Диагностический инструментарий. Определение уровня профессиональной компетентности педагогов


ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТУРМЕНТАРИЙ
Диагностика информационных, профессиональных затруднений и потребностей педагогов, уровня педагогического мастерства
Определение профессиональных затруднений и потребностей педагогов
№ Название диагностируемой позиции Да Отчасти Нет
І. Испытываю проблемы
1. Моделирование
а) «целеполагания»: - цели и задач мероприятия; - путей мотивации учащихся. б) «содержания»: - «порций» подачи материала; - структуры содержания; - формы подачи содержания. в) «организации»: - адекватно цели, задач и содержанию; - позитивной коммуникативной с участниками образовательного процесса. г) «методики»: - методов (наблюдение, эвристическая беседа, проблемная ситуация, частично-поисковый, исследовательский, проектов и др.);- средств (наглядных, технических и др.); - приёмов:
активизации познавательной деятельности;
активизация мыслительной деятельности;
активизация творческой деятельности. 2. Реализация:
а) «целеполагания»: - определение места предъявления целей и задач (начало – конец) мероприятия; - определение способа предъявления целей и задач (педагог – обучаемый) мероприятия; - «увязывание» целей и задач мероприятия с потребностями обучаемых на основе использования результатов социально-педагогической диагностики б) в предъявлении содержания: - с использованием технологий (элементов):
французских педагогических мастерских;
проектной;
игры;
развивающего обучения;
развития критического мышления;
другие. в) в проведении занятий: - знакомство с новым содержанием; - отработка умений и навыков; - коррекционных; - итоговых; - комбинированных; - других. г) в организации работы: - парной; - групповой; - по само- и взаимоконтролю; - по оценке и самооценке; - другое. д) в применении на занятии: - технических средств обучения; - электронно-вычислительной техники; - изготовление и применение наглядных средств; - другое. 3. Рефлексия а) в выборе: - оснований для самоанализа; - критериев для анализа деятельности обучающихся; - показателей для анализа результатов деятельности обучающихся. б) в проведении: - анализа и самоанализа. в) в определении эффективности мероприятия в т.ч.: - степени влияния на личностное развитие обучаемых; -содержания мероприятия; - организации и формы его проведения;
ІІ.Есть затруднения: - знание концепций, образовательных стандартов по предмету, норм оценки результатов учебной деятельности учащихся, нормативной базы; - подготовка учащихся к олимпиадам, турнирам, соревнованиям, творческим конкурсам; - подготовка учащихся к продолжению образования; - знание психолого-возрастных особенностей учащихся; - знание эффективных методик и технологий взаимодействия с учащимися; - умение использовать ЭВТ, ТСО, НСО. ІІІ. Хотелось бы: - послушать: - изучить: - обсудить: - увидеть: - попробовать: IV.Могу предложить:
Самоанализ затруднений
педагогической деятельности
Вид затруднения в практической деятельности педагога 0 1 2 3
Затруднения в планировании работы
1. Тематическое планирование 2 Поурочное планирование 3. Планирование внеурочной работы по предмету 4. Планирование самообразования Затруднения в деятельности
1 Владение содержанием программ, программным обеспечением, учебно-методическими пособиями 2. Использование разнообразных форм работы на занятии 3Обеспечение внимательной, активной работы обучающихся в течение всего занятия 4Проведение практических работ 6Повышение мотивации к обучению 7Осуществление индивидуального подхода к обучающимся8.Организация воспитательной работы 9Выявление типичных ошибок и затруднений обучающихся 10Организация занятий по методике уровневой дифференциации Затруднения в контроле деятельности
1Учет и оценки уровня качества и освоения образовательных программ 2Самоанализ деятельности педагога 3Составление мониторинга образовательной деятельности 4Обобщение своего опыта (к аттестации или для дальнейшей работы 5Внедрение опыта, описанного в литературе (новых педагогических технологий) в свою педагогическую практику Анкета для педагогов
по самооценке своей деятельности
1. Связываете ли Вы свои трудности с тем, что недостаточно глубоко знаете теоретические вопросы детской психологии?
