Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы на 2016 – 2017 учебный год для обучающегося с ОВЗ


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добровская школа-гимназия имени Я.М.Слонимского»
Симферопольского района Республики Крым
ул.Комсомольская, 1-А, с. Доброе, Симферопольский район, РК, 297571
тел/факс 0(652) 31-12-24, e-mail: dobrovskijuvk@mail.ru ИНН9109008822_

Согласовано
Заместитель директора
по УВР
______________М.К.Кальченко«____»_____2016г.
Принято
на заседании педагогического совета
протокол № ____от 31.08.2016г. Утверждаю
Директор МБОУ «Добровская школа – гимназия имени Я.М.Слонимского»
___________Н.Б.Федорченкоприказ №______ от______2016г.
Программа
индивидуальной коррекционно-развивающей работы
на 2016 – 2017 учебный год
для обучающегося с ОВЗ
Ответственный за реализацию программы:
Педагог-психолог Халилова Сусанна Аблякимовна
Цель коррекционной работы
Целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АОП обучающимися с умственной отсталостью, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.
Задачи коррекционной работы:
1. Выявление особых образовательных потребностей обучающегося с умственной отсталостью, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;
2.Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи ребёнку с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающегося (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
3.Разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и групповых занятий для ребёнка с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающегося;
4.Реализация системы мероприятий по социальной адаптации умственно отсталого ребёнка;
5. Оказание родителям умственно отсталого ребёнка консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.
Принципы коррекционной работы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Принципы коррекционно-развивающей работы:
* принцип соблюдения интересов ребенка. Педагог работает с максимальной пользой и в интересах ученика;
* принцип системности обеспечивает единство диагностики, коррекции и
развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ученика;
*принцип деятельного подхода предусматривает формирование различных функций в процессе организации совместной деятельности;
* принцип усложнения заданий, упражнений;
* принцип развивающей направленности обучения;
*принцип наглядности и занимательности обучения;
* принцип доступности обучения;
* принцип игровой деятельности, использование дидактического материала, применение скороговорок, считалок, заучивание стихов;
*принцип вариативности;
*принцип последовательности: каждое последующее занятие включает в себя
задачи предыдущего, уточняя, конкретизируя, систематизируя и углубляя
знания, умения и навыки, приобретенные ребёнком.
Основные направления коррекционно-развивающей работы:
Программа коррекционной работы на ступени начального образования
включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают ее основное содержание:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
1. развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
2. развитие навыков каллиграфии;
3. развитие артикуляционной моторики
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
1. развитие зрительного восприятия и узнавания;
2. развитие зрительной памяти и узнавания;
3. формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет,форма, величина);
4. развитие пространственных представлений и ориентации;
5. развитие временных понятий;
6. развитие слухового внимания и памяти;
7. развитие фонетико-фонематических представлений, формирование
звукового анализа
Развитие основных мыслительных операций:
1. формирование навыков относительно анализа;
2. развитие навыка группировки и классификации (на базе овладенияосновными родовыми понятиями);
3. формирование умения работать по словесной и письменной инструкции,
алгоритму;
4. формирование умения планировать свою деятельность;
5. развитие комбинаторных способностей
Развитие различных видов мышления:
1. развитие наглядно-образного мышления;
2. развитие словесно-логического мышления (умение видеть иустанавливать логические связи между предметами, явлениями,
событиями);
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация)
1. Развитие речи, владение техникой речи.
2. Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словарногозапаса.
3. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
4. Организация благоприятной социальной среды, которая обеспечила бы
соответствующее возрасту общее развитие ребенка, его познавательнойдеятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие наформирование интеллектуальных и практических умений.
5.Предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов.
Создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной деятельности.
Дети с ограниченными возможностями здоровья составляют особую категорию – это в основном дети, у которых по причине врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы развитие психических функций отклоняется от нормы. В некоторых случаях нарушения развития могут быть вызваны и микросоциальными, средовыми причинами: неблагоприятные формы семейного воспитания, последствия социальной и эмоциональной депривации и т.п.
В связи с этим в рамках образовательного процесса необходимо создавать условия по развитию познавательных способностей, обеспечению эмоционального комфорта, волевого поведения ребенка.
