Программа внеурочной деятельности: Конструирование и математика
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.Сушинцева Ирина Анатольевна
у
читель математики
isushintseva
@
mail
.
ru
МАОУ «Лицей № 21»
г.Первоуральск
Свердловской обл.
Программа внеурочной
деятельности
по курсу
«Конструирование и математика»
Общеинтеллектуальное
направление
Пояснительная записка
П
рограмма
«Конструирование и математика»
представляет собой вариант
программы организации внеучебной деятельности школьников, и предназначена для
реализации в
коллективе
учащихся 5 классов
.
Программа рассчитана на 34 час
а
и предполагает равномерное распределение
этих часов по неделям и проведени
е регулярных еженедельных внеучебных занятий
со школьниками
(1 час в неделю)
.
Программа состоит из
2
-
х
самостоятельных
разделов
: конструирование на плоскости и конструирование в пространстве
.
Каждый раздел включает несколько блоков, которые являются незави
симыми друг
от друга и могут следовать в произвольном порядке. Также следует отметить, что
работая по данной программе педагог может варьировать не только
последовательность изучения блоков
внутри раздела
, но
и
состав самих разделов
(
например,
рассмотреть
несколько блоков первого раздела, потом перейти ко
второму разделу и
вновь
вернуться к первому)
.
Такая вариативность программы
позвол
и
т педагогу повысить интерес пятиклассников к содержанию занятий.
Главной особенностью данной программы является то, что уч
ащиеся в
игровой форме занимаются конструированием
–
созданием моделей из
предложенного математического материала: геометрических линий, фигур,
объемных тел.
При этом каждый учащийся проходит три стадии: конструирование
по образцу, конструирование по задан
ным условиям, конструирование по
собственному замыслу.
В проц
ессе конструирования по образцу,
представленн
ому
в виде системы
постепенно усложняющихся конструкций одной тематики
,
у
учащихся
формируются обобщенные способы анализа объектов
. Усвоение учащимися
схемы
ис
следования образцов
и обобщенные представления о них
является необходимым
шагом
для успешного осуществления конструирования по
заданным условиям
.
Справившись с этой задачей, переходим на следующий уровень
–
конструирование
по собственному замыслу, где становится важным не только создать свою
конструкцию, но и
зафиксировать свои достижения в виде рисунка или схемы.
Одновременно
все
эти задачи являют
ся эффективным средством активизации
поисковой деятельнос
ти ребенка и развития образного
мышления,
воображения,
комбинаторных и аналитических способностей, а также умения визуально делить
целое на части
.
Кроме того,
удовольствие от процесса деятельности, и
спытываемое
детьми,
несомненно
также
является результатом обучения, организованного по
разработанной
программе.
Таким образом, для учителя, реализующего данную
программу, основной целью является развитие мышления учащихся и
формирование их учебной самостоя
тельности.
Предполагаемые результаты реализации программы
:
1.
Результаты первого уровня (
приобретение школьником социальных знаний,
понимания социальной реальности и повседневной жизни)
:
школьник получает знания о различных математических играх и
головоломках и
опыт игры в эти головоломки.
2.
Результаты второго уровня (
формирование позитивных отношений
школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной
реальности в целом)
:
развитие ценностных отношений школьника к знаниям, к
другим людям
, к
своему собственному внутреннему миру.
3.
Результаты третьего уровня (
приобретение школьником опыта
самостоятельного социального действия)
:
школьник может приобрести опыт
исследовательской деятельности; опыт организации
своего
досуга;
опыт
самостоятельного изготовления
головоломок
; опыт
организации совместно
й
деятельности с другими детьми.
Содержание программы по внеурочной деятельности
Основные разделы программы
Конструирование на плоскости
Танграм
Пентамино
Радуга Кайе
Конструирование из Т
Конструирование в пространстве
Логические кубики
Кубик с натянутой на нем проволокой
Кирпичики
Уникуб
Содержание занятий
1.
Танграм
–
головоломка
, состоящая из семи
плоских фигур
, которые складывают
определѐнным образом
для получения другой, более сложной, фигуры
(изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или
цифру и т. д.). Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаѐтся
в виде
силуэта
или внешнего контура. При решении головоломки требуетс
я
соблюдать два условия: первое
—
необходимо использовать вс
е семь фигур
танграма, и второе
—
фигуры не должны накладываться друг на друга.
Конструирование п
о
образцу
Конструирование по заданным
условиям
Конструирование по
собственному замыслу
Получение частей
танграма из квадрата
Пример фигуры с
решением
Складывание фигур из частей
танграма внутри контура
(масштаб 1:1)
Складывание фигур из частей
танграма по
маленькому
силуэту
Придумывание своих фигур
для складывания
и их
зарисовка на бумаге
2.
