Стефан Пермский – просветитель Коми народа.
Тема урока: Стефан Пермский – просветитель Коми народа.
Цель урока: познакомить с личностью и деятельностью С.Пермского, раскрыть роль христианизации для Коми края.
Задачи учителя на урок:
- Создать условия для исследовательской деятельности учащихся;
- Сформировать знание о личности и деятельности С. Пермского;
- Раскрыть историческую значимость христианизации коми;
- Воспитывать чувства гордости, признательности и уважения к истории своей родины.
(Тема урока написана перед уроком. Слева на доске плакат «Коми-азбука», справа – карта РК).
Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о Стефане Пермском – просветителе Коми народа, о создании азбуки для Коми народа. Создание азбуки неразрывно связано с историей древней Руси. Давайте вспомним главные события Древней Руси, начиная с 10 века.
- Когда было принято христианство на Руси. -988 г.
- Как имя киевской княгини, которая первой приняла христианскую веру. - Ольга.
- Назовите имя киевского князя, который принял христианскую веру и во время его княжения в Киеве крестили жителей. - Владимир.
- Мы с вами перенесемся в 14 век.
-Но сначала я назову вам даты, а вы вспомните, какие события произошли в эти годы на Руси.
-1240 год – разорение Киева монголо – татарами.
-1380 год – битва на Куликовом поле. Князь Дмитрий Иванович Донской (Донской – после битвы).
-Князь Дмитрий Иванович перед битвой едет к святому (назовите его имя) Сергию Радонежскому просить благословения на битву.
Учитель: В такое трудное время на Руси развивалась культура. В монастырях монахи изучали духовные книги, изучали греческий язык, восточные языки.
- По названию темы урока давайте определимся, о чём сегодня мы будем говорить?
-Какова основная цель нашего урока?
-Какие вопросы у вас возникли при чтении темы урока?
-Что бы вы хотели узнать об этом человеке. Давайте определим план, по которому мы будем работать.
- Предложите этапы изучения нашего урока по плану.
План, который предложили учащиеся:
1.Биография Стефана Пермского.
2.Христианизация коми края.
3.Значение принятия христианства.
А теперь давайте подумаем и скажем, как вы понимаете слово ПРОСВЕТИТЕЛЬ.
Нести свет, учение в народ.
По церковным канонам святитель от слова святой. Так называют людей, которые несли просвещение как религиозное, так и грамотность.
Урок мы будем проводить совместно. Ребята подготовили небольшие сведения о Стефане Пермском. Моими помощниками будут Савельева Даша, Дудкин Леонард, Адельфинская Яна и другие.
(Выступление Савельевой Даши)… Стоял на берегу Сухоны-реки город Устюг. Он и доныне стоит, и хотя сейчас он небольшой, но в те времена одним из главных на Северной Руси был. Именно в нём на ярмарках со всех сторон люди северные собирались. В центре города церковь стояла, а на паперти, возле входа в неё, лежал немощный Прокопий-Юродивый. Проходил мимо как-то раз горожанин с трёхлетней дочерью Марией. Понравилось Марии церковное пение, упросила она отца возле храма постоять, послушать. Отец не возражал, и заслушались они звучанием разноголосья.
Увидел их Прокопий, присмотрелся, поднялся с паперти, подошёл и поклонился трёхлетней девочке низким поклоном:
— Здравствуй, Мария, мать будущего праведника! Долгих лет жизни тебе!
… А больше ничего не произнёс, снова на паперти устроился.
Удивились горожане словам его, но не поверили, мол, мало ли что больной человек скажет.
(Выступление Адельфинской Яны). Шли годы. Подрастала Мария. Играла с ребятами во дворе то в салочки, то в прятки, а то и в дочки-матери. Дома по хозяйству помогала, а когда в церковь к молитве шла, то не забывала и о Прокопии: поздоровается с ним, слово доброе скажет, посидит-посочувствует блаженному.
(Дудкин Леонард). Выросла Мария в девушку статную, одну из первых раскрасавиц в посаде устюжском. Многие за неё сватались, но встретила она однажды Симеона, человека в возрасте, но с глазами мудростью глубокими и голосом удивительным. Был Симеон служителем в храме, и во всём Устюге никто не мог лучше него службы песнопевные вести. Полюбили друг друга Мария и Симеон, а там, как в народе говорят, ладком да за свадебку. Вскоре и сынок у них появился.