Особое внимание при обучении детей с ОВЗ уделяется развитию произвольного внимания, так как от уровня его развития зависит успешность и чёткость работы сознания, следовательно, и осознанного восприятия изучаемого материала. Естественно, что все задания и их последовательность подчинены дидактическому требованию постепенного усложнения и в итоге подводят к успешному развитию произвольного внимания, которое служит основой развития других познавательных процессов. Ребёнок должен находить отличия между предметами, выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу, находить несколько пар одинаковых предметов.
Среди заданий на развитие памяти предпочтение отдаётся зрительным и слуховым диктантам и упражнениям, в содержании которых используются математические символы, записи, термины, геометрические фигуры и их расположение на листе бумаги. Большое значение в развитии словесно-логической памяти имеют дидактические игры, предполагающие развитие у детей приёмов смысловой группировки представленных слов или словосочетаний.
Отличительной особенностью программы является организация разнообразной деятельности, в результате которой идёт активное развитие основных познавательных процессов у детей с ОВЗ, приоритетных среди которых являются воображение и мышление. Именно поэтому большое внимание уделяется развитию таких мыслительных операций, как сравнение, анализ и синтез, обобщение, классификация, аналогия.
Анализ - это процесс, расчленения целого не части, а также установление связей, отношений между ними.
Синтез - это процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом и являются одним из основных мыслительных операций.
Сравнение - мысленное установление сходства и различия предметов по существенным или несущественным признакам. или композиций.
Обобщение - процесс мысленного объединения в одну группу предметов и явлений по их основным свойствам.
Классификация - это распределение предметов по группам, обычно по существенным признакам. Очень важно правильно выбрать основание классификаций. Часто дети ориентируются на второстепенные признаки.
В предлагаемой программе основной целью является развитие познавательных способностей у ребёнка с ОВЗ.
Данная цель реализуется через задачи:
Формирование мотиваций учебной деятельности, ориентированной на активизацию познавательных интересов.
Развития восприятия и представления детей через накопление и расширение сенсорного опыта.
Увеличение объёма внимания и памяти.
Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления за счёт обучения приёмам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка, установление причинно-следственных связей).
Развития речи, активное использование знаний и умений, полученных на занятиях.
Содержание программы.
Содержание программы по развитию познавательных способностей направлено на развитие различных видов мыслительной деятельности.
Задания даются только доступные и интересные в игровой занимательной форме, что способствует наиболее успешному развитию познавательных процессов.
Основные требования к заданиям содержательно-логического характера:
- задания должны иметь яркую целевую направленность на развитие одного или одновременно нескольких познавательных процессов, среди которых отдаётся приоритет логическому мышлению, но присутствуют и такие познавательные процессы как внимание, восприятие, память.
-задания должны нести определённую интеллектуальную нагрузку, расширять их представления или знакомить с простейшими методами познания действительности.
- задания должны быть представлены в интересной форме и построены на близком детям материале.
Целенаправленная работа по развитию внимания, памяти, мышления положительно сказывается на коррекции недостатков речи, что свидетельствует о необходимости проведения комплексных занятий направленных на развитие познавательных процессов. Для обеспечения комплексного подхода используются задания в соответствии с направлениями работы. Таким образом, на одном занятии решается несколько задач. В таблице представлены задания в соответствии с направлениями работы.
Направления работы Задания в устной форме Задания на рабочих листах
Восприятие - Какое слово отличается от других?
- Какое слово самое короткое/самое длинное?
- Подскажи словечко - Зашумленные картинки,
-нахождение соотношений/дифференциация по заданному признаку.
- Лабиринты
- Нахождение сходств/ различий
Мышление - Отгадай загадки
- Подбери парное слово.
- Что общего и чем отличаются друг от друга?
- Когда так говорят?
- Что не так?
- Что лишнее?
- Скажи наоборот.
- Подбери признак/действие
- Закончи предложение.
- Хитрые вопросы
- Умные задачки
- Запомни слова
- Запомни цепочку слов - Что лишнее?
-Дифференциация предметных картинок
- Систематизация по признаку
- Последовательные картинки
- Определение пространственных/временных отношений
Внимание - Хитрые вопросы
- Умные задачки
- Запомни слова
- Запомни цепочку слов
- Отгадай загадки
- Какое слово отличается от других?
- Что общего и чем отличаются друг от друга? - Зашумленные картинки,
- Нахождение предмета с предыдущей страницы.
- Лабиринты
- Нахождение сходств/ различий
- Систематизация по признаку
- Копирование по точкам/клеткам.