Логические кубики: «Уголки», «Собирайка»
Конструирование по
образцу
Конструирование по
заданным условиям
Конструирование по
собственному замыслу
Разборка готовой
модели,
анализ комбинации деталей
для еѐ создания,
самостоятельная сборка
этой модели
Создание моделей
последовательно по цепочке,
достраивая 2
-
3 детали на
каждом шаге
Создание моделей по
одной
картинке
Придумывание своих
цепочек и их зарисовка
в объеме
3.
Радуга Кайе
Конструирование по
образцу
Конструирование по
заданным условиям
Конструирование по
собственному замыслу
Составление рисунков по
фотографии
-
образцу
Составление рисунков с
соблюдением
симметричности
Составление рисунков с
соблюдением
перетекания
цвета
Составление рисунков из
ограниченного числа
карточек
Составление образных
рисунков с названием
4.
Конструирование из Т
Т
-
конструктор
–
это заполнение определенного контура цветными фигурками в
виде буквы «Т»
.
Конструирование по
образцу
Конструирование по заданным
условиям
Конструирование по
собственному замыслу
Рассматривание
рисунков фигур,
составленных из Т.
Составление и
зарисовка своих
фигур из Т
Работа в паре: один составляет
конструкцию и еѐ словесное
описание, второй по этому
словесному описанию рисует
конструкцию, затем сверка.
Составление большой
композиции из Т
и
еѐ
зарисовка на бумаге
Придумывание орнаментов
из Т
5.
Пентамино
Пентамино
–
плоские фигуры, каждая из которых состоит из пяти одинаковых
квадратов, соединѐнных межд
у собой сторонами. Всего существуют 12
различных фигур пентамино
.
Самая распространѐнная задача в пентамино
—
сложить из всех фигурок, без перекрытий и зазоров, прямоугольник.
Конструирование по
образцу
Конструирование по заданным
условиям
Конструирование
по
собственному замыслу
П
остроение
фигур
пентамино
Обсуждение
п
ример
а
с решением
Складывание
вручную
прямоугольников
из деталей
пентамино
(
6×10, 5×12, 4×15 и
3×20)
Укладка «фигур с отверстиями»
внутри контура (масштаб 1:1)
Выб
ор одной
из 12 фигур
пентамино и
построение
подобной ей фигуры
из
оставшихся пентамино,
(внутри контура в масштабе
1:1)
.
Использование Пентамино
как настольной игры для
двух игроков. Игроки
поочерѐдно выставляют на
доску по одной фигуре,
за
крывая 5 свободных
клеток доски. Все
выставленные фигуры
остаются на месте до конца
партии (не снимаются с
доски и не передвигаются).
Проигравшим считается
игрок, который первым не
сможет сделать хода (либо
из
-
за того, что ни одна из
оставшихся фигур не
ум
ещается на свободных
участках доски, либо
потому, что все 12 фигур
уже выставлены на доску).
6.
Кубик с натянутой на нем проволокой
По поверхности стеклянного куба проходит ломаная линия, сделанная из толстой
проволоки. Глядя на куб спереди, сверху и слева,
мы видим, как располагается
эта проволока, и можем изобразить три еѐ проекции.
Конструирование по
образцу
Конструирование по заданным
условиям
Конструирование по
собственному замыслу
Обсуждение
изображения
трех
проекций для
модели куба с
проволокой
Выпол
нение чертежей
трех
проекций для предложенных
ломаных на поверхности куба
Изображение проволоки на
поверхности куба по трем
проекциям
Составление своих
моделей
куба с проволокой
и
выполнение
чертежей к ним
7.
Кирпичики
Игра «Кирпичики»
знакомит детей с
основами черчения
.
Материалом
для
игры
служат
8 деревянных кирпичиков и 30 чертежей
-
заданий, по которым надо
строить модели.
Конструирование по
образцу
Конструирование по заданным
условиям
Конструирование по
собственному замыслу
Обсуждение
изготовления
чертежей методом
трех проекций
Построение модели из
кирпичиков по чертежам
-
заданиям.
Выполнение чертежей по
построенной модели
Конструирование новых
моделей и составление
чертежей к ним
8.
Уникуб
27 кубиков с гранями, окрашенными в 3 цвета
Конструирование
по
образцу
Конструирование по
заданным условиям
Конструирование по
собственному замыслу
Разборка готовой модели,
анализ комбинации деталей
для еѐ создания
Создание моделей
по
условию, заданному на
картинке
Придумывание своих
моделей и
зарисовывание
их
в
цвете
Тематическое планирование
Конструирование на плоскости
Танграм
1)
Что такое танграм? Правила игры в танграм. Легенды возникновения
танграма.
