Статья Социально-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
О.В. Козлова
В мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты. В Росси с каждым годом растет рождаемость детей с ограниченными возможностями. Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями. Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствуете не адаптации в социальной среде. Так же дети с ограниченными возможностями не способны обслуживать себя[1].
По мнению Ю.А. Анташевой, для ребенка с ограниченными возможностями здоровья детский коллектив является самым мощным ресурсом развития. Ребенок с ограниченными возможностями должен обязательно развиваться в коллективе, ребенок не может развиваться в изоляции[2].
Мордовина Н.Ф считает, что ухудшение экологической обстановки, это и является главной причиной высокой рождаемости детей - инвалидов[3].
Дементьева Н. Ф писала –
По мнению ряда авторов, термин «инвалид» в силу сложившейся традиции несет в себе дискриминационную идею, выражает отношение общества, выражает отношение к инвалиду, как к социально бесполезной категории. Понятие «человек с ограниченными возможностями» в традиционном подходе ярко выражает дефицит видения социальной сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, это социальная проблема неравных возможностей [3].
Е.И. Холостова считает, что каждый ребенок индивидуален и вся работа должна проходить по разным методам. Надо относиться с терпением к таким детям [4].
Целью данной статьи является выявление условий социально – педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и способов их реабилитации.
В научно-педагогической литературе выделены следующие типы детей с ограниченными возможностями здоровья:
дети, страдающие различными недугами - любая утрата или аномалия психических или физиологических функций.
дети с ограненными возможностями - любые ограничения или потеря способности выполнять какую - либо деятельность, в пределах нормы человека.
3)Недееспособные дети - любое следствие дефекта или ограниченная возможность конкретного человека, препятствующая или ограничивающая выполнением им какой - либо нормативной роли(половой, возрастной и т. д.)
Основные направления в работе с детьми с ограниченными возможностями - создать условия для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях его обогащения социального опыта и возможного включения в коллектив. Помочь им реализоваться в
Работа с нарушения интеллекта должна быть направлена прежде всего на их развитие – ее содержание заключается в том, чтобы организовать компетентное сопровождение. Это является посредничеством социального работника в создание условий и привлечений различных институтов[6].
Дети с ограниченными возможностями направляются в специализированное учреждение, проводиться психологическая работа.
В настоящее время в России создаются условия для реализации способностей детей с ограненными возможностями не только в творчестве, но и в спортивных достижениях. Заметно выросли спортивные мероприятия ,у детей- инвалидов больше стало возможностей участвовать в различным спортивно – массовых мероприятий . В Росси разработано специально для детей- инвалидов 1200 мероприятий, и занимающих в них более 100 тыс. человек[7].
В последние годы проблема разработки программ индивидуальной коррекционной работы для детей и подростков с различными отклонениями в развитии превратилась в одну из важнейших проблем специального образования. В настоящее время в России начинает складываться модель инклюзивной практики обучения, при которой дети с особыми образовательными потребностями включаются в общеобразовательный процесс, но не стихийно, а при создании в образовательной организации специальной программы сопровождения. В социально-педагогическом сопровождении нуждаются дети с выраженными интеллектуальными нарушениями, тяжелой двигательной патологией, сложными нарушениями развития. В проекте закона Российской Федерации о специальном образовании физические отклонения ребенка определяются исходя из возможностей его обучения [7].
Вывод: Актуальность социально-педагогической поддержи очень высока ,так как повышается с каждым годом рождаемость детей- инвалидов,, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты. Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается рост рождаемости детей инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилось в два раза.
Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками.
Список используемых источников:
1.Анташева Ю.А. Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Справочник классного руководителя, №12, 2013 г.2.Басова Н.Ф. Социальная работа с различными группами населения: учебное пособие/коллектив авторов. – М.: КНОРУС, 2012. – 663с.
3.Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями.- М.: Институт социальной работы, 1996г. – 10с.
4.Комарова Т. С., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012. -336с.
5.Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами.: учебное пособие / под ред. Холостова Е. И. - Издательский дом "Питер".
6.Сборник законов Российской Федерации: текст с изменениями с 23 и дополнениями на 15октября 2011г. – М.: Эксмо, 2011. – 1200с. –(Российское законодательство).
7. Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями. [Электронный ресурс]. URL: ( http://bibliofond.ru/view.aspx?id=13811)
Аннотация
В данной статье рассматривается проблема социально – педагогической сопровождения детей с ограниченными возможностями . В данной статье рассматривается проблема социально – педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями. Помощь им в адаптации, так помощь в реабилитации. Правильный подход к детям инвалидам, работа с ними. Так же написано описание психологической работы, работа с нарушения интеллекта. Это является посредничеством социального работника в создание условий и привлечений различных институтов.
Так же раскрывается привлечение детей инвалидов не только творчество, но и в спорт. Какие успехи Россия добилась, привлекая детей с ограниченными возможностями .
Расматривается проблема разработки программ индивидуальной коррекционной работы для детей и подростков с ограниченными возможностями . Показано число рождаемости детей с ограниченными возможностями, тенденция роста детей – инвалидов.