Открытый урок по русскому языку в 4 «А» классе с казахским языком обучения « Животные и птицы – наши друзья. Части речи» 
Открытый урок по русскому языку 
в 4 «А» классе
с казахским языком обучения
« Животные и птицы – наши друзья.
Части речи»
учитель начальных классов Гоманюк И.Г.
ГУ «Кызылжарская средняя школа»
 
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   
Цели   урока: – систематизация знаний об изученных частях речи;
                        - развитие мыслительных операций, познавательной   активности, речи;                      
                       - воспитание любви к природе.
Форма проведения урока: интеллектуально-познавательная игра с компьютерной поддержкой.
Оформление:  
                       Учите русский – годы кряду,                             Сл. №1
                       С душой, с усердием, с умом!
                       Вас ждет великая награда,
                       И та награда – в нем самом!
                                                    (Сабир Абдулла)
 
1.Орг.момент
Здравствуйте ребята ,гости.
Дети, пусть вас гости не пугают,
Здесь нам стены помогают.
Все, кто здесь сидят - друзья
И бояться их нельзя.
Мы волнуемся, конечно,
День сегодня необычный.
Но урок начать пора,
Всем ни пуха, ни пера.
Приветствие.Учащиеся разделены на две  команды, сидят в « кружках», капитаны команд выбраны заранее.
Девиз.
1 команда  - «Почемучки»:  Мы отличаемся находчивостью, дружбой, умением.
2 команда  -  «Всезнайки»:  Мы – весёлые, умные, смелые ребята.
Вместе:   Мы отвечаем дружно,
                 И здесь сомнений нет.
                 Сегодня будет дружба
                 Владычицей побед.
2.Вступительная   беседа
Существительное «школа»
«Просыпается» - глагол
С прилагательным «веселый»
Новый школьный день пришел
 Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим
И сегодня нашу встречу
Открывают «Части речи»
(учитель открывает на доске название темы урока «Части речи»)
В русском языке много слов. Их разделили на большие группы – части речи. Сегодня мы вспомним с вами изученные части речи . Урок будет проходить в форме интеллектуально-познавательной игры «Все обо всем»  Сл. №2
      Итак, правила игры. Играем по командам. За правильные ответы – жетоны. Играть будем по раундам.
Части речи изучать будем мы не просто так, отправляемся мы дружно на прогулку в зоопарк.
-Кто находится в зоопарке?
Мы будем наблюдать  за животными   и работать со схемой «Части речи». 
Итак, 1 раунд!    Сл.№3
3.Раунд 1.
«Доскажи   словечко»  
Задание 1 команде
1.Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал, 
А, проснувшись, стал реветь
Этот зверь – лесной…..(медведь) Сл.№4
2. Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
( Белка)                                     Сл.№5
3.С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
Хвост колечком.
 (собака)                                   Сл.№6
4.Среди зверей кто самый главный?
Храбрый, с гривою шикарной,
Он не привык скрывать свой гнев,
Зверей он царь, свирепый…   (лев)  Сл.№7
 Задание 2 команде
1.Мчится что есть духу,
Хвост короче уха
Живо угадай-ка
Кто же это? (зайка)           Сл.№8
2.Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он мурлыча песнь поет.
Только мышь его боится…
Угадали? Это - …(кот)       Сл.№9              
3.В зоопарке, в синей клетке
Ловко прыгает по сетке,
Корчит рожи, ест бананы
Кто? Конечно (Обезьяна) Сл.№10
4.Голодна - мычит,
Сыта - жует,
Малым ребяткам
Молочка дает. 
( корова) Сл.№11
Учитель: 
-Что общего в отгадках?
-Чем питаются эти звери?
  Подберите подходящее слово. На слайде пища для зверей и птиц. Сл.№12
На доске пары слов:
Медведь-мед
Заяц-капуста
 Корова – сено
Лев – мясо
Обезьяна – бананы
Белка –орехи
Кошка – молоко
Собака- кость
-Что общего в словах 2 столбика? Сл.№13  
(обозначают предмет, отвечают на вопрос кто?)
Учащиеся устанавливают соответствие.
(обозначают предмет, отвечают на вопрос что?)
(Имя сущ. – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?)
Сделайте вывод!
 -Какие слова отвечают на вопрос кто? Что?  Сл.№14
Существительные имеют две формы числа. Какие? Сл.№15
-Как определить род? Сл.№16
 Части речи
Предмет
Кто? Что?
Имя существительное
Учитель открывает «окошечко» в схеме и выдает командам жетоны
 Работа с текстом. С.152 Сл.№17
1 команда выписать 6 слов которые отвечают на вопрос кто? Определите род.
2 команда выписать 6 слов которые отвечают на вопрос  что ? определите род.
