; Зу - зу - зу ‬ в тазу; За - зо - зу - за ‬ собирается гроза. 5. Развитие мелкой моторики. Найти картинки на заданный звук в начале, середине и конце слова. Накле ить в тетрадь. Приложение к рабочей тетради «Развитие артикуляционной и мелкой моторики . Автор составитель: Ирина Николаевна Кукушкина, учитель ‬ логопед высшей квалификационной категори. Занятие № 12 Звук З 1. Повторение общих упражнений (повторять ежедневно, перед зеркалом) - «Заборчик» - зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке, «Трубочка» - губы вытянуты вперёд. Чередование этих движений 20 раз. - Широко открыть рот, считая про себя до 10. Спокойно закрыть. Повторить 10 раз. - Язык вверх, за зубы, вниз. Рот широко открыт. 10 раз. 2 . Базовое упражнение «Комарик». Выполнять ежедневно, строго соблюдать методические указания. Цель упражнения. Выработать умение у ребенка не отрывать язык от зубов из позиции язык под нижними зубами. Выполнение упражнения. Зубы в заборчик, произносим звук з, выполняем упражнение «Посвистеть», только включаем голос. Методические указания. Следить, чтобы язык был прижат нижними зубами. Зубы в «заборчике». Струйка воздуха прохладная. Для контроля подуть на руку. 3. Автоматизация звука - в слогах: азу - озу - ызу зу - зо - зу - зо аз - оз - оз - уз за - зы - зо - зу - в словах: зубр козырёк звезда зола бизон сазан зигзаг гнездо ваза - в словосочетаниях: красивый зубр Зоина ваза На козырьке зигзаг - в предложениях: Дети запускают змея. На зда нии знамя. У Зои много знакомых детей. 4. Выучить наизусть. К нам зайдет Новый год, Заведет хоровод. Зазвенят голоса, Засверкают глаза. 5. Развитие мелкой моторики. Найти картинки на заданный звук в начале, середине и конце слова. Наклеить в тетрадь. Приложение к рабочей тетради «Развитие артикуляционной и мелкой моторики . Автор составитель: Ирина Николаевна Кукушкина, учитель ‬ логопед высшей квалификационной категори. Занятие № 13 Звук З 1. Повторение общих упражнений (повторять ежедневно, перед зеркалом) - «Заборчик» - зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке, «Трубочка» - губы вытянуты вперёд. Чередование этих движений 20 раз. - Широко открыть рот, считая про себя до 10. Спокойно закрыть. Повторить 10 раз. - Язык вверх, за зубы, вниз. Рот широко открыт. 10 раз. 2 . Базовое упражнение «Комарик». Выполнять ежедневно, строго соблюдать методические указания. Цель упражнения. Выработать умение у ребенка не отрывать язык о т зубов из позиции язык под нижними зубами. Выполнение упражнения. Зубы в заборчик, произносим звук з, выполняем упражнение «Посвистеть», только включаем голос. Методические указания. Следить, чтобы язык был пр ижат нижними зубами. Зубы в «заборчике». Струйка воздуха прохладная. Для контроля подуть на руку. 3. Автоматизация звука - в слогах: за - зо - зу аз - оз - аз зу - зо - за уз - ыз - уз - в словах: замок мо заика морозы заяц дразнить слезы замазка езда береза - в словосочетаниях: сизый голубь воронье гнездо резвый бизон звонкий голос - в предложениях: Дрозды вьют гн езда. Зою позвали домой. В школе звенит звонок. 