Память - Запомни слова
- Запомни цепочку слов
- Выкладывание из палочек по памяти - Что изменилось?
- Нахождение предмета с предыдущей страницы.
- Копирование по точкам/клеткам.
Зрительно-моторная координация - Пальчиковая гимнастика - Обводка.
- Штриховка.
- Каллиграфические упражнения.
- Копирование по точкам /клеткам
- Лабиринты
- Выкладывание из палочек по образцу.
- Рисование силуэтов
Речь - Тематический словарь
- Продолжи предложение
- Что лишнее?
- Скажи наоборот
- Подбери признак/действие
- Подбери обобщающее слово
- Когда так говорят?
- Что не так?
- Отгадай загадки.
- Узнай по признаку/действию
- Назови части целого
- Назови ласково
- Измени по образцу
- Собери/продолжи/ закончи предложения
- Вставь в предложение пропущенное слово
- Запомни слова
- Запомни цепочку/ пары слов
- Когда так говорят?
- Хитрые вопросы - Что лишнее?
- Дифференциация предметных картинок по заданным признакам
Содержание занятий направлено на развитие логического мышления – интеллектуальных операций сравнения, анализа, синтеза, - а также более сложных мыслительных операций: умения проводить обобщение, отыскивать закономерности, проводить классификацию по заданному и найденному признаку. Для развития мыслительных процессов в программе используются задания на развитие умения работать по наглядному образцу, умения соотносить размеры и формы предметов, умения выполнять задание по словесной инструкции, по собственному замыслу ребенка, умения решать логические задачи, головоломки. Таким образом, в процессе занятий развивается умение формулировать свои суждения, умозаключения, доказательства.
Организационные условия проведения занятий.
Программа реализуется в течение 1 учебного года в количестве 34 учебных часов. Занятия проводятся в кабинете педагога-психолога. Кабинет укомплектован всеми необходимыми методическими материалами.
Направления реализации программы.
Целенаправленная работа по развитию внимания, памяти, мышления положительно сказывается на коррекции недостатков речи, что свидетельствует о необходимости проведения комплексных занятий направленных на развитие познавательных процессов. Для обеспечения комплексного подхода необходимо, чтобы на одном занятии решалось несколько задач.
Предполагаемое содержание коррекционно-развивающей работы и на реализацию поставленных задач планируется осуществлять по следующим направлениям:
Восприятие.
Мышление.
Внимание.
Память.
Зрительно-моторная координация.
Речь.
Основные приемы обучения.
•Образное описание объектов, явлений окружающего мира (загадки, пословицы, поговорки), беседа, многократное повторение;
•Одушевление того, о чем сообщается на занятии;
•Игровые упражнения с речевым сопровождением, направленные на развитие общей и мелкой моторики, закрепление математических понятий;
•Дидактические игры и упражнения с применением раздаточного материала (плоскостных геометрических фигур, цифр, числовых карточек, счетных палочек);
•Пальчиковая гимнастика.
•Графические работы и работы по образцу (конструирование по предложенной схеме, рисование по клеточкам).
•Анализ литературных произведений.
•Элементы сказкотерапии.
•Элементы музыкотерапии.
•Упражнения для развития основных мыслительных операций: анализ – синтез, обобщение, классификация.
•Упражнения для установления причинно-следственных связей.
Структура занятия.
Структура каждого занятия определяется его содержанием: посвящается ли оно изучению нового, повторению или закреплению пройденного, проверке усвоения знаний детьми. Каждое занятие включает в себя 3 части: вводная часть, основную часть, итог занятия. В структуре каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия физического и умственного напряжения. В содержание перерыва входят игровые упражнения, направленные на развитие зрительно-моторной координации, речи, закрепление математических понятий. В целях повышения умственных способностей детей на занятиях используются разнообразные игры-задания для формирования разных видов мышления.
№ п/пОсновные части занятия
1
Вводная часть состоит из ритуала приветствия и разминки.
Ритуал приветствия
Разминка — воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности (музыкотерапия, цветотерапия, телесная терапия, пальчиковые игры.)
2 Основная часть
Основное содержание занятия — совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия. (Игротерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, этюды, групповая дискуссия.3 Завершающая часть
Рефлексия занятия — оценка занятия.
Ритуал прощания
Ожидаемые результаты реализации программы.
К концу обучения по программе предполагается продвижение в развитии мышления, речи, психических функциях, формировании у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей, произвольности деятельности.
Способы определения результативности программы.
