Рабочая программа внеурочной деятельности Математика и конструирование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Крапивенская основная общеобразовательная школа
Шебекинского района Белгородской области»
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Крапивенская ООШ»
__________М.Г.Махонина
Приказ № ___ от «___»_________20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности «Математика и конструирование»
Возраст обучающихся 6-10лет
Программа внеурочной деятельности: («Математика и конструирование», внеурочная деятельность, начальный уровень, возраст детей 6-10 лет, общеинтеллектуальная направленность.
Автор программы: С.И. Волкова, О.Л. Пчелкина
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета от «________»_______________2016 Протокол № __________
Председатель _______________ Махонина М.Г.
подпись Ф.И.О.
Рабочая программа по математике и конструированию разработана на основе авторской программы С.И. Волковой, О.Л. Пчелкиной из сборника рабочих программ «Школа России», Математика. Рабочие программы. 1-4 классы. Составитель - А.А. Плешаков, Москва, «Просвещение», 2011г.
Планируемые результаты освоения программы
Ученик научится:
чертить окружности, чертить и изготавливать модели: треугольника, прямоугольника, круга;
изготавливать несложные изделия по технологическому рисунку, составлять несложные технологические карты;
собирать несложные изделия из деталей набора «Конструктор» по рисункам готовых образцов;
делить фигуры на части по заданным условиям и составлять фигуры из частей, преобразовывать фигуры по заданным условиям;
поддерживать порядок на рабочем месте.
Ученик получит возможность научиться:
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки, работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
Формы подведения итогов занятий младших школьников:
- выставка работ;
- конкурс поделок
Учебно-тематическое планирование
№ п/п
Разделы программы
Количество часов
всего
теория
практика
Первый год
1.
Знакомство учащихся с основным содержанием курса.
1
1
2.
Точка. Линия, изображение точки и линий на бумаге. Линии:
прямая, кривая, взаимное расположение линий на плоскости.
Замкнутая и незамкнутая кривая.
1
0,5
0,5
3.
Виды бумаги: тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, белая, цветная и др. и их назначение.
Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание,
разметка по шаблону, резание бумаги ножницами, соединение
деталей из бумаги с помощью клея.
1
0,5
0,5
4.
Практическая работа с бумагой: получение путём сгибания бумаги прямой, пересекающихся и непересекающихся прямых.
Основное свойство прямой: через две точки можно провести прямую, и притом только одну. Линейка, использование которой необходимо при проведении прямой.
Различные положения прямых на плоскости и в пространстве; вертикальные, горизонтальные, наклонные прямые.
2
2
5.
Отрезок. Вычерчивание отрезка с использованием линейки. Преобразование фигур, составленных из счётных палочек, по заданным условиям.
1
1
6.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Изготовление бумажных полосок разной длины.
Конструирование модели «Самолёт» из бумажных полосок.
Изготовление аппликации «Песочница» из бумажных полосок.
3
1
2
7.
Луч. Вычерчивание луча. Сравнение прямой, отрезка и луча.
1
1
8.
Сантиметр. Сравнение отрезков по длине разными способами. Упорядочивание отрезков по длине.
1
1
9.
Циркуль. Геометрическая сумма и разность двух отрезков.
1
1
10.
Угол. Прямой угол. Непрямые углы. Изготовление модели прямого угла. Чертёжный треугольник. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый.
Изготовление моделей различных углов.
2
1
1
11.
Ломаная. Замкнутая, незамкнутая ломаная. Вершины, звенья ломаной. Изготовление модели ломаной из проволоки.
Длина ломаной. Два способа определения длины ломаной.
2
1
1
12.
Многоугольник. Углы, стороны, вершины многоугольника. Треугольник, четырёх-угольник, пятиугольник и др. Классификация многоугольников по числу сторон.
2
1
1
13.
Прямоугольник. Свойство противоположных сторон прямоугольника. Изображение прямоугольника на бумаге в клетку. Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Соотнесение реальных предметов с моделями прямоугольников. Квадрат. Преобразование прямоугольника в квадрат и квадрата в прямоугольник. Чертёж. Обозначение на чертеже линии сгиба.
3
1
2
14.
Единицы длины: дециметр, метр. Соотношения между единицами длины.
2
1
1
15.
Изготовление геометрического набора треугольников. Изготовление аппликаций «Домик», «Чайник». «Ракета» с использованием геометрического набора треугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика». Изготовление аппликаций с использованием набора «Геометрическая мозаика». Изготовление аппликации с использованием заготовки, данной в Приложении 7.