4. Выучить наизусть. Зда - здо - зду - зды ‬ прилетели дрозды; Зда - здо - зда ‬ езда. 5. Развитие мелкой моторики. Найти картинки на заданный звук в начале, середине и конце слова. Наклеить в тетрадь. Приложение к рабочей тетради «Развитие артикуляционной и мелкой моторики . Автор составитель: Ирина Николаевна Кукушкина, учитель ‬ логопед высшей квалификационной категори. Занятие № 14 Звук З 1. Повторение общих упражнений (повторять ежедневно, перед зеркалом) - «Заборчик» - зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке, «Трубочка» - губы вытянуты вперёд. Чередование этих движений 20 раз. - Широко открыть рот, считая про себя до 10. Спокой но закрыть. Повторить 10 раз. - Язык вверх, за зубы, вниз. Рот широко открыт. 10 раз. 2 . Базовое упражнение «Комарик». Выполнять ежедневно, строго соблюдать методические указания. Цель упражнения. Выработать умение у ребенка не отрывать язык от зубов из позиции язык под нижними зубами. Выполнение упражнения. Зубы в заборчик, произносим звук з, выполняем упражнение «Посвистеть», только включаем голос. Методические указания. Следить, чтобы язык был прижат нижними зубами. Зубы в «заборчике». Струйка воздуха прохладная. Для контроля подуть на руку. 3. Автоматизация звука - в слогах: зи - зе - зю - зё изь - азь - узь зя - зе - зё - зи зя - зю - зе - зя - в словах: Зина резина козёл зима бузина везёт зебра корзина нельзя - в словосочетаниях: снежная зима корзина земляники у Зина бусы - в предложениях: За окном ветки бузины. В окно залетел дятел. Козел обглодал березу. 4. Выучить наизусть. Зе - зи - зе ‬ корз ина Зине; Зе - зю - зя ‬ хулиганить нельзя; Зя - зя - зя ‬ проказник Кузя. 5. Развитие мелкой моторики. Найти картинки на заданный звук в начале, середине и конце слова. Наклеить в тетрадь. Приложение к рабочей тетради «Развитие артикуляционной и мелкой моторики . Автор составитель: Ирина Николаевна Кукушкина, учитель ‬ логопед высшей квалификационной категори. Занятие № 15 Звук З 1. Повторение общих упражнений (повторять еж едневно, перед зеркалом) - «Заборчик» - зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке, «Трубочка» - губы вытянуты вперёд. Чередование этих движений 20 раз. - Широко открыть рот, считая про себя до 10. Спокойно закрыть. Повторить 10 раз. - Язык вверх, за зубы, вниз. Рот широко открыт. 10 раз. 2 . Базовое упражнение «Комарик». Выполнять ежедневно, строго соблюдать методические указания. Цель упражнения. Выработать умение у ребенка не отрывать язык от зубов из позиции язык под нижними зубами. Выполнение упражнения. З убы в заборчик, произносим звук з, выполняем упражнение «Посвистеть», только включаем голос. Методические указания. Следить, чтобы язык был прижат нижними зубами. Зубы в «заборчике». Струйка воздуха прохладная. Для контроля подуть на руку. 3. Автоматизация звука - в слогах: зя - зю - зе - зё изи - азя - узе зю - зи - зе - зя зя - зю - зе - зя - в словах: корзина зерно изюм зелень зяблик гвоздь вазелин зябнуть возня - в словосочетаниях: корзина зелени железный гвоздь зимой зябко зеленое яблоко - в предложениях: Козел привязан к забору. Зимой на улице зябко. Зина, возьми газету. В саду растет гвоздика. 4. Выучить наизус ть. Зне - зни - зня ‬ во дворе возня; Зне - зни - зни ‬ зелень возьми; Зди - зде - зди ‬ гвозди. 5. Развитие мелкой моторики. Найти картинку на заданный звук в середине слова. Наклеить в тетрадь. Приложение к рабочей тетради «Развитие артикуляционной и мелкой моторики . Автор составитель: Ирина Николаевна Кукушкина, учитель ‬ логопед высшей квалификационной категори. Занятие № 16 Звук З 1. Повторение общих упражнений (повто рять ежедневно, перед зеркалом) - «Заборчик» - зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке, «Трубочка» - губы вытянуты вперёд. Чередование этих движений 20 раз. - Широко открыть рот, считая про себя до 10. Спокойно закрыть. Повторить 10 раз. - Язык вверх, за зубы , вниз. Рот широко открыт. 