рабочая программа по предмету Русская словесность для 7 класса


Пояснительная записка
Программа курса "Русская словесность" на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функционирования языка.
Предметом изучения является рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова. Поэтому цель изучения словесности – помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.
Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой. Вместе с тем у этого предмета есть собственные задачи:
изучение законов употребления языка;
овладение умением воспринимать произведение словесности как целостное явление искусства слова;
овладение умением творческого употребления родного языка.
В основе курса лежат положения федерального компонента государственного стандарта основного среднего образования по русскому языку и литературе (Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку и литературе. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5).
Данная рабочая программа разработана на основе программы Р.И.Альбетковой (Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2005), Программа по основам русской словесности соотнесена с программами по русскому языку и литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности – изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности – как явления искусства слова.
7 класс – это третий год изучения словесности. Учащиеся знакомятся с разновидностями употребления языка, формами словесного выражения, стилистической окраской слов, особенностями произведений фольклора, эпических, лирических и драматических произведений.
Механизм формирования ключевых компетенций на уроках словесности таков: сначала обучающиеся рассматривают ресурсы языка, которые служат материалом словесности, а затем – произведение как результат употребления языка. Это естественный путь читателя: от наблюдений над языком – к смыслу, идее произведения словесности.
Программа предусматривает практическую направленность изучения словесности, что помогает выработке умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык. В программе предполагается и создание учащимися собственного произведения, что позволяет совершенствовать и читательские умения, и умения чётко и ярко выражать свои мысли.
Сказанное выше предполагает использование в классно-урочной системе преподавания личностно-ориентированный подход, а интеграционный характер самого предмета – использование интеграционной технологии, что соответствует цели гимназического образования.
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа. Контроль знаний и формирования умений осуществляется с помощью разнообразных устных и письменных заданий, в том числе и творческого характера, а также в форме практических зачётных работ, которые, как и в учебнике, называются «Играем со словами».
К концу учебного года обучающиеся 7 класса должны получить сведения о лексических единицах языка, о средствах художественной изобразительности, об особенностях произведений устной словесности и произведений эпоса, лирики, драмы; продолжать совершенствовать работу со словарями; выразительно читать; создавать собственные тексты, в которых употребляются изучаемые явления словесности.
Преподавание ведётся по учебнику Альбетковой Р.И. (Альбеткова Р.И. Русская словесность. 7 класс. – М., 2010.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯВ результате изучения русской словесности ученик должен
знать/понимать
богатство лексики русского языка;
особенности употребления лексики русского языка;
средства художественной изобразительности и их роль;
эпические жанры народной словесности и особенности их языка;
особенности языка эпических, лирических и драматических произведений;
уметь
определять лексическое значение слова;
определять виды лексических единиц;
находить в текстах и определять роль изобразительных средств;
различать жанры народной словесности;
различать эпические, лирические и драматические произведения;

аудирование и чтение
выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски и различных жанров;
пересказывать прозу;
работать со словарями;
находить в текстах лексические единицы;
говорение и письмо
строить диалог;
создание собственных текстов различных типов речи;
создание собственных текстов различных жанров;
употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;
творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Материал словесности. Слово и словесность
Язык и слово. Значение языка в жизни человечества. Многогранность понятия слово.
Словесность как словесное творчество, способность изображать посредством языка различные предметы и явления, выражать мысли и чувства. Словесность как произведения искусства слова, совокупность всех словесных произведений — книжных и устных народных. Словесность как совокупность наук о языке и литературе.
Русская словесность, ее происхождение и развитие.
/// Работа со словарями различного типа; обогащение словарного запаса; определение темы и основной мысли произведения; выразительное чтение произведений.
Разновидности употребления языка
Разговорный язык, его особенности. Разновидности разговорного языка: «общий» разговорный язык, просторечие, территориальные и профессиональные диалекты, жаргоны, арго. Использование разговорного языка в общении людей и в литературе.
Литературный язык. Нормы употребления языка, их обязательность для всех, кто говорит и пишет на данном языке. Употребление литературного языка в разных сферах жизни. Разновидности литературного языка: официально-деловой, научный и публицистический стили.
Язык художественной литературы как особая разновидность употребления языка. Язык как «материал», из которого строится художественное произведение и язык как результат художественного творчества, важнейшая сторона произведения словесности.