Изготовление узоров, составленных из геометрических фигур, по заданному образцу и по воображению.
8
8
16.
Знакомство с техникой «Оригами». Изготовление изделий в технике «Оригами» с использованием базовой заготовки квадрата
2
2
Итого
33
9
24
2год
1.
Повторение геометрического материала: отрезок, угол, ломаная, прямоугольник, квадрат.
Изготовление изделий в технике «Оригами» - «Воздушный змей».
2
1
1
2.
Треугольник. Соотношение длин сторон треугольника.
1
1
3.
Прямоугольник. Практическая работа «Изготовление модели складного метра». Свойство противоположных сторон прямоугольника. Диагонали прямоугольника и их свойства. Квадрат. Диагонали квадрата и их свойства.
Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника.
5
1
4
4.
Середина отрезка
2
1
1
5.
Построение отрезка, равного данному, с помощью циркуля
1
1
6.
Практические работы: «Изготовление пакета для хранения счётных палочек», «Изготовление подставки для кисточки», «Преобразование фигур по заданному правилу и по воображению»
3
3
7.
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Построение прямоугольника, вписанного в окружность
5
1
4
8.
Практические работы «Изготовление ребристого шара», «Изготовление аппликации «Цыпленок»
3
3
9.
Деление окружности на 6 равных частей. Вычерчивание «розеток».
1
1
10.
Чертёж. Практическая работа «Изготовление закладки для книги» по предложенному чертежу с использованием в качестве элементов прямоугольников, треугольников, кругов. Технологическая карта. Составление плана действия по технологической карте (как вырезать кольцо)
2
2
11.
Чтение чертежа. Соотнесение чертежа с рисунком будущего изделия. Изготовление по чертежу аппликации «Автомобиль». Изготовление чертежа по рисунку изделия.
2
1
1
12.
Изготовление по чертежу аппликаций «Трактор с тележкой», «Экскаватор».
2
2
13.
Оригами. Изготовление изделий «Щенок», «Жук».
2
2
14.
Работа с набором «Конструктор». Детали, правила и приёмы работы с деталями и инструментами набора. Виды соединений. Конструирование различных предметов с использованием деталей набора «Конструктор». Усовершенствование изготовленных изделий.
3
3
Итого
34
6
28
3год
1.
Повторение геометрического материала: отрезок, ломаная, многоугольник.
2
1
1
2.
Треугольник. Виды треугольников по сторонам: разносторонний, равнобедренный, равносторонний. Построение треугольника по трём сторонам. Виды треугольников по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный. Конструирование моделей различных треугольников.
4
1
3
3.
Правильная треугольная пирамида. Изготовление модели правильной треугольной пирамиды сплетением из двух одинаковых полосок, каждая из которых разделена на 4 равносторонних треугольника. Изготовление каркасной модели правильной пирамиды из счётных палочек. Вершины, грани и рёбра пирамиды. Изготовление геометрической игрушки «Флексагон» (гнущийся многоугольник) на основе полосы из 10 равносторонних треугольников. Периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата).
3
1
2
4.
Периметр многоугольника.
1
1
5.
Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей. Построение квадрата на нелинованной бумаге по заданным его диагоналям.
3
1
2
6.
Чертёж. Изготовление по чертежам аппликаций «Домик», «Бульдозер». Составление аппликаций различных фигур из различных частей определённым образом разрезанного квадрата. Технологический рисунок.
5
5
7.
Изготовление по технологическому рисунку композиции «Яхты в море».
2
2
8.
Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадрата), различных фигур, составленных из прямоугольников и квадратов.
2
1
1
9.
Разметка окружности. Деление окружности (круга) на 2,4,8 равных частей. Изготовление модели цветка с использованием деления круга на 8 равных частей.
3
0,5
2,5
10.
Деление окружности на 3,6,12 равных частей. Изготовление модели часов.
2
0,5
1,5
11.
Взаимное расположение окружностей на плоскости.
1
0,5
0,5
12.
Деление отрезка пополам без определения его длины (с использованием циркуля и линейки без делений).
1
0,5
0,5
13.
Получение практическим способом треугольника, вписанного в окружность (круг).
1
1
14.
Изготовление аппликации «Паровоз», геометрической игры «Танграм» и аппликаций фигур из частей игры «Танграм».
1
1
15.
«Оригами». Изготовление изделия «Лебедь»
1
1
16.
