Использование мультимедийных технологий в учебном процессе
Использование мультимедийных технологий в учебном процессе
Современное общество невозможно себе представить без использованиия информационных технологий в каждой сфере деятельности человека, в том числе и в области образования. Современное образование характеризуется сочетанием уже существующих традиционных технологий обучения с новыми интерактивными технологиями, среди которых мультимедийные, компьютерные технологии. Использование интерактивных технологий способствует развитию разносторонней личности, усиливает ее творческие способности, повышает ее активность и любознательность.
Интерактивные технологии чаще ориентированы не на закрепление уже полученных знаний, а на изучение нового материала. Поэтому в их составе часто используют парную, групповую работу студентов, ролевые игры, выполнение творческих заданий. Возможность использования интерактивных технологий расширяется при использовании компьютера, мультимедийного проектора, интерактивных досок.
Мультимедийные технологии представляют материал не в традиционной текстовой форме, а с использованием мультимедийных средств – фото, видео, графики, звука.
Использование мультимедийных технологий позволяет:
- проводить занятие в более интересной форме;
- усиливать мотивацию студентов;
- повышать качество изложения нового материала;
- расширять знания студентов в области информационных компьютерных технологий.
Мультимедийные технологии позволяют иллюстрировать излагаемый материал, повышать качество его восприятия студентами. Следовательно, процесс обучения становится более эффективным, при этом его структура не меняется.
Мультимедийные технологии предполагают использование обучающих программ, электронных учебников, электронных библиотек, игровых компьютерных программ.
Одним из способов применения мультимедийных технологий является компьютерная презентация. Она имеет ряд преимуществ, среди которых:
- возможность видеть связи между отдельными информационными блоками;
- возможность научиться обобщать, сравнивать, анализировать предложенный материал;
- возможность расширить кругозор.
Мультимедийные технологии могут быть использованы на разных стадиях учебного занятия:
1. В начале занятия – для анонсирования его темы и целей.
2. В процессе проведения занятия – для воспроизведения ключевых моментов материала – схем, таблиц, тезисов.
3. В процессе организации самостоятельной работы студента – использование разработанных учебных пособий. Такое пособие должно нести полный исчерпывающий материал по теме, иметь большое количество слайдов. У студента появляется возможность составить свой индивидуальный график работы с материалом.
4. В процессе контроля знаний студента - это использование компьютерного тестирования.
Очень удобно совмещать в процессе обучения, использование мультимедийных технологий и классическое ведение студентами рабочих тетрадей по предмету. Это удобно при получении практического задания и отражения его решения в рабочей тетради.
Использование мультимедийных технологий создает новизну в получении знаний студентами. У них появляется заинтересованность в достижении более высокого результата, пропадает страх перед выполнением сложных заданий, возникает желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических заданий появляется возможность самоконтроля.
Преимущества мультимедийных технологий:
- более качественное восприятие материала, так как представление его на экране, красочно и информативно, делает его более выгодным по сравнению с написанным мелом на доске;
- изложенный материал в презентации, можно представить и широко, используя гиперссылки, и более сжато, указывая материал тезисно;
- повышается уровень использования наглядности на занятии;
- растет уровень производительности занятия;
- возможность представить межпредметные связи;
- возможность привлечь студентов к проектной деятельности;
При использовании мультимедийных технологий на занятиях следует помнить, что они позволяют отразить большой объем информации, в сравнении с обычным занятием, они оказывают влияние на мотивацию студентов, скорость восприятия ими предложенной информации, но могут и утомлять студентов. Все это оказывает совокупное влияние на эффективность учебного процесса.
При написании компьютерной презентации к конкретной теме, следует учитывать: психологические особенности студентов, цели занятия, правильный выбор основных моментов темы, полное использование инструментов компьютерных презентаций, использование цветов. Нужно учитывать процесс воспроизведения презентации (компьютер, экран, проектор), длительное использование, которых, приводит к утомляемости, снижению остроты зрения, и как следствие, снижение восприятия материала.Используя мультимедийные технологии, в частности компьютерные презентации, нужно уходить от монотонности, развивать мыслительные способности студентов, при разработке презентации, учитывать разноуровневое восприятие материала сильными и слабыми студентами, учитывать особенности памяти человека.
В процессе проведения занятия с использованием мультимедийных технологий, кроме компьютера, большую пользу несет использование интерактивных досок. Особенно эффективно их использование на занятиях по информатике, компьютерной графике. Поверхность доски играет роль экрана, на который выводится информация с компьютера. Выводить слайды, редактировать документы, задания по графике, можно прикосновением пальцев. Используя интерактивную доску на занятиях по компьютерной графике, проецируя на доску определенное задание, преподаватель может вызывать к ней студента или нескольких, для публичного обсуждения задания, может создавать дискуссии. При помощи локальной сети можно выводить результаты работы отдельного студента, дополняя их своими комментариями.
Использование интерактивных досок позволяет разнообразить изучение предмета. Всю информацию, отражаемую на интерактивной доске можно сохранить, распечатать, переслать. Ее можно использовать на протяжении всего занятия, можно использовать частично, в зависимости от построенной схемы занятия. В любом случае, это делает процесс обучения динамичным и позволяет сохранять интерес студента к занятию до его окончания.
Преимуществами использования интерактивных досок для преподавателя являются:
- возможность объяснять материал на широкую аудиторию;
- дает возможность импровизировать;
- позволяет сохранить отображенный материал и использовать его при проверке заданий;
- обмен опытом между преподавателями.
Преимуществами использования интерактивных досок для студентов являются:
- повышение интереса к знаниям;
- усиление мотивации к обучении;
- привлечение к участию в коллективной работе;
- упрощение восприятия материала, в результате его яркой и динамичной подачи;
- возможность работать творчески;
- повышение уверенности в себе.
Подводя итог, можно сказать, что использование мультимедийных технологий позволяет разнообразить учебно–воспитательный процесс, развивать кругозор студентов, подготовить их к жизни в условиях информационных технологий, подготовить конкурентоспособного специалиста.
Литература:
Информационные технологии в образовании и науке: Материалы Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании и науке «ИТО – Самара – 2011». – Самара; М.: Самарский филиал МГПУ, 2011. – 494 с.
Панфилов, С. А. Применение мультимедийных технологий в учебном процессе высшей школы / С. А. Панфилов, Н. Р. Некрасова // Интеграция образования. - 2014. - № 1 (74). - С. 95-101.