2)
Конструирование предметных силуэтов из танов по контурному рисунку в
масштабе 1:1.
3)
Конструирование предметных силуэтов из танов
по рисунку со сплошной
заливкой
4)
Создание своих изображений фигур из танов
5)
Игра
-
соревнование по разгадыванию изображений друг друга
Пентамино
6)
Что такое пентамино? Как играть в пентамино? Изготовление пентамино из
цветного картона.
7)
Конструирование прямоугольников из пентамино.
8)
Конструирование фигурок животных из пентамино
по предложенным
моделям.
9)
Создание своих моделей из пентамино.
10)
Турнир двоек по игре в пентамино
.
Радуга Кайе
11)
Складывание рисунков по правилу
симметричности.
12)
Складывание рисунков по правилу «перетекания цвета».
13)
Складывание рисунков с ограничением количества карточек
.
14)
Командная игра
-
соревнование
по складыванию рисунков из «Радуги
Кайе».
Конструирование из Т
15)
Изготовление Т конструктора (одноцветны
й и многоцветный вариант)
16)
Т конструирование
17)
Проектирование заданий для Т конструктора
Конструирование в пространстве
Логические кубики
18)
Конструирование «Уголки»
по эскизам
.
19)
Конструирование «Уголки» по эскизам: повышенный уровень
20)
Конструирование «Собирайка»
по эскизам
.
21)
Конструирование «Собирайка» по эскизам
: повышенный уровень
сложности.
22)
Конструирование своих моделей и выполнение эскизов к ним
.
Кубик с натянутой на нем проволокой
23)
Метод трѐх проекций
. Прямая и обратная задачи
на кубике с
проволокой
.
24)
Проектиро
вание
моделей куба с проволокой и выполнение чертежей к
ним
.
Кирпичики
25)
Метод трех проекций.
Построение модели из кирпичиков по чертежам
-
заданиям.
26)
Построение модели по эскизу и в
ыполнение
для неѐ
чертежей
трех
проекций.
27)
Конструирование новых моделей и
составление чертежей к ним
.
Уникуб
28)
Конструирование объектов по заданному
цветному
рисунку
29)
Конструирование объектов по заданному цветному рисунку:
повышенный уровень сложности.
30)
Конструирование своих моделей и выполнение эскизов к ним в цвете
31)
Выполнение прое
ктного задания по выбранной теме
32)
Защита проектов
33)
Защита
проектов
34)
Итоговое занятие
Календарно
-
тематическое планирование
№
Тема занятия
Характеристика
деятельности
учащихся
Планируемые результаты
предметные
личностные
метапредметные
№
Тема занятия
Характеристика деятельности
учащихся
Планируемые результаты
предметные
личностные
метапредметные
Танграм
1
Что такое танграм?
Правила игры в
танграм. Легенды
возникновения
танграма.
Изготовление
танграма
Фронтальная
–
просмотр
презентации о танграме
Групповая
–
обсуждение и
формулирование стратегии
игры в танграм
Индивидуальная
–
изготовление танграма из
картона
Формулируют
правила игры в
танграм.
Изготавливают
танграм из
картона
Объясняют
самому себе
свои ближайшие
цели
саморазвития
Регулятивные
–
работают по алгоритму
Познавательные
–
передают информацию в
сжатом
или развернутом виде
Коммуникативные
–
умеют организовать
учебное взаимодействие в группе
2
Конструирование
предметных силуэтов
из танов по контурному
рисунку в масштабе
1:1.
Индивидуальная
–
решение
задач на складывание
силуэтов по контурному
рисунку
Групповая
–
взаимоконтроль
решения задач друг друга,
обмен разными решениями
одной и той же задачи
Самостоятельно
решают задачи
по сборке
силуэтов
Объясняют
самому себе
свои наиболее
заметные
достижения
Регулятивные
–
понимают причины своего
неуспеха и
находят способы выхода из этой
ситуации
Познавательные
–
сопоставляют информацию
о разных способах сборки силуэтов,
полученную друг у друга
Коммуникативные
–
умеют слушать других,
принимать другую точке зрения, изменять
свою точку зрения
3
Конструирование
предметных силуэтов
из танов по рисунку со
сплошной заливкой
Индивидуальная
–
решение
задач на складывание
силуэтов по рисунку со
сплошной заливкой
Групповая
–
взаимоконтроль
решения задач друг друга,
обмен разными решениями
одной и той же задачи
Самостоятельно
решают задачи
по сборке
силуэтов
Объясняют
самому себе
свои наиболее
заметные
достижения.