10 раз. 2 . Базовое упражнение «Комарик». Выполнять ежедневно, строго соблюдать методические указания. Цель упражнения. Выработать умение у ребенка не отрывать язык от зубов из позиции язык под нижними зубами. Выполнение упражн ения. Зубы в заборчик, произносим звук з, выполняем упражнение «Посвистеть», только включаем голос. Методические указания. Следить, чтобы язык был прижат нижними зубами. Зубы в «заборчике». Струйка воздуха прохладная. Для контроля подуть на руку. 3. Автома тизация звука - в слогах: зю - зя - зё - зи зде - зди - здя езе - изи - юзи зьми - зьме - в словах: Кузьма зеркало обезьяна земля зебра тазик узел зелено газета - в словосочетаниях: тазик гвоздик свежая газета зелёная трава железная дверь - в предложениях: Зверей нельзя дразнить. Зеленеют грозди винограда. В зоо парке много зверей. 4. Выучить наизусть. Зме - зми - змя ‬ по земле ползёт змея; Зе - зи - зю - зя ‬ Кузьма. Зажглась зелёная звезда… Запустят звездолет туда. 5. Развитие мелкой моторики. Найти картинку на заданный звук в середине слова. Наклеить в тетрадь. Приложение к рабочей тетради «Развитие артикуляционной и мелкой моторики . Автор составитель: Ирина Николаевна Кукушкина, учитель ‬ логопед высшей квалификационной категори. З анятие № 17 Звук З 1. Повторение общих упражнений (повторять ежедневно, перед зеркалом) - «Заборчик» - зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке, «Трубочка» - губы вытянуты вперёд. Чередование этих движений 20 раз. - Широко открыть рот, считая про себя до 10. Спокойно закрыть. Повторить 10 раз. - Язык вверх, за зубы, вниз. Рот широко открыт. 10 раз. 2 . Базовое упражнение «Комарик». Выполнять ежедневно, строго соблюдать методические указания. Цель упражнения. Выработать умение у ребенка не отрывать язык от зу бов из позиции язык под нижними зубами. Выполнение упражнения. Зубы в заборчик, произносим звук з, выполняем упражнение «Посвистеть», только включаем голос. Методические указания. Следить, чтобы язык был прижат нижними зубами. Зубы в «заборчике». Струйка воздуха прохладная. Для контроля подуть на руку. 3. Автоматизация звука - в слогах: зе - зе - зё - зю ёзе - язя - изи езе - изи - юзи зи - зя - зю - зе - в словах: возить дразнить везде грозди ездить звери зерно земляника корзина - в словосочетаниях: зелёная трава грозди бузины железная дверь дикие звери - в предложениях: В саду висят спелые грозди винограда. На грядке растет базилик. В зоопарке есть зебра. 4. Выучить наизусть. Зайку бросила хозяйка, Под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не смог, Весь до ниточки промок. 5. Развитие мелкой моторики. Найти 3 картинки на заданный звук в с ередине слова. Вырезать и наклеить в тетрадь. Приложение к рабочей тетради «Развитие артикуляционной и мелкой моторики . Автор составитель: Ирина Николаевна Кукушкина, учитель ‬ логопед высшей квалификационной категори. Занятие № 18 Звук З, Зь, С, Сь 1. Повторение общих упражнений (повторять ежедневно, перед зеркалом) - «Заборчик» - зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке, «Трубочка» - губы вытянуты вперёд. Чередовани е этих движений 20 раз. - Широко открыть рот, считая про себя до 10. Спокойно закрыть. Повторить 10 раз. - Язык вверх, за зубы, вниз. Рот широко открыт. 