(да, затрудняюсь ответить, нет)
2. Возможно, Ваши затруднения связаны с тем, что Вы овладели не всеми способами, методами, приемами активизации учащихся в обучении?
(да, затрудняюсь ответить, нет)
3. Представляет ли для Вас трудность формулировать вопросы проблемного характера, создавать проблемные ситуации в обучении?
(да, затрудняюсь ответить, нет)
4. Часто ли Вам удается на лабораторных и практических занятиях организовать работу учащихся так, чтобы она проходила в форме небольшого исследования?
(да, затрудняюсь ответить, нет)
5. Часто ли удается Вам на уроках использовать научные факты так, чтобы они способствовали развитию мышления учащихся?
(да, затрудняюсь ответить, нет)
6. Представляет ли для Вас трудность осуществлять дискуссию на уроках?
(да, затрудняюсь ответить, нет)
7. Владеете ли Вы умениями рассматривать явления, факты, события в ходе объяснения нового материала с позиций междисциплинарного подхода (показать всеобщность законов природы и общества, вводить элементы системного видения явлений и объектов и т.п.)?
(да, затрудняюсь ответить, нет)
8. Всегда ли и во всех классах удается Вам составить задания различной степени сложности для учащихся?
(да, затрудняюсь ответить, нет)
9. Часто ли Вы можете определить, какой вид заданий будет трудным для учащихся?
(да, затрудняюсь ответить, нет)
10. Удается ли Вам определить степень осознанности владения учащимися мировоззренческим понятиями?
(да, затрудняюсь ответить, нет)
11. Представляет ли для Вас трудность изложение теоретических и дидактических вопросов по Вашему предмету?
(да, затрудняюсь ответить, нет)
12. Трудно ли Вам анализировать учебный материал с точки зрения современных достижений науки, движения научного знания?
(да, затрудняюсь ответить, нет)
13. Всегда ли Вам удается выбрать соответствующий метод или методический прием для реализации целей урока?
(да, затрудняюсь ответить, нет)
14. Можете ли Вы оценить свои удачи на уроке, определить то, что удалось Вам больше всего?
(да, затрудняюсь ответить, нет)
15. Можете ли Вы определить и оценить, что не получилось на том или ином уроке, какие были затруднения?
(да, затрудняюсь ответить, нет)
16. Всегда ли удается Вам увидеть недостатки тех уроков, которые Вы посещаете (уроки Ваших коллег)?
(да, затрудняюсь ответить, нет)
Анкета «Выявление способности педагогов к саморазвитию»
Уважаемые педагоги определите уровень своего развития, ответив на вопросы анкеты и обработав результаты:
Цель: выявить способности педагога к саморазвитию.
№ п/пВопрос Баллы
1. Я стремлюсь изучить себя 5 4 3 2 1
2. Я оставляю время для развития, как бы ни была занята работой и домашними делами          
3. Возникшие препятствия стимулируют мою активность          
4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя          
5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя на это специальное время          
6. Я анализирую свои чувства и опыт          
7. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам          
8. Я верю в свои возможности          
9. Я стремлюсь быть более открытой          
10. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди          
11. Я занимаюсь своим профессиональным развитием и имею положительные результаты          
12. Я получаю удовольствие от освоения нового          
13. Возрастающая ответственность не пугает меня          
14. Я положительно бы отнеслась к продвижению по службе          
15 Я много читаю 16 Я выписываю газеты 17 Я выписываю методическую литературу Ответьте на следующие вопросы, поставив следующие баллы:
5 – если данное утверждение полностью соответствует действительности,
4 – скорее соответствует, чем нет,
3 – и да, и нет,
2 – скорее не соответствует,
1 – не соответствует.
Подсчитайте общую сумму баллов:
15-35 – остановившееся развитие.
36-54 – отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий.
55-75 – активное развитие.
Анкета «Выявление факторов,
стимулирующих и препятствующих саморазвитию»
Цель: выявить факторы, стимулирующие и препятствующие саморазвитию учителей в школе.
Оцените по пятибалльной системе факторы, стимулирующие и препятствующие Вашему обучению и развитию:
5 —да;
4 —скорее да, чем нет;
3 — и да, и нет;
2 —скорее нет;
1 – нет.
 