Дают оценку и
самооценку
результатов
своей
учебной
деятельности
Регулятивные
–
понимают причины своего
неуспеха и находят способы выхода из этой
ситуац
ии
Познавательные
–
сопоставляют информацию
о разных способах сборки силуэтов,
полученную друг у друга
Коммуникативные
–
умеют слушат
ь других,
принимать другую точку
зрения, изменять
свою точку зрения
4
Создание своих
изображений фигур из
Индивидуальная
–
составление
своих силуэтов и их
Придумывают и
изображают
Проявляют
устойчивый
Регу
лятивные
–
определяют цель учебной
деятельности, осуществляют средства еѐ
№
Тема занятия
Характеристика деятельности
учащихся
Планируемые результаты
предметные
личностные
метапредметные
танов
изображение
Фронтальная
–
представление
своего силуэта
образный силуэт
из танов
интерес к
решению
творческих
задач
.
Приобретают
опыт творческой
деятельности
достижения
Познавательные
–
приобретают опыт
выполнения творческого задания
Коммуникативные
–
умеют критично
относиться к своему
мнению
, умеют
уважительно относиться к
мнению
другого
5
Игра
-
соревнование по
разгадыванию
изображений друг
друга
Групповая
–
решение
задач
друг друга
в меняющихся
парах
Выполняют
решение задачи
по сборке
силуэта,
придуманного
товарищем
Объясняют
отличия в
оценках одной и
той же ситуации
разными людьми
Регулятивные
–
работают, соблюдая правила
игры
Познавательные
–
сопоставляют задачи,
придуманные товарищами
Коммуникативные
–
умеют организовать
учебное взаимодействие в группе
Пентамино
6
Что такое пентамино?
Как играть в
пентамино?
Изготовление
пентамино из цветного
картона
Фронтальная
–
просмотр
презентации о пентамино
Групповая
–
обсуждение и
формулирование стратегии
игры в пентамино
Индивидуальная
–
изготовление пентамино из
цветного картона
Формулируют
правила игры в
пентамино.
Изготавливают
пентамино из
картона
Объясняют
самому себе
свои ближайшие
цели
саморазвития
Регулятивные
–
работают по алгоритму
Познавательные
–
передают информацию в
сжатом или развернутом виде
Коммуникативные
–
умеют организовать
учебное взаимодействие в группе
7
Конструирование
прямоугольников из
пентамино
Индивидуальная
–
решение
задач на складывание
прямоугольников
Групповая
–
взаимоконтроль
решения задач друг друга,
обмен разными решениями
одной и той же задачи
Самостоятельно
решают задачи
по сборке
Объясняют
с
амому себе
свои наиболее
заметные
достижения
Регулятивные
–
понимают причины своего
неуспеха и находят способы выхода из этой
ситуации
Познавательные
–
сопоставляют информацию
о разных способах сборки прямоугольников,
полученную друг у друга
Коммуникативны
е
–
умеют слушать других,
принимать другую точку зрения, изменять
№
Тема занятия
Характеристика деятельности
учащихся
Планируемые результаты
предметные
личностные
метапредметные
свою точку зрения
8
Конструирование
фигурок животных из
пентамино
по
предложенным
моделям
Индивидуальная
–
решение
задач на складывание
фигурок
животных по предложенным
моделям
Групповая
–
взаимоконтроль
решения задач друг друга,
обмен разными решениями
одной и той же задачи
Самостоятельно
решают задачи
по сборке
Объясняют
самому себе
свои наиболее
заметные
достижения.
Дают оценку и
самооценку
результатов
своей учебной
деятельности
Регул
ятивные
–
понимают причины своего
неуспеха и находят способы выхода из этой
ситуации
Познавательные
–
сопоставляют информацию
о разных способах сборки прямоугольников,
полученную друг у друга
Коммуникативные
–
умеют слушать других,
принимать другую точку зрения, изменять
свою точку зрения
9
Создание своих
моделей из пентамино
Индивидуальная
–
составление
своих
моделей
и их
изображение
Фронтальная
–
представление
своего силуэта
Придумывают и
изображают
модель
из
пентамино
Проявляют
устойчивый
интерес к
решению
творческих
задач.
Приобретают
опыт творческой
деятельности
Регулятивные
–
определяют цель учебной
деятельности, осуществляют средства еѐ
достижения
Познавательные
–
приобретают опыт
выполнения творческог
о задания
Коммуникативные
–
умеют критично
относиться к своему мнению, умеют
уважительно относиться к мнению другого
10
Турнир двоек по игре в
пентамино
Групповая
–
заполнение доски
фигурами пентамино по
очереди, выкладывая по одной
детали
Играют на
победителя в
паре
(проигрывает
тот, кто не
может
выложить
фигуру
)
Приобретают
опыт побед и
поражений.