Техническое конструирование из деталей набора «Конструктор». Изготовление по приведённым рисункам моделей «Подъёмный кран» и «Транспортёр»
2
2
Итого
34
7
27
4 год
1.
Прямоугольный параллелепипед. Элементы прямоугольного параллелепипеда: грани, рёбра, вершины. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Изготовление модели прямоугольного параллелепипеда из развёртки и каркасной модели из кусков поволоки.
5
1
4
2.
Куб. элементы куба: грани, рёбра, вершины. Развёртка куба. Изготовление моделей куба с использованием развёртки и каркасной модели из счётных палочек. Изготовление модели куба из трёх одинаковых полосок, каждая из которых разделена на 5 равных квадратов.
4
1
3
3.
Практическая работа «Изготовление модели платяного шкафа» по приведённому чертежу.
1
1
4.
Изображение прямоугольного параллелепипеда на чертеже в трёх проекциях. Чтение чертежа прямоугольного параллелепипеда в трёх проекциях, соотнесение чертежа и рисунка прямоугольного параллелепипеда.
5
1
4
5.
Чертёж куба в трёх проекциях. Чтение чертежа куба в трёх проекциях, соотнесение чертежа и рисунка куба.
3
1
2
6.
Практическая работа «Изготовление по чертежу модели гаража», имеющего форму прямоугольного параллелепипеда.
1
1
7.
Осевая симметрии. Выделение фигур, имеющих и не имеющих оси симметрии. Повторение геометрического материала.
8
1
7
8.
Представление о цилиндре. Соотнесение цилиндра и предметов окружающей действительности, имеющих форму цилиндра. Изготовление модели цилиндра.
1
1
9.
Изготовление по чертежу подставки под карандаши, имеющей форму цилиндра.
1
1
10.
Знакомство с шаром и сферой.
1
1
11.
Практическая работа «Изготовление модели асфальтового катка».
1
1
12.
Изготовление набора «Монгольская игра».
1
1
13.
«Оригами» - «Лиса и журавль».
1
1
14.
Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и построение столбчатых диаграмм.
1
1
Итого
34
7
27
Итого
135
29
Содержание учебного предмета
Математическая часть курса условно разделена на 2 блока:
арифметический, который полностью соответствует программе по математике курса начальной школы;
геометрический, материал которого выстраивается в постепенной последовательности увеличения числа измерений в изучаемых геометрических фигурах: точка, линия, плоскостные фигуры, пространственные тела и многогранники.
Геометрическая составляющая
Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.
Многоугольник замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т. д. Периметр многоугольника. Виды треугольников: по соотношению сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний); по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, разносторонний. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и не оцифрованной линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с использованием свойств его диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами.
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника (квадрата) и окружности. Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.
Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Свойства граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Куб. Грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера.
Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии.
Конструирование
Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», «Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники.
Чертёж. Линии на чертеже: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная), штрихпунктирная (обозначение линий сгиба). Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу.
Технологический рисунок. Изготовление аппликаций по технологическому рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической карте.
Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жёсткое, внахлестку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей «Конструктора» различных моделей геометрических фигур и изделий.
Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников. Изготовление игр геометрического содержания «Танграм», «Пентамино».
Изготовление фигур, имеющих заданное количество осей симметрии.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебник Волкова С.И., Пчелкина О.Л. "Математика и конструирование" 1 класс - М.: Просвещение,
Учебник Волкова С.И., Пчелкина О.Л. "Математика и конструирование" 2 класс - М.: Просвещение,
Учебник Волкова С.И., Пчелкина О.Л. "Математика и конструирование" 3 класс - М.: Просвещение,
Учебник Волкова С.И., Пчелкина О.Л. "Математика и конструирование" 4 класс - М.: Просвещение,
Наименование объектов и средств
Примечание
Технические средства
Классная доска с креплениями
в наличии
Компьютер с принтером
в наличии
Экран
в наличии
Проектор
в наличии
Магнитная доска
в наличии
Учебно-практическое оборудование
Чертежный треугольник
в наличии
Чертежный циркуль
в наличии
Демонстрационная оцифрованная линейка
в наличии
Игры
Наборы развивающих игр
в наличии
Оборудование класса
Ученические одно- и двухместные столы с комплектом стульев
в наличии
Стол учительский
в наличии
Шкафы для хранения учебников, пособий
в наличии
Настенные доски
в наличии
Оснащенность - 80%
Матренина Наталья Ивановна
13PAGE \* MERGEFORMAT14515
15