Урок литературы 4 класс Тема: И.А Крылов. Басня « Стрекоза и Муравей», « Ворона и Лисица»
Урок литературы 4 класс
Тема: И.А Крылов. Басня « Стрекоза и Муравей», « Ворона и Лисица»
Цель: Познакомить учащихся с вышеуказанными баснями И. А. Крылова ; расширять представления об особенностях жанра, научить находить мораль-поучение в произведении;
Формировать умение определять главную мысль произведения, делать выводы.
Отрабатывать навыки выразительного чтения, умения пользоваться выразительными средствами языка.
Развивать устную речь, творческое воображение, образное мышление, способствовать формированию художественного вкуса.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Метод обучения: исследовательский (по характеру познавательной деятельности учащихся)
Структура урока
1. Стадия вызова (10 мин)
2. Стадия осмысления (30 мин)
3. Рефлексия (5 минуты)
Оборудование и наглядные пособия
1. Таблица «Пирамида ценностей».
2. Раздаточный материал, карточки-задания, цитаты.
3. Листы оценки знаний.
4. Фломастеры, иллюстрации, текст басен
5.Костюмы к басням
Этапы
урока СодержаниеДеятельность учителя Деятельность
ученика
Стадия вызова Психолог
ическийнастрой
Целеполагание
Формирование мотива:
проблем
ная ситуация
Постановка проблем
ныхПриветствие учителя
-Представьте, что вы солнышко. Подарите свое тепло друг другу. Возьмитесь за руки, пожелайте удачной работы на уроке и хорошего настроения.
Подготовка к восприятию нового
– Давайте вспомним, что же такое «басня»?
-Какие слова басни содержат в себе поучительный вывод?-Какие мысли выражает мораль?- Зачем Крылов показывал людям их недостатки?-Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?
Сегодня на уроке мы продолжаем работу над баснями, особенностями их языка, выразительностью, познакомимся с новыми произведениями?
-Работу на уроке мы построим в группах
Правила работы в группе
1.Будьте доброжелательными.
2.Высказать свое мнение должен каждый
3.Спорьте аргументировано
4.Цените совместную работу, в которой возникает общее решение
5.Умейте оценить чужую точку зрения
Слушают, выполняют
психотренинг
Он хотел, чтобы люди стали лучше, добрее.
Формулируют цель урока
Проговаривают правила работы в группе.
Настрой на групповую работу.
ОсмыслениеАнализ
Басен, инсценирование.
Работа группахРабота над басней «Ворона и Лисица»
Работа над басней
« Стрекоза и Муравей» Выступление каждой группы – инсценированиеДети оценивают друг друга по следующим критериям:
1. Правильное произношение слов.
2. Выразительность, эмоциональная окраска
3. Выделение морали в басне.
Работа в группах.
1 группа инсценирует басню «Лебедь, Рак и Щука»
-Какова мораль басни?
Фронтальный опрос.
-Отгадайте басню по подборке слов: ель, бог, шейка, плутовка, царь-птица (слова на доске на карточках).
За что наказана Ворона?
А кто же главная героиня басни?
Перед нами разыгрывается целое представление, в котором звери- актёры говорят и действуют, как люди, но при этом остаются зверями, сохраняя их повадки. Хорошо зная повадки животных, Крылов живо рисует подробности их поведения - яркие, выражающие национальные характеристики стороны русского характера. Он подбирает меткое слово для характеристики своей героини. Какое?
Ещё раз перечитаем монолог Лисы-Почему же Лиса льстит Вороне? Какую выгоду она может получить?-В баснях Крылова есть ещё один герой. Это автор. Какова его роль в данном случае?
-Ребята перечитайте мораль басни? Кого осуждает автор ?2 группа инсценирует басню.
Оценивание
Речевая разминка для всего класса
Без работы хоть убей,
Жить не может муравей.
На ромашку у ворот
Опустился вертолет –
Золотистые глаза.
Кто же это? Стрекоза.
(«жужжащее чтение, чтение с удивлением, с сердитой, с веселой интонацией, с ускорением, с замедлением, скороговоркой).
Третья группа. Назовите главных героев басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», определите черты характера главных героев.
Фронтально
- Почему Стрекоза пришла именно к Муравью?
- Почему он отказал Стрекозе в помощи?
- Справедливо поступил Муравей со Стрекозой?
- Можно ли его назвать жадным?
- Почему автор несправедливо обидел Стрекозу, в природе они уничтожают личинки комаров? (Под насекомыми автор подразумевает людей. Муравей – труженик, работяга, коллективист. Стрекоза – любительница лёгкой жизни, развлечений, не думающая о будущем, живущая сегодняшним днём)- Что автор высмеивает в людях? (В басне осуждаются беспечные, беззаботные люди, праздно проводящие своё время)
-Найдите слова в которых заключается главная мысль произведения.
- Как вы понимаете?
Инсценирование басни 3 группой
Оценивание
Физкультминутка.
Изобразите движения героев басни: стрекоза летает, муравей колет дрова, муравей пилит дрова, стрекоза пляшет.
Вывод: Каждая группа выбирает героев из басен и составляет синквейнГотовили д/зОпираются на знание первичного чтения басни.
Читают, осмысливают, отгадывают.
Размышляют, отвечают, доказывают
«глупость».
Плутовка
Перечитывают, показывают интонацией голоса её характер и поведение
Баснописец будто простодушно доверяется персонажам, а потом мнимое простодушие сменяется насмешкой.
Распределяют роли, подбирают костюмы, отрабатывают выразительность чтения
Интонацией голоса показывают
Главные герои басни Черты характера. (трудолюбивый, веселый, злой, добрый, справедливый, спокойный, ленивый, жадный, беспечный, отчаянный, несерьезный, бесшабашный, хитрый. )
Устно доказывают, почему так считают.
Думают, отвечают на вопросы, подтверждают цитатами из текста.
Распределяют роли, подбирают костюмы, отрабатывают выразительность чтения
Выполняют движения с эмоциональной окраской
Рефлексия - Какие умения развивали на уроке?
- Какие задания были наиболее интересными?
- Оцените работу на уроке
Самооценка и взаимооценкаНапишите эссе. Пожелание одному из героев
Написание эссе
Самооценка, взаимооценкаРефлексия учащихся
Д\зНарисовать иллюстрацию к одной из басен
Прочитать другие басни, может быть даже других авторов Критерии оценивания
1. Правильное произношение слов.
2. Выразительность.
3. Выделение морали в басне.
Рефлексивный лист
Имя Самооценка ВзаимооценкаИмя Самооценка ВзаимооценкаИмя Самооценка Взаимооценка