Дают оценку и
самооценку
своей игры
Регулятивные
–
работают, соблюдая правила
игры
Познавательные
–
анализируют ситуацию,
сложившуюся на игральн
ой доске, принимают
решение по ситуации
Коммуникативные
–
умеют организовать
учебное взаимодействие в группе
Радуга
Кайе
11
Складывание рисунков
по правилу
Фронтальная
–
обсуждение
готового рисунка, обсуждение
Создают
рисунок из
Приобретают
опыт ведения
Регулятивные
–
формулирование критериев
правильности выполнения задания и
их
№
Тема занятия
Характеристика деятельности
учащихся
Планируемые результаты
предметные
личностные
метапредметные
«перетекания цвета».
тактики составления
таких
рисунков
Групповая
–
складывание
рисунков по правилу
«перетекания цвета», работая
в паре
деталей
конструктора
«Радуга Кайе»
дискуссии в
процессе
обсуждения
готового
рисунка.
Приобретают
опыт
коллективного
т
ворчества,
работая в
группе.
соблюдение в процессе деятельности.
Познавательные
–
складывание рисунков.
Коммуникативные
–
умеют организовать
учебное взаимодействие в паре, умеют в
ести
коллективное обсуждение.
12
Складывание рисунков
по правилу
симметричности.
Фронтальная
–
обсуждение
готового рисунка, обсуждение
тактики составления таких
рисунков
Групповая
–
складывание
рисунков по правилу
симметричности, работая в
паре
Создают
рисунок из
деталей
конструктора
«Радуга Кайе»
Приобретают
опыт ведения
дискуссии в
процессе
обсуждения
готового
рисунка.
Приобретают
опыт
коллективного
творчества,
работая в
группе.
Регулятивные
–
формулирование критериев
правильности выполнения задания и
их
соблюдение в процессе деятельности.
Познавательные
–
складывание рисунков.
Коммуникативные
–
умеют организовать
учебное взаимодействие в паре, умеют вести
коллективное обсуждение.
13
Складывание рисунков
с ограничением
количества карточек.
Фронтальная
–
обсуждение
готового рисунка, обсуждение
тактики составления таких
рисунков
Групповая
–
складывание
рисунков, работая в паре
Создают
рисунок из
деталей
конструктора
«Радуга Кайе»
Приобретают
опыт ведения
дискуссии в
процессе
обсуждения
готового
рисунка.
Приобретают
Регулятивные
–
формулирование критериев
правильности выполнения задания и их
соблюдение в процессе деятельности.
Познавательные
–
складывание рисунков.
Коммуникативные
–
умеют организовать
учебно
е взаимодействие в паре, умеют вести
коллективное обсуждение.
№
Тема занятия
Характеристика деятельности
учащихся
Планируемые результаты
предметные
личностные
метапредметные
опыт
коллективного
творчества,
работая в
группе.
14
Командная игра по
складыванию рисунков
из «Радуги Кайе».
Групповая
–
решение задач,
работая в команде
Выполняют
решение задач,
соблюдая
правила
симметричности
и перетекания
цвета.
Выполняют
решение задач с
ограничением
количества
карточек
Дают оценку и
самооценку
своей роли в
работе группы
Регулятивные
–
различают способ и результат
действия
Познавательные
–
владеют общим приемом
решения задач на складывание рисунков
Коммуникативные
–
умеют о
рганизовать
учебное взаимодействие в группе, умеют
договариваться и приходить к общему
решению в совместной деятельности
Конструирование
из
Т
15
Изготовление Т
конструктора
(одноцветный и
многоцветный вариант)
Фронтальная
–
просмотр
презентации о Т конструкторе.
Групповая
–
обсуждение и
формулирование стратегии
игры в Т
-
конструктор.
Индивидуальная
–
изготовление Т
-
конструктора
из картона
Формулируют
правила игры в
Т
-
конструктор,
изготавливают
его из картона
Объясняют
самому себе
свои ближайшие
цели
саморазвития
Регулятивные
–
работают по алгоритму
Познавательные
–
передают информацию в
сжатом или развернутом виде
Коммуникативные
–
умеют организовать
учебное взаимодействие в группе
16
Т конструирование
Индивидуальная
–
решение
задач на складывание
силуэтов
Групповая
–
взаимоконтроль
Самостоятельно
решают задачи
по сборке
силуэтов
Объясняют
самому себе
свои наиболее
заметные
Регулятивные
–
понимают причины своего
неуспеха и находят способы выхода из этой
ситуации
Познавательные
–
сопоставляют информацию
№
Тема занятия
Характеристика деятельности
учащихся
Планируемые результаты
предметные
личностные
метапредметные
решения задач друг друга
достижения.