/// Работа со словарями. Различение разговорного языка и разновидностей литературного языка, их употребление. Создание Текстов официально-делового, научного и публицистического стилей. Понимание роли употребления разновидностей языка в художественном произведении.
Формы словесного выражения
Устная и письменная формы словесного выражения. Возможность употребления разговорного и литературного языка в устной и письменной форме.
Диалог и монолог в нехудожественных видах письменности. Формы словесного выражения в художественном произведении. Повествование, описание и рассуждение в произведении словесности.
Изображение разговорного языка в художественном произведении. Диалог и монолог героя. Сказ.
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Особенности словесного выражения в стихах и в прозе. Ритм и интонация в стихах и в прозе. Стих и смысл.
/// Выразительное чтение повествования, описания, рассуждения, диалога в художественном произведении. Рассказывание о событии с использованием диалога. Выразительное чтение сказа. Создание собственного сказа (рассказ о событии от лица героя с сохранением особенностей его речи). Выразительное чтение стихов и прозы. Создание устного монолога в научном стиле.
Стилистическая окраска слова. Стиль
Стилистические возможности лексики и фразеологии. Слова и выражения нейтральные и стилистически окрашенные. Зависимость смысла высказывания от стилистической окраски слов и выражений.
Стилистические возможности грамматики: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Стиль как разновидность употребления языка и стиль художественной литературы как идейно-художественное своеобразие произведений.
Стилизация как воспроизведение чужого стиля: иной эпохи, иной национальной культуры, народной поэзии, иного автора, определенного жанра.
Пародия — воспроизведение чужого стиля с целью его осмеяния.
/// Работа со словарями. Употребление стилистически окрашенных слов. Понимание стилистической выразительности различных средств языка и умение передать свое понимание в выразительном чтении произведения. Создание стилизации и пародии.
Произведение словесности. Роды, виды и жанры произведений словесности
Три рода словесности: эпос, лирика и драма. Предмет изображения и способ изображения жизни в эпических, лирических и драматических произведениях. Понятия рода, вида и жанра.
/// Различение родов словесности. Определение вида и жанра произведения.
Устная народная словесность, ее виды и жанры
Эпические виды народной словесности: сказка, легенда, небылица, пословица, поговорка, загадка, историческая песня, былина, анекдот. Особенности словесного выражения содержания в эпических произведениях устной народной словесности.
Лирические виды народной словесности: песня, частушка.
Особенности словесного выражения содержания в лирических произведениях устной народной словесности.
Драматические виды народной словесности: народная драма, театр Петрушки.
Особенности языка и стиха (раёк) драматических произведений устной народной словесности.
/// Умение видеть особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах народной словесности, понимание их идейно-художественного своеобразия. Выразительное чтение произведений разных видов народной словесности.
Духовная литература, ее жанры
Библия: уникальность жанра этой Книга. Библия как Откровение, как история духовного восхождения человечества и как произведение словесности.
Жанры библейских книг: историческая повесть, житие, притча, молитва, проповедь, послание, псалом. Своеобразие стиля Библии.
Использование библейских жанров и стиля в русской литературе.
/// Чтение Библии. Понимание библейских текстов в соответствии с их жанровой спецификой. Понимание обобщенного смысла библейского повествования. Умение видеть своеобразие стиля в различных библейских текстах. Умение заметить использование жанров и стиля Библии в различных произведениях словесности.
Эпические произведения, их виды
Виды эпических произведений: басня, рассказ, повесть, роман.
Литературный герой в рассказе и повести.
Языковые средства изображения характера: описание (портрет, интерьер, пейзаж), повествование о поступках героя и о происходящих с ним событиях, рассуждение-монолог героя и автора, диалоги героев.
Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. Этапы сюжета.
Композиция рассказа и повести. Внесюжетные элементы. Система образов. Сопоставление эпизодов, картин, героев. Художественная деталь.
Автор и рассказчик в эпическом произведении.
/// Понимание характера литературного героя с учетом всех средств его изображения. Выразительное чтение и пересказ эпизода с употреблением различных средств изображения характера. Сочинение: характеристика героя и сравнительная характеристика нескольких героев. Использование в нем различных средств словесного выражения содержания.