С целью определения степени усвоения данной программы проводится итоговая диагностика в виде тестовых заданий. Формой позитивной оценки при реализации программы является «портфель ребенка» - своеобразная выставка личных достижений ребенка. В данный «портфель ребенка» собираются все детские работы в течение учебного года, в том числе и рабочие тетради и оформляются в виде выставки достижений.
Для оценки эффективности рекомендуется использовать следующие показатели:
Степень помощи, которую оказывает психолог детям при выполнении заданий: чем помощь меньше, тем выше развивающий эффект занятий.
Особенности поведения детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность учащихся обеспечивают положительный результат занятий.
По результатам диагностических процедур (сравнительный анализ начало и конец учебного года).
Методическое обеспечение программы.
В рамках реализации программы по развитию познавательных способностей используются:
- мини-тренажеры для развития мелкой моторики (пальчиковые игротренинги с использованием граненых карандашей, игольчатых резиновых мячей, прищепок, неструктурированного материала);
- ниткопись, изонить, шнуровки для развития тактильной чувствительности;
- сборники загадок, стихов, фольклорные сборники (пословицы, поговорки);
- предметные картинки по темам: овощи, фрукты, игрушки, мебель, одежда, обувь, домашние животные и птицы, дикие животные и птицы, цветы, деревья, насекомые, профессии, посуда, транспорт, водный мир, части суток и время;- пособия для развития слухового внимания, для развития зрительного внимания, для развития речевого внимания, для развития логического мышления;
- настольно-печатные игры.
КАЛЕНДАРНО-тематическОЕ планИРОВАНИЕ
№ Раздел Темы занятий Дата Коррекция Часы
1. Развитие познавательных способностей 1. Вводное занятие. 1
2. Осень. 1
3-4. Осенняя ярмарка. Сад огород: фрукты, ягоды. 2
5-6. Осенняя ярмарка. Сад огород: овощи. 2
7-8. Одежда, обувь, головные уборы. 2
9. Лиственные деревья. Грибы. 1
10. Деревья и грибы. 1
11. Домашние животные и их детеныши. 1
12. Дикие животные и их детеныши 1
13. Птицы 1
14. Рыбы. 1
15. Хвойные деревья. 1
16.Зима, зимние забавы. 1
17. Новогоднее путешествие. 1
18. Мебель. 1
19. Посуда 1
20. Дом, семья. 1
21. Наш город, моя улица. 1
22. Профессии. 1
23. День защитника Отечества. Военные профессии. 1
24. Транспорт. Правила дорожного движения 1
25. Мамин праздник. 1
26. Весна 1
27. Насекомые. 1
28. Время 1
29. Цветы. 1
30. Космос. День космонавтики. 1
31. Школа. 1
32. Летние каникулы 1
33. В стране Знаний. 1
34. Итоговое занятие «Что мы умеем делать хорошо» 1
34
Список литературы.
Агеева С.И. Обучение с увлечением. М.: ВО Совэкспорткнига, 1991.
Бузунов В. Подумай, отгадай, нарисуй, раскрась! АОЗТ Издательская группа НЭКО, 1994.
БитяноваМ.Р., Азарова Т.В. Работа психолога в начальной школе. М.: ООО» Совершенство»,1998.
Вагурина Л.М. Готовимся к школе. Логические операции. Тестовые задания. М.: Линор, 1999.
С.Е.Гаврина. Большая книга тестов для детей 6-7 лет. Счет, чтение, знакомство с окружающим миром, развитие речи памяти, внимания, мышления, мелкой моторики руки. Академия развития, 2007
Девина И.А., Петраков А.В. Развиваем логику. М.: Линор, 1999.
Карпенко М.Т. Сборник загадок. М.: Просвещение, 1988.
Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6-9 лет. Практикум для психологов и логопедов. Москва, 2000.
Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей чтению, математике, русскому языку.- М., АСТ: Хранитель, 2008.
Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку. СПб: Речь, 2006.
Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей. - М.: Сфера, 2003.
Слободяник Н.П. Формирование эмоционально волевой регуляции у учащихся начальной школы 60 конспектов. М.: Айрис-пресс»,2004.
Фоппель К. Как научить детей сотрудничать (1-4 части). М.,1998.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему я. М.,2001.
Чистякова Г.И. Психогимнастика. М., 1990.
Череманкина Л.В. Развитие внимания детей.-Ярославль, 1999.
.