Дают оценку и
самооценку
результатов
своей учебной
деятел
ьности
о способах сборки силуэтов, полученную друг
у друга
Коммуникативные
–
умеют слушать других,
принимать другую точку зре
ния, изменять
свою точку зрения
17
Проектирование
заданий для Т
конструктора
Индивидуальная
–
составление
своих силуэтов и их
изображение
Фронтальная
–
представление
своего силуэта
Придумывают и
изображают
образный силуэт
из
Т
Проявляют
устойчивый
интерес
к
решению
творческих
задач.
Приобретают
опыт творческой
деятельности
Регулятивные
–
определяют цель учебной
деятельности, осуществляют средства еѐ
достижения
Познавательные
–
приобретают опыт
выполнения творческого задания
Коммуникативные
–
умеют критично
относиться к своему мнению, умеют
уважительно относиться к мнению другого
Логические кубики
18
Конструирование
«Уголки» по эскизам
Индивидуальная
–
решение
задач на складывание
конструкций по эскизам
(процесс сборки
детализирован по этапам)
Групповая
–
взаимоконтроль
решения задач друг друга,
обмен разными решениями
одной и той же задачи
Самостоятельно
решают задачи
по сборке
конструкций
Объясняют
самому себе
свои наиболее
заметные
достижения
Регулятивные
–
понимают причины своего
неуспеха и находят с
пособы выхода из этой
ситуации
Познавательные
–
сопоставляют информацию
о способах сборки
конструкций
, полученную
друг у друга
Коммуникативные
–
умеют слушать других,
принимать другую
точку
зрения, изменять
свою точку зрения
19
Конструирование
«Уголки» по
эскизам:
повышенный уровень
Индивидуальная
–
решение
задач на складывание
конструкций по эскизам
(задан только конечный
результат)
Самостоятельно
решают
задачи
по сборке
конструкций
Объясняют
самому себе
свои наиболее
заметные
достижения
Регулятивные
–
понимают причины своего
неуспеха и находят способы выхода из этой
ситуации
Познавательные
–
сопоставляют информацию
о способах сборки конструкций, полученную
№
Тема занятия
Характеристика деятельности
учащихся
Планируемые результаты
предметные
личностные
метапредметные
Групповая
–
взаимоконтроль
решения задач друг друга,
обмен разными решениями
одной и той же задачи
друг у друга
Коммуникативные
–
умеют слушать других,
принимать другую точку зрения, изменять
свою точку зрения
20
Конструирование
«Собирайка» по
эскизам
Индивидуальная
–
решение
задач на
складывание
конструкций по эскизам
(процесс сборки
детализирован по этапам)
Групповая
–
взаимоконтроль
решения задач друг друга,
обмен разными решениями
одной и той же задачи
Самостоятельно
решают задачи
по сборке
конструкций
Объясняют
самому себе
свои на
иболее
заметные
достижения
Регулятивные
–
понимают причины своего
неуспеха и находят способы выхода из этой
ситуации
Познавательные
–
сопоставляют информацию
о способах сборки конструкций, полученную
друг у друга
Коммуникативные
–
умеют слушать других,
при
нимать другую точку зрения, изменять
свою точку зрения
21
Конструирование
«Собирайка» по
эскизам
: повышенный
уровень сложности
Индивидуальная
–
решение
задач на складывание
конструкций по эскизам
(задан только конечный
результат)
Групповая
–
взаимоконтроль
решения задач друг друга,
обмен разными решениями
одной и той же задачи
Самостоятельно
решают задачи
по сборке
конструкций
Объясняют
самому себе
свои наиболее
заметные
достижения
Регулятивные
–
понимают причины своего
неуспеха и находят с
пособы выхода из этой
ситуации
Познавательные
–
сопоставляют информацию
о способах сборки конструкций, полученную
друг у друга
Коммуникативные
–
умеют слушать других,
принимать другую точку зрения, изменять
свою точку зрения
22
Конструирование своих
моделей и выполнение
эскизов к ним
Индивидуальная
–
составление
своих конструкций и их
изображение
Фронтальная
–
представление
своей модели
Придумывают и
изображают
модель
Проявляют
устойчивый
интерес к
решению
творческих
задач.
Приобретают
опыт творческой
деятельности
Регулятивные
–
определяют цель учебной
деятельности, осуществляют средства еѐ
достижения
Познавательные
–
приобретают опыт
выполнения творческого задания
Коммуникативные
–
умеют критично
относиться к своему мнению, умеют
уважительно относитьс
я к мнению другого
№
Тема занятия
Характеристика деятельности
учащихся
Планируемые результаты
предметные
личностные
метапредметные
Кубик с натянутой на нем проволокой
23
Метод трѐх проекций.
