Открытый урок русского языка по теме Настоящее время глагола (5 класс)

15.04.15.
Открытый урок русского языка в 5 «а» классе.
Тема: Настоящее время глагола.
Цели: закрепить навыки определения временных форм глагола; показать значение глаголов настоящего времени; учить соблюдать орфоэпические нормы; развивать мотивацию к познавательной деятельности; формировать знания о том, что формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида; продолжить отработку навыка правильно произносить глаголы в форме настоящего времени; формировать умения образовывать форму настоящего времени от указанных глаголов и изменять глаголы в настоящем времени.
Планируемые результаты:
Предметные: знать, что формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида; знать о правильном ударении в глаголах настоящего времени(звонит и др.). Уметь образовывать форму настоящего времени от указанных глаголов; изменять глаголы в настоящем времени; соблюдать правильное ударение в указанных глаголах; употреблять в настоящем времени в речи; составлять текст на тему по выбору.
Метапредметные: извлекать информацию из текстов содержащих теоретические сведения; создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания.
Личностные: интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому самосовершенствованию.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Организационный этап.
Игра «Четвертое лишнее». В каждой строке найдите лишнее слово.

И н д и в и д у а л ь н о е з а д а н и е № 1.
Объяснить значение фразеологизмов. Назвать глаголы. Указать их форму.
Даром хлеб есть. Сесть на хлеб и воду. Перебиваться с хлеба на квас.
Составить с этими фразеологизмами предложения, употребляя глаголы в форме прошедшего или настоящего времени.
И н д и в и д у а л ь н о е з а д а н и е № 2.
Подобрать к сочетаниям слов глаголы-синонимы и записать их, выделяя приставки и суффиксы. Поставить ударение.
Стал красным, стал полным, стал худым, стал бледным.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Придумать предложения с каждой парой слов:
Посчитать счесть; слышать слыхать.
В текстах какого стиля они могут быть?

3. Актуализация знаний.
Анализ материала для наблюдений стр. 251. Какие действия выражают глаголы в форме настоящего времени?
Выписать из текста глаголы, распределяя их по временам (материал распечатан).
Удивительная кошка
Несчастная кошка порезала лапу.
Сидит и ни шагу не может ступить.
Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу,
Воздушные шарики надо купить!
И сразу столпился народ на дороге,
Шумит и кричит, и на кошку глядит.
А кошка отчасти идет по дороге,
Отчасти по воздуху плавно летит!
(Д. Хармс)
Образуйте от любых двух глаголов форму времени, которого нет в тексте. От всех ли глаголов это можно сделать?
Упр. 669.
Упр. 670.
Упр. 671.
От глаголов, записанных на доске, образовать форму настоящего и прошедшего времени. Вставить пропущенные буквы.
Зап..рать, зап..реть, раст..рать, раст..реть, слушать, возвыс..ть, взвес..ть, уничтож..ть, ненавид..ть.
От всех ли глаголов можно образовать обе формы времени?
4) Первичное усвоение новых знаний.
Списать текст (распечатан), вставить пропущенные буквы, подчеркнуть глаголы, определить их вид и время.
Кто сеет в лесу
Кр..ты по ночам трудились в лесу на полян.. и всю ее изрыли. Насыпали горки земли. Ра..пахали бороз..ки. Человеку трудно стало передвигат..ся по этой пашн.. .
Дождь см..чил кротовую пашню, со..нце нагрело ее. Кто же начнет сев?
Вокруг полянки ра..пол..жились ели. Ра..крыли свои шишки. Полетел ветер, и полетели бе..шумно вниз на ж..лтых параш..тиках ле..кие семена. Одни ветер с полянки утащил, другие в зар..слях травы зат..рялись. Но многие попали на рыхлую почву, и выр..сли потом юные елочки. Теперь войдешь в лес и (не) увидишь на бороздках св..бодного места. Так кроты весной пашут, елки и ветер сеют. К лесные поляны зар..стают деревьями.

Физкультминутка.
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, потянитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Доскажите предложения:
Урок:
Привлёк меня тем, что..
Показался интересным..
Заставил задуматься
Навёл меня на размышления


5. Домашнее задание. Упр. 668.