Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе


Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе
Современная наука не стоит на месте. Зачастую новые знания, а тем более и новые технологизированные поколения, требуют новых форм представления учебного материала. Одной из таких форм в школьном и дополнительном образовании могут стать мультимедийные презентации. Эта форма подачи материала уже давно стала обычной практикой на научных конференциях, в последнее время она все более широко используется в высших учебных заведениях. Однако мультимедийные презентации практически не применяются в современном школьном и дополнительном образовании. Конечно, это связано с целым рядом объективных причин: необходимо дорогостоящее оборудование — мультимедийный проектор, хороший компьютер… Хотя часто проектор есть, но он пылится где-нибудь на полке. И с одной стороны это связано с неумением обращаться с техникой, а с другой — предубеждением против использования мультимедийных презентаций. Несомненно, против их использования порой выдвигаются вполне обоснованные аргументы.
Но если ответственно подходить к созданию презентации, то многих проблем можно избежать, а преимущества выгодно использовать. Имея некоторый опыт проведения занятий с мультимедийными презентациями, как в дополнительном, так и в школьном и высшем образовании, я бы хотела им поделиться. Для начала необходимо проанализировать преимущества и недостатки презентаций, обсудить принципы их грамотного составления и возможные варианты реализации — те темы, где использование мультимедийных презентаций было бы наиболее выигрышно. Хочу сразу отметить, что презентации ни в коем случае нельзя считать панацеей, и их использование оправдано далеко не для каждой темы и каждого занятия.
На уроках с использованием презентации не ставится цель удивить детей новыми современными технологиями, однако не надо забывать, что, дети очень живо реагируют на всё новое.
Уроки, на которых используются презентации, отражают один из принципов современного урока – принцип привлекательности. Особенно яркими и результативными, с позиции информационных технологий, получаются уроки окружающего мира и литературного чтения. У младших школьников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира незнакомы. При помощи презентации дети получают возможность получить богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику. Использование презентации сопровождает и иллюстрирует объяснения учителя, делает его более доступным и запоминающимся. Это сопровождение позволяет воспринимать информацию не только на слух, но и визуально. Такое использование одновременно нескольких каналов восприятия информации усиливает обучающий эффект. Кроме обеспечения наглядности, презентация помогает упорядочить знания.
Такой вид работы существенно снижает временные затраты на подготовку дидактического материала, позволяет учащимся несколько раз вернуться к заданию, работать в своём темпе, учит детей осуществлять контроль и взаимоконтроль. Вариантов заданий может быть очень много.
Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему запоминанию. Ребёнок становится ищущим, неутомимым, творческим.
Использование презентаций на уроках повышает качество знаний, продвигает ребёнка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь детей, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учеников.
Грамотное использование ИКТ в учебном процессе начальной школы способствует развитию у учащихся теоретического мышления, содействовать интеграции процесса образования.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru