Статья на тему Специфика реализации ФГОС на уроках английского языка
Специфика реализации ФГОС на уроках английского языка в 5 классах.
Лазина Н.И.,
руководитель ШМО
учителей иностранных языков,
учитель английского языка.
Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное образование.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности, что является одной из ключевых компетентностей отечественного образования, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Исходя из этого, МО учителей иностранных языков определило следующие цели и задачи работы в условиях реализации ФГОС:
- развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих:
- речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в 4х основных видах речевой деятельности (говорение, чтение, аудирование, письмо;
- языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами;
- социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре и традициям стран изучаемого языка;
- компенсаторная компетенция – развитие умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств;
- учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений;
- развитие и воспитание понимания у школьников важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота.
Коммуникативная компетентность, в свою очередь, включает предметные компетенции:
- речевую;
- языковую;
- социокультурную;
- компенсаторную;
- учебно-познавательную.
Сейчас мы работаем над рабочей программой для 5 класса, целью которой является развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих.
Реализация данной программы будет осуществляться с помощью УМК
Биболетовой, который соответствуют новым стандартам. УМК построен на принципах коммуникативной направленности обучения и предусматривает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
С принятием стандарта нового поколения меняется отношение к субъекту учебного процесса, он становится центром учебного процесса. В требованиях основной образовательной программы основного общего образования не употребляется термин «должен», а коммуникативные умения и речевые навыки объеденены в 2 блока Выпускник научится и Выпускник получит возможность научиться.
В стандарте 2004 года, основное внимание уделялось предметным умениям, а в стандарте нового поколения большое значение уделяется метапредметным умениям. И если рассмотреть данную таблицу, то можно увидеть, что при сформированности речевой деятельности, обучающийся, получив определённые умения на одном предмете (т. е. Выпускник научится), сможет их применить на любом другом (Выпускник получит возможность научиться).
Предметная компетенция
Виды речевой деятельности
Выпускник научится
(предметные умения)
Выпускник получит возможность научиться
(метапредметные умения)
Речевая
Говорение
Монологическая речь
делать сообщения по теме;
кратко передавать содержание полученной информации;
рассуждать о фактах, приводя аргументы, делая выводы
Диалогическая речь
осуществлять запрос информации;
выражать свое мнение по обсуждаемой теме.
делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, аргументировать своё отношение к прочитанному/прослушанному
кратко высказываться на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения;
кратко излагать результаты выполненной работы.
Аудирова-ние
понимать основное содержания текстов по теме;
выборочно понимать необходимую информацию.
выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;
отделять в тексте, воспринимаемом на слух, главные факты от второстепенных;
использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова;
игнорировать незнакомые языковые явления, несущественные для понимания основного содержания воспринимаемого на слух текста.
Чтение
понимать основное содержания текстов по теме;
выборочно понимать необходимую информацию;
понять текст полностью.
читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные в основном на изученном языковом материале;
догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским/родным языком, по словообразовательным элементам, по контексту;
игнорировать в процессе чтения незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста;
пользоваться сносками и лингвострановедческим справочником.
Письмо
делать выписки из текста;
писать короткие
поздравления;
заполнять формуляр;
писать личное письмо.
делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;
составлять план/тезисы устного или письменного сообщения;
кратко излагать в письменном виде результаты своей проектной деятельности.
Первый блок включает планируемые результаты, необходимые для продолжения обучения и овладение которыми является обязательным (базовым) и это является предметом итоговой оценки. Второй блок включает планируемые результаты, характеризующие учебные действия в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих обязательную часть, они не являются обязательными, но могут учитываться при определении итоговой оценки.
В стандарте нового поколения также большое значение уделяется самостоятельной работе обучающегося. Поэтому в урочной деятельности продолжится использование таких технологий как, метод проектов, технология критического мышления, проблемное обучение, дифференцированное обучение и др. Эти технологии направлены на то, чтобы развивать активное мышление у обучающихся и научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике.
Это будет достигаться на таких уроках как:
· урок путешествие («Мир вокруг нас»);
· урок игра («Покупки»);
· урок- соревнование («Что вы знаете о Великобритании?»);
· урок-викторина («Занимательная грамматика»);
· видео-урок («Путешествие по Великобритании»);
· урок-защита проекта «Семья» «Генеалогическое древо»
На уроках иностранного языка мы обучаем детей способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетентности как одной из основных целей обучения иностранным языкам. Чтобы сформировать у обучающихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика. Для этого в учебнике и рабочей тетради содержится большое количество речевых упражнений, есть разделы, которые посвящены работе над разговорными клише. Они сформированы по ситуативному признаку: как выразить благодарность, что говорить при встрече и расставании, правила этикета, затем эти выражения используются в диалогах, которые учащиеся выучивают, а затем составляют свои диалоги по аналогии, таким способом можно добиться аутентичности в диалогической речи. Монологическая речь строится на основе текстов и 3х фазовой работе с текстами как по чтению, так и аудированию. УМК снабжены аутентичными аудио материалами. Используются учебные пособия для индивидуальной и самостоятельной работы: книги для чтения, таблицы, схемы, раздаточный материал.
Мы понимаем, что для того чтобы сформировать коммуникативную компетентность вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысль, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей. Это возможно в 5 классе на
уроке –защите проектов «Семья», «Генеалогическое древо».
Кроме того, к УМК мы планируем разработать элективный курс «Через грамматику к общению», который станет вариативной частью учебного плана и предоставит возможности для внеурочной деятельности по предмету (участие в олимпиадах, творческих конкурсах различного уровня, работа над проектами, викторины по страноведению).
Средствами оценивания учебных достижений обучающихся могут быть различные способы. Мы считаем наиболее соответствующим компетентностному подходу портфолио. Портфолио выступает не только средством оценивания, но и своеобразным инструментарием, справочником, составленным из разных источников с помощью ученика и учителя. Учащийся использует свое портфолио для самооценивания результатов и для оценки темпов своего продвижения в той или иной компетенции. Например,
1.Почему я изучаю английский язык?
2.Мой паспорт
3.Когда я слушаю,
4.Я умею писать
5.Когда я разговариваю,
Таким образом, с введением нового образовательного стандарта меняется содержание учебных программ, объем нагрузки и методологическая основа обучения. Знания не «насаждаются сверху», а «образуются» в процессе личностно-значимой деятельности учащихся, что является основой системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов в обучении иностранному языку. Необходимым условием так же является соблюдение преемственности основных образовательных программ. Основанием же преемственности разных ступеней образовательной системы становится ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования формирование умения учиться.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415
ђЗаголовок 315