Лирические произведения, их виды
Виды лирики.
Своеобразие языка лирического произведения, изображение явлений и выражение мыслей и чувств поэта средствами языка в лирике.
Лирический герой. «Ролевая лирика».
Композиция лирического стихотворения.
Образ-переживание в лирике.
/// Понимание смысла лирического произведения на основе наблюдений над словесными средствами выражения его содержания. Умение передать в выразительном чтении идейно-художественное своеобразие стихотворения. Сочинение-эссе, раскрывающее личное впечатление о стихотворении, об использовании специфических средств изображения и выражения, присущих лирическому произведению.
Драматические произведения, их виды
Виды драматического рода словесности: трагедия, комедия, драма.
Герои драматического произведения и языковые способы их изображения: диалог и монолог героя, слова автора (ремарки).
Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции. Роль художественной детали в драматическом произведении.
/// Понимание характера героя драматического произведения с учетом различных языковых средств его изображения. Выразительное чтение драматического произведения. Создание режиссерского плана эпизода. Создание сценки с использованием специфических языковых средств драматического рода словесности. Сочинение: анализ эпизода пьесы.
Лиро-эпические произведения и их виды
Взаимосвязи родов словесности. Лиро-эпические виды и жанры: баллада, поэма, повесть и роман в стихах, стихотворение в прозе.
Черты эпического рода словесности в балладе и поэме: объективное изображение характеров, наличие сюжета. Черты лирики в балладе и поэме: непосредственное выражение чувств и мыслей автора, стихотворная форма.
Повести в стихах и стихотворения в прозе — соединение в них признаков лирики и эпоса.
Значение стихотворной или прозаической формы словесного выражения содержания произведения. Использование в лиро-эпических произведениях форм словесного выражения содержания, свойственных лирике и эпосу.
/// Понимание смысла произведений лиро-эпических жанров: их героев и сюжета, созданных посредством языка, стихотворной или прозаической формы выражения. Выразительное чтение лиро-эпических произведений. Сочинение-рассуждение о героях баллады и поэмы.
Взаимовлияние произведений словесности
Использование чужого слова в произведении: цитата, эпиграф, реминисценция.
Использование пословицы и загадки, героев исюжетов народной словесности в произведенияхрусских писателей.
/// Понимание смысла использования чужого слова в произведениях словесности. Умение передать это понимание в выразительном чтении произведений. Использование мотивов народной словесности в собственном литературном творчестве.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока Наименование раздела Тема урока Кол-во часов
Требования к уровню подготовки Дата план Дата
факт
1. Слово и словесность (2 ч) Значение языка в жизни общества 1 Знать о роли языка в жизни общества. Уметь ориентироваться в учебнике. 2. Слово и словесность. Язык и слово. Словесностькаксловесноетворчество. 1 Знать, чтотакоесловесность;уметь работать со словарями различных типов; уметь сравнивать произведения искусства слова и изобразительного искусства. 3. Разновидности употребления языка (4 ч) Разновидности употребления языка. Разговорный язык. 1 Уметь отличать разговорный язык откнижного, узнавать черты каждой из разновидностейразговорного языка и функциональных стилей литературного языка. 4. Литературный язык и его разновидности. Официально-деловой стиль. 1 Уметь давать характеристику стилям речи, отличать их. Знатьособенности официально-делового стиля 5. Языкхудожественной литературы 1 Уметь давать характеристику стилям речи, отличать их. Знатьособенности языкахудожественной литературы 6. Научный и публицистический стили речи. 1 Уметь давать характеристику стилям речи, отличать их. Знатьособенности научного и публицистического стилей 7. Формы словесного выражения (4 ч.) Формы словесного выражения в нехудожественной литературе (словесности) 1 Уметь видетьсодержание,выраженное вопределеннойсловеснойформе. Знать формы словесного выражения нехудожественной словесности 8. Формы словесного выражения в художественнойсловесности. Стихи и проза, их различие. 1 Знать разные формы словесного выражения в художественной словесности(повествование, описание, рассуждение; сказ; ритм; интонация). Уметь различать их. 9. Формы словесного выражения в художественнойсловесности. Слово и ритм в стихах и прозе 1 Знатьтеоретическиесведения поразделупрограммы,уметьвыполнитьпрактическиезадания. 10. Значение традиций в стихотворной речи 1 Знать значение традиций в стихотворной речи. Уметь выявлять традиции 11. Стилистические возможности языка (2 ч) Стилистическиевозможностилексики и фразеологии. 1 Знатьстилистическиевозможностилексики и фразеологии, уметь их использовать в анализе текста. 12. СтилистическиевозможностиГрамматики.Стилистические возможности синтаксиса. Стилизация и пародия 1 Знать стилистическиевозможностичастей речи;знать, что такоестилизация и пародия. 13. Устная народная словесность и ее жанры (3 ч) Эпическиевиды и жанрынароднойсловесности. 1 Знатьжанровыеособенностиэпических произведенийустногонародного творчества. Уметь находить особенности. 14. Лирические виды и жанры народной словесности. 1 Знатьжанровыеособенностилирических произведенийустногонародного творчества. Уметь находить особенности. 15. Драматические виды и жанрынароднойсловесности. 1 Знатьжанровыеособенностидраматических произведенийустногонародного творчества. Уметь находить особенности. 16. Духовная литература (2 ч) Духовная литература, её жанры.