Прямая и обратная
задачи на кубике с
проволокой
Фронтальная
–
просмотр
презентации о методе трѐх
проекций; обсуждение
решения задачи изображения
трех проекций для кубика с
проволокой
Выделяют
правила
изображения
трѐх проекций
объемного тела
Дают оценку
своей роли в
работе группы
Регулятивные
–
составляют алгоритм,
работают по алгоритму
Познавательные
–
передают информацию в
сжатом или развернутом виде
Коммуникативные
–
умеют организовать
учебное взаимодействие в группе
24
Проектирование
моделей куба с
проволокой и
выполнение чертежей к
ним
Индивидуальная
–
изображение своего кубика с
проволокой и создание к нему
трех проекций
Фронтальная
–
представление
своей модели
Придумывают и
изображают
модель
Проявляют
устойчивый
интерес к
решению
творческих
задач.
Приобретают
опыт творческой
деятельности
Регулятивны
е
–
определяют цель учебной
деятельности, осуществляют средства еѐ
достижения
Познавательные
–
приобретают опыт
выполнения творческого задания
Коммуникативные
–
умеют критично
относиться к своему мнению, умеют
уважительно относиться к мнению другого
Кирпичики
25
Метод трех проекций.
Построение модели из
кирпичиков по
чертежам
-
заданиям
Индивидуальная
–
решение
задач на построение моделей
из кирпичиков на основе
чертежей трех проекций
Групповая
–
взаимоконтроль
решения задач друг друга,
обмен решениям
и
Самостоятельно
решают задачи
по сборке
конструкций
Объясняют
самому себе
свои наиболее
заметные
достижения
Регулятивные
–
понимают причины своего
неуспеха и находят способы выхода из этой
ситуации
Познавательные
–
сопоставляют информацию
о способах сборки конструкций, полученную
друг у друга
Коммуникативные
–
умеют слушать других,
принимать другую точку зрения, изменять
свою точку зрения
26
Построение модели по
эскизу и выполнение
Индивидуальная
–
решение
задач на складывание
Самостоятельно
решают за
дачи
Объясняют
самому себе
Регулятивные
–
понимают причины своего
неуспеха и находят способы выхода из этой
№
Тема занятия
Характеристика деятельности
учащихся
Планируемые результаты
предметные
личностные
метапредметные
для неѐ чертежей трех
проекций.
конструкций по эскизу
и затем
выполнение для собранной
модели чертежей трех
проекций
Групповая
–
взаимоконтроль
решения задач друг друга,
обмен разными решениями
одной и той же задачи
по сборке
конструкций
свои наиболее
заметные
достижения
ситуации
Познавательные
–
сопоставляют информацию
о способах сборки конструкций, полученную
друг у друга
Коммуникативные
–
умеют слушать других,
принимать другую точку зрения, изменять
свою точку зрения
27
Конструирование
новых моделей и
составление чертежей к
ним
Индивидуальная
–
создание
своей модели
и
выполнение к
ней
трех проекций
Фронтальная
–
представление
своей модели
Придумывают и
изображают
модель
Проявляют
устойчивый
интерес к
решению
творческих
задач.
Приобретают
опыт творческой
деятельности
Регулятивные
–
определяют цель учебной
деятельности, осуществляют средства еѐ
достиже
ния
Познавательные
–
приобретают опыт
выполнения творческого задания
Коммуникативные
–
умеют критично
относиться к своему мнению, умеют
уважительно относиться к мнению другого
Уникуб
28
Конструирование
объектов по заданному
цветному рисунку
Индивидуальная
–
решение
задач на складывание
конструкций по эскизам
Групповая
–
взаимоконтроль
решения задач друг друга,
обмен разными решениями
одной и той же задачи
Самостоятельно
решают задачи
по сборке
конструкций
Объясняют
самому себе
свои наиболее
з
аметные
достижения
Регулятивные
–
понимают причины своего
неуспеха и находят способы выхода из этой
ситуации
Познавательные
–
сопоставляют информацию
о способах сборки конструкций, полученную
друг у друга
Коммуникативные
–
умеют слушать других,
принимать д
ругую точку зрения, изменять
свою точку зрения
29
Конструирование
объектов по заданному
цветному рисунк
у:
повышенный уровень
сложности
Индивидуальная
–
решение
задач на складывание
конструкций по эскизам
Групповая
–
взаимоконтроль
решения задач друг друга,
Самостоятельно
решают задачи
по сборке
конструкций
Объясняют
самому себе
свои наиболее
заметные
достижения
Регулятивные
–
понимают причины своего
неуспеха и находят с
пособы выхода из этой
ситуации
Познавательные
–
сопоставляют информацию
о способах сборки конструкций, полученную
№
Тема занятия
Характеристика деятельности
учащихся
Планируемые результаты
предметные
личностные
метапредметные
обмен разными решениями
одной и той же задачи
друг у друга
Коммуникативные
–
умеют слушать других,
принимать другую точку зрения, изменять
свою точку зрения
30
Конструирование
своих
моделей и
выполнение эскизов к
ним в цвете
Индивидуальная
–
составление
своих конструкций и их
изображение
Фронтальная
–
представление
своей модели
Придумывают и
изображают
модель
Проявляют
устойчивый
интерес к
решению
творческих
задач.