Рос мальчик смышлёным не по годам, удивлял всех стремлением к знанию разнообразному. Читать рано выучился, многие стихи молитв на память запомнил. И в деле этом отец его, Симеон, много способствовал. Был он человеком просвещённым и устремления сына поддерживал.
Учитель:
В те времена жили в Устюге не только люди русские, но и пермяне — так в те времена коми себя называли, от коми слова «Парма» — тайга. Выучился мальчик языку народа таёжного не хуже, чем языку русскому. Радовались родители усердию сына своего, но и иной раз тревожились: больно уж серьёзен. Ребята, сверстники его, в лес по ягоды бегут, а он за книгой мудрой просиживает. Ребята на речку с удочками, а он к отцу с расспросами. И вопросы такие задаёт, что сам Симеон ответить не в силах:
— Почему весь народ пермский учения Иисуса Христа не знает?
— Почему Андрей — Апостол Первозванный только славянам на земле русской слово Божие разъяснил?
— Почему люди северные азбуки и книг своих не имеют?
Симеон в ответ только плечами пожимал, а жители устюжские изумлённо переглядывались.
Пришла пора юношеская, стал сын Симеона и Марии жизненный путь выбирать. День думал, два думал, три думал, а затем поклонился отцу и матери и попросил благословения на постриг в монахи Ростовского монастыря Григория Богослова. Отец благословил, осенив сына крёстным знаменем. Всплакнула Мария: не хотелось ей сына далеко от дома отпускать, — года-то лихие, озлобленные, да и женить она сына хотела, с внуками понянчиться, а он, вон — что удумал, но противиться мужскому решению не посмела. Надела сыну на шею ладанку с ликом Николая Угодника, покровителя христиан в странствиях праведных, да ещё украдкой вслед перекрестила.
Пришёл он в монастырь и был принят в монахи, потому что знания его были отменные, а имя монашеское он получил Стефан, что в переводе с греческого обозначает «Венец». Долгие годы провёл он в монастыре… там, в Ростовском монастыре Григория Богослова, узнали из мудрых книг и о салунских братьях — Кирилле и Мефодии, азбуку для славян создавших.
10 лет Стефан учился в монастыре восточным языкам, богословию. Он с большим воодушевлением углублялся в чтение духовных книг, любил часто беседовать с мудрыми старцами, отовсюду собирал познания, обогащался ими и для себя, и для пользы других.
Пришло время, почувствовал в себе Стефан силу знания обретённого, подошёл к отцу Герасиму — епископу коломенскому, который в те времена главой православной церкви был, с просьбой необычной:
— Хочу податься я в страны северные, где леса дремучие, где холод лют, а люди сиры. Оттого сиры, что ученье Иисуса Христа не познали. А потому хочу я потрудиться на ниве просвещения и Евангелие Святое на язык пермский перевести. Язык пермян мне с детства ведом, а азы-буки-веди пермянские от славянских отличные, хоть и в написании похожие, я уже создал.
Удивился отец Герасим мудрости речений молодого монаха, трудолюбию его и благословил на подвиг богоугодный. Выдали Стефану для начала книги да утварь церковную, а ещё выхлопотал отец Герасим у князя Димитрия грамоты охранные, чтобы по всем городам помогали Стефану в его начинаниях.
Подобрал себе Стефан помощников-подручников и отправился в странствие в страны полунощные, а когда проходил он через город свой — Устюг на Сухоне-реке, то подходили к нему горожане, о деле его расспрашивали, удивлялись… А самые старые вспоминали предсказание Прокопия — старца блаженного.
Обогатившись познаниями, нужными для проповедания Евангелия, Стефан решил привести в исполнение давнишнюю мысль о просвещении Христовой верой язычников, близких к месту его рождения.
Приготовив себя к миссионерской деятельности, святитель Стефан явился в Москву (1379 г.) к Коломенскому епископу Герасиму, который управлял тогда делами митрополии, и просил его: "Благослови меня, Владыко, идти в страну языческую - Пермь. Хочу учить святой вере неверных людей. Я решился или привести их ко Христу, или сложить у них за Христа голову". Епископ с радостью благословил его и посвятил в сан иеромонаха. Он снабдил его Богослужебными книгами, а великий князь HYPERLINK "http://days.pravoslavie.ru/Life/life6552.htm" \o "Благоверный великий князь Димитрий Донской. Житие."Димитрий Иоаннович дал ему охранные грамоты.