10 раз. 2 . Повторение базовых упражнений «Комарик» и «Насос». Выполнять ежедневно, строго соблюдать ме тодические указания. Цель упражнения. Выработать умение у ребенка не отрывать язык от зубов из позиции язык под нижними зубами. Выполнение упражнения. Зубы в заборчик, произносим звук з, выполняем упражнение «Посвистеть», только включаем голос. Методичес кие указания. Следить, чтобы язык был прижат нижними зубами. Зубы в «заборчике». Струйка воздуха прохладная. Для контроля подуть на руку. 3. Дифференциация звуков [с], [з], [с’],[з’]: - в слогах: са - за - са ся - зя зо - са - зо сё - зё - в словах: сазан засуха занавеска засов засыпать засада - в словосочетаниях: написать записку сизый голубь возить коляску - в предложениях: Соня Сене загадывает загадку. Зина знает сказ ку про серого козлика. 4. Выучить наизусть. Не забудут Зина с Людой Синеглазых незабудок. Много их нарвут и сразу На окне поставят в вазу. 5. Развитие мелкой моторики. Нарисовать в тетради вазу. Приложение к рабочей тетради «Развитие артикуляционной и мелкой моторики . Автор составитель: Ирина Николаевна Кукушкина, учитель ‬ логопед высшей квалификационной категори. Занятие № 1 9 Звук З, Зь, С, Сь 1. Повторение общи х упражнений (повторять ежедневно, перед зеркалом) - «Заборчик» - зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке, «Трубочка» - губы вытянуты вперёд. Чередование этих движений 20 раз. - Широко открыть рот, считая про себя до 10. Спокойно закрыть. Повторить 10 раз. - Язык вверх, за зубы, вниз. Рот широко открыт. 10 раз. 2 . Повторение базовых упражнений «Комарик» и «Насос». Выполнять ежедневно, строго соблюдать методические указания. Цель упражнения. Выработать умение у ребенка не отрывать язык от зубов из позиции язы к под нижними зубами. Выполнение упражнения. Зубы в заборчик, произносим звук з, выполняем упражнение «Посвистеть», только включаем голос. Методические указания. Следить, чтобы язык был прижат нижними зубами. Зубы в «заборчике». Струйка воздуха прохладная . Для контроля подуть на руку. 3. Дифференциация звуков [с], [з], [с’],[з’]: - в слогах: зя - ся - зя азь - узь - изь - ись са - со - за ас - аз - оз - ус - в словах: сезон селезёнка закваска созыва ть слеза засуха - в словосочетаниях: сильный мороз ранняя весна небесный занавес северный ветер - в предложениях: Зоя взяла синий зонт. У Лизы зелёные глаза. Зина увидела созвездие. 4. Выучить наизусть. На земле он все умней, Потому и всех сильней. 5. Развитие мелкой моторики. Обвести в тетрадь квадрат. Приложение к рабочей тетради «Развитие артикуляционной и мелкой моторики . Автор составитель: Ирина Николаевна Кукушкина, учитель ‬ логопед высшей квалификационной категори. Занятие № 2 0 Звук З, Зь, С, Сь 1. Повторение общих упражнений (повторять ежедневно, перед зеркалом) - «Заборчик» - зубы со мкнуты, губы в широкой улыбке, «Трубочка» - губы вытянуты вперёд. Чередование этих движений 20 раз. - Широко открыть рот, считая про себя до 10. Спокойно закрыть. Повторить 10 раз. - Язык вверх, за зубы, вниз. Рот широко открыт. 