Урок русского языка в 4 классе с казахским языком обучения. тема Лес и ручей





Мусалиева Рая Сарыбаевна
учитель русского языка и литературы
школы-лицея №54
города Астаны
Урок русского языка в 4 классе с казахским языком обучения.
Тема урока: Лес и ручей
Цель урока: обучающая – усвоение новых знаний, познакомить учащихся с окончанием прилагательных среднего рода, обогатить их речь глаголами движения, звучания формирование способов деятельности: умения различать виды деревьев, зверей и писать правильно их названия; научить видеть богатство, красоту леса.
развивающая – обогащение и активизация словарного запаса речи по теме «Лес и ручей», развитие умений анализировать, сравнивать, усиление коммуникативных свойств речи;
воспитательная – формирование убеждений, нравственных привычек любви и бережного отношения к живой и неживой природе; пробудить у учащихся желание читать произведения о лесе, задуматься о нравственных проблемах, воспитывать у учащихся уверенность, доброжелательность
Тип урока: комбинированный ,изучение и первичное запоминание новых знаний,
обеспечение прочности знаний и совершенствование способов деятельности.
Форма организации урока: беседа, работа с иллюстрациями, с поэтическим текстом. слово учителя, экскурсия, дидактическая игра.
Межпредметная связь: с казахским языком, литературой, окружающим миром.
Дидактическое обеспечение урока: сюжетные картинки
Оборудование урока: таблица, опорная схема, тематические картинки, иллюстрации.
Ход урока.
І. Организационный момент. Образовательные задачи:
Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке.
Психологически подготовить учащихся к общению.
Содержание этапа урока
Приветствие. Проверка по списку присутствующих и отсутствующих на уроке детей, подготовленности школьников к уроку. Организация внимания школьников.
Раскрытие общих целей урока и плана его проведения
ІІ.Проверка и опрос домашней работы.
Установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания всеми учениками. выучить правила на стр.135, выполнить на выбор письменно упр 4,
на стр. 135.
Чтение текста «Знай, люби и береги природу» (стр.134).
Оценивание учителем выразительности чтения.
Пересказ текста «Знай, люби и береги природу» (стр.134).
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415


Предлагаю совершить прогулку в лес. Готовность к прогулке нужно подтвердить выполнением заданий, присланных лесными обитателями
1. Дидактическая игра «Кто в лесу живёт?» (по аналогии игры «Снежный ком»).
1 ученик: заяц
2 ученик: заяц, лиса
3 ученик: заяц, лиса, волк
3 ученик: заяц, лиса, волк, белка
А чтобы узнать, кто их прислал, надо отгадать загадки, например:
Он всё зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной ... (медведь)




Вывешиваю на доске картинку с медведем, после каждой загадки на доске появляются изображения зверей. Запись в рабочих тетрадях даты, вида работы (посередине доски до начала урока записать число
Классная работа
1.Словарная работа. Игра "Переводчики". Задание медведя: нужно перевести слова, которые мы изучали на прошлом уроке. Давайте представим, что мы переводчики: табиCат, ™сімдіктер ,ауа, дала, таулар, Kaстар, отан, ал, ™зен.Составить с ними предлжения.
2. Второе задание медведя-отработать выразительное чтение стихотворения
И. Мазнина.
Давайте, люди,
Дружить друг с другом,
Как птица с небом,
Как травы-с лугом!
Давайте, люди,
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица.
Давайте, люди.
Беречь планету-
Во всей вселенной
Похожей нету.
Итак, выполняем задание медведя.
Напоминаю: прежде чем оказаться в лесу, не мешало бы вспомнить, как следует вести себя в гостях у природы. Конечно, мы должны придерживаться этих правил. Ученики называют правила: не ловить, не обижать птиц, зверей; не шуметь в лесу; не ломать ветки на деревьях и кустах; не жечь костёр; не оставлять после себя мусор.
А теперь, ребята, давайте поздороваемся с этим чудом природы -лесом!
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 141513 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 141513 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Ученик. Здравствуй
·, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной грозовою?
Ученик. Что нам шепчешь на заре
Весь в россе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Хором. Всё открой, не утаи,
Ты же видишь - мы свои!
А сейчас отгадайте загадку и узнайте следующего лесного жителя, который тоже приготовил вам свои задания:
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке- летом (белка)
ІІІ.Объяснение новой темы: Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
– Объясните, как вы понимаете эти пословицу.
– Что такое лес?
– Какие леса бывают?
– Как мы называем одним словом растения, леса, поля? ( природой).
– А кто живёт в лесу? ( звери и птицы).
– Вы уже догадались, что тема нашего урока
1. Белочка приберегла текст "Лес и ручей", Чтение теста "Лес и ручей" Первичное чтение текста «Лес и ручей» учителем , затем учащимися сначала про себя, потом по ролям.
2. Словарная работа. Надо провести работу с новыми словами на доске -новые слова, учитель читает, а ученики повторяют: ручей бежал- булаK аCып жатты, жаловался -зарланды, вырубили- кесіп тастады. Составить устно с этими словами предложения.
3. Работа по содержанию текста. Ответить на вопросы: Где бежал ручей? На что он жаловался? Что он говорил? Поверил ли лесу ручей? Что случилось потом? Почему ручей высох? Чему учит рассказ?
IV. Формирование новых понятий и способов действия. Знакомство с правилом.
на стр. 139, запоминаем, как изменяется глагол бежать. Тайнами спешит поделиться еще один обитатель леса:
Рыжая хозяюшка,
Из леса пришла.
Всех кур пересчитала,
С собой унесла (лиса)


V. Физкультминутка
VI. Закрепление. Проверка и отработка знании. Задание лисы: проспрягайте по цепочке глаголы говорить, отвечать, закрывать.
Еще один зверёк со своей загадкой ждёт нас в лесу:
Не барашек и не кот,
Носит шубку круглый год.
Шубка серая -для лета,
Для зимы -другого цвета. (заяц)
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

1. Посмотрите на доску, заяц приготовил опорную схему, с помощью которой можно усвоить существительные среднего рода и согласование с ними прилагательных:
лето оно какое? жаркое
чудо оно какое? лесное
Определите род существительных лето, чудо. Какое местоимение можно использовать вместо существительного среднего рода?



2. Выполнение упражнения 3, на стр 138 К данным существительным подберите нужные прилагательные, выделите окончания прилагательных.
3. Выполнение упражнения 6, на стр. 139 выучить стихотворение наизусть и письмо по памяти.
VІI.Подведение итогов урока. Завершаем прогулку по лесу чтением стихотворения. Учащиеся хором произносят последнее слово:
Почему мы с лесом дружим?
Для чего он людям нужен?
Вот стоит обычный стол. Это -....(лес)
Или рама, двери, пол. Это -...(лес)
А пенал красивый ваш? Это -...(лес)
Или этот карандаш? Это -...(лес)
Ну а стул, скамейка, парта? Это -...(лес)
А тетрадка, книга, карта? Это -...(лес)
Оглянитесь, всё вокруг -это наш зелёный друг.
тетради.
VIII. Рефлексия
Что нового узнали сегодня на уроке?

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
IX. Домашнее задание. Кто же из лесных обитателей приготовил нам задание на дом?
На овчарку он похож,
Что ни зуб, то острый нож. (волк)

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Откройте дневники, запишите задание. Упр. 4 на стр. 138 ответить на вопросы, ответы записать в тетради; пересказ текста «Если ты пошёл в гости» упр. 5, на стр. 139; выучить правила на стр.140
X. Выставление и комментирование оценок.





















Root Entry