Препятствующие факторы
1. Собственная инерция.
2. Разочарование в результате имевшихся ранее неудач.
3.  Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей.
4. Враждебность окружающих (зависть, ревность), плохо воспринимающих в Вас перемены и стремление к новому.
5. Неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководителями, то есть отсутствие объективной информации о себе.
6. Состояние здоровья.
7. Недостаток времени.
8. Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.
 
Стимулирующие факторы
1. Школьная методическая работа.
2. Обучение на курсах
3. Пример и влияние коллег.
4. Пример и влияние руководителей.
5. Организация труда в школе.
6.  Внимание к этой проблеме руководителей.
7.  Доверие.
8. Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования.
9. Занятия самообразованием.
10. Интерес к работе.
11. Возрастающая ответственность.
12. Возможность получения признания в коллективе. Обработка данных микроисследования:
Итоговая таблица
ОБУЧЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА
Способность учителя к саморазвитию Ф. И. О.
учителей Стимулирующие
факторы Препятствующие
факторы
1. Активное саморазвитие      
2. Саморазвитие, зависящее от условий  
   
   
 
3. Остановившееся саморазвитие  
   
   
 
В результате обработки анкет выявляются три категории педагогов, фамилии заносятся в таблицу в соответствии со степенью готовности учителей к саморазвитию. Препятствующие и стимулирующие факторы ранжируются с помощью показателей среднего балла, а также заносятся в таблицу.
Оценка информационных потребностей педагога
Показатель Характеристика Кол-во баллов
Прохождение курсов повышения квалификации Не проходит Своевременно проходит Участие в работе педагогических советов ЦДТ Выступает с сообщениями Входит в проблемную группу Не выступает Делает краткие сообщения Выступает с докладом Участвует в подготовке Участие в муниципальных,
зональных семинарахНе принимает участия Присутствует Выступает с опытом работы Участвует в подготовке Активность в работе МО Не участвует Делает сообщения Активно выступает Даёт открытые занятия Проведение открытыхзанятия Не проводит Проводит на уровне учреждения Проводит на муниципальном уровне Проводит на зональном и т.д. уровне Занятия самообразованием Не занимается Занимается над отдельной методической темой Работает над внедрением новой методики Разрабатывает авторскую программу ИТОГО: Количественный показатель определяется по формуле:
сумма полученных баллов х 100%
ИП = ----------------------------------
30
Качественная характеристика даётся по шкале ИП в зависимости от полученного количественного показателя:
до 40% — критический уровень.
до 80% — достаточный уровень.
до 100% — оптимальный уровень
Определение уровня
педагогического мастерства
Этапы Элементы и задачи Балл
Организационный этап Готовность кабинета 4 Организационное начало 4 Готовность учащихся к занятию 4 Целевая установка на работу 4 Установка на знания и умения 4 Мотивация учебной деятельности 5 Введение проблемной задачи 5 Введение игрового момента 5 Решение дидактической задачи: подготовить учащихся к работе на занятии 5 Фактически полученная сумма 0
Минимальная сумма 21
Этап проверки домашнего задания Коллективная работа 4 Взаимопроверка 5 Привлечение обучающегося-консультанта5 Другие формы 5 Выполнение д/з: установить правильность и осознанность выполнения д/з всеми учащимися, устранить в ходе проверки обнаруженные ошибки 5 Фактически полученная сумма 0
Минимальная сумма 9
Этап всесторонней проверки знаний, актуализации опорных знаний Фронтальная форма учебной работы 4 Уплотнённый опрос 5 Задания на доске 5 Задания по карточкам 5 Тестовая проверка 5 Программированный опрос 5 Создание нестандартных ситуаций 5 Другие формы 5 Выполнение д/з: глубокая всесторонняя проверка знаний у нескольких учащихся 5 Фактически полученная сумма 0
Минимальная сумма 9
Этап усвоения новых знаний Логический переход к новой теме 4 Выделение главного в изучаемых объектах или явлениях 4 Запись в тетрадях тезисов, планов, составление таблиц 5 Использование опорных сигналов 5 Использование наглядности 5 Самостоятельная работа с книгой 4 Постановка эвристических вопросов 5 Создание проблемной ситуации 5 Использование межпредметных связей 5 ТСО 5 Словарная работа над новыми терминами 4 Выполнение д/з: дать учащимся конкретные представления об изучаемых фактах или явлениях 5 Фактически полученная сумма 0
Минимальная сумма 17
Этап формирования навыков и умений Вводные упражнения: С предварительным объяснением 4 С комментированием 4 С последующим объяснением 4 Пробные упражнения 4 Применение знаний в стандартной ситуации(по образцу, инструкции) 4 Творческий перенос знаний, навыков в нестандартные условия 5 Выполнение д/з: сформировать у учащихся устойчивые умения и навыки 5 Фактически полученная сумма 0
Минимальная сумма 21
Этап закрепления Постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности 4 нового материала Создание нестандартных ситуаций 5 Связный рассказ по теме 4 Тренировочные упражнения 4 Практическая самостоятельная работа 4 Выполнение д/з: закрепить те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу в ходе выполнения д/з5 Фактически полученная сумма 0
Минимальная сумма 17
Инструктаж 5 Включение познавательных задач и вопросов 5 Индивидуальные задания на основе пределов знаний 5 Выполнение д, з: сообщение о д/з, разъяснение методики его выполнения 5 Фактически полученная сумма 0
Минимальная сумма 9
Итог занятия Дисциплина на занятии Психологический микроклимат 4 Активность учащихся на занятии 4 Практическая плотность 4 Рецензирование ответов учащихся 4 Комментирование оценок педагогом 4 Объективность данных оценок 4 Организация окончания занятия 4 Взаимодействие содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся 5 Применение методик педагогов-новаторов 5 Внедрение собственных методических разработок 5 Фактически полученная сумма Минимальная сумма 20
Ф х 100%
УМ=
min Итого минимальная сумма 123
Итого фактическая сумма УМ Уровень
Критерии:
100% — оптимальный уровень;
90% — 99% — допустимый уровень;
ниже 90% — критический уровень.