Доклад Особенности преподавания русского языка в классах с казахским языком обучения


Тема доклада:«Особенности преподавания русского языка в классах с казахским языком обучения» Подготовила: учитель русского языка и литературы Макаровской СОШ Лоскутова.С.А. Западно Казахстанская областьЗеленовский район Республика Казахстан – многонациональное государство. В силу исторически сложившейся необходимости на территории республики русский язык используется в качестве языка межнационального общения. Основной задачей уроков русского языка в классах с казахским языком обучения – это целенаправленность обучения на достижение конкретного конечного результата.Значит, ведущими идеями будут следующие:1. Прививать интерес к русскому языку, психологически готовить к дальнейшему изучению его в школе;2. Приучать слух детей к звукам, словам русской речи;3. Создавать у детей запас наиболее употребительных слов, вырабатывать умение пользоваться ими в разговорной речи;4. Научить строить элементарные фразы на русском языке, употребляя слова в правильной грамматической форме. У большинства детей в сознании сосуществуют системы двух языков. При этом закономерности русского языка ученики воспринимают через призму родного и переносят явления родного языка в русскую речь, что часто приводит к ошибкам. Такой перенос называется интерференцией. Главной задачей я считала предупреждение интерференционных ошибок в русской речи. Но для этого, прежде всего, нужно видеть языковой материал глазами детей, реально оценивать те трудности, которые должен преодолеть ученик. Эти трудности обусловлены расхождениями в системах родного и русского языков, отсутствием некоторых грамматических категорий русского языка в родном языке учащихся, несовпадением их функций в родном и русском языках, расхождениями в способах выражения тех или иных грамматических значений. А кроме того, нерегулярностью языковых явлений в самом русском языке: чем больше в языке исключений из правил, тем труднее он усваивается. Для всех изучающих русский язык как неродной особую трудность представляют: категория рода категория одушевленности/ неодушевленностипредложно-падежная и видовременная системы. Степень трудности в этом случае может быть разной, в зависимости от степени близости родного и русского языков. Русская категория рода охватывает имена существительные, прилагательные, местоимения, глагольные формы ( прошедшее время, условное наклонение, причастия), поэтому правильное усвоение многих явлений грамматики русского языка( склонение существительных, согласование прилагательных, порядковых числительных и т.п) зависит от правильного определения рода. В казахском языке отсутствует категория рода. Большое количество ошибок в согласовании по родам вызвано немотивированностью категории рода в русском языке. Все это приводит к ошибкам типа: мой парта, красивый сумка, горячий вода, большой комната, мама сказал, одна газет, моя папа умная и т.п. Мне важно было видеть трудности изучаемой единицы в комплексе: фонетические, лексические, грамматические, чтобы определить последовательность работы с ними. Например, в простых предложениях: Книга лежит в столе. Папа работал на заводе. учитель должен предусмотреть:1. фонетические трудности( слитное произношение предлога с существительным);2. трудности усвоения падежной формы( различение предлогов в и на, различное оформление существительных в предложном падеже: на заводе, но в санатории, в лаборатории);3. трудности усвоении глагольного управления(работает где? доволен чем? удивляется чему?);4. трудности усвоения согласования подлежащего со сказуемым в роде, числе ( папа работал, книга лежит). Есть целый ряд условий, способствующих возникновению заинтересованного отношения к любой науке, изучаемой в школе. Нужно чаще вспоминать слова Л.Н.Толстого: « Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их». В основе этой работы лежит постоянное внимание к изобразительным возможностям русского языка, к тем его достоинствам, которые делают его одним из самых выразительных и красивых языков мира. Красота и богатство русского языка в полной мере могут раскрыться лишь в процессе повседневной кропотливой работы на каждом уроке, цель которой - пробудить интерес к слову. Так, изучая в 5 классе согласные звуки, учащиеся читают вслух высказывания писателей о русском языке, записанных на интерактивной доске: « Язык – это история народа. Язык –путь цивилизации и культуры. Поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью» (А.И.Куприн) « Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» (И.С.Тургенев) Ученики объясняют значение слов праздным, насущным, опора. Затем сравнивают высказывания А.И.Куприна и И.С.Тургенева и решают, что общего в их оценках русского языка. Оба писателя говорят о силе и красоте русского языка. Далее в процессе беседы, учащиеся узнают, что благозвучие русского языка обусловлено соотношением в нем гласных и согласных звуков. В нашей речи преобладают мелодичные звуки (75%); гласные и звонкие согласные. Остальные звуки немузыкальные, т.е. шумные, глухие. Ученики получают задание выделить гласные и согласные звуки слов. Звучит вопрос: «По каким звукам легче узнать эти слова?» (по согласным).Ученики еще раз убеждаются, что смыслоразличительная способность согласных звуков сильнее, чем у гласных. Программа 5 класса показывает структуру всего здания русского языка, в фундаменте которого лежат звуки речи и слоги. Далее мы должны показать уровень слова с его лексическим значением, многозначностью, синонимами, антонимами. Чтобы вызвать интерес к вопросу о прямом и переносном значении слов, можно зачитать несколько примеров детской речи, записанных К.Чуковским.Мама выстирала рубашку и попросила Петю повесить ее сушить на солнышке. Петя ушел, но скоро вернулся с рубашкой. - Почему ты не повесил ее сушить? – спросила мать. - Я не достал до солнышка, - ответил Петя. Мальчика спрашивают о сестре:- Что же твоя Иришка с петухами ложится?- Она с петухами не ложится – они клюются: она одна в свою кроватку ложится. При изучении лексики начинается систематическая работа со словарями. На интерактивную доску можно вывести любой отрывок из стихотворений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева и др. Чтобы понять содержание данного отрывка художественного текста, ученики под руководством учителя, используя толковые словари, составляют тематический словарик к приведенному отрывку. Эта занимательная и увлекательная работа помогает учащимся в пополнении словарного запаса. На уроках использую занимательные наглядные, словесные игры, различные виды карточек как для индивидуальной работы, так и для групповой, загадки, ребусы, кроссворды и т.д.Занимательные игры оживляют уроки, делают их более интересными и разнообразными. “Загадочный квадрат”Дописать слова, употребляясочетания жи-ши, ча-ша, чу-щу “Необычное колесо”Прочитать в данной фигуре как можно больше слов “Кто быстрее?”Чтение букв в алфавитном порядке Немаловажное значение в обучении русскому языку имеет и внеклассная работа. Чтобы учащиеся овладевали русским языком одними уроками русского языка ограничиваться нельзя. Многолетняя практика преподавания русского языка показывает, что полноценное усвоение программного материала и совершенное владение русским языком возможно лишь при условии, если обучающимся будет предоставлена возможность говорить, слушать, читать и писать на русском языке, по крайней мере, 5-6 часов в день. Учебным планом и школьными программами это предусмотреть невозможно. Следовательно, решать эти задачи необходимо не только на уроке, но и в процессе внеклассной работы с учащимися.благодаря этой работе, которая проводится целенаправленно, систематически развивается интерес к изучению русского языка. Открытие недели Конкурс чтецов Ежегодно в стенах нашей школы проводятся Месячники языков народов Казахстана, Декады ко Дню Независимости РК, на которых проводятся конкурсы, диспуты, викторины, конкурсы на лучшего чтеца и лучшее сочинение. Основной задачей уроков русского языка в классах с казахским языком обучения является вовлечение детей в процесс овладения живым русским словом. Для этого нужно предоставлять им больше простора для речевой практики. Спасибо за внимание!