Чтобы больше ознакомиться с зырянами и их языком, с которым он был знаком с детства, Стефан отправился из Ростова в Великий Устюг.
Здесь он через общение с природными зырянами развил и усовершенствовал прежние свои познания в зырянском языке, так что в состоянии был окончательно составить для этого языка азбуку.
Эта любопытная азбука была составлена им около 1375 года.
(Адельфинская Яна) Давным –давно коми не имели письменности, и чтобы поведать друг другу, где искать дичь или чей здесь охотничий участок, вырезали специальные знаки-пасы. Кто увидит такой пас, понимает, что ему другие люди хотели передать. И вот один священник, звали его Стефан, решил, что нужно составить азбуку, которая лучше всего передавала бы звуки коми языка. Мать Стефана была коми, поэтому он этот язык хорошо знал. Стефан использовал много старинных славянских и греческих букв, а к ним добавил несколько новых, которые придумал, используя знаки-пасы.
Из «Жития Стефана Пермского»: Пошел же Стефан в землю, куда не ходили апостолы, где не звучали слова и проповеди апостольские, где имя Божие не упоминалось, где поклоняются идолам, где молятся самодельным истуканам, где верят слову кудесников, где обитают иноязычники, некрещеные темные люди.
Из Устюга святой Стефан спустился по Северной Двине до впадения в нее Вычегды, откуда начинались поселения зырян. Много трудов, борьбы, лишений и скорбей вытерпел проповедник веры Христовой, живя среди язычников, поклонявшихся идолам, "огню, воде, деревьям, камню и золотой бабе, и кудесником, и волхвом, и древью".
На избранном пути своем вскоре встретил он первое селение зырянское Котлас (Пырас). Пройдя те места, на которых ныне стоят города Сольвычегодск и Яренск, он остановился при слиянии рек Вымь с Вычегдою, где было главное средоточение зырян.
(Дудкин Леонард).Настало лето 1380 года.
В конце июля княжество московское облетела недобрая весть: хан Мамай собрал огромное войско и идет на Москву.
- Ну что ж, пущай идет, – спокойно молвил Дмитрий. – Не слыхал Мамай, видать, словес прародителя великого нашего – князя Александра Ярославича Невского: "Кто с мечом к нам идет, от меча и погибнет".
Москва приняла вызов. А с ней и вся Русь великая. Потекли уже в начале августа в окрестности Москвы ручейки народного войска.
В славное море воинства Дмитрия Московского влилась волна и новокрещеных зырянских воинов. Грозный полк в шестьсот человек возглавил Пыросский князь Аликей. Известно, чьими молитвами…
Продолжал Стефан свои добрые дела.
Кроме идолов с особым благоговением зыряне поклонялись Прокудливой березе. Эта вековая береза отличалась громадною высотою и толщиною; она росла в Усть-Выми, на высоком крутом берегу реки Выми при слиянии с Вычегдою. Все стволы, сучья и ветки ее обвешивались полосами разноцветных материй. Кроме этих божеств у зырян было много и других: они признавали разных духов – лесного, водяного, земляного, домового, овинного, банного, печального, портящего и др.; они верили в Бога вездесущего и всемогущего, и в злого духа, и в нечистого. Кроме общественных идолов, стоящих в кумирнях, было много идолов домашних. Зыряне также верили, что вся природа населена враждебными или дружелюбными духами-божествами, и поэтому почитали большие горы, высокие обрывистые утесы, громадные камни, больших медведей, озера и рыб».
(Савельева Даша). Почему деревья называли "прокудливыми"? как они выглядят?
В древности народ коми верил, что бывают "прокудливые" - злые, необузданные, вредоносные березы. Он же считал несчастливыми в постройках все те деревья, которые завились слоями против солнца. У бурят было поверье, что в постройку может затесаться "дерево с огнем" - оно дает много тепла, но от него всегда неожиданно может случиться пожар. А малайцам известны деревья, в которых обитают злые духи.. .Практически у всех «особых» , обладающих свойствами «прокудливости» деревьев можно выделить следующие основные черты:
1. Дерево непременно старое, больше того: оно «всегда таким было» .
2. Как правило, дерево имеет дупло.
3. Около такого дерева «манит» , случаются странные видения или слышатся странные звуки.
