Рабочая программа по внеурочной деятельности Культура здоровья 4 класс УМК Планета знаний
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Вешкаймская СОШ №2 имени Б.П.Зиновьева
Рабочая программа внеурочной деятельности
Наименование внеурочной деятельности: « Культура здоровья»
Название программы: Программа « Культура здоровья» для учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений
Авторы :О.Ф.Жуков, М.И. Лукьянова. Ульяновский государственный университет, 2012
Срок реализации программы, учебный год : 2015-2016
Количество часов по учебному плану :всего 34 часа, в неделю 1 час
Направление развития личности : спортивно-оздоровительное
Вид внеурочной деятельности: кружок
Возраст школьников : 9-10 лет
Разработчик программы, должность : учитель начальных классов Ломакина Т.В.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785 (с изменениями приказы от 26.11.10 №1241, от 22.09.11 №2357, от 18.12.12 № 1060, от 29.12.14 №1643);Образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Вешкаймской средней общеобразовательной школы №2 имени Б.П.Зиновьева, утверждённая решением педагогического совета (протокол от 28 августа 2015 года №1), приказом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Вешкаймской средней общеобразовательной школы №2 имени Б.П.Зиновьева от 28.08.2015 №248;
Образовательная программа «Культура здоровья» для учащихся 1-11 классов общеобразовательных учрежденийО.Ф.Жуков, М.И.Лукьянова – Ульяновск: УлГУ2011;
СанПиН 2.4.2.2821- 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г.№189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03 "Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования) (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 1 апреля 2003 г.) Дата введения: 20 июня 2003 г.
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 №2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676- Письмо Министерства образования Ульяновской области от 11.08.2011 № 2702-р Рекомендации о введении курса «Культура здоровья».
Показатели здоровья детей и подростков в России вызывает серьезную озабоченность медицинских, педагогических работников и общественности. Современная наука доказывает, что проблемы здоровья и оздоровления населения выходят за границы здравоохранения. Получены новые научные материалы о негативных тенденциях, связанных со здоровьем подрастающего поколения, особенностями современной системы образования, которая, во-первых, не побуждает и не учит конструировать собственное здоровье, во-вторых, противоречит естественным потребностям и является патогенным фактором в жизнедеятельности личности. Поэтому долю ответственности за ситуацию, сложившуюся со здоровьем молодежи, берет на себя система образования.
Рабочая программа адресована 3 классу МБОУ Вешкаймская СОШ №2 имени Б.П.Зиновьеваи составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы «Культура здоровья» для учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений Ульяновской области и рекомендована Министерством образования Ульяновской области в 2011 году.
Срок реализации программы - 2015-2016учебный год
Общая характеристика учебного курса «Культура здоровья»
Цель программы «Обучение культуре здоровья»:
Сформировать у учащихся знания, умения и навыки (компетентности), которые помогут им осуществлять ответственное поведение в отношении собственного здоровья и личного благополучия в течение всей жизни.
Задачи, обеспечивающие достижение цели:
- формирование знаний о физическом, психическом, социальном благополучии человека;
- обучение ребенка самопознанию;
- обучение безопасности и профилактике несчастных случаев;
-обучение гигиеническим правилам и предупреждению инфекционных заболеваний;
- обучение здоровому питанию;
- профилактика зависимостей от психоактивных веществ (ПАВ);
- формирование физической культуры личности;
- обучение навыкам семейной жизни, половое воспитание.
Программа состоит из семи разделов:
Здоровье, здоровый образ жизни; обучение самопознанию; межличностное общение; обучение безопасности и профилактика несчастных случаев; формирование физической культуры личности; профилактика ПАВ-зависимостей; обучение навыкам семейной жизни, половое воспитание.Данные разделы раскрывают три взаимосвязанных компонента здоровья: физическое, психоэмоциональное и социальное здоровье.
Программа основана на овладении учащимися жизненными умениями и навыками по сохранению и укреплению собственного здоровья.Важным компонентом реализации программы является использование интерактивных методов обучения, которые позволяют создать положительную мотивацию и вызвать интерес к изучаемым материалам.
К основным методам активного вовлечения учащихся в процесс формирования умений и навыков относятся: дискуссия, «мозговой штурм», демонстрации и практические действия под руководством учителя, ролевые игры, работа в малых группах, образовательные игры и моделирование ситуаций, изучение отдельных случаев, рассказывание историй, дебаты, проектный метод, аудио - визуальные методы подачи материала.