Библия и особенности её стиля.
1 Знатьуникальность жанров Библии. Уметь практически определять особенности духовной литературы 17. Использование библейских тем, жанров и стиля в русской литературе. 1 Знатьпроизведения русской литературы, вкоторых используются библейские жанры. Уметь находить библейские темы и жанры в литературе 18. Практическая работа. Анализ текста.
1 19. Эпические произведения, их своеобразие и виды (3 ч) Виды и жанры эпических произведений. Литературные сказки, небылицы,загадки,скороговорки. 1 Уметь отличать литературные сказки отнародных;знатьособенностисказок,небылиц,загадок,скороговорок. 20. Басня. 1 Знать басни иихособенности. Уметь находить особенности на практике. 21. Рассказ, повесть,роман. 1 Знатьхарактеристикиромана, повести, рассказа, новеллы и т.д. Уметь находить особенности на практике. 22. Герой эпического произведения
(1 ч) Герой эпического произведения.
Языковые средства изображения характера. 1 Знатьособенностисловесноговыражениягероя вэпическомпроизведении:повествование,описание. Уметь находить особенности на практике. 23. Сюжет и композиция эпического произведения
(1 ч) Сюжет и композиция эпического произведения.
Художественная деталь. 1 Знать, чтотакое сюжет ифабула, композиция; уметьнаходитьразличие в них; знать этапы сюжета и его назначение, строение композиции. 24. Проверочная работа по теме «Эпические произведения». 1 25. Лирические произведения, их своеобразие и виды (1 ч) Лирические произведения, их виды.
Изображение и выражение в лирике. 1 Знатьлирическиепроизведения вих родовойспецифике;уметьанализировать стихи. 26. Лирический герой и композиция
(2 ч) Лирический герой. «Ролевая лирика». 1 Знать особенности образа лирического героя. Уметь находить и интерпретировать образ 27. Композиция лирического стихотворения.
Образ – переживание в лирике. 1 Знать особенности композиции лирических произведений. Уметь анализировать образы. 28 Анализ лирического произведения.
Практическая работа. 1 Знать порядок(схему)анализа, уметь находить средства изобразительности 29. Драматические произведения, их своеобразие (2 ч) Драматические произведения, их виды.
Герои драматического произведения и языковые средства их изображения. 1 Знать специфику драматических произведений. Уметь находить особенности 30. Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции. Роль художественной детали в драматическом произведении. 1 Знать черты драматического конфликта, сюжета и композиции. Уметь анализировать роль детали в произведении. 31. Лиро-эпические произведения
(1 ч) Лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды.
1 Знать специфику лиро-эпических произведений. Уметь определять особенности на практике. 32. Проверочная работа по теме «Роды, виды и жанры произведений словесности». 1 33. Взаимовлияние произведений словесности (1 ч) Эпиграф. Цитата. Реминисценции. Использование фольклорныхжанров. 1 Знать особенности использования чужого слова в произведениях,уметь передать этот смысл. 34. Резерв.
1 ЛИТЕРАТУРА
Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку и литературе. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5.
Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2005.
Альбеткова Р.И. Русская словесность. 7 класс. – М., 2010.
Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. 7класс». – М., 2010.