10 раз. 2 . Повторение базо вых упражнений «Комарик» и «Насос». Выполнять ежедневно, строго соблюдать методические указания. Цель упражнения. Выработать умение у ребенка не отрывать язык от зубов из позиции язык под нижними зубами. Выполнение упражнения. Зубы в заборчик, произносим звук з, выполняем упражнение «Посвистеть», только включаем голос. Методические указания. Следить, чтобы язык был прижат нижними зубами. Зубы в «заборчике». Струйка воздуха прохладная. Для контроля подуть на руку. 3. Дифференциация звуков [с], [з], [с’],[з ’]: - в слогах: со - за - су - зы се - зе - зю - сё аз - ос - ус - из иси - язя - юзю - ёсе - в словах: созвездие селезень заставка сизый - в словосочетаниях: зелёный автобус красивое создание небесное созвездие ранняя зима - в предложениях: Саша косит газон. У Зои красные серёжки. После дождя свежий воздух. 4. Выучить наизусть. В магазин пришли с работы Покупатели еноты. Покупать у продавца Два со леных огурца. 5. Развитие мелкой моторики. Найти, вырезать и вклеить в тетрадь картинки на изучаемые звуки. Приложение к рабочей тетради «Развитие артикуляционной и мелкой моторики . Автор составитель: Ирина Николаевна Кукушкина, учитель ‬ логопед высшей квалификационной категори. Занятие № 21 Звук З, Зь, С, Сь 1. Повторение общих упражнений (повторять ежедневно, перед зеркалом) - «Заборчик» - зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке, «Трубочка» - губы вытянуты вперёд. Чередование этих движений 20 раз. - Широко открыть рот, считая про себя до 10. Спокойно закрыть. Повторить 10 раз. - Язык вверх, за зубы, вниз. Рот широко открыт. 10 раз. 2 . Повторение базовых упражнений «Комарик» и «Насос». Выполнять ежедневно, строго соблюдать методические указания. Цель упражнения. Выработать умение у ребенка не отрывать язык от зубов из позиции язык под нижними зубами. Выполнение упражнения. Зубы в заборчик, произносим звук з, выпол няем упражнение «Посвистеть», только включаем голос. Методические указания. Следить, чтобы язык был прижат нижними зубами. Зубы в «заборчике». Струйка воздуха прохладная. Для контроля подуть на руку. 3. Дифференциация звуков [с], [з], [с’],[з’]: - в слогах: су - за - со - зу зе - се - зя - зю со - зо - со - зо сё - ся - зё - зи - в словах: серьёзный застудить засечь зоосад заснуть застегнуть - в словосочетаниях: с ерьёзное занятие застегнуть сапоги застудить нос зелёный свитер - в предложениях: Сёма и Зоя пошли в зоосад. Сазан ‬ вкусная рыба. Зоя возит Соню в коляске. 4. Выучить наизусть. Зе - зи - сю - зю ‬ Зоя любит бирюзу; З ю - си - сё - се ‬ насекомое в росе. 5. Развитие мелкой моторики. Найти, вырезать и вклеить в тетрадь картинки на изучаемые звуки. Приложение к рабочей тетради «Развитие артикуляционной и мелкой моторики . Автор составитель: Ирина Николаевна Кукушкина, учитель ‬ логопед высшей квалификационной категори. Занятие № 22 Звук Ц 1. Повторение общих упражнений (повторять ежедневно, перед зеркалом) - «Заборчик» - зубы сомкнут ы, губы в широкой улыбке, «Трубочка» - губы вытянуты вперёд. Чередование этих движений 20 раз. - Широко открыть рот, считая про себя до 10. Спокойно закрыть. Повторить 10 раз. - Язык вверх, за зубы, вниз. Рот широко открыт. 10 раз. 2 . Развитие дыхания и р азучивание базового упражнения. Перед постановкой звука [ц] проводится упражнение в поочерёдном произношении звуков [т] и [с]. Сначала звуки произносятся медленно, затем темп убыстряется и звуки произносятся без перерыва: тс - тс - тс. Выполнение упражнения. Перед постановкой звука [ц] проводится упражнение в поочерёдном произношении звуков [т] и [с]. Сначала звуки произносятся медленно, затем темп убыстряется и звуки произносятся без перерыва: тс - тс - тс. Методические указания. Следить, чтобы дети произносил и тэс или тыс. 3. Автоматизация звука: - в слогах: ац - оц - ец - иц - яц оц - уц - иц - ец - в словах: матрац танец птенец боец месяц отец - в словосочетаниях: цветная акация интересный концерт трусливый заяц - в предложениях: На картинке нарисован заяц. В гнезде, наконец, появился птенец. 