Принципы реализации программы:
При реализации программы, используются следующие принципы: превентивности (обучение той или иной теме проводится раньше того возраста, на который приходятся риски, способные оказать негативное воздействие на личность); принцип спиралевидного учебного плана (темы программы рассматриваются, постепенно разворачиваясь и усложняясь); принцип гендерного подхода (работа в группах, состоящих из лиц разного пола); принцип системности (необходимо рассматривать вопросы здоровья с биологической, психической и социальной точек зрения).Оценка достижений учащихся может быть осуществлена: в начале процесса обучения (предварительная оценка); во время учебного процесса (текущая оценка); по окончании изучения определенного раздела программы (этапная оценка); в конце процесса обучения (итоговая оценка).
Оценивать достижения учащихся могут: сам ученик (самооценка); товарищи в классе; учитель.
Описание места курса «Культура здоровья» в учебном плане
Программа рассчитана на 34 учебных часа в год (1 час в неделю). Программа будет реализовываться через систему внеклассной работы в рамках внеурочной деятельности в 4 классе. Реализация программы позволит сформировать у учащихся такие результаты освоения, которые помогут им осуществлять ответственное поведение в отношении собственного здоровья и личного благополучия в течение всей жизни.
Описание ценностных ориентиров содержания курса «Культура здоровья»
Содержание внеурочной деятельности направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
Культура здоровья - это комплексное понятие, которое включает теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов сохранения здоровья.
Культура здоровья человека отражает его гармоничность и целостность как личности, адекватность взаимодействия с окружающим миром и людьми, а также способность человека к творческому самовыражению и активной жизнедеятельности.
Осознание школьниками значимости здоровья тесно связано с получением знаний и навыков по этой теме. Без усвоения соответствующих знаний невозможна сознательная деятельность. Только на основе знаний деятельность по сохранению здоровья может быть по-настоящему творческой, позволять человеку находить собственные пути укрепления здоровья, создавать собственный стиль здоровой жизни. С этих позиций одной из основных задач школы должно быть воспитание у детей культуры здоровья и безопасного поведения. Для достижения этой цели необходимо, во-первых, помочь детям осознать жизненный приоритет здоровья как одной из важнейших общечеловеческих ценностей и, во-вторых, обучить их здоровому и безопасному поведению в различных ситуациях.
Личностные, метапредметные результаты освоения учебного курса «Культура здоровья»
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта, данная рабочая программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению — является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на внеурочной деятельности
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в источниках информации, в словаре).Добывать новые знания: находить ответы на вопросы в дополнительной литературе, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков 3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлении.
Содержание учебного курса «Культура здоровья»
Распределение количества часов по разделам
№ п/п Раздел учебного курса
Количество часов
По авторской программе По рабочей программе
1. Здоровье, здоровый образ жизни 6 6
2. Обучение самопознанию 6 6
3. Межличностное общение 6 6
4. Обучение безопасности и профилактика несчастных случаев 8 8
5. Формирование физической культуры личности 6. Профилактика ПАВ - зависимостей 4
7. Обучение навыкам семейной жизни. Половое воспитание 4 4
Итого: 30 34
7. Календарно – тематическое планирование
№
занятия Разделы программы, темы Количество часов
Краткое содержание занятий Формы работы Дата проведения.
Планируемая Фактическая
1 Здоровье, здоровый образ жизни - 6часов 1.1 Понятия «здоровье», здоровый образ жизни.
Семья и здоровье 1 Что такое здоровье, семья и здоровье, факторы, негативно влияющие на здоровье человека в семье. Способы сохранения и укрепления здоровья в семье. Значение здоровой семьи для общества и личного благополучия. Семейный отдых.
Беседа, индивидуальная,
Фронтальный опрос 1.2
1.3
1 1.4 Здоровое питание
Обработка пищевых продуктов перед употреблением.
Хранение пищевых продуктов. Правила ухода за посудой.
3 Сбалансированное питание.
Способы обработки продуктов перед употреблением продуктов питания.
Условия и сроки хранения продуктов питания.Санитарно – гигиенические правила ухода за посудой.