 «Игра продолжается» Сл.№18
4. Раунд 2  «Зашифрованное  слово» Сл.№19, Сл.№20
 На экране – текст. Текст читает хорошо читающий ученик.
-О каком животном этот рассказ?  (о волке) Сл.№21
-Какие слова помогли вам догадаться? (хитрый, умный, скрытный, вредный, осторожный и т.д.)
 Посмотрите на волка.
-На какие вопросы отвечают эти слова? (какой? Какая? Какое? Какие?) Сл.№22
Сделайте вывод!  (Имя прил. – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)
Учитель открывает «окошечко» в схеме и выдает командам жетоны.
 Части речи
Признак предмета
Какой? Какая? Какое? Какие?
Имя прилагательное
2. Подбери к прилагательным существительное.  Сл.№23
1 команда
Серый, хищный, злой –                                                                (волк)     
Рыжая, хитрая, ловкая –                                                               (лиса)      
Большой, косолапый –                                                                  (медведь)  
2 команда                             Сл.№24
Трусливый,   длинноухий, серый или белый –                           (заяц)                  
Пушистая, прыгучая, рыжая -                                                           (белка)
Маленький, колючий, круглый  -                                                    ( еж)
Физминутка     Сл.№25-35
  «Игра продолжается»   Сл.№36 
 5. Раунд 3  «Слоговое лото» Сл.№37
-Каждая команда получает набор слогов, из которых надо сложить название животного.
За правильные ответы – жетон.
1 команда.воробей, лошадь,  козёл
2 команда.ворона, верблюд, баран
Давайте посмотрим слайды Сл.№38,39
- Кто как голос подаёт? Сл.№40
-Я сейчас вам покажу слово, а вы мне карточку с номером того животного, к которому оно относится.
1 команда .Чирикает, ржёт, мычит, хрюкает.
2 команда.Каркает, лает, мяукает, воет.
Проверка. Сл.№41
Учащиеся показывают карточки с цифрами и получают жетоны.
-Что общего в этих словах?  
-Как они называются? 
 (Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?)    Сделайте вывод!
Учитель открывает «окошечко» в схеме    Сл.№42                      
 Части речи
Действие  предмета
Что делать? Что сделать?
Глагол
8. Подобрать(соединить) подходящие глаголы. Сл.№43,44
Заяц                                       прыгаетлебедь                                  плаваетчерепаха                              ползает Мышка                                шуршит                                    
Ласточка                           летает
Собака                                служит  
Составьте с любым словосочетанием предложение. Подчеркните глаголы.
  «Игра продолжается»  Сл.№45
 7. Раунд 5                        Сл.№46,47  
«Исключи лишнее»
1.Сорока, лебедь, беркут, цыпленок.
2.Слон, жираф, баран, тигр.
3. Пищит, мычит, воет, хитрая.
4. Серый, большой, злой, каркает.
 8. Раунд 6
«Волшебная цепочка»  Сл.№48,49
 Перевести с казахского на русский язык.
Шошқа свинья, торай поросенок,маймыл обезьяна, аю медведь, тышқан, арыстан лев, жолбарыс  тигр, түйе верблюд , бота верблюджонок, әтеш петух, тауық курица, қаз гусь, аққу лебедь,піл слон,бұзау теленок
 Итог:              Сл.№50    
- Что повторили на уроке?
- О ком говорили на уроке?
                                           Сл.№51
- Послушайте, что пишет М. Пришвин, и подумайте, чего он опасается?
У. Если будет вода, а в ней ни одной рыбки - я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летает ласточка — я не поверю воздуху, и лес без зверей, с одними людьми - не лес. (М. Пришвин)
Д. Что животные исчезнут.
У. Почему это может произойти?
У. О чем мы должны знать и помнить в природе?
Д. Мы должны помнить, о том, что животные - наши друзья.
Д. Мы должны вести себя в природе и жить так, чтобы не навредить животным.
 Правила. Сл.№52
- Не разорять птичьи гнезда
- Не пугайте животных и птиц
- Не дразните животных
- Ухаживайте за домашними животными.
Чтение стихотворения 
Сл.№53
Шошқа -свинья, торай- поросенок,маймыл -обезьяна, аю- медведь, тышқан- мышь, арыстан -лев, жолбарыс -  тигр, түйе -верблюд , бота- верблюджонок, әтеш- петух, тауық -курица, қаз -гусь, аққу -лебедь,піл- слон,бұзау -теленок, қарлығаш -ласточка.
1 команда
Шошқа, маймыл, тышқан, арыстан, бота, әтеш, қаз,қарлығаш
2 команда
Торай, аю, жолбарыс, түйе, тауық, бұзау, аққу, піл
ПО    РО   СЁ   НОК  
ТЕ   ЛЁ   НОК