4. Дерево может оказывать воздействие на здоровье и самочувствие человека, как позитивное, так и негативное.
5. Дерево в большинстве случаев имеет необычную форму: искривлённый или изогнутый ствол, наросты, несколько толстых разветвлений.
6. Дерево способно «мстить» , «наказывать» покусившегося на него человека.
7. Дерево гибнет или страдает от огня (костёр, молния) . «прокудливый» значит проказливый, шаловливый, пакостливый. «Прокудить» или «прокужаться» означает издеваться над кем-либо. «Прокудлив как кошка» , – говорят в народе.
Положительной пропаганде христианства должна была служить построенная в главном зырянском селении церковь во имя Благовещения. Стефан украсил ее «яко невесту добру» — церковную утварь он привез из Москвы. Сюда «частили» и некрещеные, не для молитвы, а подивиться «красоте и доброте зданья церковного». Это была настоящая проповедь красотой. Зыряне были зачарованы, как некогда послы Владимира в цареградской св. Софии. Для крещеных Стефан предлагал разумное понимание веры. Всех крещеных, взрослых и детей, он заставлял учить изобретенную им грамоту и читать Часослов, Псалтырь и «прочие книги». В зависимости от успехов он поставлял (получив епископский сан в Москве в 1379) кого в попы, кого в дьяконы, чтецы или певцы: «и писать научая их пермския книги, и сам помогая им».
(Адельфинская Яна). Степан Пермский любил народ, которого крестил, любил всем сердцем, всей душой. Его труд был не простым. С введением новой веры менялось мировоззрение и сама жизнь народа. Это был переломный период для Коми края.
Не понравилось это Паму-кудеснику. Собрал он тех, кто ещё веры христовой не признал, и явился с ними в Усть-Вымь. Выходил он навстречу Стефану и говорил слова дерзкие:
— Я — Пам, кудесник и чародей, всеми стихиями управляющий! Вызываю тебя на поединок — «испытание веры»!
И будем мы в первый раз разводить костёр из брёвен деревьев столетних, а как разгорится пламень — входить в него… Кто уцелеет в огне — у того вера правая.
А если оба пройдут испытание огневое, то вырубят нам две проруби, нырнём мы в одну из них, а если кто вынырнет во второй — у того вера более сильная.
Но если оба пройдут испытание водами зимними, то выйдем мы друг против друга в одеждах лёгких на мороз и станем словами-заговорами друг друга уничтожать, и тогда уж точно один из нас одолеет. И пусть люди пермские за ним идут! Но если кто откажется от испытания, то пусть уходит с миром из страны таёжной на все четыре стороны, и никогда не возвращается, и победителю не мешает!
Ответствовал Паму Стефан:
— Не разбираюсь я в волховании. Не подвластны мне стихии земные, но со мною Слово Божье, Имя Божье, Вера Православная! Принимаю я твой вызов, Пам-сотник.
Развели люди на берегу Выми костёр из деревьев столетних, произнёс Стефан молитву и первым шагнул к огню.
Пам тоже шагнул.
(Дудкин Леонард). Шаг за шагом подходили они, пока не затрещал волос на головах от близости огня лютого. Сотни людей замерли в ожидании. И устрашился Пам, отказался в костёр идти. Брал Стефан Пама-кудесника за руку, тащил волхва в шум огневой, от поединка не отказываясь. Тогда взмолился Пам, пощады запросил, признал силу веры христианской, отказался от дальнейших испытаний. А на следующий день ушёл на север за Урал-горы с теми немногими из пермян, что веру в деревянных идолов Войпеля сохранили.
(Савельева Даша). И уже без помех стал строить Стефан с товарищами храмы православные по всей земле пермской. Всё больше и больше появлялось у него учеников, а потому появилась при храме Усть-Вымском первая школа, где преподавалось слово Божие на языке пермском, где учились люди читать и писать по буквам, святым праведником созданным.
Перевёл Стефан не только Евангелие, но и другие книги для служб и укрепления веры нужные, чтобы вкушали люди пермские без помех слово добродетельное, заповеди заветные.
И не только книги создавал Стефан. Был он и первым живописцем стран полунощных — писал иконы для храмов вновь создаваемых. Жаль, только одна из них — «Зырянская троица» дошла в целости до наших дней и хранится нынче в музее города Вологды.