Питание в особых условиях Беседа, индивидуальная,
Фронтальный опрос 1.5 Двигательный режим
Значение движения для органов и систем организма. 1 Двигательный режим как фактор здорового образа жизни. Значение движений для организма.Индивидуальнаянорма физических нагрузок. Самоконтроль во время занятий физическими упражнениями. Утомление и переутомление. Беседа, индивидуальная,
Фронтальный опрос 1.6 Гигиенические правила, профилактика инфекционных заболеваний
Гигиена труда и отдыха 1 Основные гигиенические правила (опрятно одежда, гигиенические процедуры, предметы своего ежедневного обихода, гигиенические средства ухода за телом полостью рта).
Беседа, индивидуальная,
Фронтальный опрос 2. Обучение самопознанию -6 часов
2.1
2.2
2.3 Осознание и признание себя
Уважение к себе.
Ответственность за выражение эмоций 3 Самоуважение и самооценка. Сильные стороны самого себя. Ответственность за выражение эмоций.
Беседа, индивидуальная,
Фронтальный опрос 2.4
2.5
2.6 Самопознание через ощущение, чувство, образ
Чувства, эмоции, настроение, ощущения.
Способы проявления эмоций и выражения чувств.
3 Биологические основы поведения. Эмоции, типы эмоций, выражение чувств.
Способы проявления эмоций и выражения чувств.
Беседа, индивидуальная,
Фронтальный опрос 3. Правила межличностного общения - 6 часов
3.1
3.2 Семейные связи.
Правила семейного общения. 2
Семейные связи. Правила семейного общения. Семейные традиции. Родословная. Беседа, индивидуальная,
Фронтальный опрос 3.3
3.4 Права ребенка в семье 2
Права ребенка в семье. Конвенция, конституция
Конфликты в семье. Беседа, индивидуальная,
Фронтальный опрос 3.5
3.6 Правила групповой деятельности. 2
Отношения между людьми разного пола. Способы реагирования на критику. Поведенческие риски, опасные для здоровья. Навыки противостояния негативным влияниям группы.
Беседа, индивидуальная,
Фронтальный опрос 4. Обучение безопасности и профилактика несчастных случаев -8 часов
4.1
4.2
4.3
4.4 Поведение на пожаре,
вызов экстренной помощи, 4 Основные причины, факторы возникновения пожаров. Правила поведения при возникновении пожара дома ,в школе. Вызов экстренной помощи. Телефон службы спасения. Беседа, индивидуальная,
Фронтальный опрос 4.5
4.6
4.7
4.8 Стихийные бедствия и катастрофы.
4 Стихийные бедствия и катастрофы. Факторы возникновения. Правила поведения в различных экстремальных ситуациях. Правила поведения в природной среде Беседа, индивидуальная,
Фронтальный опрос 5. Профилактика ПАВ – зависимостей – 4 часа
5.1
5 5.2 - аспекты курения
Вредные привычки.
Что находится в сигарете 2 Вредные привычки. Почему и как люди начинают курить? Что находится в сигарете? Беседа, индивидуальная,
Фронтальный опрос 5 5.3
5.4 Влияние курения на организм человека
Как отказаться от курения 2 Почему люди продолжают курить?Влияние курения на организм человека
Как отказаться от курения. Беседа, индивидуальная,
Фронтальный опрос 6. Обучение навыкам семейной жизни, половое воспитание – 4 часа
6.1
6.2
Изменения при переходе от детства к зрелости 2 Изменения, происходящие в организме в процессе развития человека, полоролевые различиях между мужчинами и женщинами.
Беседа, индивидуальная,
Фронтальный опрос 6.3
Базовая информация об основах репродукции. 1 Беседа, индивидуальная,
Фронтальный опрос 6 Итоговое занятие 1 Подведение итогов года 7.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Жуков О.Ф. Образовательная программа «Культура здоровья» для учащихся 1-11 классов / О.Ф. Жуков, М.И. Лукьянова. – Ульяновск: УлГУ, 2011.
2. Программа «Обучение здоровью» для 1-11 классов / под общ. Ред. Л.Ф. Шатохиной. – Москва, 2005.
3. Обучение здоровью: Методические рекомендации по организации учебного процесса / Л.Ф. Шатохина. – 2005.
4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.- М.: АРКТИ, 2003. - 273с.
5. Левушкин С.П., Жуков О.Ф., Блинков С.Н. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях: Методическое
пособие.- Ульяновск, 2004.
6. Вайнер Э.Н. Возможности воспитания культуры здоровья в общеобразовательной школе / Э.Н. Вайнер [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://zdd.1september.ru/2006/13/1.htm.
7.Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
8. Классная доска.
9. Компьютер.
10. Мультимедийное оборудование.