4. Выучить наизусть. Вовин отец ‬ известный певец. Цапля важная, носатая Целый день стоит, как статуя. 5. Развитие мелкой моторики. Найти 3 картинки на заданный звук в конце с лова, вырезать и наклеить в тетрадь. Приложение к рабочей тетради «Развитие артикуляционной и мелкой моторики . Автор составитель: Ирина Николаевна Кукушкина, учитель ‬ логопед высшей квалификационной категори. Занятие № 23 Звук Ц 1. Повторение общих упражнений (повторять ежедневно, перед зеркалом) - «Заборчик» - зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке, «Трубочка» - губы вытянуты вперёд. Чередование этих движений 20 ра з. - Широко открыть рот, считая про себя до 10. Спокойно закрыть. Повторить 10 раз. - Язык вверх, за зубы, вниз. Рот широко открыт. 10 раз. 2 . Развитие дыхания и повторение базового упражнения. Выполнение упражнения. Перед постановкой звука [ц] проводитс я упражнение в поочерёдном произношении звуков [т] и [с]. Сначала звуки произносятся медленно, затем темп убыстряется и звуки произносятся без перерыва: тс - тс - тс. Методические указания. Следить, чтобы дети произносили тэс или тыс. 3. Автоматизация звука: - в слогах: ац - оц - уц ца - цо - цу ыц - иц - ец цы - це - ца - в словах: овца пуговица танцы птица царапина певцы - в словосочетаниях: весёлые танцы красивое лицо жёлтый цыплёнок железная цепь - в предложениях: Цветет акация. В цветнике цветут цветы. На блюдце леденцы. 4. Выучить наизусть. Мы делили огурец: Мне ‬ конец; тебе ‬ конец; А тебе, Николка, Меж концами щёлка. 5. Развитие мелкой моторики. Нарисовать в тетради круг. Приложение к рабочей тетради «Развитие артикуляционной и мелкой моторики . Автор составитель: Ирина Николаевна Кукушкина, учитель ‬ логопед высшей квалификационной категори. Занятие № 2 4 Звук Ц 1. Повторение общих упражнений (повторять ежедневно, перед зеркалом) - «Заборчик» - зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке, «Трубочка» - губы вытянуты вперёд. Чередование этих дв ижений 20 раз. - Широко открыть рот, считая про себя до 10. Спокойно закрыть. Повторить 10 раз. - Язык вверх, за зубы, вниз. Рот широко открыт. 10 раз. 2 . Развитие дыхания и повторение базового упражнения. Выполнение упражнения. Перед постановкой звука [ц] проводится упражнение в поочерёдном произношении звуков [т] и [с]. Сначала звуки произносятся медленно, затем темп убыстряется и звуки произносятся без перерыва: тс - тс - тс. Методические указания. Следить, чтобы дети произносили тэс или тыс. 3. Автомат изация звука: - в слогах: цы - ца - цу иц - яц - ец уц - оц - ыц це - цу - цо - в словах: спица целый цикорий синица концерт цапля - в словосочетаниях: умница ‬ синица одинокая цапля остра я спица - в предложениях: В пятницу в детском саду будут танцы. Цапля ‬ это птица. У мамы на пальце кольцо. 4. Выучить наизусть. ца - ца - ца ‬ на цветке пыльца. цу - цу - цу ‬ я взяла спицу. цы - цы - цы ‬ в поле зайцы. 5. Развитие мелкой моторики. Подобрать картинки на заданный звук в начале, середине и конце слова.