Приобретают
опыт
творческой
деятельности
Регулятивные
–
определяют цель учебной
деятельности, осуществляют средства еѐ
достижения
Познавательные
–
приобретают опыт
выполнения творческого задания
Коммуникативные
–
умеют критично
относиться к своему мнению, умеют
уважительно
относиться к мнению другого
Методическое и материально
-
техническое обеспечение
Для реализации данной
программы используются игры и головоломки.
Приведем их описание.
Танграм
–
головоломка
, состоящая из семи
плоских фигур
.
Вместе
с детьми
изготавливаем еѐ из толстого двустороннего картона или вспененной резины, но
сначала отрабатываем постр
оение на бумаге. Затем дети используют свой танграм
для работы над заданиями. Оптимальным является размер квадрата со стороной 8см,
поскольку модели в масштабе 1:1 не являются мелкими, но помещаются на
тетрадном листе.
Пентамино
–
логическая игра и головоломка одновременно. Элементы в
игре
–
плоские фигуры, каждая из которых состоит из пяти одинаковых квадратов.
Всего существуют 12 элементов пентамино, обозначаемых латинскими буквами,
форму которых они напоминают (см. рисунок).
Эту головоломку также изготавливаем вместе с детьми. Однако сразу не показываю
деталей пентамино, а только объясняю принцип их составления, затем проводим с
учащимися микроисследование по их нахождению. Когда все фигуры найдены,
приступаем к изготовлению г
оловоломки и решению заданий.
Радуга Кайе
–
развивающая игра
, которая
представляет собой набор
карточек с элементами узоров, оригинальной графики, различного цветового
решения.
С их помощью можно создавать неповторимые композиции творческого
характера.
Игра развивает художественный вкус, геометрические представления и
креативное мышление
.
Игра может использоваться и взрослыми для разнообразия
досуга и снятия эмоционального напряжения.
Конструирование
из Т
–
заполнение определенного
контура цветными
фигурками в виде буквы «Т»
.
Логические
кубики
или
«Кубики для всех»
–
интеллектуальная игра,
разработанная Б.П. и Л.А Никитиными для своих детей.
Логические кубики
–
это
все пять вариантов "Кубиков для всех", предложенные Корветом,
собраннные в
одном брикете. Здесь и
Уголки
, и
Собирайка
, и
Эврика
, и
Фантазия
,
с
Загадкой
.
Варианты отличаются по составу деталей, а следовательно и сложности сборки
конструкций.
Рекомендованный возраст по использованию данной игры от 3 до 15
лет. Приведем некоторые фотографии.
Уголки
Собирайка
Эврика
Фантазия
Загадка
Я использовала
готовый набор фабричных кубиков. Можно изготовить игру
самостоятельно.
Кубик с натянутой на нем проволокой
. По поверхности стеклянного куба
проходит ломаная линия, сделанная из толстой проволоки. Глядя на куб спереди,
сверху и слева, мы видим, как
располагается эта проволока, и можем изобразить три
еѐ проекции.
Кирпичики
.
Эта игра продолжает
знакомит
ь
детей с основами черчения
.
Материалом
для
игры
служат
8 деревянных кирпичиков и чертеж
и
-
задания
, по
которым надо строить
модели
.
Логичным продолжением
игры для более старших
детей является игра наоборот: сначала строят модель из кирпичиков, а потом
зарисовывают чертеж своей модели в трѐх проекциях.
Уникуб
–
это 27
кубиков с гранями, окрашенными в 3 цвета
по определенным
закономерностям.
Литература для учителя
1.
Криволапова Н.А
. Внеурочная деятельность. 5
–
8 классы,
–
М.: Просвещение, 2013.
–
222с.
2.
Математика. 5
-
6 классы. Организация познавательной деятельности / авт.
-
сост. Г.М.Киселѐва.
–
Волгоград: Учитель,2013.
–
13
3с.
3.
Никитин Б.Н. Интеллектуальные игры.
–
М.: Лист
-
Нью, 2001.
–
184 с.
4.
Шарыгин
И.Ф.
Наглядная геометрия
.
–
М.: Дрофа, 2014.
–
192 с.