А ещё ходил Стефан в стольный град Москву за помощью. И уменьшал князь Дмитрий, которого после победы на поле Куликовом стали Дмитрием Донским величать, сборы в казну государственную, чтобы облегчить жизнь тем, кто в трудные годы к московскому государству присоединился.
(Учитель). Высоко оценили дела Стефана и мудрые старцы церкви православной, произвели они его в первые Епископы Пермские, чтобы смог он спокойно ширить своё дело праведное.
А когда возвращался он из Москвы к пастве своей, подходили к нему земляки-устюжане на благословение, вспоминали Прокопия словом добрым, удивлялись дару его прозорливому.
А после того, как укрепилась в стране полунощной вера православная, совершил Стефан, Первый Епископ Пермский, три хождения в Новгород, в одном из них вразумлял старшину новгородскую и перед вече простолюдном слово держал:
— Слушайте, люди вольные, новгородские! Не смейте вы люд пермский обижать, не смейте снаряжать ладьи разбойничьи, не то придётся вам с самим князем московским Дмитрием столкнуться. А если и этого не испугаетесь, то запрещу я в ваших храмах детей крестить, и будут они хуже язычников без охраны божией жить, и будет так, пока, пока не усмиритесь, не успокоитесь. Пока не научитесь в пермянах братьев во христе видеть.
Подчинилась его слову старшина новгородская, пообещало вече вольнолюбое не зорить земли северные, а ходить с миром и торгом в страну полунощную.
И шли разговоры по Руси о мудром праведнике, доходили они и до Устюга. Удивлялись устюжане делам земляка своего, силе Слова его. Переживали за него и молитвы возносили за здравие… и ставили свечу поминальную Прокопию-Христа-Ради-юродивому-Устюжскому.
На этом можно было закончить повесть мою, но донесли до наших дней летописи стародавнее сказание ещё об одном чуде, связавшем воедино судьбы миротворцев русских: Сергия – старца Радонежского и Стефана – первого Епископа Пермского, не следует и нам о чуде том забывать.
Шёл однажды Стефан из своей вотчины в Москву по делам неотложным, но проходя в пяти верстах от Сергиевой обители поклонился в сторону её, встал на колени и молитву произнёс во здравие Сергия и его собратьев по жизни монашеской.
Сергий Радонежский в это время трапезничал, но, услышав молитву Стефана, встал, повернулся лицом в его сторону и ответствовал молитвою.
Удивилась братия обители, но промолчала, лишь после трапезы стали монахи расспрашивать о причине моления Сергиева. И разъяснил им страстотерпец русский, что благословил их трапезу сам Стефан Пермский. Удивились монахи и догадались, что дана великим старцам от бога единосущного связь энергиями духовными для дела их общего, мир народам несущего. И возрадовались они благословению…
Много и других славных дел совершил Стефан пермский, но ни разу не окропились дела его кровью людской, а в 1396 году от рождества Христова был он зван в Москву, но заболел в дороге. Хворым приехал в столицу и после недолгой болезни преставился. Похоронили его в усыпальнице великокняжеской, кремлёвской церкви Спаса-на-бору. Похоронили как человека Святого, памяти вечной достойного. И шесть столетий память о Стефане Пермском Раноапостольном хранится бережно в памяти народной, и отмечается девятого мая каждого года (по старому стилю 26 апреля).
Учитель.
- Стефан Пермский – выдающая личность своего времени личность, которая не забыта и сейчас. Это человек, который прожил необычную жизнь, жизнь, которая учит многому.
Показ на карте РК места связанные со С.Пермским.
Ребята, у вас уже сложилось мнение о деятельности С.Пермского.
Кем был С.Пермский для коми?
- Какова его роль в жизни коми?
С.Пермский - просветитель и миссионер.
Коми народ уважает и любит Стефана Пермского. Различными способами увековечивает память этого великого человека . Какие памятники и памятные места, связанные с этим именем в РК вы знаете? ( площадь им.Стефана Пермского, 21 декабря 2009 года безымянной горной вершине Приполярного Урала, расположенной в Республике Коми, присвоено наименование «гора Святителя Стефана Пермского»
Республика Коми, город Инта, МБОУ Гимназия № 3, учитель Григорова Нина Ивановна. Дом. адрес: улица Морозова, д.12, кв. 50.
Yablonya.inta@gmail.com